Конспект урока "Образ Катерины " (по пьесе "Гроза")
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Конспект урока "Образ Катерины" (по произведению "Гроза")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 10 «Б» классе.
Тема. Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза».
Цель: проанализировать образ героини, дать ему нравственную оценку.
Задачи:
1. Выявить черты характера Катерины.
2. Проанализировать отношения Катерины с другими персонажами.
3. Оценить самоубийство Катерины с точки зрения христианской морали.
Оформление: интерактивная доска с презентацией, иллюстрации из произведения, кадры из постановки.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока.
I. ОНУ /Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Запишите число, «классная работа». На прошлом уроке мы анализировали образы «темного царства». Сегодня мы продолжим работу по пьесе.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф (выведен на доску):
«Так и рвётся душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой».
(А. Кольцов).
Учитель: Это слова талантливого русского поэта Алексея Васильевича Кольцова. Как вы думаете, к кому из героев пьесы применимы эти слова? Кого они могут характеризовать? Почему?
Ученики: К образу Катерины. Ее душа так же рвется к свободе и воле.
II. Формулирование темы и цели урока.
Учитель: Сформулируйте тему и цель урока.
Ученики: Тема: «Образ Катерины» в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Цель: проанализировать образ героини, дать ему нравственную оценку.
III. Работа по теме урока.
Учитель: Где мы встречаем героиню впервые?
Ученики: Действие 1, явление 5.
Учитель: Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? Зачитайте реплики.
Ученики: Неспособность лицемерить и лгать, прямота. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»; «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»; «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?»; «Да здесь все как будто из-под неволи».
Учитель: Уже с первых реплик прослеживается конфликт между Кабановой и Катериной. Давайте вспомним, что такое конфликт в художественном произведении?
Ученики: Конфликт это - столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.
Учитель: Как вы думаете, почему между героинями происходит конфликт?
Ученики: Кабаниха не терпит в людях собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.
Учитель: Можем ли мы назвать героинь максималистками? Как вы понимаете значение слова «максимализм»?
Ученики: Да, можем. Максимализм – это точка зрения, согласно которой человек признаёт только что-то конкретное, крайнее, чрезмерное. Именно такими качествами обладают и Катерина и Кабанова.
Учитель: Откуда же появились в Катерине положительные черты характера, если город Калинов живет согласно иным принципам?
Ученики: Воспитание в детстве, в родном доме.
Учитель: Зачитайте отрывок, в котором описывается детство Катерины. Отрывок начинается со слов «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…» (действие 1, явление 7).
Ученики: (Читают отрывок)
Учитель: Чем любила заниматься героиня?
Ученики: Ходить в церковь, вышивать золотом по бархату, слушать песни странниц.
Учитель: С кем себя сравнивает Катерина? Почему?
Ученики: С птицей. Птицы свободны от всего, могут лететь куда хотят, так и Катерина жаждет вырваться из «темного царства».
Учитель: Это сравнение выбрано А. Н. Островским не случайно. Птица символ души у славян, это единственное существо, которое близко к небу, а значит к самому Богу.
Учитель: Кого полюбила Катерина?
Ученики: Бориса.
Учитель: Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?
Ученики: На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.
Учитель: Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?
Ученики: Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.
Учитель: Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?
Ученики: Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.
Учитель: Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.
Ученики: Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.)
Учитель: Можем ли мы сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Обретает ли Катерина свободу?
Ученики: С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность («Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»)
Учитель: Почему же кается Катерина? Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?
Ученики: В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая». Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».
Учитель: К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?
Ученики: Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его.
Учитель: В христианстве покаяние – очищение. Приходит ли очищение к Катерине?
Ученики: Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.
Учитель: А как ведёт себя Борис в этой ситуации?
Ученики: Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».
Учитель: Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса. Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере. Проанализируйте отрывок.
Ученики: Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой. Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!»
Учитель: Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, почему желает ей смерти?
Ученики: Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение – забрать её с собой, он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может и жить вместе с ним и быть презираемой она бы тоже не смогла.
Учитель: Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как отнеслись другие герои к смерти Катерины?
Ученики: Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)
Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы… . Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)
Учитель: Эти слова символизируют новый вызов «темному царству»?
Ученики: Нет. Он слишком слабоволен, чтобы пойти против матери.
Учитель: Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход?
Ученики рассуждают.
Учитель: Существует много точек зрения насчет смерти Катерины. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой»: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством». Достоевский же полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований».
Учитель: Можно ли назвать внутренний конфликт Катерины не разрешимым? Почему?
Ученики: Можно. У Катерины не было другого выбора, душевный покой она бы уже не обрела. Даже не смотря на религиозность, героиня совершает самоубийство- самый страшный грех с точки зрения христианской морали.
IV.Рефлексия.
Учитель: Для того чтобы систематизировать знания, приобретенные на уроке, предлагаю вам составить кластер по образу Катерины. Вот какой получился у меня:
Катерина
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Написать сочинение-рассуждение на тему «Самоубийство Катерины – победа или поражение?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....
Конспект урока литературы в 10 классе : "Трагедия Катерины Кабановой"
Конспект урока литературы в 10 классе...
Конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Основная цель ...

Конспект открытого урока по теме: "А. Н. Островский "Гроза". Образ Катерины"
Конспект открытого урока по теме: "А. Н. Островский "Гроза". Образ Катерины"...

Конспект урока "А.Н. Островский "Гроза". Катерина как трагический характер"
Анализ образа Катерины....

Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")....

Конспект урока литературы «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»
Конспект урока литературы (10 класс) «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»Цели урока:- познакомить с нравами семейства Кабановых;- сопоставить жизненные ценности...