Урок по былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЛР №9
Слово о контрольной. Жанр баллады и былины.
Добрый день. Присаживайтесь. Поскольку нам сегодня повезло и у нас с вами сегодня целых три урока, предлагаю следующий план действий. Сейчас мы доделываем русский язык. Затем анализируем результат контрольной работы по литературе. Следующий шаг – взгляд на известную былину про Илью Муромца с точки зрения литературоведа. А затем – те, кому необходимо, дописывают / переписывают к/р по литературе, а остальные делают домашнее задание по русскому языку. (доделали РЯ, записали дз)
Слово о контрольной.
С первой и второй частью справились все. Как ни странно, затруднения вызвало задание, в котором требовалось написать значение слов. При том, что все слова были известны и проговорены заранее. Это говорит о манкировании своими обязанностями при подготовке к контрольной работе и довольно скудном лексиконе. Я делаю вывод, что необходимо акцентировать внимание на увеличении словарного запаса. Будем учить слова всевозможными способами.
Во второй части вам была облегчена участь, и поскольку многие усвоили правило, что главное – знать, где посмотреть, количество правильных ответов было близко к максимуму. Я проставила оценки, в конце урока раздам тетради, и вы посмотрите. Сейчас я не буду проверять, насколько честно и самостоятельно вы писали эту часть к/р, время само покажет ;)
С третьей – самой сложной, практической – частью справились единицы. Однако это показало, что в принципе написать и написать хорошо эту часть было реально. Те, кто недоволен своей оценкой за 3-ю часть, может сегодня на следующем внезапно-дополнительном уроке написать её заново и получить оценку. Оценка выставляется по принципу: написал на «5» - получил на 1 балл ниже, потому что не вовремя. Эта новая оценка заменяет ту, что выставлена в тетради сейчас (в журнале стоит точка).
А теперь выкинули из головы все эти организационные дела, открыли свои тетрадочки и записали красиво, большими буквами – Илья Муромец и Соловей-разбойник. Жанровые особенности былины.
Вы уже изучали былину про Илью Муромца. Расскажите, что вы про нее помните? А про самого Илью, кто он такой? Какова его история? Откуда и куда направляется? С кем борется?
Как вы считаете (или знаете), кто и зачем сочинял и исполнял былины? (НАРОД, народные сказители, баяны. Для того, чтобы сохранить и поведать историю, передать информацию) Это было беспристрастное, объективное суждение – или в былинах можно понять отношение автора (народа) к герою? Как вы думаете, это отношение конкретного человека или определенного народного «слоя»? (конечно, баян добавлял что-то от себя каждый раз, но выступал как представитель общественного мнения)
Каким предстает Илья – реальным человеком, с плюсами и минусами? (нет, он ИДЕАЛЬНЫЙ герой) Запишите: Илья – богатырь. ИДЕАЛЬНЫЙ – то есть _нереальный_, наделенный лучшими и желаемыми чертами. Посмотрим, так ли это.
Найдите, пожалуйста, эпитеты, относящиеся к Илье. Их много? (нет, их мало, они повторяются) Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ, это характерно для УНТ. Помните, всегда: если девица – то красная, если молодец – то добрый. Отступили 8-10 строчек (5 см), будем кое-что дописывать, и записали себе подзаголовок:
Свойства былины как жанра:
- постоянные эпитеты. И выпишите пару примеров из былины.
Вы заметили, что эпитеты повторяются. А всё остальное? (много всего повторяется). Это еще одно свойство.
- Повторы.
Поскольку в то время тексты песен / сказок не записывались, они каждый раз буквально заново создавались. Ну и баяну надо подумать, что сказать дальше, вот он и опирался на повторы, пока «придумывал» следующие строки.
Найдите и прочтите вслух эпизод битвы Ильи и «силушки» под Черниговым. Описание свиста Соловья. Как вы считаете, это правда? Это могло так быть? Нет, это преувеличение. И это еще одно свойство, запишите:
- Художественное преувеличение (гипербола). Слово ГИПЕРБОЛА выделили маркером и выучили.
Кстати, о Соловье. Знаете ли вы, кто такой Соловей-Разбойник? Это вообще человек? (есть несколько версий: 1) это татарин или иной какой нерусский человек, знатный, богатый, который жил недалеко от дороги на Киев (а это, считайте, правительственная магистраль – все купцы и прочие люди ездили в столицу по этой дороге, а значит, с них можно было взять денег или еще какую выгоду) и собирал дань – пошлину – с проезжавших. А по-честному – просто грабил. 2) это один из удельных князей, который не желал подчиниться князю Владимиру, а стремился обособиться) В тот промежуток, который мы оставляли после записи про Илью, запишите: Соловей-разбойник – 1)… 2)…
Смотрите, Илья – однозначно положительный герой. А Соловей? (отрицательный) можно ли сказать, что они противопоставляются друг другу? (Да) еще одно свойство былины:
- Антитеза героев (противопоставление). Слово «антитеза» выделили маркером и выучили.
Вот мы говорили, что Илья изображен идеально. А события – реальные? (да, получается, что взяты реальные события и люди и художественно переосмыслены) Значит, можем ли мы сказать, что в основе сюжета былины лежит историческое событие? Да, можем. Записываем еще одно свойство былины
- В основе сюжета – реальное историческое событие. (эпос)
Раз мы произнесли слово сюжет, значит, в былине есть события, которые так или иначе располагаются. А значит, пришло время говорить о композиции.
Окиньте взором текст. На какие эпизоды он делится? (Выезжает – битва и победа с одной силой – битва и моральная победа над другой силой – представление царю – уничтожение «зла») Да, в каждой былине есть свои завязки и развязки, важно, что во всех былинах есть зачин (или запев) и вот этот вот элемент битвы и победы добра над злом. Следующее свойство былины:
- Как элемент композиции обязателен зачин и бой богатыря с врагом.
Теперь вспомнили, что мы говорили в самом начале об авторстве и исполнении былин. Как их исполняли? Пели, под музыкальное сопровождение – гусли. А было ли там индивидуальное, личное отношение? Нет. Поэтому последнее свойство былины мы запишем от противного:
- НЕ лирический (то есть НЕ личный) жанр, хотя и в стихах.
Наконец, настало время подвести итог занятия. И этим итогом станет сформулированное вами определение жанра былины. Взяли маркеры / цветные ручки, большими буквами красиво записали слово
БЫЛИНА
Поставили ТИРЕ. Окинули взглядом все свойства, которые мы записали. Вспомнили определение жанра БАЛЛАДЫ. И заполняем пропуски. (на доске написана фраза с пропусками, куда надо выбрать и вставить верное слово)
- произведение (лирического или эпического?) эпического жанра (письменного или устного) устного (личного или народного) народного творчества, основанное на (выдуманном или реальном) реальном (историческом или легендарном) историческом событии; ему свойственна (постоянная или индивидуальная) композиция и худ.приемы (постоянные эпитеты, гипербола, антитеза).
ДЗ
- Письменно на основе читательского опыта и жанровых определений объяснить разницу между былиной и балладой.
- Прочитать и принести рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» из цикла «Записки охотника»
- Индивидуально: а) КРАТКАЯ биография И.С.Тургенева (где и когда жил, учился, когда начал писать) б) Что такое «Записки охотника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Илья Муромец и Соловей-Разбойник: от Киевской Руси до наших дней
на уроке проводится сравнительный анализ текста былины и двух мультипликационных фильмов: 1978 и 2007 гг...
Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».
Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...
Презентация "Былина. Илья Муромец и Соловей - разбойник
Презентация составлена в рамках урока по литературе для 6 класса "Былина Илья Муромец и Соловей - разбойник" по программе В.Ф. Чертова....
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Данная презентация поможет на уроках в 7 классе по литературе...
Конспект урока по литературе для 6 класса "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Данный файл содержит конспект урока (литература, 6 класс, тема "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник") по этапам с описанием видов деятельности учителя и ученика, а также формируемы...
Урок литературы в 6 классе "Былина "Илья Муромец и Соловей -разбойник" Идейно-тематическое содержание, особенности композиции,образы.
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий: презентация, видеоролик, аудиозапись....
«Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)...