Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Это второй урок по басням И.А. Крылова  в 5-ом классе. Знакомство с произведением баснописца «Волк на псарне», его исторической основой. Большое внимание уделено развитию навыков анализа литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya_volk_na_psarne.docx45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Басня "Волк на псарне". Отражение исторических событий


Цель урока: закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развитие навыков  инсценированного чтения; знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; развитие навыков анализа литературного произведения. 

Планируемые результаты

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению предмета,  интереса к классической литературе, использование различных источников информации;  развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;                        

Предметные: освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы; научиться находить мораль басни, умение ориентироваться в тексте; развитие навыков  выразительного чтения басни; формирование коммуникативной компетенции.

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения; искать и выделять необходимую информацию.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, аудиозапись.

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Ход урока

 Люблю, где случай есть, пороки пощипать…

И.А. Крылов

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Продолжаем с вами трудиться, обогащать себя знаниями. Желаю успехов в работе!

 Чтобы знанья были впрок,

    Кратко повторим урок.

2. Повторение литературоведческих терминов.

- Решим кроссворд

По вертикали:

1. Музыкальный коллектив из четырёх исполнителей. Одна из басен И.А.Крылова. (Квартет)

5. Изречение, краткая цитата, помещаемая перед произведением или его частью и поясняющие его основную идею. (Эпиграф)

По горизонтали:

1. Русский полководец, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года (Кутузов)

2. Короткий нравоучительный рассказ, иносказательное произведение, имеющее скрытый смысл. (Басня)

3. Краткое нравоучительное заключение (Мораль)

4. Это иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности (Аллегория)

3. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о баснях.  

                 - Вы, наверняка, обратили внимание на эпиграф к уроку.

Прочтите его выразительно. Как он связан с темой урока?

(В эпиграфе просматривается цель басни – распознавать пороки человеческие)

4. Проверка домашнего задания

а) - Послушаем инсценированное чтение басни Крылова «Ворона и лисица»  (Подготовленное инсценированное чтение). Чем она отличается от басни Эзопа? (Называют отличия)

Эзоп

И. А. Крылов

1. Сухое краткое изложение сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

- Что высмеивает И.А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?

б) Послушаем, насколько хорошо вы подготовили выразительное чтение наизусть этой басни (Чтение наизусть, 2 - 3 ученика)

5. Объяснение нового материала

1) Объявление темы урока

Тема нашего урока – басня И.А. Крылова «Волк на псарне». Историческая основа басни. (Запись в тетрадь)

2) Прослушивание басни. (Прослушивание басни в исполнении)

- Понравилась басня? Чем?

3) Словарная работа

Давайте разберемся с возможно, незнакомыми словами. (Обращение к словам, записанным на доске - Ловчий, псарня, овчарня, хлев)

 Овчарня-  с.-х. хлев, загон для овец

Псарня - Помещение для собак (преимущественно охотничьих)

Дубьё -   Палки, дубинки, употр. в старину как оружие.

Хлев - крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы, свиньи и другие животные

Псари - чернорабочие при псовой охоте.

Ловчий (истор.) – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли (охотой, рыбной ловлей, преимущественно же псовой охотой).

Сват - так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха.

Кум - крёстные родители одного крестника.

Лад  - согласие, мир, стройность, порядок)

4) Слово учителя

- Небольшая предыстория создания произведения. Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

5) Работа с текстом

Запишем в тетради:

Волк                                Ловчий

(Наполеон)                     (Кутузов)

 - Какими качествами наделяет Крылов Волка?

 - Почему Волк залез в овчарню? Какими словами рисует автор переполох? Обратите внимание на глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне.

 - Как ведёт себя, когда его застали? Найдите в тексте. (Испытывает страх)

 - Как меняется поведение волка, когда он понимает, что выбраться ему практически невозможно?

 - Прочитайте строки, передающие речь Волка, не забывая о том, какие черты его характера выделили. Подчеркните его притворство. (Чтение) 

 - Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни ?(Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником).

 - Каков Ловчий? (Смелый, мудрый).  Почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка? (Он ему не верит). Что отвечает Ловчий Волку? Прочитайте

 - В каких строчках заключена мораль басни? Это нравственное наставление автора относится только к Волку? (Нет, ко всякому, кто ищет лёгкой наживы).

 - Перед вами иллюстрации к басне. Опишите, какие моменты они запечатлели. Кто герои произведений.

6) Выразительное чтение басни

5. Подведение итогов

 - С какой басней Крылова мы сегодня познакомились? О чём она?

 - Прочитаем эпиграф к уроку… Какие пороки «пощипал» автор?

6. Домашнее задание: выразительное чтение басни «Волк на псарне»; на выбор: записать слова И.А. Крылова, ставшие крылатыми, нарисовать иллюстрацию к басне или составить викторину по басням Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"

урок по литературе в 5 классе "И.А. Крылов. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора"...

Урок "Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок построен по  технологии критического мышления...