Система работы над постановкой пьесы на примере работы над пьесой «Все мальчишки - дураки! Или вот однажды» К. Драгунской
статья на тему
В материале раскрыта моя система наботы над постановкой пьесы в детском театральном коллективе на примере работы над пьесой "Все мальчишки - дураги! Или вот однажды..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_nad_postanovkoy_pesy.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы над постановкой пьесы
на примере работы над пьесой «Все мальчишки - дураки! Или вот однажды» К. Драгунской
Скловской Елены Евгеньевны, педагога дополнительного образования МОУ СОШ № 1 г. Покачи
Работа с исполнителями.
- Чтение, анализ
- Распределение ролей
- Этюдная работа.
- Работа над текстом
- Взаимодействие актеров.
- Методы работы с исполнителями.
- Педагогический аспект
Если мы говорим, что сутью театра является раскрытие правды жизни пьесы через действие, которое и составляет драму, т.е. правды поведения действующих лиц, правды их поступков, то мы тем самым определяем степень важности и необходимости скрупулезного исследования в самом широком смысле всего круга мотиваций совершаемого действия, произносимого слова. Это возможно лишь при тщательном и добросовестном постижении всего материала пьесы и сведении добытых чувствований, пониманий и знаний в единую систему, которая и есть система спектакля. Система спектакля - это нахождение взаимосвязанной и взаимоопределяющей необходимости каждого слагаемого для создания художественной целостности, выражающей сверхзадачу спектакля. Система спектакля - это синтез пьесы (т.е. авторской сверхзадачи и системы ее художественного воплощения автором) и режиссерского сочинения спектакля.
Тот факт, что у нас не профессиональный театр, а детский и юношеский любительский коллектив, не освобождает нас от необходимости ставить и решать сложные художественные задачи. Более того, именно потому, что к нам приходят ребята, у которых еще нет сложившихся художественных взглядов, не выработан вкус, моя обязанность, как режиссера-педагога, очень серьезно подходить к созданию экспозиции спектакля, воплощению режиссерского замысла.
Поэтому работа над спектаклем началась с «Застольного периода». Во время «застольного периода» мы с ребятами познакомились с пьесой. Пьеса, с моего первого прочтения, очень понравилась ребятам. Они сразу стали «распределять между собой роли». Обсуждали, кто и кого будет играть. Потом, в беседах за столом выяснялась идея и тема произведения, и прослеживался ход развития действия по крупным событиям и отдельным эпизодам, уяснялись и оценивались действенные моменты и факты. В этот первый период репетиционной работы определялся основной конфликт, уяснялась линия борьбы. Мы провели литературный анализ пьесы, и рассуждали о ней. Совместными силами определили тему будущего спектакля, его идею, сверхзадачу.
Затем настало время распределения ролей. Пьесу я решила ставить силами старшей возрастной группы (ученики 7-11 классов). Всего ребят в этой группе – 25. В этой возрастной группе, из 25 человек, 9 человек – учащиеся 11, выпускного, класса и 3 человека – учащиеся 9, выпускного класса. И все хотели играть.
Обычно, распределение ролей в нашем коллективе, происходит следующим образом: ребята берут чистые листы бумаги, переписывают в столбик все действующие лица, а напротив каждого действующего лица пишут вариант исполнительского состава (кого они сами видят в этой роли). Затем, я называю каждое действующие лицо, а все участники, по кругу, называют исполнителя. Если мнения расходятся, начинаются бурные обсуждения каждой кандидатуры. За мной остается последнее слово. Распределение ролей проходило так и в этот раз.
Однако, в этот раз, мне пришлось очень бурно отстаивать свою точку зрения по некоторым позициям. Например, у нас в коллективе есть девочка, Аня, ученица 11 класса. В театр она ходит уже 5 год. У нее хорошие данные. Она серьезно и творчески всегда подходит к работе над ролью. Поэтому, в основном, все роли главных героинь играла она. Но, мой взгляд, у нее появилась «звездная болезнь». Теперь она стала играть «штампами». И делает все, вроде бы как надо, но не «живет» на сцене, а играет, «заигрывает со зрителем», подстраивается. При этом она всегда «вытягивает» действие, может прийти на помощь партнеру. Поэтому, я решила. Что для нее будет полезнее не играть, какой-то период времени, главных ролей, а быть на второстепенных. Но ребята, как в принципе и всегда, сразу сказали, что роль «Девочки Анечки» это ее роль. И только после долгой дискуссии, они, с трудом, согласились с моим мнением. При этом не малое влияние на их мнение, оказал тот факт, что Аня выбрала себе сама другую роль – «Грабительницы».
А вот роль «Девочки Анечки» я предложила отдать Саше, она тоже учится в 11 классе, в коллектив ходит 3 год. За это время у нее не было ни одной главной роли. Хотя, при постановке сказки В. Панфилова «Сказка о Емели-лодыре, Царе-горохе, Царевне-несмеяне и волшебном щучьем слове» она играла роль одной из сестер Емели (в 1 составе). И играла не плохо. Но, то была роль полностью сатирическая, а роль «Девочки Анечки», все же еще и лирична. Поэтому, дать Саше эту роль был риск. Хочется отметить, что с ролью она справилась. Хотя, если бы было больше спектаклей, она бы успела «накатать» роль по темпо-ритму и сквозному действию.
Кроме того, при распределении ролей, я решила отойти еще от некоторых «штампов». Костя (исполнитель роли Царя) в прошлых двух спектаклях играл Емелю-лодыря, скомороха и т.д. То есть, его роли были похожи одна на другую. Хочется отметить, что играет он не плохо. И во время нашего выступления на Зональном этапе 4 окружного фестиваля любительских театров «Театральная весна» он завоевал Диплом «За лучшую мужскую роль» (сказка В. Панфилова «Сказка о Емели-лодыре, Царе-горохе, Царевне-несмеяне и волшебном щучьем слове»). Кроме того, он у нас в школе всеобщий любимец публики. Но, я решила, что для него, будет полезно, пометь амплуа и взять в работу не главную роль (хотя в этом спектакле, практически все роли главные). Заглядывая вперед, надо сказать, что и с ролью Царя он справился хорошо. Вообще, актер он ищущий, на площадке – постоянно разный. Он очень любит театр, и хочет стать актером. Когда 1 апреля у нас был второй показ на зрителя отрывка спектакля, Костя поразил всех своей игрой, он играл не так как на репетициях, больше импровизировал, «жил на сцене», «заводил» зрителей и актеров своей игрой. Его партнерам пришлось тоже постараться, чтобы не «посадить» спектакль.
И Алеше (исполнителю роди Пумпочкина) я решила поменять амплуа. Последних два года, он все время играл представителей царского рода: то царя, то принца, то падишаха. А тут я предложила ему Пумпочкина. Надо сказать, что с ролью он справился, хотя пришлось ему не легко. Алеша актер «думающий». Прежде, чем что-то играть, ему обязательно нужно это осознать «внутри». Как бы простроить внутри собственное действие. Он не «хватает с лета», как Агафонов, но если он все «осознал» играет хорошо, стабильно.
Еще один случай, во время распределения ролей, ко мне подошел Костя (5 год в коллективе, учащийся 11 класса), он у нас в коллективе сторожил, ребятам он как старший брат, а мне как «правая рука». Кого предупредить о репетиции, какой реквизит куда переставить, что где достать – это все Костя. И тут он подошел и говорит: «У меня к вам просьба. У нас в группе 9 выпускников (11 класс), дайте, пожалуйста, всем главные роли. Это у нас последний спектакль. Может, мы в жизни больше и играть-то не будем».
И я пошла на встречу его просьбе. Одиннадцатиклассники получили в этом спектакле практически все главные роли. (Хотя, хочется сказать, что пьеса построена так, что все действующие лица – главные). Эти роли распределялись, в основном, по амплуа актеров и характеру, и их внутренним характеристикам и, конечно, по их сценическим возможностям. Роль «Милиционера» отдала Алексею. Ему и по амплуа очень эта роль подходила. Он такой же спокойный, рассудительный. Алексей вообще, очень предан коллективу. В прошлом году у него было плохо с учебой, и мама запретила посещать наши репетиции. Он «сбегал» из дома, под любым предлогам, на репетиции. Дошло до того, что мама сама пришла к нам, просила, чтобы я поговорила с Алешей, повлияла на него. Говорила, что ее он не слушает, что для него самое важное это театр. (Хотя, связать свою жизнь с театром он не собирается). Евгению была распределена роль «Хулиганского дедушки милиционера». Хотя, Евгению по плечу и более крупная роль. Так в спектакле по сказке В. Панфилова «Сказка о Емели-лодыре, Царе-горохе, Царевне-несмеяне и волшебном щучьем слове» он одновременно играл несколько ролей: Глашатая, Верблюда, Князя с Кавказа (а когда, на одном из спектаклей заболел Вельможа, то и Вельможу). Женя очень разноплановый актер. Но в данном спектакле ему пришлось играть только второстепенную роль. (Желающих играть было больше, чем ролей) Оксана получила роль «Учительницы». Костя – роль «Никиты Егоровича». Павел получил роль «Принца Кузи». Павел вообще очень лирический человек, хотя и пытается это скрывать за своим поведением. Виктору была отдана роль «Лысого Чудовища». Виктор первый год в коллективе. Опыта работы на сцене почти не имеет.
Дальше с распределением ролей трудностей не было. Артему распределили две роли: «Папу с пушистой бородой» и «Пирата». «Папа» ему достался за нежность и доброту характера. Он у нас в коллективе, как папа. Кому костюмы и реквизит домой помощь отнести, младшим – пояса завязать. И вообще, эта роль ему досталась единогласно. Весь коллектив умиляется, когда Артем приходит на репетиции со своим младшим братом (5 лет). В вот роль «Пирата» ему досталась за внешность. По ходу спектакля «Пират» должен унести на руках «Учительницу». А Оксана (исполнительница этой роли) не из худеньких, поднять ее на руки стоит большого труда. Только один Артем это и смог сделать. Роли «Вредин», «Мальчишек» и «Женихов» были распределены между ребятами, которые занимаются в коллективе 1 и 2 год. Они менее опытны. Хотя, в «Женихов» и «Мальчишек» были причислены и Артем, Евгений (таким образом, они совмещали эти роли со своими основными).
После распределения ролей, была проведена первая читка по ролям. Затем, мы постарались все вместе вскрыть подтекст каждой роли. Разобрали роле по задачам и действию.
Сначала идет чтение пьесы, разбор ее с литературной и художественной стороны, выяснение общего характера пьесы и ее настроения. Затем мы перешли к отдельным лицам, к отдельным образам, постепенно изучая их, разбирались в их чувствах и характерах; постепенное углубление в это изучение и есть работа над созданием образа. Ребята отыскивали в себе чувства, нужные им для жизни создаваемого образа, находили в своей душе как бы какие-то кнопки, нажатием которых они вызывают в себе эти чувства.
Следующий этап нашей работы: Работа в классе. Здесь я применила этюдный метод работы над спектаклем.
Вот что писал об этом методе К. С. Станиславский: ” Он заключается в том, что сегодня прочтена пьеса, а завтра она уже репетируется на сцене. Что же можно играть? Многое. Действующее лицо вошло, поздоровалось, село, объявило о случившемся событии, высказало ряд мыслей. Это каждый может сыграть от своего лица, руководствуясь житейским опытом. Пусть и играют. И так всю пьесу по эпизодам, разбитым на физические действия. Когда это сделано точно, правильно так, что почувствована, правда и вызвана вера к тому что, на сцене, - тогда можно сказать, что линия жизни человеческого тела сделана. Это не пустяки, половина роли. Может ли существовать физическая линия без душевной? Нет. Значит, намечена уже и внутренняя линия переживаний. Вот приблизительный смысл новых исканий ”.
Я предложила ребятам сразу же действовать в предлагаемых обстоятельствах и действовать от себя, постепенно уточняя и усложняя магические «если бы», превращая их из простейших в “многоэтажные”. Идя от себя, то есть, представляя себя в предложенных автором обстоятельствах, ребята постепенно вживались в образ и действовали так, как если бы происходящее с ним совершалось впервые здесь, сегодня, сейчас. Так происходило перевоплощение их в сценический образ. Окружив себя предлагаемыми обстоятельствами роли и тесно с ними сжившись, исполнитель уже не знает, “где я, а где роль”.
И вообще, начинающим актерам, моим ученикам было полезно начать работу не с фантастических, гротескных этюдов, а с максимально приближенных к реальной жизни. Где все должно происходить «взаправду», неторопливо и очень точно.
Вот пример некоторых этюдов.
Этюд 1.. "Я в предлагаемых обстоятельствах". Персонаж – Пумпочкин. Но, впрочем, это упражнение с удовольствием выполняли многие участники труппы. Тема этюда – "Как мне написать сказку".
Этюд 2. «Апарт». Персонаж – Царь. «Апарт» – обращение актера в зал с каким-нибудь вопросом или утверждением. Публика при этом как бы вовлекается в происходящее действие. Задача - научить ребят не бояться общаться со зрительным залом точно так же, как с партнерами по сценической площадке. «Апарт» всегда произносится ниже или выше по тону, чем предыдущий текст. Кроме того, Темпо-ритм существования во время «Апарта» всегда другой по сравнению с иным текстом персонажа. Если актер не будет менять тон и Темпо-ритм, возникнет монотон, т.е. однообразие и бедность звуковой палитры спектакля
Этюд 3. «Давай колбаситься». Персонажи – Девочка Анечка и Принц Кузя. Театр – это, прежде всего, игра. Но! Никакая игра в театре не может быть спонтанной, бессистемной. Поэтому, я разрешила вначале юным артистам порезвиться, затем, постепенно заставляла их запоминать и повторять («закреплять») наиболее, удачные игровые приемы, и, наоборот, отказываться от всего случайного, рожденного в этюде, но непригодного в контексте данной сцены. Таким образом, исполнители приучались «фиксировать» мизансцены.
Этюд 4. «Массовая мизансцена». Очень часто бедой самодеятельных театров является неумение исполнителей «распределиться» на сценической площадке. Моя задача была – добиться от каждого яркой, «вылепленной» мизансцены и, вместе с тем, общего темпо-ритма существования для всех. Тем более что в данном спектакле много массовых мизансцен. Этот этюд повторялся несколько раз, менялись только предлагаемые обстоятельства.
Этюд 5. «Оклик». Умение правильно окликнуть партнера на сцене и отреагировать на оклик достигается не сразу. Часто случается так, что один неопытный исполнитель неправильно, «не конкретно по адресу» посылает звук, а другой, заранее ожидая, что его должны позвать, останавливается раньше времени, выдавая автоматическую, неживую реакцию. В этой сказке есть несколько сцен, когда кто-то кого-то окликает: то Принц Кузя – вредин в школе, то Учительница – Девочку Анечку или детей в школе и т. д. Поэтому данный элемент мы тщательно прорабатывали.
Этюд 6. "Оценка факта через смену маски". Персонаж – Царь. Только что он был весельчаком и паникером - и вдруг - надменный монарх – и вновь – весельчак. Мы пытались добиться гротескного эффекта, для этого, актер полностью менял пластику, тембр и т.д., то есть он должен сменит маску.
Следующей этап, начинался с отбора и закрепления этюдов, дальнейшей фиксации их в четкий рисунок, насыщение их музыкой, выбором сценографического решения.
Мной проводилась индивидуальная работа с исполнителями.
В ходе этой работы, использовались этюды «Я – в предлагаемых обстоятельствах». «Я» - это целый набор вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Знаю ли я себя?», «Я – это МИР, но можно ли узнать весь мир?» «Удастся ли мне узнать себя и изучить природу моих личных поступков; отчего складываются мои взаимоотношения с теми или иными людьми тем или иным образом?» На все эти вопросы, которые человек задает себе на протяжении всей жизни (особенно молодой человек, не имеющий еще достаточного опыта, своей философии и позиции), – трудно найти ответ.
И мне кажется, что когда Е. Б. Вахтангов писал не об обучении, а о ВОСПИТАНИИ, он имел в виду совокупность личностного «Я» со сценическим «Я», индивидуального с предложенным, подведение одного «Я» к другому. Именно в этом состоит моя воспитательная деятельность, как режиссера-педагога.
Все это тренировалось постепенно, от простого к более и более сложному, от считалок до этюдов со словами. Главное было – совместить «я» личное с «я» сценическим.
Ведь, только когда актер найдет образ, «движение внутри персонажа», отклик актерской личности на то или иное явление – появятся неординарные, свойственные только этому исполнителю оценки, манера и свобода (импровизация).
Мы вместе искали словесную выразительность героев, пластическое решение образов, характерность образов. Ведь инструмент актера – его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Тело актера, голос, нервы, темперамент являются его орудием труда, объединяя творца и материал в единое целое. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. К чему и стремится театральный коллектив, профессиональный или самодеятельный.
Когда мы работали над характерностью образов, мы занимались поиском индивидуальности образа, непохожести одного героя на другого. Так, например, Костя, играющий «Никиту Егоровича» работал над особенностями речи своего героя (его герой должен шипилявить), а Костя, играющий «Царя», работал над особенностями пластики.
Следующие этап: работа в выгородке (на профессиональном театральном языке «выгородка» – от «выгораживать, размечать пространство»). «Разведка действием». Конструирование событийного ряда этюдным методом. Импровизация на материале пьесы.
Эта работа проходила, в репетиционном зале (он у нас небольшой, находится в подвальном помещении школы), здесь место действия, география сцены и будущие декорации обозначались подручными вспомогательными средствами. Так, вместо лестницы – использовались два стула. (Лестница в репетиционный зал не помещалась – высокая). Во время этого периода намечались и разрабатывались мизансцены, пластика персонажей, шел напряженный процесс поиска характеров и взаимоотношений персонажей. В этот же период, проходили репетиции «этюдным методом» – импровизации на темы пьесы или ее отдельных сцен. Такие этюды позволяли ребятам точнее понять существо характеров и взаимоотношений своих персонажей.
Например, для того, чтобы понять как это «колбаситься» нам пришлось всю репетицию посвятить этому. В это возрасте, ребята не хотят показаться сверстникам с не выгодной для себя стороны. Они постоянно пытаются смотреть на себя со стороны. Поэтому процесс учебы «колбаситься» превратился в целое тренинговое занятие. На котором мы пробовали найти различные приемы и способы, играли в детей, «колбасились» под музыку, одним словом, «стояли на голове».
Таким же «этюдным методом» пришло решение картины «Великой битвы мальчишек и девчонок». Хотя, следует отметить, что сцена, на которой мы работаем и ставим спектакли, не велика (10 м. х 3 м.) и развернуться большому количеству участников негде.
Во время репетиций в выгородке, ребята осваивали и постепенно заучивали тексты своих ролей, с тем, чтобы при переходе к сценическим репетициям получить полную «свободу от текста». И вообще, уже в течение нескольких лет, я практикую метод работы без текста. То есть, актеры играют и в ходе репетиций запоминают свои реплики.
Эти репетиции проходили без костюмов. Репетировались отдельные сцены будущего спектакля.
Далее, шла работа на сцене спектакля.
Во время репетиционного процесса происходит полное создание спектакля, включающее разработку и раскрытие режиссерского замысла через все театральные компоненты – от актерской игры до работы всех постановочных цехов (реквизиторского, костюмерного, гримерного, монтировочного, осветительского, звукового, бутафорского).
Во время репетиций я фиксировала в своем экземпляре пьесы весь порядок будущего спектакля: выходы актеров, перестановки декораций, включение музыкальных и звуковой фонограмм, изменения света, хронометраж спектакля, переодевания актеров, необходимый реквизит. Позже, во время спектакля, этот экземпляр пьесы помог мне осуществлять весь комплекс организационной подготовки, координировать и контролировать работу всех участников.
Переход на сцену из репетиционного зала, был для ребят достаточно сложным и болезненным: изменилось пространство спектакля, к которому приходилось адаптировать все предыдущие актерские находки и наработки.
Работали увлеченно. Ребята сами искали, предлагали варианты, приносили из дома заготовки. Я старалась сочетать жесткую постановку задачи с максимальной свободой самостоятельного творчества актера. Время, потраченное на тщательную дорепетиционную подготовку, не прошло даром: теперь оно с лихвой окупалось быстрыми темпами репетиционной работы на площадке. Актеры были готовы, роли в них вызрели. Правда, это было не со всеми. Все работали по-разному, и в своем темпе. Например, Алеше на первых порах приходилось показывать почти каждое действие, каждую реакцию, зато, когда он ухватил суть, логику персонажа, его характер, все прочно встало на свои места. Алеша, вообще, думающий актер. Пока он сам не поймет суть событий, он играть не может. Виктор наоборот. Прекрасно работал в самом начале, а перед самым выпуском спектакля начал путать текст, выпадать из конфликта. Чем ближе была премьера, тем катастрофичнее казалось положение с ролью Лысого Чудовища. Однако в последний день перед генеральной репетицией он сумел собраться и премьеру отыграл успешно. Хотя, следует отметить, что это его первый выход на зрителя, первая премьера. А вот, Артема постигла неудача. Во время репетиций он работал хороша, казалось все понимал, все мои указания выполнял, но на спектакле «встал в ступор»: текс забыл, про конфликт не вспомнил и вообще, роль, практически «запорол». Хотя Артем занимается в коллективе уже 3 год, играл в нескольких больших спектаклях и играл успешно.
Параллельно шла работа над поиском художественного образа спектакля. Работа над эскизами костюмов, реквизита и оформления спектакля.
В это работе были задействованы и остальные группы театра: младшая и группа «Эксперимент». На их плечи легла вся оформительская работа.
Затем наступило время прогонных репетиций спектакля. Прогон со светом. Работа с костюмами и реквизитом. Подбор фонограммы. Прогон с фонограммой спектакля
В этот период репетиционный процесс вступил в заключительную стадию – сборки всех компонентов спектакля и прогонных репетиций, когда отдельные сцены собираются в единое целое. В этот период я редко прерывала течение отдельных сцен с целью их уточнения или повтора. Здесь важным становится уже цельное впечатление от спектакля, поэтому все замечания актерам я высказывала по окончанию прогона.
Параллельно сценическим актерским репетициям назначались репетиции для техническо-постановочных служб: монтировочные и световые, когда окончательно определялось, ставилось, монтировалось и отрабатывались все перестановки декораций и световое оформление спектакля.
Моя задача была – добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении.
Премьере предшествовали генеральные репетиции – в полном гриме, костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. На генеральные репетиции приглашались зрителей, таким образом, спектакль проходит первую проверку реакцией публики.
Хочется остановиться на подготовке к монтировочной репетиции. В этот день мы занимались оформлением зала и сцены, изготовлением реквизита и оборудования. Были приглашены участники всех трех возрастных групп. Оформление занимались до 11 часов вечера и пол следующего дня. Все работали с большим энтузиазмом. Пробовались в действии макеты спец. Эффектов «Летающие сосиски», «Летящие конфетти», «Падающие шары». Следует отметить, что технологию создания этих спец. Эффектов придумали сами ребята группы «Эксперимент». А из подготовки спец. Эффекта «Пахнущий апельсин» был создан целый таинственный ритуал. Мы с группой «Эксперимент» приготовили демонстрационную модель (резаные апельсины и насыпанный ванилин), а затем, актерский состав заводили в комнату по одному. После чего, все участники эксперимента должны были ответить на вопрос: «Какие ассоциации у вас вызывает этот запах?». Результаты проведения такого ассоциативного опроса были использованы для подготовки зала к представлению, так как была важна пропорция запахов.
Во время предварительной генеральной репетиция спектакля мы работали над темпоритмом всего спектакля. То есть, занимались «Накатом», прогоняли спектакль несколько раз без остановки. В конце репетиции, ребята ужасно устали, просто падали с ног. Тем более, что репетиция проводилась вечером, после занятий.
И вот наступило время премьеры спектакля.
Это обычно, самое счастливое время для моих детей. Да, наверное, премьеру любят все, не смотря на возраст. Ребята сами встречали и провожали в зал гостей, а их в этот день было очень много. Конечно, ребята очень волновались, переживали. Но, не смотря на некоторые недочеты, премьера удалась.
После премьеры был «Разбор полета». Так называемая - рефлексия. Я давно взяла себе за правило не говорить о недочетах сразу после спектакля. Ведь в это время они – «короли публики», их хвалят, ими восхищаются, это их звездный час. Поэтому все свои претензии я высказываю на следующей репетиции, в другой день.
В целом я очень довольна работой коллектива исполнителей, без их творческой активности и инициативы, желания работать - успеха добиться было бы невозможно.
Работа вокруг спектакля.
Прежде чем начать работу над спектаклем, мы, вместе с ребятами, постаралась подробнее познакомиться с творчеством Ксении Драгунской: перечитали ее пьесы «Рыжая пьеса», «Вверх тормашками», «Загадки таинственного секрета, или Большая Меховая Папа», « Огурцы и другие пирожные», «Дальше – некуда» и др. Так как в наших библиотеках ее пьес практически нет, ребятам обратились в Интернет и там нашли пьесы Драгунской.
Кроме того, в Интернете мы познакомилась с отзывами обо всех спектаклях, которые ставились по ее пьесам.
Во время работы над художественным образом спектакля мы провели урок театра «Что такое детство? Какое оно». В ходе урока мы попытались определить: Чем пахнет детство? Какое вкусовые ассоциации оно вызывает? Какого цвета детство? С какими вещами и предметами оно ассоциируется? Этот урок проводился совместно с родителями актеров спектакля и представители других возрастных групп нашего театра-студии (младшей и «Эксперимент»). Мы «играли» в детей и взрослых, используя тренинговые упражнения «В песочнице», «На снежной горке», упражнения на перевоплощения, ставили этюды и др. Родители участвовали во всех упражнениях наравне с детьми. Итоги и выводы этого урока мы использовали при подготовке спектакля, его художественном оформлении: игрушки, запахи, звуки и т.д. И мне кажется, что этот урок запомнился не только ребятам, но и их родителям, многие из которых пришли на наш спектакль в последствии и были благодатными зрителями, т.к. можно сказать, что и они вложили свой вклад в создание спектакля.
Работа над этим спектаклем была у нас еще и экспериментальной. Обычно, мы не показываем спектакль или отрывки из него до премьеры. Но в этот раз, я отошла от правила. Первый показ на зрителя состоялся 26 марта – во Всемирный День театра. Там мы первый раз показывали отрывок из спектакля (1 действие). Затем, 1 апреля – в День смеха мы показали этот же отрывок у нас в школе на празднике. Эти выступления стали анонсом к будущей премьере. Зритель был заранее заинтригован, и эмоционально подготовлен к будущему спектаклю. Пригласительные билеты на премьеру шли нарасхват. Этот эксперимент оказался удачным. Во-первых, ребята смогли «обкатать» 1 действие спектакля на зрителя, почувствовать на себе реакцию зрителей. А во-вторых, эти показы сказались на количестве зрителей на премьерном спектакле. Такого аншлага наш театр еще не знал. В зале в полном смысле слова «яблоку негде было упасть». (При вместимости зала 135 мест, на премьере было 180 человек).
Я считаю, что, не менее важным, чем остальные, соавтором спектакля является публика: живое дыхание зрительного зала, его реакции оказывают непосредственное влияние на работу актеров, расставляя новые акценты, уточняя психологические рисунки ролей и т.д. Зритель, необходимый компонент театрального спектакля.
Однако разграничение на сцену и зрительный зал отнюдь не означает перехода наблюдателей к полной пассивности: их активное участие в действии просто приняло несколько иные формы. Зритель уже не может выйти на сценическую площадку во время спектакля и физически вмешаться в него. Но живая реакция зала на происходящие события (смех, слезы, аплодисменты, возгласы и т.д.) формирует сильное эмоциональное поле, в котором и проходит спектакль. При этом индивидуальные зрительские реакции в значительной степени нивелируются, корректируются коллективным характером восприятия: зрительный зал становится в определенном смысле единым организмом, живущим по своим законам, испытывающим общие чувства.
Конечно, многое зависит от изначальной готовности зрительного зала к вступлению в эмоциональный контакт со спектаклем.
Вот почему мы у себя в коллективе много внимания уделяем атмосфере, царящей в фойе и в зрительном зале еще до начала представления. Мы специально оформляем фойе (вывешиваем фотографии, награды, афиши спектаклей и анонсы будущих спектаклей), зрительный зал, устраиваем дежурство и встречу гостей у входа в школу, направляем зазывал в фойе и коридоры школы и т.д. Все это помогает зрителю настроиться на спектакль, формирует готовность к творческому погружению.
Установив в начале спектакля контакт с публикой, наш коллектив вступает в двусторонний многоступенчатый процесс: эмоциональный отклик зала воздействует на психофизическое состояние исполнителей ролей, а энергетическое поле актеров формирует и умножает дальнейшие реакции зала. Таким образом, зритель выступает в качестве полноправного соавтора спектакля. Меняется зрительный зал, – меняется и сам спектакль. Отклик зрительного зала меняет игру актеров, подправляет и уточняет смысл, вносит коррективы.
В последнюю неделю, когда пошли прогоны и технические репетиции, все участники спектакля много работали.
Вообще, в нашем театре три возрастные группы: младшая (5-6 класс), старшая (7-11 класс) и группа «Эксперимент» (бывшие выпускники нашего театра и молодые учителя).
В подготовке к спектаклю принимали участие все группы.
Младшая – изготавливала реквизит: резали мишуру и красочные журналы на конфетти, делали «конфеты», надували шары, помогали оформлять сцену и зал, расклевали афиши по городу и др. Кроме того, они играли и в спектакле, хотя и эпизодические роли (свиту короля, зазывал).
Участники группы «Эксперимент» - Светлана и Ольга - занимались изготовлением спец. эффектов: «летающих по залу сосисок», «падающих с потолка в зале шаров», «летящего с потолка на сцене конфетти»; изготовлением декораций для спектакля и реквизита. А так как мы решили, что нужно донести до зрителя не только зрительно и музыкально, тему детства, но и воздействовать на него с помощью запахов (апельсинов и ванили), то группе «Эксперимент» пришлось еще и фигурно нарезать 5 кг. апельсин и развесить их по залу, рассыпать 10 пачек ванилина.
Художником – оформителем спектакля и художником по костюмам тоже была молодая учительница (участница группы «Эксперимент») Светлана. Почти две недели она, не вставая с колен, рисовала на полу декорации к спектаклю.
Во время спектакля, все участники нашего театра-студии тоже не оставались в стороне. Младшая группа и зазывалами на спектакль, и разносила программки зрителям, угощала зрителей конфетами, играла в спектакле «свиту царя» и др. Ребята группы «Эксперимент»: отвечали за техническое оформление спектакля. Они создавали и работали со спец. Эффектами: запускали сосиски и шары с конфетами, были фотографами (засняли более 80 фотографий), занимались видеозаписью спектакля (двумя камерами).
Короче говоря, весь коллектив работал, слаженно для достижения цели. Наверное, только так и создаются спектакли. Мне очень повезло с ребятами. Атмосфера была рабочая, творческая. Я благодарна каждому исполнителю и нашим помощникам. Ведь только благодаря их стараниям, упорству, труду и состоялся этот спектакль.
План выпуска спектакля.
25 января –19.00 -21.00 - Застольный период. Первое знакомство с пьесой, читка. Раскрытие идейно-тематического замысла пьесы. Литературный анализ пьесы и рассуждение о ней.
27 января –19.00 – 21.00 - Застольный период. Знакомство с режиссерским замыслом. Определение темы будущего спектакля, его идеи, сверхзадачи.
28 января –19.00 – 21.00 - Застольный период. Распределение ролей и первая читка по ролям. Вскрытие подтекста каждой роли.
1 февраля –19.00 – 21.00 – Застольный период. Разбор ролей по задачам и действию.
3 февраля –19.00 – 21.00 – Застольный период. Работа над словесным действием. Читка пьесы по ролям.
4 февраля –19.00 – 21.00 – Работа в классе. Этюдный метод работы над спектаклем.
8 февраля –19.00 – 21.00 – Работа в классе. Поиск художественного образа спектакля. Работа над эскизами костюмов, реквизита и оформления спектакля.
10 февраля –19.00 – 21.00 – Работа в классе. Урок театра «Что такое детство? Какое оно».
11 февраля –19.00 – 21.00 – Работа с исполнителями. Поиск словесной выразительности героев.
15 февраля –19.00 – 21.00 – Работа с исполнителями. Поиск пластического решения образов.
17 февраля –19.00 – 21.00 – Работа с исполнителями. Поиск характерности образов.
18 февраля –19.00 – 21.00 – Работа в выгородке. «Разведка действием». Конструирование событийного ряда этюдным методом.
22 февраля –19.00 – 21.00 – Работа в выгородке. Импровизация на материале пьесы.
24 февраля –19.00 – 21.00 – Работа в выгородке.
25 февраля –19.00 – 21.00 – Работа в выгородке.
1 марта – 19.00 – 21.00 - Работа в выгородке над 1 действием спектакля.
3 марта – 19.00 – 21.00 - Работа на сцене над 1 действием спектакля.
4 марта – 19.00 – 21.00 - Работа на сцене над 1 действием спектакля.
7 марта – 19.00 – 21.00 - Работа на сцене над 1 действием спектакля.
10 марта – 19.00 – 21.00 – Работа на сцене над 1 действием спектакля.
11 марта – 19.00 – 21.00 – Работа на сцене. Прогон 1 действия спектакля.
15 марта – 19.00 – 21.00 - Прогон со светом 1 действия спектакля. Работа с костюмами и реквизитом.
17 марта – 19.00 – 21.00 – Подбор фонограммы. Прогон с фонограммой 1 действия спектакля.
18 марта – 19.00 – 21.00 - Сводная репетиция 1 действия спектакля. Репетиция с фонограммой.
22 марта – 19.00 – 21.00 - Монтировочная репетиция 1 действия спектакля. Введение всех выразительных средств: фонограммы, света, спец. Эффектов и др. Работа с техническими службами.
24 марта – 19.00 – 21.00 – Предварительная генеральная репетиция 1 действия.
25 марта – 19.00 – 21.00 – Генеральная репетиция 1 действия.
26 марта – 13.00 – 14.30 - Первый показ на зрителя отрывка спектакля (1 действия). Анонс спектакля ко Дню театра.
14.30 – 15.30 – Разбор показа. Рефлексия.
29 марта – 19.00 – 21.00 – Работа над 1 действием спектакля.
31 марта – 19.00 – 21.00 - Генеральная репетиция 1 действия спектакля.
1 апреля – 19.00 – 20.30 - Второй показ на зрителя отрывка спектакля (1 действия). Анонс спектакля ко Дню смеха.
20.30 – 21.30 – Разбор показа. Рефлексия.
5 апреля – 19.00 – 21.00 – Работа в выгородке над 2 действием спектакля.
7 апреля – 19.00 – 21.00 – Работа в выгородке над 2 действием спектакля.
8 апреля – 19.00 – 21.00 – Работа на сцене над 2 действием спектакля.
12 апреля – 19.00 – 21.00 – Работа на сцене над 2 действием спектакля.
14 апреля – 19.00 – 21.00 – Прогон 2 действия спектакля.
15 апреля – 19.00 – 21.00 – Прогон всего спектакля.
19 апреля – 19.00 – 21.00 – Прогон со светом. Работа с костюмами и реквизитом.
21 апреля – 19.00 – 21.00 - Подбор фонограммы ко 2 действию спектакля. Прогон с фонограммой всего спектакля.
22 апреля – 19.00 – 21.00 – Сводная репетиция. Репетиция с фонограммой.
25 апреля – 19.00 – 21.00 - Подготовка к монтировочной репетиции. Оформление зала и сцены. Изготовление реквизита и оборудования. Работа над художественным образом спектакля.
26 апреля – 19.00 – 21.00 – Первая монтировочная репетиция. «Прекидка». Работа со спец. эффектами.
27 апреля – 19.00 – 21.00 - Монтировочная репетиция. Введение всех выразительных средств: фонограммы, света, спец. Эффектов и др. Работа с техническими службами.
28 апреля – 18.00 – 21.00. - Предварительная генеральная репетиция спектакля. Работа над темпоритмом всего спектакля. «Накат». Работа в костюмах.
29 апреля – 19.00 – 21.00 - Генеральная репетиция спектакля.
30 апреля – 19.00 – 20.30 - Премьера спектакля.
20.20 – 21.30 – «Разбор полета». Рефлексия.
С 5 мая – - Работа над идущим спектаклем.
Проблемы и сложности, выводы.
Проблем и сложностей хватало. Сначала я вообще сомневалась брать ли на диплом эту пьесу: слишком много народу, слишком короткие сроки, большие финансовые затраты (костюмы) и т.д.
Кроме того, если многие из сокурсников разбирали по событиям и действиям и ставили свои пьесы, или отрывки из них на сессии, то мне пришлось этот пласт осваивать самостоятельно, по ряду причин. А я сама знаю, что в этом моя «ахиллесова пята».
Большой трудностью были сжатые временные сроки выпуска спектакля. Наш коллектив работает при школе и соответственно мы должны принимать участие во всех (или почти во всех) общешкольных мероприятиях, а это отнимает много времени. Так, как школа учится в две смены, репетиция спектакля приходилось проводить после уроков второй смены, в семь часов вечера. Многие ребята приходили на репетиции сразу после занятий (после 7 уроков) без обеда, что тоже сказывалось на репетиционном процессе. Так как они были очень усталые и голодные. Кроме того, 12 ребят, которые играли в спектакле, являются учащимися выпускных классов (3 человека – 9 класс, 9 человек – 11 класс), а у них, помимо школы и репетиций есть еще масса работы по подготовке к выпускным экзаменам. Но, слаженной работой всего коллектива нам удалось преодолеть эти трудности.
Конечно, нам не хватило времени довести спектакль. Было очень мало прогонов, чтобы накатать его по сквозному действию и по темпоритму. В первую очередь этот недостаток времени сказался на работе главных героев, несущих сквозное действие. В первую очередь им не хватило времени, чтобы почувствовать и научиться удерживать этот хребет спектакля.
Эти недостатки будут учтены при дальнейшей доработке спектакля.
Большой проблемой стало приобретение костюмов для спектакля. При подсчете сметы на костюмы, выяснилось, что по самым скромным расчетам нам нужно было около 10 тысяч рублей, но наша школа посчитала, что шить костюмы для спектакля накладно. «Возьмите, то, что есть. У нас не Большой театр» - ответили нам представители администрации школы. Поэтому, костюмы мы собирали «с миру по нитки», что конечно сказалось на художественном образе спектакля.
Кроме того, зал и сцена, на которой ставился спектакль, очень не удачны. Сцена маленькая, 10 м. х 3 м., имеет две боковые лестницы. Эти лестницы узкие, одновременно по ним может пройти только один человек, в крайнем случае - два, но боком. Со сцены выход есть только в зал, а затем в коридор. Поэтому, приходилось мизансценически изощряться, чтобы не было «дыр» - пустой сцены. Однако, как видно из видеозаписи спектакля, в одном месте все-таки была пауза.
Но, не смотря на все трудности и сложности, а может и вопреки ним, при работе над спектаклем ребята очень сдружились, сплотились. Все три возрастные группы работали вместе, оказывали помощь друг другу. Я считаю, что только благодаря такой слаженной, совместной работе всего коллектива, все и получилось.
И премьера состоялась. Спектакль имел успех у зрителя, что видно из зрительских отзывов. Ребятам и самим очень понравилось работать над спектаклем, когда они выходили на сцену у них горели глаза, а это, наверное, самое главное.
Кроме того, следует отметить, что спектакль хорошо приняли на театральных фестивалях. Так, Российском фестивале детских и юношеских театров «Радуга талантов» г. Тобольск спектакль был отмечен дипломом 2 степени.
Заключение.
Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.
Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, — от актера к зрителю, от зрителя к актеру.
Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетий-ми происходивших на сцене событий.
Такое сопереживание — высокая радость, даруемая человеку театром. Оно-то и таит в себе ту властную, магнетическую силу, что испокон веков влечет человека в театр.
Читатель в одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения. А театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. В театре все зиждется на активном эмоциональном взаимообщении тех, кто создает в этот вечер на сцене художественное произведение, и тех, для кого оно создается.
Зритель приходит на театральное представление не как сторонний наблюдатель. Он не может не выражать своего отношения к тому, что происходит на сцене. Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем не нарушаемая тишина вздох облегчения, безмолвное негодование — в богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия. В театре возникает праздничная атмосфера, когда такое соучастие такое сопереживание достигают самого высокого накала...
Вот что значит театр в жизни человека!
Вот что значит живое его искусство. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд» мечтаний, желаний, нравственных обретений...
Искусство театра — искусство чудесного общения души с душою, сердца с сердцем...
На всю жизнь в сердце Достоевского сохранилось то потрясение, что было пережито им в десятилетнем возрасте в Малом театре на представлении «Разбойников» Шиллера с участием великого Мочалова.
Вот что значит театр в жизни человека!
И я горжусь тем, что моя работа, мои воспитанники тесно связаны с этим великим живым искусством, которое так много значит в жизни людей. И перефразируя классика, хочется сказать: «театр может – убить, театр может – спасти, театр может – войска за собой повести!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа над развернутой пьесой в старших классах" на примере пьесы Э.Грига Менуэт ("Минувшие дни").
Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы, характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт "Минувшие дни". Анализ нотной записи произведения, раскрывающий су...
Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")
Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...
Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)
Описание системы работы с одарёнными детьми...
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
Система работы с семьей как залог успешной работы педагога дополнительного образования.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности....
Особенности работы с одаренными детьми ( на примере работы английского клуба)
Презентация выполнена с педагогом единомышленником в рамках работы английского клуба "T&C" творческие учителя и талантливые дети"...
Система работы с одаренными детьми ( Из опыта работы. Выступление на заседании РМО)
Модернизация образования РФ – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно...