Проблема антигероя в литературе. Урок -лекция
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Демкина Марина Владимировна

Проблема антигероя в литературе. Урок  проводится при подготовке к итоговому сочинению . На занятии  рассматривается  нравственный потенциал русской классической литературы  на примерах сопоставления образов. Презентация используется для объяснения теоретических знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема антигероя в литературе

Слайд 2

Антигероем называют главное действующее лицо художественного произведения. В подавляющем большинстве случаев этот персонаж наделен отрицательными чертами. Он нередко ведет себя цинично и бесчестно, нарушает морально-этические законы общества. Подобный персонаж играет главную роль в художественном произведении. Определение термина «антигерой» — это, то чему в теории литературы уделяется особое внимание.

Слайд 3

Антагонист — это основной противник протагониста. Он оказывает противодействие главному герою, мешая ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом — основная движущая сила в книге. В роли антагониста может выступать целая группа персонажей (к примеру, противостоящая главному герою банда) или отдельный персонаж. Им может быть и обезличенная сила, с которой ведет сражение герой (техногенная катастрофа, стихийное бедствие, общество в целом). Антагонист — отрицательный персонаж, протагонист — положительный. Но так происходит далеко не всегда. Порой противник главного героя вовсе не всегда является отрицательным персонажем. Он может преследовать благородные цели или попросту заблуждаться. Примеры антагонистов : • Долохов в произведении « Война и мир » — противник Пьера Безухова;• силы природы в « Мцыри » Лермонтова — противодействие основному персонажу.

Слайд 4

Антагонисты в литературе В произведении о Гарри Поттере в роли антагониста выступают Дурсли . Лорда Волан де Морта стоит считать как личным противником героя, так и олицетворением всеобщего зла (антагонистов сообщества добрых волшебников). А вот на страницах романа « Евгений Онегин » все вовсе не так однозначно. Исследователи, детально изучившие дневники великого писателя, черновики произведения и письма литератора к друзьям пришли к выводу, что главный герой произведения — Татьяна. Именно на характере этого персонажа и держится лирический сюжет. Глубокая и искренняя любовь Татьяны выгодно оттеняет изменчивый и поверхностный нрав Евгения. Поэтому Онегина стоит рассматривать как антагониста Татьяны. Противопоставление Татьяны Ольге или Онегина — Ленскому никак нельзя считать центральным конфликтом романа. Оно помогает автору более полно раскрыть характеры главных героев. То есть такие противопоставления носят вспомогательный характер.

Слайд 5

Антигерой — это не второстепенный отрицательный персонаж, который присутствует в сюжете для противостояния центральному персонажу произведения. Отличие антигероя от антагониста :последний упорно создает препятствия, которые нужно преодолеть главному герою. В отличие от антигероя, антагонист не всегда наделен отрицательными чертами. В частности, в его роли может выступать детектив, пытающийся доказать вину центрального персонажа произведения. Антигерой , в свою очередь, является главным героем повествования. Конечно же, читатели далеко не все согласны с его действиями. Но большинство из них отлично понимает его мотивы и порой даже сочувствует этому персонажу. Отличие антигероя от антагониста

Слайд 6

Протагонист Протагонист — это центральное действующее лицо произведения. То есть, он может назваться выразителем авторских идей, носителем истины. Роль протагониста в литературном произведении очень велика. Ведь это главный двигатель сюжета. Ярким примером такого персонажа служат: Петр Гринев — герой « Капитанской дочки ». При рассмотрении произведений русских классиков из школьной программы можно выявить множество оппозиций «протагонист-антагонист»: Грушницкий — Печорин (« Герой нашего времени »); семья Кирсановых — Базаров (« Отцы и дети »); высшее петербургское общество — князь Мышкин (« Идиот »). Не стоит путать антагониста и антигероя. Это совершенно разные понятия. Как правило, называют антигероями литературных произведений протагонистов, которые наделены отрицательными качествами. Этот термин был введен в литературный оборот Федором Достоевским. Один из примеров антигероя в творчестве этого известного писателя — Родион Раскольников, бедный молодой человек из « Преступления и наказания ».

Слайд 7

Что представляет собой антигерой В литературу это понятие пришло из мифологии и фольклора. Именно там нередко встречаются трикстеры ( архетипические персонажи). Так называют обманщиков и плутов, которые добиваются своих целей хитростью. Наиболее известные примеры: Баба-Яга. Этот коварный и злой персонаж русских народных сказок время от времени помогал добрым молодцам. Локи — бог хитрости, обмана и коварства. Этот трикстер неоднократно встречался в скандинавских мифах. Сам термин «Антигерой» ввел в литературный оборот Федор Достоевский . Великий писатель употребил его в « Записках из подполья ».

Слайд 8

Для чего нужен антигерой в произведениях Антигерой — довольно многогранный персонаж. Читатель может осуждать его моральные качества, при этом поражаясь его харизматичности и уму. Некоторые его качества способны вызвать восхищение, несмотря на отрицательные черты характера негативного персонажа. В качестве примера стоит привести Остапа Бендера из « 12 стульев » и « Золотого теленка ». Предпринимательская жилка, гибкость ума и изворотливость литературного персонажа не оставили равнодушными миллионы читателей книги. Порой отрицательный герой оказывается в центре повествования для отображения «духа времени»

Слайд 9

Произведения для рассмотрения темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция в 10 классе "Мировое значение русской литературы"

конспект у рока русского языка в 10 классе...

УРОК-ЛЕКЦИЯ в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УРОК-ЛЕКЦИЯ  в 11 классе: «СПИД — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Цели урока: Образовательные: изучить на уроке строение вируса иммунодефицита человека, показать его отрицательн...

Урок - лекция по теме "Атомная энергетика, проблемы экологии"

Урок - лекция проводится в 9 классе. Цели и задачи, которые решаются при проведении этого урока: всестороннее изучение вопросов, касающихся атомной энергетики: получение ядерной энергии на АЭС;пр...

Урок - лекция по литературе 9 класс

Любовная лирика А.С. Пушкина «Любовь никогда не перестает…»...

Урок-лекция в 11 классе. Особенности литературы начала ХХ века

От первого урока зависит дальнейшее восприятие всего курса литературы. Данная двухчасовая лекция для 11-классников - погружение в предстоящее знакомстао с интерснейшим курсом литературы ХХ века...

Пейзаж в русской литературе (урок-лекция)

Я понял, что надо не только любить природу, а уметь перенести эту любовь на холст, где нужно чутко угадать и размер живописных соотношений в природе, и ощущение её красоты. (Н.П. Крымов)....

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....