Инновационный проект. Номинация «Инновации в воспитании»
проект по краеведению
В качестве методологического принципа разработки программы выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах национальных подвижных игр, учитывающий уже имеющийся круг знаний школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnyy_proekt.docx | 89.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
Муниципальное образование Кондинский район
Управление образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
Инновационный проект
РАЙОННЫЙ КОНКУРС
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Номинация «Инновации в воспитании»
«Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения»
Составитель программы:
Зайцев Александр Викторович
Кондинское.
Содержание:
№ п/п |
| |
1. | Информационная карта проекта | |
2. | Введение |
|
3. | Проблема, на решение которой направлен проект |
|
4. 5 6 | Актуальность Новизна Идея изменений |
|
7. | Цель проекта |
|
8. | Задачи проекта |
|
9. | Принципы |
|
10. | Условия реализации проекта |
|
12. | Механизм реализации проекта |
|
13. | Этапы реализации проекта |
|
14. | Способы диагностики результатов инновационной практики |
|
15. 16. 17. | Способы осуществления мониторинга. Описание инновационного опыта Основное содержание |
|
18. 19. 20. | Результат изменений Заключение |
|
Здоровье - не всё,
но все без здоровья – ничто.
Сократ
Информационная карта проекта
Основание для разработки Проекта |
| |
1 | Полное название проекта | «Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения» |
2 | Направления деятельности | Спортивно-оздоровительная работа в учебно-воспитательном процессе. |
3 | Вид проекта | Деятельностно - творческий |
4 | Продолжительность | Краткосрочный |
Сроки и этапы реализации Проекта |
| |
5 | Участники | Дети, Воспитатели, Родители. |
Автор проекта | Зайцев Александр Викторович | |
6 | Сущность инновации
| Новизна заключается в разработке конкретных задач, повышающих общекультурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья обучающихся, воспитанников в процессе обучения, а так же в разработке механизмов развития двигательных действий детей, и в разработке диагностики выявления уровня физического развития школьников. |
7 | Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта | Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье. |
8 | Оснавная цель проекта. | Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы |
9 | Цели и задачи проекта.
|
|
10 | Описание деятельности
| В качестве методологического принципа разработки программы выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах национальных подвижных игр, учитывающий уже имеющийся круг знаний школьников. |
11 | Ожидаемые результаты | Созданная система работы обеспечивает повышение у воспитанников творческой активности, способствует повышению показателей творческого потенциала, и также способствует физическому и коммуникативному развитию. Основным же результатом является развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций многонациональной культуры ХМАО и России, в целом. |
12 | Организация контроля за исполнением Проекта | Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы. |
введение
Игра – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,– писал В.А. Сухомлинский. В педагогической науке игра рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, творческих способностей. Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радости.
Национальные подвижные игры и состязания являются эффективным средством педагогики. В них ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Проблема, на решение которой направлен проект
В условиях Крайнего Севера забота о здоровье детей, снижение заболеваемости обучающихся, воспитанников очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижена двигательная активность, что отрицательно влияет на общее и физическое развитие детей, поэтому необходимо чтобы национальная подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания.
национальных подвижных игр с применением специальных национальных атрибутов игры, с целью увеличения двигательной активности обучающихся и для формирования здорового образа жизни, как ценности и приоритета поведения.
Актуальность проекта
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих школьное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.
Спортивные народные игры проводится для учащихся различных параллелей: 1-4 3-4, 5-6, 7-8 классов. Одной из основных целей и задач проведения такого мероприятия это возрождение и развитие национальной культуры народов ханты и манси, популяризация народных игр и национальных видов спорта как средства массовой физической культуры. Сила, ловкость, выносливость, смекалка, воля к победе – все это связано и проходит через национальные игры. Игры проводится по типу «Веселых стартов» с включением в программу элементов различных народных игр
Новизна заключается в разработке конкретных задач, повышающих общекультурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья обучающихся, воспитанников в процессе обучения, а так же в разработке механизмов развития двигательных действий детей, и в разработке диагностики выявления уровня физического развития школьников.
Национальных подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями, а это очень важно для здоровья! Именно отсутствие в национальных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил сложной техники и тактики, с чем непременно связаны спортивные игры, возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное поле, привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки.
Национальная игра является подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей, трансляцией этнической культуры народов Крайнего Севера.
Идея изменений
Для реализации системы работы воспитателя по развитию национальных подвижных игр опираюсь на идею деятельностного подхода и педагогического сотрудничества. Деятельностно-творческий подход позволяет раскрыть потенциал каждого ребёнка, его способность к активности, творчеству и инициативности.
Основная цель проекта:
- Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы
Цели и задачи проекта:
- Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в мит-ущ
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры, через народные подвижные игры.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
- Формировать у обучающихся, родителей навыки здорового образа жизни.
Принципы:
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации проектной работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:
- Принцип наглядности.
- Принцип энциклопедичности.
- Принцип интеграции.
- Принцип развивающего характера образования.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип единства с семьей.
- Принцип доступности.
- Игровая деятельность.
- Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания
- Систематичность и последовательность
- Индивидуально- диферинцированный подход.
Работа по воспитанию любви к родному краю в данном проекте осуществляется по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.
Организация и создание развивающей предметно-пространственной среды.
Актовый зал - предназначен для проведения комплексных занятий; релаксационных целей; самостоятельной работы и самостоятельных детских игр
«Зона коллекций» - предназначена для знакомства с различными ремеслами ханты и манси, для развития у детей навыков классификации объектов по различным признакам.
Библиотека - функциональная роль познавательная, воспитание интереса к устному народному творчеству, пополняется иллюстративными книгами, в которых герои изображены в национальных одеждах.
- возможность свободно пользоваться пособиями: открытками, фотографиями, трафаретами одежды, комплектами репродукций картин, на которых изображены образы национальных костюмов, традиционные орнаменты, украшения.
«Выставочный уголок» - оформление тематических выставок, фотовыставок « рисунки детей в экспозиции «Мир глазами ребенка» - способствует более успешному восприятию и запоминанию материала, но позволяет глубже проникнуть в существо познаваемых явлений.
«Творческая мастерская» - условие, формирующее этнокультурную осведомленность, включающее в себя народные игры и дидактический игровой и учебный материал, декорации, подготовленные в процессе совместного творчества педагога и детей, этнографические куклы, макеты и модели, предметы народного быта, игровой инвентарь и оборудование для проведения сюжетно – ролевых и подвижных игр в том числе изготовленных собственноручно.
Условия реализации проекта:
• Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы
• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения
• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
• Реализация различных форм систематической работы с родителями
Механизм реализации проекта
Продолжительность проекта - 1год
Участники проекта:
- Дети
- Воспитатели;
- Родители;
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный (организационный)
- Анкетирование по теме проекта
- Разработка проекта
- Изучение научно-методической литературы.
- Подбор литературы, фотографий, иллюстраций,
подборка и оформление книжного уголка для детей; подборка методической литературы; наглядно — иллюстративного материала совместно с родителями; поиск материалов опираясь на интернет ресурсы; обогащение развивающей среды в пространстве групп ДЭОЦ создание презентаций, видео роликов по теме.
- Основной: рассматривание коллекции наглядности о ХМАО; чтение произведений коренных народов севера (фольклор, авторские); проведение познавательных бесед из цикла « А знаете ли вы…»; знакомство и обыгрывание подвижных игр ханты и манси;
II этап – основной (Технологический )
- Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
- Организация и проведение образовательной деятельности по реализации
содержания проекта.
- Привлечение педагогов и родителей для реализации проекта;
III- Корректировка созданной системы, обобщение материалов
Мониторинг результатов образовательной системы;
Защита и презентация дидактических модулей и образовательных процессов;
Корректировка образовательной системы по результатам педагогического руководства по ознакомлению детей с традициями и культурой ханты и манси.
IV- этап – заключительный (итоговый)
- Итоговое анкетирование по теме проекта;
- Анализ и систематизация результатов работы, подведение итогов;
- Презентация проекта;
Этапы | Содержание | Предполагаемый результат |
1.Подготовительный
|
Формирование методической технологической модели «этнокультурного» просвещения родителей |
Комплекс дидактических материалов по творческим интересам групп. |
2.Технологический. Апробация концептуальной модели
|
Культурологическое воспитание школьников – составная часть воспитательной работы в дэоц. |
|
3.Корректировка созданной системы, обобщение материалов |
Корректировка образовательной системы по результатам педагогического руководства по ознакомлению детей с традициями и культурой ханты и манси. |
Программа управления инновационными процессами в дэоц . |
4.Итоговый |
Маркетинг созданной системы |
Аудио, видео, мультиамедиа – метариалы. |
Способы диагностики результатов инновационной практики
- Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников
- Наблюдение учителя, проводимое при специально организованной деятельности в рамках сложившейся системы обучения
- Анкетирование обучающихся для выявления сформированности компетенций
Обследование знаний и умений детей
- Анализ диагностических карт.
- Беседы с детьми на предложенную тему.
- Анализ деятельности детей на занятиях.
- Анализ самостоятельной деятельности детей.
- Анализ поведения, игровой деятельности.
Способы осуществления мониторинга.
- Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.
- Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявится наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии своих познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.
- Экспликация (от лат. Еxplication – развертывание, разъяснение) – развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством метода наблюдения, а фиксация данных – с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные качества и действия обучаемых.
- Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.
- Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.
- Тестирование – важным достоинством является ориентация на норму, что позволяет сопоставить, сравнить оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, тесты достижений и др.
Описание инновационного опыта
В качестве методологического принципа разработки программы выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах национальных подвижных игр, учитывающий уже имеющийся круг знаний школьников, а также межпредметное взаимодействие, что отвечает принципам государственной образовательной политики Российской Федерации.
В становлении мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании необходимо:
-повышать уровень осознанного выполнения движений детьми; развивать потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками;
-поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр на прогулке и в помещении, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования; поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке физкультурной среды группы, спортивной площадки и зала к занятиям физической культурой;
-воспитывать стремление организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты и участвовать в них.
Важное значение на занятии имеет поэтапное формирование умственных и двигательных действий. Каждое занятие состоит из четырёх частей:
- Разминка. Включает в себя упражнения и игры, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти.
- Основное содержание
Эта часть включает в себя:
- Завязка игры: определение цели игры, распределение ролей, установка правил и т.п.
- Развитие действия.
- Финал игры.
- Рефлексия. Анализ занятия, самооценка своих способностей, собственных эмоций (что получилось, что не получилось и почему).
- Последействие. Снятие отрицательных эмоций у ребят, потерпевших поражение в игре.
В основу понимания школьных игр П.Ф. Лесгафт положил общеобразовательный принцип, исходя из которого разработал методические требования. Для современной школьной практики особенно ценны следующие:
- Обязательная постановка цели перед каждой игрой.
- Постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка.
- Обязательность выполнения правил и настойчивое введение детского самоуправления.
- Систематичность влияния на детей с постепенным усложнением игр.
Планомерная работа по развитию детского творчества разделена на 3 этапа. На каждом этапе работа осуществляется с помощью специально подобранных методов и приёмов:
Развитию подражательности способствует приём развития имитации «расскажи игру руками». Приём может использоваться во второй части занятия, заменяя общеразвивающие упражнения.
Художественное слово (заклички, считалки, зазывалочки, и т.д). Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение.
Приём образного рассказа. Он помогает объяснить игру образно, лаконично, максимально вразумительно, воздействуя тем самым на фантазию, воображение детей.
Метод творческих заданий, который обеспечивает развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений (например, в игре «Сова и евражки» водящий отмечает самую привлекательную необычную фигуру).
Повышается творческий потенциал ребёнка с помощью использования в подвижных играх творческих вопросов, которые помогают ребёнку представить и войти в воображаемую ситуацию.
Музыкальное сопровождение, насыщает игру яркостью, движения детей становятся более выразительными, повышается психоэмоциональный.
Психогимнастические этюды. Не только влияют на развитие творчества, но и помогают довести организм до состояния физиологической нормы (например, игра «сосулька» дети показывают, как тает сосулька, в начале держат руки над головой затем постепенно, опускают их вниз медленно приседая).
Использование атрибутики, она создаёт сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности (костюмы, игрушки, шапочки-маски).
Для придумывания подвижных игр используются материалы знакомых художественных произведений или эпизоды из жизни. Для этого с детьми проводиться предварительная работа, по подробному рассматриванию художественного произведения.
Придумывание игр с помощью комбинирования движений. Предлагаю детям составить из нескольких одну игру, выбирая различные её элементы.
Привлекаю детей к составлению вариантов игр, используя усложнение правил, ввожу новые движения, добавляю новые ситуации.
Эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния искать творческие композиции – это основное средство формирования творчества через национальную подвижную игру.
Результат изменений
Созданная система работы обеспечивает повышение у воспитанников творческой активности, способствует повышению показателей творческого потенциала, и также способствует физическому и коммуникативному развитию.
Меняются подходы к контролю и оценке результатов обучения: сегодняшний результат – это не только предметные знания, умения и навыки но и сформированные общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Основным же результатом является развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций многонациональной культуры ХМАО и России, в целом.
Национальные подвижные игры снимают напряжение, стрессы, развивает уверенность, положительно влияют на мотивацию и результативность в спорте школьников. Знание личностных особенностей ребёнка и использование в своей практике личностно ориентированных технологий создают условия для индивидуального развития ребенка, оказания своевременной и дозированной помощи.
Затруднения в реализации.
-Нехватка инвентаря для проведения «Национальных подвижных игр»
-Нехватка методических пособий
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Основной причиной успешной работы в развитии здоровьесберегающего образовательного пространства является наличие системности. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок охвачен оздоровительными мероприятиями везде:
на обычных уроках;
на уроках физической культуры;
на переменах;
во внеурочное время;
в семье.
Использование физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДЭОЦ способствует сохранению и укреплению здоровья и обеспечивает успешность обучения учащихся.
Список литературы.
1. Анисимкова М., Кузьмина А. На священных берегах Ваха. – Нижневартовск: Приобье, 1999
2. Баклыков П. Юганские ханты: история, быт и культура». – Тюмень, 1996
3. Городцов П. Обычаи, обряды, поверья. - Тюмень, 1997
4.«Игры детей обско-угорских народов». Под редакцией кандидата педагогических наук Е.А.Немысовой. - С-Пб.: Алфавит, 1999.
5.Прокопенко В.И. этнопедагогика народа ханты, физическое воспитание и игры. Екатеринбург 2005год
6. Соколова З.П. Путешествие в Югру. - М.: Мысль, 1982
7.Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири. - Мегион, 1995.
Приложение; Национальные подвижные игры.
«Летающая вертушка»
Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.
Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.
Игра в «Юлу» проводилась на ровной поверхности – на столе или на полу. Количество игроков – произвольное. Задача игры – вращая, перемещать юлу вдоль лежащей иглы – туда и обратно – или двигаться зигзагом. Выигрывал тот, кто двигался больше всех.
«Нумстыюнтупсэт» – головоломки
Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. …
Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далёкие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До наших дне они дошли как головоломки «Из шести палочек» – «Хот юхупюнтупсы» и головоломка «Из девяти палочек» – «Яртьянцюхупюнтупсы», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.
«Веет лов тын юх» – «Палочка стоимостью пяти лошадей»
Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. ..
Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей».
Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов.
Спортивные игры хантов и манси
Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласы, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч.. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, ловкость.
Заячьи следы
Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Игра с кольцами – Кусангюх
Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
Борьба «Хон» (Ямгорт)
Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.
«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)
Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы
Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю со словам: Хон нянь вохс, хон сулвохс (Князь хлеб просил, князь соль просил). «Князь отвечает: «Нянь вюя, сулвюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.
«Кольм» (ваховские ханты)
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутскиххантов
Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.
Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант
Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги, второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались перевернуть друг друга через голову.
Перетягивание палки «Талтыюх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и ,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Казымскийвараинт: коллективная игра
Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.
«Талтыкел» (казымские ханты)
Два игрока садились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих команд брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант
Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лежащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.
Другой вариант:
Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.
«Выдра» (Казым) – перетягивание ремня, надетого на шею
Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.
Другой вариант: (Казым)
Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если удавалось это сделать, на место побежденного садился другой игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.
Следующий вариант:
Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.
Перетягивание пальцами
Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)
Другой вариант (Казым).
Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок, выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.
Игра в палочки «Щёл»
Игра «щёл» (деревянные палочки) рассчитана на людей разного возраста. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Есть несколько вариантов этой игры, которые формируют те или иные способности.
Игра «щёл» рассчитана на людей разного возраста. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Есть несколько вариантов этой игры, которые формируют те или иные способности.
Для самых маленьких 2 варианта «Лебедя».
Игра хутанг ‘лебедь’.
В неё играют дети дошкольного возраста. Ведущий – взрослый из палочек выкладывает фигуру лебедя: две палочки – голова, одна – шея, три – туловище, по пять – крылья, четыре – хвост. Дети должны запечатлеть эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время ведущий убирает одну из палочек. Дети должны увидеть, какой из палочек не достаёт, и назвать эту часть тела птицы. В зависимости от возраста и способностей детей, ведущий может усложнять игру. Так, из фигуры лебедя убирается палочка, например, на крыле из пяти изымается одна, оставшиеся четыре раздвигаются так, чтобы расстояние между ними было одинаковым. Данная игра направлена на развитие внимательности, кроме того, обучает детей счёту.
Игра «Торэх» – Журавль. (Сургутские ханты)
Количество игроков от 2 до 6 человек. Палочки раскладываются в виде птицы – журавля (лебедя). 3 палочки – голова, 2 палочки – туловище, 5 палочек – крылья, по 3 палочки – ноги, 4 палочки – хвост. Игроки сидят спиной к выложенной фигуре, ведущий убирает палочку из какой-либо части «лебедя» и задает игрокам вопрос: «Я убрал 1 палочку из головы (с шеи, из хвоста, с туловища и т.д.), сколько там осталось палочек?».
Игра в «щёл» на ловкость.
В неё играет несколько детей по очереди. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, все палочки кладёт на ладонь, затем движением руки снизу вверх он их подбрасывает, за период времени пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки вновь подбрасываются, но уже с тыльной стороны руки, снова рука переворачивается, и ребёнок должен поймать их в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество – ход переходит другому. Цель игры заключается в том, кто из игроков наберёт наибольшее количество палочек. Когда остаётся последняя палочка вначале ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с неё так же, как описано ранее.
Затем характер игры меняется. Поочерёдно палочка кладётся на два соседних пальца. После этого подкидывается и ловится между этими же пальцами. Первоначально играют большой и указательный пальцы, затем указательный и средний и т.д. В случае, если ребенок справился с этой задачей, то он должен то же самое выполнить в обратном направлении. Сначала играют мизинец и безымянный пальцы, затем безымянный и средний и т.д. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. Тогда ход игры переходит к следующему играющему.
Игра в «щёл» на осторожность.
В неё так же играют несколько детей по очереди. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижнюю часть пучка несколько раздвигает, получается фигура в форме чума. После этого ведущий игрок резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок за которым ход игры, должен из этого вороха, очень осторожно, вытянуть одну палочку, но так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают за ним. Если игроку удалось соблюсти правила игры, то ход остаётся за ним. В случае, если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, то ход игры переходит к другому. Конечная цель игры – набрать максимальное количество палочек.
Игра в «щел» на осторожность и игра в «щел» на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набралось определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игральную площадку, при этом выстраивается фигура чума. Когда у одного из игравших заканчиваются палочки, остальные игроки пересчитывают оставшиеся у себя палочки. Затем, в зависимости от их количества ставятся соответствующее число щелчков проигравшему.
Функции и назначение игры «щёл».
Одна из функций игры – символическая. Так, в игре «щёл» требуется отчет палочек парами. При этом, пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек – игрок прекращает игру. То есть, парность – означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек – во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение – прибыль, достаток, а также неполнота.
Вторая функция игры – развитие мелкой моторики рук, пальцев, их ловкости. В традиционной культуре хантов это необходимо было для освоения различных видов промысла. (Для девочек – плетение из бисера, шитьё.Для мальчиков – тиснение из бересты, вырезывание орнаментов по дереву строгание.). Кроме того, развитие мелкой моторики у детей влияет на развитие их мыслительных и познавательных процессов в дальнейшем.
Третья функция игры – в развитии чувства группирования объектов и определение их количества. Сортировка игральных палочек, с одной стороны, по парам, а с другой – по одной формирует способность различения чётного и нечётного состава числа. При изготовлении, так называемого «чума», каждый игрок изымает от себя одинаковое количество палочек, выкладывая их поочерёдно на «строительство» чума. Кроме проигравшего (или проигравших) у других остается некоторый остаток палочек. Они их сравнивают. Таким образом, учатся измерять остаток от равного количества и оценивать у кого больше – меньше.
В настоящее время игра «щёл» получила большое распространение. В летнее время игра пользуется популярностью во время проведения различных смен на стойбище «Нумсангёх».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "В большой мир вместе с мамой", ставший победителем (1 степени) во Всероссийском конкурсе "Проектная деятельность: новые идеи" в номинации: "Практико-ориентированные проекты"
Данный проект нацелен на социализацию, художественно-эстетическое и гармоничное развитие детей раннего возраста...
Творческий отчёт о начале инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию
Развитие духовно ценностного потенциала и нравственного самовыражения школьников, через организацию деятельности всех компонентов социокультурного комплекса....
Инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию школьников
Посвящён принципам духовно-нравственного воспитания обучающихся в современной школе....
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...
Инновационный проект по номинации «Здоровая школа»
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит, прежде всего, от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность и здоровье родителей, условия жизни ребенка ...
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС «ПЯТЬДЕСЯТ ЛУЧШИХ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» НОМИНАЦИЯ «ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
Обучающиеся и учителя-предметники национальных школ испытывают трудности при подготовке к республиканским олимпиадам по русскому языку и литературе, так как не хватает учебных пособий и практического ...