Зачетная работа по пьесе А. Н. Островского "Гроза"
тест по литературе (10 класс)

irinka1801

Зачетная работа по пьесе А. Н. Островского "Гроза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_zachet_po_pese_groza.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

1 вариант

Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–6.

Разные лица и потом Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин.

1-й. Должно быть, бабочка-то очень боится, что так торопится спрятаться.

Женщина. Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь.

Катерина (вбегая). Ах! Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)

Варвара. Полно, что ты!

Катерина. Смерть моя!

Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!

Катерина. Нет! Не могу. Ничего не могу. У меня уж очень сердце болит.

Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.

Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные? Все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится.

Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.

Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.

Кабанова. Может быть, и без тебя.

Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!

Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой!

Варвара. Ну что ты пристаешь! Разве не видишь, что ей без тебя тяжело.

Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым.

Катерина (вскрикивает). Ах!

Кабанов. Что ты испугалась! Ты думала, чужой? Это знакомый! Дядюшка здоров ли?

Борис. Слава богу!

Катерина (Варваре). Чего ему еще надо от меня?.. Иль ему мало этого, что я так мучаюсь. (Приклоняясь к Варваре, рыдает.)

Варвара (громко, чтобы мать слышала). Мы с ног сбились, не знаем, что делать с ней; а тут еще посторонние лезут! (Делает Борису знак, тот отходит к самому выходу.)

Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится — любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота! звезды-то уж пригляделись, всё одни и те же, а это обновка; ну смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!

Борис. Пойдемте! Здесь страшнее!

Уходят.

(А. Н. Островский. «Гроза». Действие 4, явление 4)

1. К какому роду литературы относится произведение А. Н. Островского «Гроза»?

2. Как называются авторские пояснения к тексту пьесы, стоящие в скобках?

3. Укажите термин, обозначающий разговор между двумя лицами.

4. Установите соответствие между персонажами и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Катерина.

Б) Кабаниха.

В) Варвара.

1) …Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…»

2) «…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»

3) «…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?..»

4) …Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю…»

5. Как называется лексическое художественно средство – устойчивое выражение, использованное не раз автором в данном эпизоде: «на роду написано», «чужая душа – потёмки», «с ног сбились».

6. Назовите три художественных средства, применённых автором в заключительных словах Кулигина.

Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится — любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору. Комета ли идет — не отвел бы глаз! красота! звезды-то уж пригляделись, всё одни и те же, а это обновка; ну смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!

1) противопоставление;

2) гипербола;

3) олицетворение;

4) сравнение;

5)метонимия.

Часть 2. Задания 7-8. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 8, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

7. Какой смысл можно вложить в название пьесы А.Н. Островского — «Гроза»?

8. Приведите примеры из классической литературы, название которых отражает основную идею, смысл произведения. Сопоставьте их в сданным произведением А. Н. Островского.


Зачетная работа по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

2 вариант

Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–6.

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, – говорит, – Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

Борис. А вы умеете стихами?

Кулигин. По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания.

Борис. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.

(А. Н. Островский, «Гроза». Действие 1, явление 2)

1. К какому жанру относится произведение А. Н. Островского «Гроза»?

2. Как называется развернутое высказывание одного героя?

3. Какие три художественных средства использовал автор в данном отрывке из произведения?

Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

1) эпитет,

2) лексический повтор,

3) олицетворение,

4) метафора,

5) гипербола.

4. Установите соответствие между персонажами и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Катерина

Б) Кабаниха

В) Дикой

1) …Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет…»
2) …У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!..»
3) «…А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее…»

4) …Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

5. Как называется лексическое средство, использованное автором в данном эпизоде: «суд да дело», «станет в копейку»?

6. К какому типу героев пьесы относится Кулигин?

1) главный,

2) второстепенный,

3) эпизодический

4) внесценический.

Часть 2. Задания 7-8. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 8, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

7. Как в данном эпизоде «Грозы» отражён социальный конфликт произведения?

8. В каких произведениях русской классики показана роль денег, богатства в обществе, сопоставьте эти произведения с «Грозой» А. Н. Островского?


1 вариант

1.

Ответ: драма.

Пояснение.

Драма как род литературы принадлежит одновременно двум искусствам: театру и литературе; драма предназначена для исполнения на сцене, состоит из диалогов и монологов действующих лиц

2

Ответ: ремарка

3

Ответ: диалог.

Пояснение.

Диалог в пьесе – это разговор двух или более лиц, в результате которого показывается их позиция по тому или иному вопросу, их принципы, взгляды, отношение друг к другу, раскрываются характеры героев, продвигается конфликт пьесы.

4

Ответ:132

Пояснение:

4-Дикой Кулигину.

5

Фразеологизм

6

Ответ.134

Пояснение.

Противопоставление: «каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся…», «не гроза это, а благодать…».

Олицетворение (оживление неживой природы): «каждая теперь травка, каждый цветок радуется…».

Сравнение: «боимся, точно напасти какой!

8

Примерный ответ.

Название произведения играет важную роль в раскрытии его идеи. Смысл названия пьесы «Гроза» очень многогранен. Во-первых, гроза – это словно наказание за грех, который совершила главная героиня- Катерина, изменив своему мужу. Можно много говорить о причинах, побудивших её это сделать, но измена была. И сама героиня, понимая это, как религиозный человек, уверена, что за грех будет наказана. Поэтому она и боится грозы. Ведь это словно расплата за её греховное поведение.

Гроза нависла и над «тёмным царством». Что-то новое, необычное, пугающее наступает в жизни Кабановой и Дикого, они страшатся изменений, видят, как постепенно власть словно ускользает от них, молодёжь уже стремится жить по своему усмотрению. Что ждёт их впереди- неизвестно. И это их пугает, как и гроза, разразившаяся над городом.

Наконец, можно истолковать значение названия пьесы следующим образом. После грозы становится свежо, легко дышится, словно происходят какие-то перемены к лучшему, жизнь становится краше. Такие изменения, уверен автор, ждут людей в недалёком будущем. Человеку свойственно желание быть свободным, самому решать свою судьбу. Пусть небольшой, но уже звучит протест против законов «тёмного царства».

Таким образом, название пьесы несёт в себе глубокий смысл.

9

Примерный ответ.

Авторы стремятся дать яркое, запоминающееся название своим произведениям, чтобы они отражали их суть, основную идею. Примеров можно привести много.

Так в романе «Отцы и дети И.С. Тургенева одной из важных проблем, которую поднимает автор, является проблема взаимоотношений отцов и детей. Автор показывает, как порой противоречивы взгляды разных поколений. Однако смысл названия шире. И.С. Тургенев пытается сопоставить точки зрения на настоящее и будущее представителей разных взглядов, противопоставляя консерваторов в лице Павла Кирсанова, либералов (Николай Кирсанов) и демократов, которых представляет Базаров. В этом смысле Аркадий, например, относится ближе к «отцам» по своему мировоззрению.

Название повести «Капитанская дочка» подчёркивает не только то, что сюжет построен вокруг Маши Мироновой. А.С. Пушкин, поднимая проблему чести, долга, изобразил героиню как достойную дочь своего отца, способную отстоять справедливость, в трудную минуту проявив решительность и стойкость, верность любимому.

Таким образом, все произведения сближает то, что в каждом из них название несёт определённую нагрузку, передаёт идею произведения, подчёркивает основную проблему.


2 вариант

ОТВЕТЫ

1

драма

2

монолог

3

124

4

412

5

фразеологизм

6

2

7

«Луч света в тёмном царстве».

Запись на ЕГЭ: лучсветавтёмномцарстве

8

В основе пьесы «Гроза» лежат два конфликта- семейный и социальный.

Социальный конфликт — это конфликт в обществе между людьми, имеющими деньги, а значит, и власть в городе- это Кабанова и Дикой, а также теми, кто вынужден подчиняться им, так как не имеет богатства. Это и конфликт между «отцами» и «детьми» — старшим и младшим поколением, выражающийся в стремлении одних подчинить своему влиянию, а других – выйти их повиновения. Жизнь по домостроевским порядкам, лишённая свободы, невозможности выражать свои взгляды не принимается молодыми. Но одни лицемерят, стремясь дождаться наследства, а другие открыто выступают против несвободы (Катерина, например).

Кулигин обличает эти порядки, называет нравы «жестокими», где стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Вражда царит в обществе, чинопочитание, невозможность в суде добиться правды, унижение и оскорбление.

9

Тема денег, роль богатства, оценка человека не по его личным качествам, а по толщине кошелька- эти темы часто затрагивались классиками в произведениях.

Именно социальное положение позволяло Простаковой, героине пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», быть жестокой к слугам, неуважительной к людям, которые стоят ниже её, как она считала, по социальной лестнице. Ярая крепостница, она позволяла себе кричать, обзывать, унижать людей, несмотря на то, что те служили ей не один год (вспомним няню Еремеевну, искренне любившую Митрофана, но не видевшую ничего, кроме грубости от хозяев). А как сменила Простакова гнев на милость в отношении Софьи, узнав, что та не бесприданница, а наследница большого состояния! Деньги- именно они определяют отношение к людям таких, как эта героиня.

Деньги, материальное состояние — это цель и фамусовского общества, изображённого А.С. Грибоедовым в «Горе от ума». Слова «кто беден, тот тебе не пара», произнесённые Фамусовым, можно считать основой их поведения и жизни вообще. Стремление стать одним из членов этого общества — то, к чему стремится Молчалин, идя к своей цели любыми путями. Лицемерие, угодничество, несвобода в своих взглядах («в мои лета не должно сметь своё суждение иметь»)- ничего его не пугает, лишь бы стать богатым и принадлежать к высшему обществу.

Все эти произведения объединяет то, что смыслом жизни героев становится обогащение, нажива, стремление стать знатными. Авторы резко критически показывают своих персонажей, гневно осуждая такой культ денег и богатств. Через положительных героев они подчёркивают, что является ценным в жизни (любовь, уважение, свобода, чувство достоинства и многое другое, но не деньги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по литературе по произведениям Лермонтова и Гоголя

Зачетная работа дана в форме теста с выбором ответа. Охватывает большой материал....

Зачетная работа по теме "общение"

Обществознание. 8 класс. Презентация...

Разноуровневая зачетная работа по теме "Сложноподчиненные предложения" 9 класс

Данная работа позволяет органично использовать при проверке знаний репродуктивный, поисковый и творческий методы, что показыват объективную картину усвоения знаний учащимися....

"ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ" Научно-методическая разработка открытого урока (на примере пьес танцевального характера)

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой и разнохарактерной информации. Иск...

Система работы над постановкой пьесы на примере работы над пьесой «Все мальчишки - дураки! Или вот однажды» К. Драгунской

В материале раскрыта моя система наботы над постановкой пьесы в детском театральном коллективе на примере работы над пьесой "Все мальчишки - дураги! Или вот однажды..."...

Методическая работа на тему: "Работа над пьесой кантиленного характера в средних классах музыкальной школы"

Пьеса - это одно из самых любимых произведений, которые составляют школьный репертуар....

Методическая работа на тему Работа над пьесой кантиленного характера в средних классах музыкальной школы

Пьесы малой Формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строятся процесс воспитания ученика - пианиста. На вооружении преподавателей фортепианных классов детских музыкал...