Урок-лекция в 10 классе "Мировое значение русской литературы"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

конспект у рока русского языка в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lekciya_v_10_klasse_g.d.lebedeva.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – лекция в 10 классе

на тему «Мировое значение русской литературы»

Тип урока – обобщение знаний

Цели урока:

Познавательные   а) повторить пройденное в 8 – 10 классах

                                 б) поднять уровень ученических знаний на новую ступень

Общепредметные   а) развивать память, логическое мышление, речь,             выразительность и осмысленность чтения

б) побуждать думать о значении русской классики не           отвлеченно, а личностно, для себя, для своей будущей судьбы.  

Практические     а) сформировать умение целенаправленно слушать лекцию  и составлять развернутый план

б) обобщить изученное в курсе «Русская классическая  литература 19 века»

Предварительное домашнее задание:

1. Какие любимые страницы русской классики ты захочешь почитать своим дочери или сыну?     

2. Какими идеями, образами, чувствами обогатила тебя русская классика?                                                            

3. Какие, по-твоему, достижения русской классической литературы вошли в общечеловеческую культуру?

Оформление доски и класса

На доске эпиграф и тезисы будущего обсуждения.

Что падает, что побеждает,

что начинает водворяться и

преобладать в нравственной

жизни общества,- на это

у нас нет другого показателя,

кроме литературы и,

преимущественно,

художественных ее произведений.

Н.А.Добролюбов

1. Мысль о судьбе России, об ее страданиях и громадных богатырских силах и возможностях – главная для русских писателей. Радищев, Лермонтов, Гоголь, Чехов – все дышат одним – Россией.

2. Идея коллективности, «соборности», национальной целостности: «Всем миром навалиться хотят» - это мысли безымянного мужичка на Можайской дороге и юной графинечки в церкви Разумовских. И Лермонтов завидует поколению «богатырей, охваченных единым порывом.

3. Труд в жизни человека -  начало всех начал. «Праздная жизнь не может быть прекрасной», - писал Чехов.

4. Семья – малый мир, вливающийся в национальную жизнь.

5. Русский писатель – пророк, гражданин, учитель и совесть нации.

6. Концепция человека. Для русского писателя нет большей трагедии, чем трагедия отщепенства, индивидуализма, переходящего в демонизм. Любимые герои идут по пути преодоления собственной исключительности, постигают истинную нравственность Любви, Добра и Правды.

В классе выставка любимых книг, портреты писателей, иллюстрации к любимым произведениям, сочинения учащихся.

Ход лекции

I. Обращаясь к колоссам XIX века – Пушкину и Достоевскому, Толстому и Чехову,- не в «сон золотой» хочу погрузить себя и вас (ах, милая Татьяна, волшебница Арина Родионовна, пленительная Бэла, чудесный Максим Максимыч, чистая и кроткая Сонечка Мармеладова, маленький великий человек доктор Дымов – символы цельности, человеческого обаяния, нравственного долга), а предлагаю мощную опору в наш очень непростой век с его конфликтами, ядерной угрозой, космическими скоростями, экологическим кризисом, наркоманией, проблемой детей-сирот…

Эти герои окружают нас вместе с  их создателями плотной спасительной стеной, предохраняя от нравственной порчи, эрозии. Стены родного дома прочны и добры, родительская любовь защищает, дает силы, но одного человеческого опыта в лице мамы недостаточно, чтобы помочь в сложностях бытия.

«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» - это не только о Белинском, это о всей литературе русской, протянувшей нам руку в XX век. Писательница Любовь Кабо задала в газете вопрос: «Захотят ли наши дети взять Пушкина в 21 век?» Хороший вопрос, но и тревожный, потому что интерес к настоящей книге у некоторых ребят вытеснен развлекательными передачами по телевидению, приключенческой литературой о похожих как две капли воды милиционерах и разведчиках…

Конечно, и развлекательные передачи необходимы, но не вместо книги, поднимающей актуальные вопросы. Что ж, от каждого из нас зависит, чем мы занимаемся в жизни, кого выбираем в духовные наставники. Развлекательные передачи способствуют формированию внутренней свободы, что совершенно необходимо, но свобода при отсутствии положительного содержания внутреннего мира – страшное зло. Давайте устроим небольшой «круглый стол» с одним вопросом для обсуждения: «Какие любимые страницы русской классики ты захочешь прочитать своим детям?»

II. Ребята назвали множество прекрасных страниц из произведений литературы 19в. и прочитали: письмо Татьяны к Онегину,

«Вновь я посетил»…,

спор князя Андрея с Пьером,

сон о моровой язве Раскольникова

………………………………………

III. Любимые страницы учителя не совпали с детскими, но они очень важны для содержания лекции, поэтому продолжаю «круглый стол» 1) сном умирающей Дарьи («Мороз, Красный нос» гл.34) Это не стихи, это музыка женской души, такая простая и понятная, это музыка материнства.

                                                                                   2) диалогом Пугачева и Гринева(гл.8) Это урок мужества и верности долгу, урок чести, которую надо беречь смолоду. Вот об этом бессмертные строки Пушкина, о поединках, которые мы ведем, в жизни и которые могут нам стоить опалы, клеветы, отвержения, даже жизни.  Они заставляют задуматься: а я так смог бы?

                                                                                   3) объяснением  Татьяны с Онегиным, где, по словам Цветаевой, «нет ни тени мстительности. Поэтому и получается полнота возмездия, поэтому – то и стоит Онегин как громом пораженный. Все козыри были у нее в руках, чтобы отомстить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сровнять с паркетом той залы, она все это уничтожила одной только обмолвкой:

- Я вас люблю, к чему лукавить…

                                                                                   4) разговором Раскольникова с Соней. («Как же жить будешь? - …) Как же жить, если твоя человечность и совесть убиты тобой же? Сонечка, бесхитростная и наивная Сонечка напоминает нам о самом главном законе человеческой души, без которого она умирает, - совести.

IV. После чтения этих отрывков следует итоговый вопрос: «Что объединяет приведенные нами отрывки?»

Учащиеся пришли к мысли, что все они, говоря о сложности человеческой жизни, показывают человека в ситуации выбора: они, - о победе духа над плотью; совести, добра, любви – над преходящим.

Сколько страниц нашей собственной жизни нам предстоит прочитать…

И всегда мы будем «омываться» живой водой классики. И для нас, и для наших детей могучее искусство 19 века будет вечным учителем.

На второй вопрос домашнего задания уч-ся помогут ответить тезисы, записанные на доске.

V. Итоговая часть лекции может быть построена на высказываниях Мопассана, Хемингуэля, Голсуорси о мировом значении русской литературы, которая стала «шагом вперед в художественном развитии человечества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лекция по литературе 9 класс

Любовная лирика А.С. Пушкина «Любовь никогда не перестает…»...

Урок-лекция в 11 классе. Особенности литературы начала ХХ века

От первого урока зависит дальнейшее восприятие всего курса литературы. Данная двухчасовая лекция для 11-классников - погружение в предстоящее знакомстао с интерснейшим курсом литературы ХХ века...

Урок-лекция в 7 классе по теме «Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана»

Урок формирования новых знаний проводится в форме урока – лекции. Материал объемный, в учебнике для 7 класса авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина расположен в разных параграфах, чтобы его объед...

Пейзаж в русской литературе (урок-лекция)

Я понял, что надо не только любить природу, а уметь перенести эту любовь на холст, где нужно чутко угадать и размер живописных соотношений в природе, и ощущение её красоты. (Н.П. Крымов)....

Обобщающий урок литературы в 10 классе "Мировое значение русской литературы"

Данный урок является одним из самых трудных в курсе 10 класса. Его специфика в том, что здесь учащимся предстоит по-новому осмыслить изученный ранее материал. Обобщающая лекция помогает учителю у...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....