Урок на тему "Честь"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Янина Павловна Шолохова

Это метапредметный урок по повести "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_chest.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Метапредметный урок в 8 классе  на тему: «Честь »

Цель:

Формирование у обучающихся представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории как основы ценностно-смыслового самоопределения.

Задачи:

Образовательные:

формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное значение;

- формировать и развивать навыки анализа текста художественного произведения;

Развивающие:

развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые метапредметные умения.

Воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;

- формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

Формирование компетенций:

Личностные:

- формирование социально значимых качеств личности;

- формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

Коммуникативные:

- формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

Личностные:

- готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно-смыслового самоопределения.

Метапредметные:

- приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.

Формы мыследеятельности:

- самостоятельная работа с различными источниками информации;

оформление и предъявление главного из данной информации;

- анализ фрагмента текста художественного произведения;

- графическая работа с текстом;

- разработка и представление творческого проекта;

- коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

- рефлексия собственной деятельности.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Анализ эпиграфа к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

«Береги честь с молоду»  

Русская пословица

- Исходя из содержания текста, какой может быть тема нашего общения?

Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?

Интересна ли она для вас?

2. Определение целей

- Определим цель нашего общения (совместное определение целей)

(раскрыть смысл нравственной категории честь; учиться анализировать текст; уметь работать в группе, договариваться).

3. Организация познавательной деятельности

Работа в группахСамостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации. Предложены различные словари, в которых школьники должны найти определение слова «честь», выделить главное и оформить на слайд.

- Что такое честь? Какое из значений этого слова дано в тексте А.С.Пушкина.

- В каких ситуациях у героев произведения проявляется это качество?

4. Графическая работа с текстом

Посмотрите внимательно на текст. В каких главах мы можем найти информацию по теме Честь? Каких героев автор противопоставляет друг другу?

Выберите форму работы с текстом.

Предлагается заполнить таблицу по сопоставлению поступков Гринева и Швабрина в 4 ситуациях.

Ситуация

Гринев

Швабрин

Дуэль

Взятие Белогорской крепости

Освобождение Марии Ивановны

Суд над Гриневым и бунтовщиками

- Для чего автор сталкивает героев в этих ситуациях?

- Проведите самопроверку. Оцените свою работу.

- Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку.

- Обратная связь – поднимите карточку соответствующего цвета (синяя – справился без ошибок; зеленая – надо повторить материал)

4. Создание творческого проекта

Вернемся к теме нашего общения.

Вот слова   Жан Жак Руссо «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» 

- Как понимаете слова философа?

- К какому из героев романа можете отнести эти слова?

Сейчас предлагаю создать творческий проект «Честь». Выбрать образ-символ, воплотить его в рисунке и «защитить», представить классу.

Формы деятельности обучающихся – групповая или индивидуальная на выбор.

Вспомним правила работы над проектом в группе:

- выбрать тьютера,

- тьютер уточняет цель, результат и план работы над проектом,

- обсуждение намеченного плана,

- распределение обязанностей,

- реализация проекта.

В процессе обсуждения необходимо найти интересный образ-символ, продумать его пространственное воплощение, цветовое решение, создать продукт – рисунок и авторский текст.

5. Рефлексия.

- Надеюсь, что каждый из вас на уроке сделал для себя какое-то открытие. Поделитесь с нами.

А помогут вам в этом следующие начала предложений:

Теперь я знаю …

Теперь я умею…

Теперь я буду …

Теперь я не буду …

- Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?

- Спасибо вам за искренность и открытость, за активный труд вашей души, такой чуткой и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...