Открытый урок по теме "Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Открытый урок по теме "Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10kl.tyutchev.urok_moy.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового в 10 А классе по теме «Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия».
Цели урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
- Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
- На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
- Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.
Задачи урока:
- Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Ф.И. Тютчева.
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Продолжить знакомство учащихся с приемами анализа стихотворения.
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы поведем разговор об известном поэте Федоре Ивановиче Тютчеве, чье поэтическое творчество украшает русскую культуру. Запишите сразу тему нашего занятия. «Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия».
Поэтическое наследие Тютчева - небольшого объема. Но он принадлежал к числу гениальных русских поэтов. Лев Толстой, высоко ценивший Тютчева, ставил перед его стихами пометы: Глубина, Красота, Чувства.
Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и безумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него - разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть.
- Новый материал.
- Итак, сегодня знакомство с творчеством великого русского поэта мы начнем с его биографии.
(доклады учащихся)
1)Детство.
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга:
В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…
2)Юность.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
Первая любовь.
Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.
Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям. О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.
Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.
С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.
Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.
26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание. («Я встретил вас…»)
3)Выразительное чтение стихотворения «Я встретил вас…»
Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
-Важную роль творчестве Тютчева играет тема природы.
4)Природа
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошел, прежде всего, как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней.
5)Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
6)«Неохотно и несмело»
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
7)
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
8)
***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Тютчев верил, что природа жива, что она имеет душу. Поэт слышал и понимал язык природы. Живая жизнь природы отразилась в его поэтических образах - сравнениях, олицетворениях, метафорах.
Повторяющиеся в поэзии Тютчева эпитеты выражают не только внешне воспринимаемую гармонию и красоту мира, но и таинственную глубинную жизнь природы.
Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий знаток человеческого сердца. Поэтому большое место в творчестве поэта отводится любовной лирике.
Полны особенной трогательности строки, пронизанные этим великим чувством.
9)Первая жена – Элеонора Петерсон.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I», на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, и спустя некоторое время Элеонора умирает. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.
10)Вторая жена – Эрнестина Дернберг
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.
В минуты душевной радости и впору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала любопытствующим и злорадствующим: «…его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина».
11)Елена Денисьева
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.
12)
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
- Однако, мысли поэта были не только о любви. Радел он и о судьбе России, несмотря на долгое отсутствие на Родине.
За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих «роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблён и унижен:
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.
Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
13)Последние годы жизни.
С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.
Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.
- Подведение итогов урока.
Запись в тетрадь основных тем лирики Тютчева.
1)Пейзажная лирика.Тема природы.
2)Любовная лирика («Денисьевский цикл»)
3)Гражданская лирика
4)Философская лирика.
- Домашнее задание.
Индивидуальное:
-дать определение понятию «стихотворный цикл»
-выразительное чтение «О, как убийственно мы любим», «Две параллели в жизни неслиянны»
Общее:
Анализ стихотворений по вариантам:
1вар.- «Весь день она лежала в забытьи…»
2вар.-«Люблю глаза твои, мой друг…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку "Школьная жизнь"
Открытый урок по теме "Школьная жизнь" для 8 класса (2 год обучения) УМК: Афанасьева О.В. Английский язык: 2-й год обучения. 6 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. Доп. литера...
Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...
Открытый урок по ОБЖ "Здоровый образ жизни и профилактика наркомании"
Открытый урок посвящен здоровому образу жизни и профилактике наркомании....
Конспект открытого урока на тему "Любовь в жизни Базарова. Базаров и Одинцова" (10 класс).
Вид урока: урок-постановка....
Открытый урок по самопознанию "Семья есть жизнь и в этом суть..."
Цель: показать ценности семьи и семейные; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей понимания родных и близких людей и уважительного отношен...
Открытый урок по географии по теме:"Жизнь на разных материках" (с применением элементов сингапурской методики обучения)
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах. В это время осуществ...
Открытый урок по теме: "Влияние образа жизни на функцию дыхания человека"
Открытый урок по ОБЖ для учащихся 10 класса с использованием программно-аппаратного комплекса AFS....