Урок на тему "Честь"
методическая разработка по литературе (8 класс)
Это метапредметный урок по повести "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_chest.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный урок в 8 классе на тему: «Честь »
Цель:
Формирование у обучающихся представления о совести; раскрыть глубокий смысл данной нравственной категории как основы ценностно-смыслового самоопределения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение работать со словом, понимать его эстетическое и нравственное значение;
- формировать и развивать навыки анализа текста художественного произведения;
Развивающие:
- развивать образное мышление, творческие способности, коммуникативно-речевые метапредметные умения.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;
- формировать умение делать нравственный выбор и проводить нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.
Формирование компетенций:
Личностные:
- формирование социально значимых качеств личности;
- формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.
Коммуникативные:
- формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- конструировать монологические и диалогические высказывания.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- сравнивать, находить нужную информацию.
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно-смыслового самоопределения.
Метапредметные:
- приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.
Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.
Формы мыследеятельности:
- самостоятельная работа с различными источниками информации;
оформление и предъявление главного из данной информации;
- анализ фрагмента текста художественного произведения;
- графическая работа с текстом;
- разработка и представление творческого проекта;
- коммуникативное сотрудничество, работа в группе;
- рефлексия собственной деятельности.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Анализ эпиграфа к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Береги честь с молоду»
Русская пословица
- Исходя из содержания текста, какой может быть тема нашего общения?
- Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?
- Интересна ли она для вас?
2. Определение целей
- Определим цель нашего общения (совместное определение целей)
(раскрыть смысл нравственной категории честь; учиться анализировать текст; уметь работать в группе, договариваться).
3. Организация познавательной деятельности
Работа в группах. Самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации. Предложены различные словари, в которых школьники должны найти определение слова «честь», выделить главное и оформить на слайд.
- Что такое честь? Какое из значений этого слова дано в тексте А.С.Пушкина.
- В каких ситуациях у героев произведения проявляется это качество?
4. Графическая работа с текстом
Посмотрите внимательно на текст. В каких главах мы можем найти информацию по теме Честь? Каких героев автор противопоставляет друг другу?
- Выберите форму работы с текстом.
Предлагается заполнить таблицу по сопоставлению поступков Гринева и Швабрина в 4 ситуациях.
Ситуация | Гринев | Швабрин |
Дуэль | ||
Взятие Белогорской крепости | ||
Освобождение Марии Ивановны | ||
Суд над Гриневым и бунтовщиками |
- Для чего автор сталкивает героев в этих ситуациях?
- Проведите самопроверку. Оцените свою работу.
- Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку.
- Обратная связь – поднимите карточку соответствующего цвета (синяя – справился без ошибок; зеленая – надо повторить материал)
4. Создание творческого проекта
Вернемся к теме нашего общения.
Вот слова Жан Жак Руссо «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти»
- Как понимаете слова философа?
- К какому из героев романа можете отнести эти слова?
Сейчас предлагаю создать творческий проект «Честь». Выбрать образ-символ, воплотить его в рисунке и «защитить», представить классу.
Формы деятельности обучающихся – групповая или индивидуальная на выбор.
Вспомним правила работы над проектом в группе:
- выбрать тьютера,
- тьютер уточняет цель, результат и план работы над проектом,
- обсуждение намеченного плана,
- распределение обязанностей,
- реализация проекта.
В процессе обсуждения необходимо найти интересный образ-символ, продумать его пространственное воплощение, цветовое решение, создать продукт – рисунок и авторский текст.
5. Рефлексия.
- Надеюсь, что каждый из вас на уроке сделал для себя какое-то открытие. Поделитесь с нами.
А помогут вам в этом следующие начала предложений:
Теперь я знаю …
Теперь я умею…
Теперь я буду …
Теперь я не буду …
- Достигли ли мы целей, которые ставили перед собой?
- Спасибо вам за искренность и открытость, за активный труд вашей души, такой чуткой и красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...