Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m1-forma-s_r1_5.docx | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Леснополянская СОШ»
Конспект урока по литературе.
Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"?
(по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Учитель:
Черняховская Оксана Владимировна
Цель:
- проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
- выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
- выяснить: Катерина "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"?
Задачи:
- создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
- формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
- вызвать у обучающихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях “темного царства”; восхищение вольнолюбием, непокорностью и душевной отвагой Катерины; сопереживания благородным мотивам ее поступков; неприятие самодурства.
- - развивать навыки правильного построения моно- и диалогической речи, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- стимулировать познавательную активность обучающихся, «провоцировать» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
- - формировать навыки сотрудничества.
Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; игровая ; технология коллективного обучения
Форма урока: деловая игра.
Оборудование:
- Эпиграф к уроку,
- Текст пьесы.
Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
Н.А. Добролюбов
Только сознательное уважение человека к самому себе
даёт ему возможность спокойно
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
которые не сопровождаются сильной физической болью.
Д.И. Писарев
Ход урока
1.Постановка задач и актуализация знаний.
Сегодня мы с вами продолжим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока “Образ Катерины. ” Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной. Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры – суда над Катериной, героини драмы А.Н.Островского «Гроза». Такая форма как нельзя лучше подходит к пьесам А.Н.Островского, ведь он их писал по материалам судебных дел, разбиравшихся в суде, где писатель работал писцом. И сегодня мы проведём судебное заседание по материалам его пьесы. , На суде вы должны высказать свое мнение, любовь Катерины - слабость это или сила? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу
2. Изучение нового материала.
Слово подготовленному ученику. Положение женщин в России в 1 половине 19 века.
В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.
Слово учителя .
Во времена Островского и вплоть до XX века считалось, что «Гроза» написана по следам одного реального нашумевшего дела в Костроме. Сюжет пьесы очень похож на этот случай: в Волге был найден труп молодой женщины, которая покончила с собой, не выдержав издевательств свекрови и безразличия мужа. Однако потом выяснилось, что пьеса была написана раньше этого происшествия. Это говорит о том, что пьесы А.Н.Островского жизненны и их не зря называли «Пьесами жизни». Как вы считаете почему?
Ответ учащихся.
Слово учителя. В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед старыми порядками. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цельностью своей натуры этому миру враждебна. Вот об этом мы и будем с вами говорить на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам решить, Катерина протестует против «темного царства» или просто раздавлена обстоятельствами. Сегодняшний урок я предлагаю провести в форме деловой игры: суда, на котором вы попробуете ответить на этот вопрос. Но прежде чем приступить к судебному заседанию, необходимо выбрать судью, прокурора, адвоката, Катерину. Остальным ребятам нужно разделиться на две группы. Первая группа – те, кто считает, что Катерина «Луч света», вторая, что молодая Кабанова «Привлекательная иллюзия».
3.«Встать! Суд идёт!»
Судья: пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.
В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.
Сегодня на судебном заседании рассматривается дело Катерины Кабановой. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Катерина Кабанова покусилась на святое. Она нарушила устои домостроя. Да убоится жена мужа своего.
Словарная работа «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.
Излагаю суть дела. В Волге найден труп молодой женщины. Как установлено следствием, тело принадлежит Катерине Кабановой, проживающей в городе Калинове совместно с мужем, свекровью и сестрой мужа. Заключение судебной экспертизы: «Высоко бросилась-то, должно быть на якорь попала, ушиблась. А точно… как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови». Самоубийство считалось самым большим грехом. Не почитала свекровь, изменила мужу, сбросилась с обрыва. Виновна!
Судья: слово предоставляется адвокату подсудимой.
Адвокат: что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей? , Почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла....»
Катерина - по-гречески «всегда чистая».
- Почему Островский дал это имя героине?
Уважаемый суд, она искренняя и честная.
- Какие же поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности?
Ответ одного из учащихся.
Адвокат. По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи». Она противопоставлена Островским мужу и его сестре. Тихон и Варвара только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же
приятно!» . Она искренне полюбила, понимает, что это большой грех, борется с собой, но чувства побеждают. Я, ваша честь, прошу Вас дать слово обвиняемой.
Судья: слово предоставляется подсудимой.
Катерина: (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..
Судья: попрошу дать оценку подсудимой прокурору.
Прокурор: Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она об этом говорила Варваре еще в начале пьесы. Но я считаю, что она должна была побояться людского суда. Она полюбила Бориса, хотя он такой же трус, как и Тихон. Зачем было менять шило на мыло?
Судья: слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Ваша честь, слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с
ключом (Действие 4, явл.6)
А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим - отсюда
знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)
Хотелось бы задать вопросы присутствующим. Разрешите, Ваша честь?
Судья: да, пожалуйста.
Адвокат, обращаясь к классу,:
- Почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ учащегося.
- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?
- Каково значение сцены?
Ответ учащегося.
Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.
- Как вы думаете, в чем причина?
Ответ учащегося.
Адвокат: да, причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе как грех.
Судья: Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.
- Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой. Кулигиным и в чем отличие этих
образов?
Адвокат : с Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова - блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.
Судья: слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, безусловно, есть у его возлюбленной. Поэтому молодая Кабанова поступает глупо, доверившись ему. Я считаю, что она виновна, хотя бы в этом. Похож на Катерину и механик - самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни. И в этом он тоже проявляет слабость.
Судья, обращаясь к классу: А теперь давайте посмотрим на таблицу, которую мы заполняли дома, как Добролюбов и Писарев трактовали образ Катерины Кабановой, героини драмы Островского «Гроза». (Учащиеся из команды прокурора зачитывают тезисы из статьи Писарева, а учащиеся из команды адвоката из статьи Добролюбова).
Н.А. Добролюбов | Д.И. Писарев |
1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе | 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление |
2. Решительный, цельный русский характер | 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»… |
3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный | 3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? |
4. У Катерины все делается по влечению натуры | 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве |
5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… | 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… |
6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. | 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. |
7 Нам отрадно видеть избавление Катерины. | 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением |
Судья: последнее слово предоставляется подсудимой.
Катерина: Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Судья: Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.
По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга. Такая полемика возникла и на нашем суде. Так виновна ли наша героиня?
Учащиеся отвечают.
Учитель: я думаю, что на этот вопрос вы ответите подробнее, выполнив домашнее задание.
4.Рефлексия.
Что вызвало затруднение ? Интересна ли была такая форма урока?
5. Оценки.
6. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: «Как А.Н.Островский относится к своей героине?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Катерина:луч или феерия света? Образ веры и воли. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза").
Все мы хорошо знаем, что Катерина из драмы А.Н. Островского "Гроза" стала "лучом света в темном царстве". Но так ли это? Образ героини не так прост, как кажется на первый взгляд, и раскрывается только...
Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Презентация подготовлена к уроку литературы в 10 классе по пьесе А.Н.островского "Гроза". В презентации рассмотрены вопросы положения женщины в России в первой половине 19 века, история "Домостроя", р...
: «Был ли у Катерины иной путь? Проблемы нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихсяВид урока: урок- размышлениеИспользуемые технологии: обучение в сотрудничестве, развитие критического мышленияЦели урока: О...
Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...
"Образ Катерины" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")
Конспект урока по литературе для студентов I курса СПО (10 класса школы)....
Конспект урока по литературе " Образ матери-вечная тема в искусстве"
Тема урока: Образ матери – вечная тема в искусствеЦели урока:1)Взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений искусства разных эпох, воспевающих образ матери.2) Проследить, ка...
Конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А. Н. Островского "Гроза"
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза". Основная цель ...