Уроклитературы 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения.
- Орг. Момент
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 1 слайд
Дома вы работали над характеристиками героев: Васи и Валька, вы сдадите мне тетради в конце урока, а пока, приготовьте, они помогут вам для выполнения задания.
2,3,4 слайд (По картинкам определить героя, по ключевым словам определить героя)
Итак, ребята, давайте подумаем, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Тему запишем в тетрадь.
- Этап усвоения первичных знаний
Скажите ребята, что такое доброта? Что для вас значит это слово? Добрые люди какие? (ответы детей). Почти все вы сказали, что добрый человек, это тот, который помогают людям, знаете ли вы годом чего объявлен 2018 год в наше стране.5 слайд Годом волонтёра-добровольца, то ест этот, год, который посвящён людям, делающим добро безвозмездно.
Вернёмся к повести, скажите, ребята, а что могут проявлять добрые люди? Что такое «Сострадание»? обратимся к словарю.6 слайд В словаре Ожегова такое толкование: Сострадание- ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания. Скажите, кто в нашей повести проявляет сострадание? (Вася, судья) и как это проявляется?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось.
Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль.
Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
- Этап закрепления
7 слайд. Драма Тыбурция и его детей.
Итак, давайте поговорим о добрых людях в повести. Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)
-Какова была участь неугодных? Зачитайте.
Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)
-Кого из из них автор считает замечательной личностью?(Тыбурция.)
-Найдите описание его внешности, зачитайте. Слайд 8
-Драматична ли судьба Тыбурция?
-слайд 9 Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)
Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)
Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.) слайд 10. Давайте запишем себе этот вывод.
Эвристическая беседа
Слайд 11.1.- Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?
(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)
Слайд 12 - Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение (стр.26 3-й абзац). (Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)
- Какие средства худ. выразительности использует автор?
(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;
Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика)
- О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость) - Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними? (Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко. Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)
Слайд 13- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»? (Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)
- Когда раскрылась мальчику эта загадка? (Когда Вася впервые увидел подземелье)
- Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.
Чтение по ролям Послушайте диалог Васи и Валека из V главы. Стр.32-33- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?
14 слайд. - Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)
-Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)
Дома вы писали сравнительную характеристику мальчиков, давайте заслушаем 1,2 ваших ответа и если чего-то не хватает, дополним.
5. Этап усвоения знаний
Итак, мы с вами сказли, что жанр этого произведния - Повесть — один из видов эпического произведения. Какие ещё виды эпических произведений вы знаете? Виды эпических произведений (Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой. Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя. Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев. Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения. Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
15 слайд Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.
Вспомним из чего состоит композиция – построение литературного произведения. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка. Раз у нас 2 сюжетные линии, то и композиционных элементов будет больше. Итак, рассмотрим линию Васи и отца. Слайд 16. Экспозиция - непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения (главы «Я и мой отец», «Развалины»)
Завязка («Я приобретаю новое знакомство»)
Развитие действия («. Знакомство продолжается», «Среди серых камней»,
«На сцену является пан Тыбурций»)
Кульминация – высшая точка развития действия, развязка.
(«Кукла»)
Заключение (Эпилог – то, что случилось после событий, описанных в произведении)
- Рефлексия
Итак, ребята мы начали наш разговор о добре и сострадании. Герои повести тоже люди добрые, они проявляют друг к другу сочувствие и любовь. У них большое сердце. 17 слайд Разделитесь на группы и запишите, что у вас ассоциируется со словом «сердце». Работа в группах. Надеюсь, ребята, вы тоже будете людьми «с большим сердцем», будете проявлять сострадание, делать людям добро и это будет приносить вам радость.
- Слайд 18 Домашнее задание
На следующем уроке мы продолжим разговор по повести, поэтому ребята, поразмышляйте, в чём сходство и различие Сони и Маруси, и напишите ответ на вопрос: Как дружба с Вальком повлияла на Васю? И подготовьте последних глав повести, начиная с главы «Кукла»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....