Презентация к урокам по повести Карамзина "Бедная Лиза" "Твердый разум" и "нежнейшие чувства"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Материал данной презентации рассчитан на 2 часа и предполагает беседу с классом по материалу предложенных слайдов. Некоторые слайды выполнены в форме кластеров, остальные представляют собой тезисы, облегчающие ведение беседы с классом. Анимации помогают после ответов учащихся увидеть правильный ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Твердый разум" и "нежнейшие чувства" | 206.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»
Теоретический аспект Род литературы Жанр Композиция *Кольцевая, «рассказ в рассказе» - В каких произведениях встречали? * Наличие рассказчика. Для чего?
СЮЖЕТ Любовь Лизы и Эраста . Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений. Какой герой является главным. Почему ? Докажите, что это произведение сентиментализма.
Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность вдвижениях души Основная тематика Любовная Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия
Проблематика повести Проблема любви Проблема рока и обстоятельств Проблема природы и человека
Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями ( «В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ). «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»
Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта
Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная
Какую характеристику герою дает автор? ЛИЗА любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная
Каков Эраст? Как его характеризует автор? Эраст Эгоизм, легкомыслие Жизнь из удовольствий Доброе сердце Богатый дворянин Доброе лицо Слабый и ветреный Ищет счастье в забавах
Первая встреча …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств Смущение Грусть Безумная радость Печальное раздумье Восторг Страх Величайшее беспокойство Отчаяние Потрясение САМОУБИЙСТВО
Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст
Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.
Выводы: Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. По его мнению, необходим рассудок
Тема разума, рассудка ЭРАСТ . Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»
Тема разума, рассудка. Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.
Проблема рока и обстоятельств Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК - ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
Итог бездумности ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме .
Проблема человек и природа Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает , становится врагом ). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
Образ природы Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. Ландыши потом она бросит в речку. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.
Образ природы 5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.
Выводы Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. С уществуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор . 3 . Ч еловек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?
ДОМА 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа. 2.Карточки: *Сентиментализм. *Теория литературы по повести. *Выдержала ли Лиза проверку любовью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...
«Обобщающий урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
урок литературы...
Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)
Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда...
Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"
План урока с применеием современных приемов и технологий...
Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"
Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"...
Что такое любовь? (Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза")
Цель урока: познакомить учащихся идейно-художественным своеобразием повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и подготовить девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ по пункту 9.3.Ти...