Урок литературы в 6 классе "Былина "Илья Муромец и Соловей -разбойник" Идейно-тематическое содержание, особенности композиции,образы.
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий: презентация, видеоролик, аудиозапись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bylina_ilya_muromets.docx | 36.67 КБ |
bylina_ilya_muromets_i_solovey_razboynik.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 6 класс
Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
| 2 мин | Чтение из словаря В.И Даля о богатыре ЧЕЛОВЕК РОСЛЫЙ, ДОРОДНЫЙ, ДЮЖИЙ И ВИДНЫЙ;НЕОБЫЧАЙНЫЙ СИЛАЧ;СМЕЛЫЙ И УДАЧЛИВЫЙ; ХРАБРЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ВОИН, ВИТЯЗЬ О ком идет речь? | Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам. |
| 3 минут | Вопросы: Жанровые особенности былин? Какие былины о Илье Муромце вам известны? Образ Ильи Муромца в былинах Почему именно жанр былины придуман русским народом для воспевания богатырей? Тема (запись) | Ответы на вопросы |
| 15 минут | Словарная работа. Следующий этап – словарная работа. Вы заметили, что в былине встречается много слов устаревшей лексики. Из уроков русского языка вы помните, что такие слова называются историзмами и архаизмами. - Чем отличаются историзмы от архаизмов? (Историзмы обозначают предметы, которые уже вышли из употребления, а архаизмы – это слова, которые изменили своё первоначальное значение и функционируют в современном языке, обозначая другие понятия). Дома вы должны были определить лексические значение некоторых слов (слова и значения выводятся на мультимедийную доску). Заутреня – церковная служба в первой половине дня. Обедня – церковная служба во второй половине дня. Заколодела – была завалена павшими деревьями. Замуравела – заросла травой. Покляпыя – кривая, изогнутая. Косица – висок. На пяту – настежь. Подколенный – младший. Лазоревый – цвета лазури, светло-синий. Горенка – комната в верхнем этаже, чистая половина крестьянской избы. Леванидов крест – крест, на котором распяли, по христианской легенде, Христа. Он был сделан из трех сросшихся деревьев: кипарис, певг и кедр. Верста – русская мера длины, немного более 1 1/15 километра. Чтение былины | Отвечают на вопросы, участвуют в беседе Работа с презентацией |
| 2 мин | Выполнение упражнений | |
| 15 мин | Композиция
Аналитическая беседа по тексту былины. - Как проявлен конфликт добра и зла в былине? - Докажите примерами из текста, что для образа Ильи Муромца характерна гиперболизация. - Для чего использован такой приём? Какие качества стремился подчеркнуть русский народ в богатыре? - Какова композиция былины? - Как былина заканчивается? - Сравните физическую силу Ильи Муромца и нравственные качества? Можно ли сказать, что богатырь силён не только физически, но и духовно? - Как вы думаете, мог ли в действительности жить такой человек? - Кроме Илья Муромца нам известны ещё два прославленных былинных героя. Это Добрыня Никитич и Алёша Попович. Образы этих и многих других богатырей запечатлены на полотнах художников. Одной из самых известных картин является «Три богатыря» Виктора Михайловича Васнецова. До Нового года мы посещали с вами Третьяковскую галерею, где могли наблюдать это полотно во всей красе. Сейчас проведём интерактивную экскурсию и вспомним самые интересные моменты. | (Конфликт добра и зла характерен для русских народных сказок, что выявляет фольклорную особенность былины. Олицетворением зла является Соловей-разбойник. От его «покрика звериного» <…> «все травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются» <…> «люди мертвы лежат». Не случайно и наименование разбойник. Выражением идей добра, мужества, стойкости и силы служит «удалой, старый казак» Илья Муромец, который не боится ехать «дорогой прямоезжею» и сразиться с Соловьём-разбойником). (Гиперболизация – преувеличение.
(Приём гиперболизации использован для того, чтобы особо подчеркнут лучшие качества богатыря, ведь и Соловья-разбойника сказитель тоже описывает не слабым, а очень сильным врагом. Илья Муромец отличается необыкновенным мужеством, силой, смелостью, мудростью и стойкостью. Богатырский конь ему под стать). (Былина построена следующим образом. Экспозиция – представление Ильи Муромца, «дородного, доброго молодца», обрисовка времени и мест действия. Завязку отмечаем в эпизоде, где объясняется невозможность ехать дорогой «прямоезжею». Затем идёт развитие действия. Кульминация в сцене поражения Соловья-разбойника, развязка - в сцене смерти Соловья-разбойника. Для композиции характерно троекратное повторение некоторых мотивов и деталей). (Былина заканчивается победой Ильи Муромца, то есть победой добра над злом. В этом проявляются эпические, фольклорные мотивы, характерные для русских народных сказок). (Русский народ изображал в былинах богатырей сильных не только физически, способных победить даже целое войско, но и крепких духом. Илья Муромец показан в православных традициях, он ходит на службы в церковь, «кладёт крест по писаному». Вера в правое дело отличает поступки богатыря. Именно эта вера становится его духовным стержнем и придаёт ему сил для борьбы с врагами земли русской). (Ответы учащихся. Обоснования. С одной стороны, образ Ильи Муромца – это обобщённый, идеалистичный образ русского богатыря. С другой стороны, возможно, что у него был реальный прототип). - В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. На самом деле, как свидетельствуют летописи, звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов, отсюда и фамилия. Илья Муромец —реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Неспроста жители Мурома, что на высоком берегу Оки, установил памятник своему легендарному богатырю как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. Погиб, защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома»). |
| 2 мин | Каковы темы былины? Какова идея? | |
| 1 минута | Прочитать былину «Садко» | Записывают домашнее задание, подходят за оценками |
Итого | 40 минут |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Былины – наша русская национальная гордость, «энциклопедия древнерусской жизни» , выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа.
Былина и сказка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» Былина рассказывает о делах, ставших преданьями , легендами уже в глубокую старину. Исторические события, воспетые в былинах, с течением времени приобрели сказочный характер. То, что совершалось когда-то силами всего народа, стали приписывать одному герою , в котором воплотилось все лучшее в народе - БОГАТЫРЮ.
БОГАТЫРЬ ЧЕЛОВЕК РОСЛЫЙ, ДОРОДНЫЙ, ДЮЖИЙ И ВИДНЫЙ; НЕОБЫЧАЙНЫЙ СИЛАЧ; СМЕЛЫЙ И УДАЧЛИВЫЙ; ХРАБРЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ВОИН, ВИТЯЗЬ (словарь В.И. Даля)
Вопросы по выявлению первоначального восприятия Понравилась ли вам былина? Что было трудно для понимания? Какая часть былины показалась наиболее интересной? Какие подвиги совершил Илья по пути в Киев?
Как начинаются сказки? Как начинается былина? Сравните. «В некотором царстве, в некотором государстве…» «Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села из Карачарова…» Сказка сразу переносит нас в мир фантазии Былина стремится к правдоподобию
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» План. Выезд Ильи Муромца в Киев. Битва под Черниговом с «силушкой великой». Победа над врагами. Отказ от воеводства. Почему прямоезжая дорожка в стольный Киев-град « заколодела », « замуравела ».
3. Встреча с Соловьем Разбойником на прямоезжей дорожке. Свист и крик Соловья. Илья Муромец побеждает Соловья. 4. Приезд в Киев. Илья в княжеских палатах. Князь Владимир обвиняет Илья во лжи. Ответ Ильи Муромца. Соловей пугает князя. 5. Расправа с разбойником.
Илья в Чернигове. 1. С каким намерением выезжает Илья из Мурома? Можно ли за полдня добраться до Киева? Как же ему это удалось? Гипербола
Как описывается вражья сила в Чернигове? Какую роль играет здесь эпитет «черный»? Черный – многозначный эпитет. Черный – мрачный, безотрадный. Черный – преступный, злой
Каким вы представляете себе Соловья Разбойника? Докажите, что сцены, где описывается свист Соловья, содержит гиперболу.
Какие предстает Илья в части, где рассказывается о его приезде в Киев? Каков князь Владимир?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"
Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки....
Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"
Уроки с приемами интеграции - это метод креативного образования, который даёт возможность не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...
Урок по былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Конспект урока с определением жанра БЫЛИНА...
Разработка урока литературы в 5 классе по теме «Композиционные и сюжетные особенности русских народных бытовых сказок в контакте с ФГОС»
Формирование УУД На примере анализа бытовых сказок в 5 классе на уроке литературы...
Тест по содержанию былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"
Проверка знания содержания былины...
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...
«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...