Мастер-класс «Формирование читательской грамотности» Богатова Т.М. "Время-читать"
презентация к уроку по литературе (7, 8 класс)

Богатова Татьяна Михайловна

Цель мастер-класса: определение основных проблем в организации формирования функциональной грамотности и читательской компетенции в учебно-воспитательном процессе на этапе реализации   ФГОС  нового поколения и поиск путей их решения.      

Актуальность данной работы определена вызовами общества: читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления требований государственного образовательного стандарта. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и отдается предпочтение другим источникам информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом (Д.И. Фельдштейн).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф занятия: Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Э.Тоффлер

Слайд 2

«Время читать» Мастер-класс учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ» с. Николаевка Богатовой Т.М.

Слайд 3

Какой вы ЧИТАТЕЛЬ?

Слайд 4

«Человек перестаёт думать, если перестаёт читать » Дэнни Дидро, французский философ

Слайд 5

Проверьте себя! № задания Уровень сложности задания Количество баллов Правильный ответ 1. Средний 1 балл 5 2. Средний 1 балл «Отснятый материал ляжет в основу документального фильма. Очень хочу, чтобы зрители всего мира увидели всё то, что видел я» 3. Средний 1 балл В 4. Низкий 1 балл «Они ничего не дают, кроме ощущений, не открывают для тебя ничего нового» 5. Средний 1 балл В 6. Средний 1 балл 1005

Слайд 6

Проверьте себя! 7. Низкий 1 балл Примеры ответов : 1. Положение Марианской впадины в Тихом океане. 2. Место погружения Кэмерона . 3. Это место расположения Марианского жёлоба на карте с другим масштабом. 4. Бездна Челленджера. 8. Высокий 2 балла Примеры ответов: 1.Прав Артём. На карте показано, что это лишь часть Марианского жёлоба. 2.Артём прав, т.к. глубина в Марианском жёлобе не везде 10994 м, это видно по карте (есть более светлые и более тёмные участки). 3.Артём . На карте Бедна Челленжера находится с краю Марианского желоба. 4. Артём прав. Я так думаю, т.к. Бездна Челленджера обозначена точкой на Марианской впадине. 1 балл 1.Прав Артём, само название Бездна говорит о глубоком месте. 2.В этой ситуации прав Артём, так как Бездна Челленджера - самая глубокая точка поверхности Земли , именно поэтому туда опускался Кэмерон . 3.Прав Артём, Кэмерон обследовал не все 2,5 км Марианского жёлоба, а самую глубокую часть. 4.Думаю , что прав Артём, потому что не может быть вся впадина быть одинаково глубокой. 9. Высокий 2 балла А - Верно, Б - Неверно, В - Верно, Г - Неверно. 1 балл Допущена 1 ошибка 10. Высокий 1 балл Примеры ответов: 1.Во-первых , это работа двигателей, они выделяют различные вещества и загрязняют океан. Но также есть ещё и балласт, который после сброса останется на дне океана. 2.Т.к . при подъёме батискафа сбрасывается балласт, тем самым засоряя океан.

Слайд 7

Кто же вы ?! 12 баллов - вы думающий человек! 10 баллов- вы грамотный читатель! 6 баллов - вы- читатель.

Слайд 8

« Если культура чтения не займет свое главное место, нас ждут очень драматичные события и, может быть, даже полное вырождение человечества ». Фазиль Искандер

Слайд 9

«Все в твоих руках» БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ - для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности . СРЕДНИЙ - для меня было недостаточно данной информации БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно. МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности» Богатова Т.М.

Цель мастер-классаопределение основных проблем в организации формирования функциональной грамотности и читательской компетенции в учебно-воспитательном процессе на этапе реализации   ФГОС  нового поколения и поиск путей их решения.      

 

Задачи:

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

определить условия повышения функциональной грамотности;      

организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта, показать практическую значимость использования разных типов заданий по формированию читательской грамотности.

 

Ожидаемый результат: участники мастер-класса получат знания о  разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут овладеть разными видами чтения и использовать приобретенные знания в своей практике.

 

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение  

Оборудование:  компьютер, проектор, раздаточный материал.

Продолжительность проведения: 25 минут

 

Основные этапы мастер-класса:  

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3.  Поиск  решения проблемы.

4. Подведение итогов мастер-класса.

5. Рефлексия

 

Актуальность определена вызовами общества: читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления требований государственного образовательного стандарта. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и отдается предпочтение другим источникам информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом (Д.И. Фельдштейн).

 

Эпиграф:

Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться.
Э.Тоффлер

2. Постановка педагогической проблемы.

- Скажите, пожалуйста, а какой ВЫ читатель? слайд Обескураженный, смущенный, паникующий, не понимающий смысла прочитанного, как этот парень с газетой? Или грамотный, уверенный в себе, обладающий всеми необходимыми инструментами и знаниями о том, как читать грамотно?

-А как вы думаете, как ответят на этот вопрос ваши ученики?

-Наверное, все взрослые, а тем более наши ученики уверены в том, что мы, как вот этот парень в красном, уверенные в себе, не смущенные и не обескураженные читатели.

Но согласитесь, что даже нам, опытным читателям, зачастую бывает  трудно разобраться, например,  в элементарной карте. Или правильно прочитать информацию в билете и оказаться в нужном месте в нужное время? Многие испытывают сложности, даже чтобы прочитать афишу, не говоря уже о более сложных текстах, таких как инструкция по сборке мебели или по применению стиральной машины. А это значит, что мы зачастую путаем понятия читать и  читать ГРАМОТНО.

- Что значит читать? Механически воспроизводить…. Чтение – это наиболее часто используемый навык, который включает в себя чтение для удовольствия, чтение для пролистывания ленты ВК, чтение уличных рекламных постеров, вывесок, дорожных знаков на улице. Мы читаем даже тогда, когда мы не знаем, что это делаем, то есть бессознательно.

- А  что же значит ЧИТАТЬ ГРАМОТНО?

- Это не обязательно читать медленно и вдумываясь в смысл каждого слова. Это значит читать в соответствии с коммуникативной задачей. И поэтому в какой-то ситуации достаточно, а вернее ДАЖЕ НЕОБХОДИМО просто быстро пробежать глазами по написанному (например, когда мы читаем дорожные знаки или рекламу). Но соглашусь с вами, чаще всего это погружение в текст, понимание написанного, умение  выделить ключевые слова, догадаться о значении незнакомого слова из контекста… Вроде бы всё понятно… Но тогда почему же многие обучающиеся школы просто не умеют правильно читать; неправильно понимают суть написанного текста или неправильно интерпретируют то задание, которое им даёт учитель.

Актуализация темы и задачи на занятие.

Давайте сегодня попробуем разобраться, ЧТО именно нужно нашим учащимся для успеха в таком, казалось бы, обыденном, но непростом деле, как чтение. А это нам просто необходимо, потому что, по мнению Дэнни  Дидро, французского философа и читателя, «человек перестаёт думать, если перестаёт читать». Соответственно, совершенствуя грамотность чтения учеников, мы воспитываем ДУМАЮЩЕГО человека. (слайд)

Сегодня вы попробуете себя в роли грамотного читателя. Для этого нам необходим материал для чтения, получите 2 вида текста и задания к нему. Поработайте с заданиями, не забывая про свои роли работающего в группе.

Педагоги работают с текстом Дж.Кемерона «Погружение».

Выступление групп.

Необходимо сверить свои ответы с экраном, (слайд) оценив себя (жетоны на столе, возьмите за каждый ответ (красный-верно, желтый –неверно)  в соответствии с вашими ответами. Посчитайте жетоны: … вы думающий человек , …вы грамотный читатель, …вы- читатель. (слайд )

Но так ли уж важна заявленная цель – воспитание грамотного Читателя? Или можно обойтись целями более прагматичными? На этот вопрос в своем интервью газете «Русский язык» отвечает Фазиль Искандер: «Если культура чтения не займет свое главное место, нас ждут очень драматичные события и, может быть, даже полное вырождение человечества».  Лозунг современной жизни «Время читать грамотно!». Спасибо за внимание!

 

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению. (Слайд)

  • БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ - для меня было многое важным и интересным.
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - использованные приемы в мастер-классе буду применять в
  • своей деятельности.
  • СРЕДНИЙ - для меня было недостаточно данной информации
  • БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
  • МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности» Богатова Т.М.

Этапы проведения занятия и время

Действия коуча

Действия учителей

Вопросы коуча

Орг.момент      

(5 мин)

Деление на группы: Всем участникам раздаются салфетки. Предлагается сложить салфетки и сделать из них красивые снежинки как показывает коуч. У участников получаются разные узоры. Коуч говорит о том, что вы такие разные и у вас не может быть одинаковых мнений, как и не получилось одинаковых снежинок, но у вас снежинки трех  цветов: голубые, белые  и оранжевые.

Разделитесь по группам в соответствии с цветом ваших снежинок

Неформальное деление на две группы по цвету снежинок.

Как Ваше настроение коллеги?

2. Мозговой штурм        

 (10 мин)

Постановка педагогической проблемы

Смотрят картинки, слушают коуча, обсуждают в группах на поставленный вопрос  слайд

Скажите, пожалуйста, а какой ВЫ читатель?

-А как вы думаете, как ответят на этот вопрос ваши ученики?

- А  что же значит ЧИТАТЬ ГРАМОТНО?

3. Актуализация темы и распределение ролей в группах

(5 мин)

Слово о думающем читателе.

На столе вы видите карточки с названием «Маленькие радости», не переворачивая каждый, выберите себе одну.  Прочитайте свое пожелание и покажите эмблему.

Распределение ролей по эмблемам.

Распределение ролей в группе:

Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы.

Наблюдатель – наблюдает работу других групп, обобщает, сравнивает со своей работой, дополняет.

Генератор идей – разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем.

Оформитель – секретарь – записывает идеи и результаты работы, следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось.

Оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным.

Связаны ли пожелания с темой нашего коучинга? Как?  

4. Практическая работа

(15 мин)

Работа с текстом в группе

Учителя читают слушают, отвечают на вопрос, думают.

Что включают в себя Новые подходы в обучении, к чему мы должны стремится.

Выступление групп

Запись ответов

Представляют свои ответы, спорят, обсуждают варианты

Анализируют полученную информацию, пытаясь применить ее на практике.

Оценивание себя

 Ответы на слайде

Оцениваем по количеству красных жетонов

Делаем вывод. «Какой я читатель?»

Подведение итогов

На этот вопрос в своем интервью газете «Русский язык» отвечает Фазиль Искандер: «Если культура чтения не займет свое главное место, нас ждут очень драматичные события и, может быть, даже полное вырождение человечества». 

Отвечают на поставленный вопрос

Но так ли уж важна заявленная цель – воспитание грамотного Читателя? Или можно обойтись целями более прагматичными?

Лозунг современной жизни «Время читать грамотно!».

Рефлексия

Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению. (Слайд)

  • БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ - для меня было многое важным и интересным.
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - использованные приемы в мастер-классе буду применять в
  • своей деятельности.
  • СРЕДНИЙ - для меня было недостаточно данной информации
  • БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
  • МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Озвучивает итоги работы, собирает листы рефлексии.

Вывод: Функциональное чтение – это чтение с определенной целью. Где  предполагается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, умение  использовать их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Мастер-класс по формированию читательской грамотности (тескт к презентации)....

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .Задачи - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...