Конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
план-конспект урока по литературе
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Основная цель данного урока - раскрытие жизненной позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора. На уроке учащиеся высказывают собственное мнение по обсуждаемым вопросам, принимают решение и выбор личностной позиции. на уроке используются такие технологии, как групповая работа, ролевая игра, диалог культур, дискуссия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literatura.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме "Был ли у Катерины иной путь?"
Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Учитель: Макшанова Надежда Ивановна
МБОУ « СОШ № 69»
Цели урока:
Обучающие:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока.
- раскрыть жизненные позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора.
Развивающие:
- развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.
- развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме.
- развивать умение работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
- развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- формирование у школьников нравственных ориентиров.
- умение распознавать истинные и ложные ценности.
- формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения.
- привитие интереса к изучению художественных произведений.
Оборудование: портрет А.Н.Островского, драма А.Н.Островского «Гроза», критические статьи , словарь С.И. Ожегова, мультимедийный проектор, магнитофон, репродукции картин, театральная афиша, доклады учащихся.
Эпиграф урока: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому…». Н.Заболоцкий.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.
Форма проведения: урок – размышление.
Технология: групповая работа, ролевая игра, диалог культур, дискуссия.
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности.3 мин. (беседа с классом)
1. Вступительная беседа.
Ребята, вы, как и многие из нас, бывали в театре.
-Какие пьесы вы смотрели? (разные, комедии, трагедии).
-Если обратиться к афише театра, можно заметить, что в репертуаре довольно часто встречаются произведения классиков: Шекспир, Чехов, Гоголь, Островский. (Обратим внимание на театральную афишу, репертуар театра.)
-Чем вызван интерес современных зрителей к классической литературе? (сюжет, тема, проблема.) То есть тематика произведений актуальна и в наше время.
-Само наименование классики заслуживают произведения, в которых находят отражение вечные темы: любовь, верность, предательство, долг, честь, достоинство – нравственные понятия.
2. Чтение стихотворения.
И стих В.Высоцкого «Баллада о времени» убеждает нас в этом. (текст стихотворения на экране)
Время эти понятья не стерло.
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне, присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.
II. Актуализация проблемы. 2 мин.
1. Определение цели и задачи урока.
На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые писатель поднимает и решает в произведениях. В пьесе «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Так же, как и Н.Заболоцкий.
2. Постановка проблемной задачи.
Сегодня на уроке мы поразмышляем над финалом пьесы.
Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Был ли у Катерины иной путь?». Цель нашей работы: раскрыть жизненные позиции главной героини, понять причины гибели.
III. Повторение и обобщение знаний и способов деятельности учащихся. 31 мин.
1. «В зеркале действий…» 10 мин.
Построение ситуации, носящей проблемно – ценностный характер и требующий от ученика понимания ее смысла. (Работа с текстом, заполнение таблицы «Судьба Катерины». Образец заполненной таблицы смотри в приложении.)
На первом этапе, который называется «В зеркале действий…», мы будем работать в группах. Используя текст, каждой группе необходимо подготовить сообщение об определенном этапе жизненного пути Катерины и сделать вывод.
(На экране репродукция картины И. Левитана «Вечер. Золотой плес», звучит музыка М. Таривердиева «Инструментальная пьеса».)
1 гр.- жизнь в родительском доме.
2 гр. – замужество
3 гр. – выбор Катерины
2. Усиление понимания учащимися исходной проблемной ситуации. 4 мин.
- Составление схемы «Причины гибели Катерины».
- Построение визуально – ассоциативного ряда (картины – образы).
- Словарная работа над понятиями «грех», «покаяние».
(Вывод записывается на доске. На экране иллюстрации для каждого этапа жизненного пути.)
Вывод: Катерина погибает, но не идет на компромисс со своей совестью. Н.А.Добролюбов называет ее «лучом света в темном царстве».
3. Выявление «веера» возможных позиций учащихся по отношению к проблемной ситуации. 5 мин.
- Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова.
- Как вы оцениваете ее поступок? Сила это или слабость? Случайность или закономерность?
(Сила, так как она одерживает победу над Кабанихой, предпочитает умереть, но не идет на компромисс со своей совестью. Слабость, потому что гибель - это отказ от действий, преодоления трудностей )
- Можно ли было избежать трагического финала?
(Нет, так как Катерина не могла, не хотела лгать, фальшивить, изворачиваться).
- Осуждаете вы ее или оправдываете?
(Аргументируйте свой ответ)
- Итак, мнения высказаны. Катерина свой выбор сделала.
4. Интерпретация пьесы современниками. 9 мин.
Переходим к следующему этапу работы «Сквозь призму времени».
Оглянемся вокруг. Мы уже успели шагнуть в XXI век, но среди нас по-прежнему живут и здравствуют такие, как Кабановы, Дикой, Молчалины, Чичиковы, Хлестаковы.
Перенесем действие пьесы в современность и попытаемся изменить ход событий таким образом, чтобы избежать трагического финала.
Вам было дано задание предложить свой вариант развития событий и вступить в диалог с героями пьесы.
1-й группе было предложено задание: Катерине изменить себя. Я-Я.
Составить диалог используя фразу Катерины: «Куда теперь? Домой?...»
2-й группе – изменить взаимоотношения со свекровью. Я – ОНА.
Начало диалога – фраза Кабановой: «Приказывай жене – то, как жить без тебя…».
3-й группе – изменить Бориса. Я - ОН.
Составить диалог, начиная с фразы Бориса: «Трудно мне в этом городе…».
Организация групповой работы. ( каждой группе выдаются листы с началом реплики героини (героя)).
- Сообщение 1-й группы.
- Сообщение 2-й группы.
- Сообщение 3-й группы.
Выполнение заданий учащимися. Инсценировка эпизода.
5. Вывод. 3мин.
«Сквозь призму времени» мы видим, что многие проблемы характерны для современников. «Современная» Катерина также оказывается перед выбором. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, быть рядом с любимым человеком иной путь может быть найден.
Ситуаций, когда мы стоим перед проблемой выбора великое множество.
За неумением выбирать человеку приходится расплачиваться собственными страданиями или страданием близких людей. Выбирать - это значит анализировать, что для меня сейчас важнее: говорить или молчать, взять инициативу в свои руки или уйти от ответственности, вступить в конфликт или спрятаться от него , любить или позволять себя любить.
Пьеса А.Н.Островского помогает современному читателю понять, что нравственные ценности вечны, так как вне зависимости от времени каждый из нас делает свой выбор. Об этом говорит в своем стихотворении Ю. Левитанский. (текст на экране)
Стих. «Каждый выбирает для себя». Ю. Левитанский.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею
Каждый выбирает для себя.
IV. Подведение итогов. 3 мин.
1. Рефлексия.
-Чему научил вас сегодняшний урок?
(Каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях.)
2. Выставление оценок.
- Спасибо за участие на уроке, актерское мастерство и творчество.
- Заполненные таблицы, листы рефлексии передайте учителю.
V. Домашнее задание. 1 мин.
Дифференцированно по уровням.
-Задание №1 на оценку «3 – 4»
-Задание №2 на оценку «4 –5»
-Задание №3 на оценку «5»
- Задание №1. Подготовить сообщение «Как сложиться жизнь Бориса, Тихона после гибели Катерины?», «Что изменилось в городе Калинове после гибели Катерины?»
-Задание №2. Написать эссе «Был ли иной путь у Катерины?», «Оправдываю или осуждаю поступок Катерины».
-Задание №3. Сравните нравственный выбор героинь А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, А.Н.Островского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Был ли у Катерины иной путь? Проблемы нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихсяВид урока: урок- размышлениеИспользуемые технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышленияЦели урока: О...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)
Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...
Конспект урока литературы в 10 классе : "Трагедия Катерины Кабановой"
Конспект урока литературы в 10 классе...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...
Конспект урока литературы «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»
Конспект урока литературы (10 класс) «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»Цели урока:- познакомить с нравами семейства Кабановых;- сопоставить жизненные ценности...
Технологическая карта открытого учебного занятия на тему: "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза
Цель урока:повторить и систематизировать изученный материал по теме «Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»;способствовать развитию творчества, ключевых ком...