Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Нравственно-философская проблематика повести.
план-конспект урока по литературе

Елена Николаевна Пенькова

Урок. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Нравственно-философская проблематика повести.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bednaya_liza.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Нравственно-философская проблематика повести.

Цели:

-познакомить с новым литературным направлением- сентиментализмом;

--раскрыть образы главных героев;

-проникнуть в замысел автора;

-показать нравственно-философскую проблематику повести;

-продолжить формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

-продолжить работу над умением выявлять авторское отношение к героям;

-учиться обосновывать оценку прочитанного.

Методы: сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Технологии: сотрудничество «учитель-ученик», элементы критического мышления.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация темы.

-Сегодня мы поговорим о прекрасной повести русского писателя, критика и историка Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».

Написанная в конце XVIII века, она и много лет спустя сохранила свою притягательность для юного современного читателя.

3.Прогнозирование по названию.

1.О чём эта повесть?

2.Как вы думаете, важен ли в любви рассудок? Что долговечнее: безрассудная любовь или разумная?

3. Предположите, кто такая Лиза: её семья, может быть, дети.

4. Чем занимается Лиза?

5. Почему она «бедная»? В каком смысле употребляется это слово?

4. Чтение с остановками.

1. Предположите, что могло случиться с Лизой спустя 2 года после смерти отца?

2. Как вы думаете, увидела ли Лиза молодого человека на другой день?

3. Предположите, как могла состояться следующая встреча.

4. Как вы думаете, как зовут молодого человека?  Чем он занимается? Его положение, черты характера.

5. Как выглядит молодой человек?

6. Как вы думаете, Лиза сразу полюбила его? Может, ей что-то или кто-то помешал?

7. Опишите встречу молодых людей.

8. Что произошло, по-вашему, спустя несколько недель?

9. Долго ли они встречались с Эрастом?

10. Предположите, что могло произойти по происшествии 2 месяцев?

11. Как отреагировал Эраст, когда встретил Лизу?

12. Что он ей рассказал?

13. Как вы думаете, что предпринимает Лиза после встречи с Эрастом и его рассказа?

14. Был ли счастлив Эраст?

15. Любил ли он Лизу по-настоящему?

5. Письмо по кругу.

Оцените поведение Эраста и поступок Лизы.

Почему автор называет свою героиню «бедной»?

Вывод: миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.

Но писатель не обвиняет героев, он лишь объясняет их поведение.

6. Стадия рефлексии.

-Что полезного вынесли из урока?

-Понравилась ли тема?

-Над чем задумались?

7. Домашнее задание.

Написать сочинение. Темы:

1.Письмо Лизы девушкам.

2.Письмо Эраста молодым мужчинам.

3.Составьте текст телеграммы Эраста или Лизы, когда Эраст был в армии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Урок-ситуация по повести Карамзина "Бедная Лиза"

Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, ...

Презентация к урокам по повести Карамзина "Бедная Лиза" "Твердый разум" и "нежнейшие чувства"

Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов.  Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тези...

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...