Урок-лекция в 10 классе "Мировое значение русской литературы"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
конспект у рока русского языка в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lekciya_v_10_klasse_g.d.lebedeva.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – лекция в 10 классе
на тему «Мировое значение русской литературы»
Тип урока – обобщение знаний
Цели урока:
Познавательные а) повторить пройденное в 8 – 10 классах
б) поднять уровень ученических знаний на новую ступень
Общепредметные а) развивать память, логическое мышление, речь, выразительность и осмысленность чтения
б) побуждать думать о значении русской классики не отвлеченно, а личностно, для себя, для своей будущей судьбы.
Практические а) сформировать умение целенаправленно слушать лекцию и составлять развернутый план
б) обобщить изученное в курсе «Русская классическая литература 19 века»
Предварительное домашнее задание:
1. Какие любимые страницы русской классики ты захочешь почитать своим дочери или сыну?
2. Какими идеями, образами, чувствами обогатила тебя русская классика?
3. Какие, по-твоему, достижения русской классической литературы вошли в общечеловеческую культуру?
Оформление доски и класса
На доске эпиграф и тезисы будущего обсуждения.
Что падает, что побеждает,
что начинает водворяться и
преобладать в нравственной
жизни общества,- на это
у нас нет другого показателя,
кроме литературы и,
преимущественно,
художественных ее произведений.
Н.А.Добролюбов
1. Мысль о судьбе России, об ее страданиях и громадных богатырских силах и возможностях – главная для русских писателей. Радищев, Лермонтов, Гоголь, Чехов – все дышат одним – Россией.
2. Идея коллективности, «соборности», национальной целостности: «Всем миром навалиться хотят» - это мысли безымянного мужичка на Можайской дороге и юной графинечки в церкви Разумовских. И Лермонтов завидует поколению «богатырей, охваченных единым порывом.
3. Труд в жизни человека - начало всех начал. «Праздная жизнь не может быть прекрасной», - писал Чехов.
4. Семья – малый мир, вливающийся в национальную жизнь.
5. Русский писатель – пророк, гражданин, учитель и совесть нации.
6. Концепция человека. Для русского писателя нет большей трагедии, чем трагедия отщепенства, индивидуализма, переходящего в демонизм. Любимые герои идут по пути преодоления собственной исключительности, постигают истинную нравственность Любви, Добра и Правды.
В классе выставка любимых книг, портреты писателей, иллюстрации к любимым произведениям, сочинения учащихся.
Ход лекции
I. Обращаясь к колоссам XIX века – Пушкину и Достоевскому, Толстому и Чехову,- не в «сон золотой» хочу погрузить себя и вас (ах, милая Татьяна, волшебница Арина Родионовна, пленительная Бэла, чудесный Максим Максимыч, чистая и кроткая Сонечка Мармеладова, маленький великий человек доктор Дымов – символы цельности, человеческого обаяния, нравственного долга), а предлагаю мощную опору в наш очень непростой век с его конфликтами, ядерной угрозой, космическими скоростями, экологическим кризисом, наркоманией, проблемой детей-сирот…
Эти герои окружают нас вместе с их создателями плотной спасительной стеной, предохраняя от нравственной порчи, эрозии. Стены родного дома прочны и добры, родительская любовь защищает, дает силы, но одного человеческого опыта в лице мамы недостаточно, чтобы помочь в сложностях бытия.
«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» - это не только о Белинском, это о всей литературе русской, протянувшей нам руку в XX век. Писательница Любовь Кабо задала в газете вопрос: «Захотят ли наши дети взять Пушкина в 21 век?» Хороший вопрос, но и тревожный, потому что интерес к настоящей книге у некоторых ребят вытеснен развлекательными передачами по телевидению, приключенческой литературой о похожих как две капли воды милиционерах и разведчиках…
Конечно, и развлекательные передачи необходимы, но не вместо книги, поднимающей актуальные вопросы. Что ж, от каждого из нас зависит, чем мы занимаемся в жизни, кого выбираем в духовные наставники. Развлекательные передачи способствуют формированию внутренней свободы, что совершенно необходимо, но свобода при отсутствии положительного содержания внутреннего мира – страшное зло. Давайте устроим небольшой «круглый стол» с одним вопросом для обсуждения: «Какие любимые страницы русской классики ты захочешь прочитать своим детям?»
II. Ребята назвали множество прекрасных страниц из произведений литературы 19в. и прочитали: письмо Татьяны к Онегину,
«Вновь я посетил»…,
спор князя Андрея с Пьером,
сон о моровой язве Раскольникова
………………………………………
III. Любимые страницы учителя не совпали с детскими, но они очень важны для содержания лекции, поэтому продолжаю «круглый стол» 1) сном умирающей Дарьи («Мороз, Красный нос» гл.34) Это не стихи, это музыка женской души, такая простая и понятная, это музыка материнства.
2) диалогом Пугачева и Гринева(гл.8) Это урок мужества и верности долгу, урок чести, которую надо беречь смолоду. Вот об этом бессмертные строки Пушкина, о поединках, которые мы ведем, в жизни и которые могут нам стоить опалы, клеветы, отвержения, даже жизни. Они заставляют задуматься: а я так смог бы?
3) объяснением Татьяны с Онегиным, где, по словам Цветаевой, «нет ни тени мстительности. Поэтому и получается полнота возмездия, поэтому – то и стоит Онегин как громом пораженный. Все козыри были у нее в руках, чтобы отомстить и свести его с ума, все козыри – чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сровнять с паркетом той залы, она все это уничтожила одной только обмолвкой:
- Я вас люблю, к чему лукавить…
4) разговором Раскольникова с Соней. («Как же жить будешь? - …) Как же жить, если твоя человечность и совесть убиты тобой же? Сонечка, бесхитростная и наивная Сонечка напоминает нам о самом главном законе человеческой души, без которого она умирает, - совести.
IV. После чтения этих отрывков следует итоговый вопрос: «Что объединяет приведенные нами отрывки?»
Учащиеся пришли к мысли, что все они, говоря о сложности человеческой жизни, показывают человека в ситуации выбора: они, - о победе духа над плотью; совести, добра, любви – над преходящим.
Сколько страниц нашей собственной жизни нам предстоит прочитать…
И всегда мы будем «омываться» живой водой классики. И для нас, и для наших детей могучее искусство 19 века будет вечным учителем.
На второй вопрос домашнего задания уч-ся помогут ответить тезисы, записанные на доске.
V. Итоговая часть лекции может быть построена на высказываниях Мопассана, Хемингуэля, Голсуорси о мировом значении русской литературы, которая стала «шагом вперед в художественном развитии человечества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - лекция по литературе 9 класс
Любовная лирика А.С. Пушкина «Любовь никогда не перестает…»...
Урок-лекция в 11 классе. Особенности литературы начала ХХ века
От первого урока зависит дальнейшее восприятие всего курса литературы. Данная двухчасовая лекция для 11-классников - погружение в предстоящее знакомстао с интерснейшим курсом литературы ХХ века...
Значение творчества Г.Р. Державина по русской литературе
Урок с применением ИКТ...
Урок-лекция в 7 классе по теме «Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана»
Урок формирования новых знаний проводится в форме урока – лекции. Материал объемный, в учебнике для 7 класса авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина расположен в разных параграфах, чтобы его объед...
Пейзаж в русской литературе (урок-лекция)
Я понял, что надо не только любить природу, а уметь перенести эту любовь на холст, где нужно чутко угадать и размер живописных соотношений в природе, и ощущение её красоты. (Н.П. Крымов)....
Обобщающий урок литературы в 10 классе "Мировое значение русской литературы"
Данный урок является одним из самых трудных в курсе 10 класса. Его специфика в том, что здесь учащимся предстоит по-новому осмыслить изученный ранее материал. Обобщающая лекция помогает учителю у...
Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....