урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 59 КБ |
презентация | 746.5 КБ |
тест | 19 КБ |
правила работы | 155.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Класс 5
УМК: Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
Тема: И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, систематизировать ранее изученное и углубить знание о жанре басни.
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание басни, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа басни.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне, свободно пользоваться словарями и справочной литературой.
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение | составление перечня основных признаков басни, словарная работа, составление ассоциативных рядов, осмысленное чтение и адекватное понимание, осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты |
Технологии: развития критического мышления, элементы дифференцированного, исследовательского обучения.
Приёмы смыслового чтения: составление синквейна, ассоциативный ряд, читательский прогноз, обращение к личному опыту.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование:
мультимедийная презентация
интерактивная доска
рабочий лист группы
документ-камера
ММП к УМК
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Психологический настрой детей на урок. Проговариваем фразу: Повторим материал, закрепим умения, Проверяет готовность обучающихся к уроку. Скажем про себя несколько раз: Прозвенел для нас звонок, начинается урок! | Самоорганизация на учебную деятельность. Оценивают готовность к уроку Подготовка речевого аппарата к говорению | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция, планирование. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия 1. Проверка Д/З 2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач слайды 1-4 | 1. Фронтальный опрос, парная работа (ознакомление с правилами работы в паре). Учитель проверяет, насколько усвоили пятиклассники сведения по теории литературы: аллегория, мораль, «эзопов язык». Чтение басен, данных на прошлом уроке по вариантам в качестве д/з (в паре, организует самоанализ прочитанных басен)[1] 2. Работа над формулировкой темы: Предлагает послушать фрагмент Торжественной увертюры «1812 год» П.И.Чайковского, задаёт вопросы на выявление восприятия музыкального произведения, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока: - Что изучаем? - Что для этого надо знать? - Что должны уметь? - Что для этого надо повторить? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Активизирует опорные исторические и литературные знания, полученные в начальной школе. Организует коллективный анализ учебной задачи; фиксирует гипотезы. Объясняет целеполагание урока, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | 1. Отвечают на вопросы учителя. Парная работа Каждая пара читает друг другу наизусть басню, определяет лучшего чтеца. 2. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней 3. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения, определяют цели учебной деятельности Подготовленные ученики защищают проекты «Отечественная война 1812 года — историческая справка». «Отечественная война 1812 года в произведениях художественной литературы». | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений; коммуникативные УУД: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения; регулятивные: целеполагание, планирование. |
3. Выявление места и причины затруднения (5) Цель: выявление и фиксация причины затруднения | Организует работу в группах (ознакомление с правилами работы в группе): заполнение таблицы «Признаки басни»[2] | Исследовательская работа Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе, ответы на поставленные вопросы. Проверяют по шаблону: слайды 5-7 | Познавательные:самостоятельное создание алгоритмов действия, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (6 мин.) Цель: выбор способа и средства достижения цели. Слайды 8-11 | «Волк на псарне» Первичное восприятие басни. Организует прослушивание (аудиозапись) Организует выразительное чтение (лучший чтец из группы представляет чтение басни)[3] - Скажите, о чем эта басня (тема)? Организует словарную работу (объясняет значение слов заранее подготовленный ученик)[4]. Ведёт беседу: -Какой персонаж сразу обратил на себя внимание? -Нарисуйте портрет Волка, какой он? - Какова его речь? -Назовите действия Волка в басне, каковы его поступки? -Каких людей подразумевает автор? -Какие слова передают возникший на псарне переполох? -Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи. -Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?[5] Характеристика Волка и Ловчего. Организует работу - упражнение в подборе качеств, характеризующих героев басни. (Коварный – Волк Опытный – Ловчий Мудрый - Ловчий Вероломный - Волк Хитрый – Волк Предусмотрительный - Ловчий Трусливый - Волк) | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Один из учащихся группы во время беседы рисует портрет Волка и Ловчего, второй член каждой группы составляет синквейны Ловчего и Волка (в итоге беседы защищают свои рисунки и проецируют синквейны через документ-камеру) | |
5. Реализация построенного проекта (7 мин.) Цель: построение и фиксация нового знания.
| 1.Беседа с одновременным заполнением примерами таблицы «Признаки басен» (работа в группах) -Какие композиционные элементы мы можем выделить в басне? -В каких строчках мы видим завязку конфликта? Где его развязка? Что в басне служит развитием действия? Где мораль в басне «Волк на псарне?»[6] | Отвечают на вопросы учителя. Дают развернутые ответы. Продолжают по ходу беседы заполнять примерами таблицу «Признаки басен» | Личностные: стремление к речевому совершенствованию, формирование навыков развернутого анализа. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4 мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Работа над басней Анализ басни «Волк на псарне» 1) Докажите, что - это басня. 2) В чем проявилось мастерство И.А. Крылова в басне? | Приводят примеры | Личностные, познавательные, коммуникативные. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин.) Цель: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях. | 1. Организационная. 2. Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. 1 группа: Баснописец Крылов положил в основу своих басен разговорный язык, широко и свободно ввёл народную лексику. Многие фразы и выражения стали широко известными пословицами, поговорками. Приведите такой пример из басни Крылова «Волк на псарне». Запишите в тетрадь. 2 группа: Найдите в басне «Волк на псарне» изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры). Примеры запишите в тетрадь. 3 группа Инсценируйте разговор Волка с Ловчим (стихотворный текст надо передать своими словами). Используйте детали костюма. | Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности, нравственно-этическая ориентация; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников, грамотно использовать речь; Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; Коммуникативные: строить монологические высказывания, проявлять активность в решении познавательных задач. |
8. Включение в систему знания и повторение (5 мин.) Цель: включение новых знаний в систему знаний повторения и закрепления. | Организация и контроль: Организует работу над тестом. | Решают тест | Познавательные: осуществлять обобщение по заданным критериям; Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач |
9. Рефлексия (2-3 мин.) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания.
| - Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? -Что удалось вам сегодня на уроке? Что узнали нового для себя? Что запомнилось? - Оцените свою работу на уроке. Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке? | Высказывают своё мнение. Дают развернутый ответ на вопросы Самоанализ Дифференцированное Д/з : 1)Прочитать одну из басен И.Крылова, посвященных 1812 году. 2) Выучить наизусть басню «Волк на псарне» 3) Индивидуальное опережающее д/з | Регулятивные: рефлексия. Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самооценка работы на уроке |
Список использованной литературы:
1. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 20-е изд. – М.: Русский язык, 1989
- 3. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013. 279 с.
- 4. Интернет-ресурс: http://iessay.ru/ru/writers/native/k/krylov/questions/volk-na-psarne/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-basne-i.-a.-krylova-volk-na-psarne
[1] Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013, с. 63-67
[2] Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013, с. 57
[3] Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 1 / Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013, с. 60-62
[4] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 20-е изд. – М.: Русский язык, 1989
[5] Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. Волгоград: Учитель, 2013, с. 35
- [6]
- Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Волк на псарне»: http://iessay.ru/ru/writers/native/k/krylov/questions/volk-na-psarne/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-basne-i.-a.-krylova-volk-na-psarne
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать… И.А. Крылов
Цель урока: знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков инсценированного чтения и анализа литературного произведения ; прививать любовь к слову, воспитывать чувство патриотизма.
Разминка
Басня Басня – краткий рассказ ,чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Басенные персонажи символизируют пороки или нравственные качества людей.
Нравоучительный вывод ( мораль ) показывает главную мысль произведения. Басня – это эпический жанр
Аллегория (иносказание ) Это изображение предмета или явления через какой-то образ; например ,под видом животных изображаются определенные лица, черты характера, общественные явления.
Басня «Волк на псарне»
Порок Ловчий Псарня Овчарня Хлев
Кутузов - Ловчий Наполеон - Волк
До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Тест «И. Крылов «Волк на псарне»»
Выполнил(а) учении___ 5 класса ____
Ф.И. ______________________________
- Басня – это:
- рассказ в стихах о каком-либо событии, случае
- краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
- короткое стихотворение о жизни зверей
- Мораль басни – это:
- начальные или заключительные строки басни с кратким нравоучительным выводом
- начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями
- заключительные строки басни, в которых читатель узнает, что стало с героями в конце
- Из какой басни взяты следующие слова: «Ты сер, а я , приятель, сед…?»
- «Волк на псарне»
- «Свинья под Дубом»
- «Ворона и Лисица»
- Какие события из истории России запечатлел в басне «Волк на псарне»?
- Войну с Наполеоном в 1812 году
- Войну с фашистами в 1941-1945 году
- Войну с японцами в 1904-1905 году
- Кто из персонажей басни говорит: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, вам старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры: Забудем прошлое, уставим общий лад!»
- Ловчий
- Волк
- Лисица
- Ворон
- Выберите из списка характерные особенности басни:
- зачин
- мораль
- повторы
- присказка
- постоянные эпитеты
- особый стих (строки разной длины)
- аллегория
- концовка
Предварительный просмотр:
- Говорить по очереди.
- Активно слушать.
- Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы.
- Вносить предложения и спрашивать, есть ли вопросы.
- Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других.
- Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других.
- Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения.
- Помогать и просить о помощи.
- Давать и просить пояснения.
- Пояснять и оценивать идеи.
- Принимать групповые решения и приходить к единому мнению.
- Подводить итоги обсуждения.
- Приводить убедительные аргументы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс
Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...
И.А.Крылов"Волк на псарне" Отражение исторических событий.
Открытый урок по русскому языку...
Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»
У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....
презентация 5 класс, литература "И.А.Крылов "Волк на псарне"
Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басни И.Крылова "Волк на псарне"....
Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий
Это второй урок по басням И.А. Крылова в 5-ом классе. Знакомство с произведением баснописца «Волк на псарне», его исторической основой. Большое внимание уделено развитию навыков анал...
Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок построен по технологии критического мышления...