Кто дал идею для произведения В. Г.Распутину «Уроки французского»?
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Цели: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать понятие о доброте как основе нравственности и попытаться вызвать отклик у учеников на эти проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.kto_dal_ideyu_dlya_proizvedeniya_v._g.rasputinu_uroki_frantsuzskogo.docx | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фрагмент урока по литературе
Учитель: Бадыкшанова Р.А.
Предмет: литература
Класс: 6а
Тема: Кто дал идею для произведения В. Г.Распутину «Уроки французского»?
Цели: на примере литературных образов и жизненного опыта учащихся сформировать понятие о доброте как основе нравственности и попытаться вызвать отклик у учеников на эти проблемы; развивать навыки монологической речи ; доказать ,что «Уроки французского» - это уроки доброты; развивать умения анализировать текст художественного произведения; роль учителя в произведении(вдохновителя).
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать содержание прочитанного произведения и некоторые факты из жизни и творчества В.Г.Распутина, главные темы его творчества;
-уметь извлекать из текста необходимую информацию, делать выводы.
- учиться анализировать художественный текст.
Личностные:
-положительно относятся к познавательной деятельности, понимают смысл рассказа.
- Формы сотрудничества: фронтальная, индивидуальная.
Метапредметные:
Регулятивные:
-учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей и анализировать собственную работу;
Познавательные:
-развивают навыки познавательной рефлексии, овладевают ими в решении проблем.
Коммуникативные:
-развивают умения ясно ,логично и точно излагать свою точку зрения и позицию, слушать собеседника; создают условия для успешного сотрудничества с учителем.
Основные понятия: закон, прототип, герой, идея, тема, нравственные ценности
Технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технология.
Ресурс(учебники. наглядные пособия, ИКТ) , литература 6 класс.
Компьютер, видеопроектор.
Этапы урока | Содержание |
I. Организационный момент.
II. Цель урока.
| - Здравствуйте, ребята! Предлагаю прослушать притчу о доброте и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке. -На примере текста рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина попробуем сформулировать, кто дал идею, кто вдохновитель уроки для героев повести? |
III. Работа с текстом. 1. Формулирование темы урока.
2.Формулировка цели урока
3. Анализ эпизодов текста.
| ….Спешите делать добрые дела! Кому посвящено произведение? Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним». -Назовите главных героев? Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна. -Как отнеслась учительница к мальчику? К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. - Как вы понимаете воспитание чувств?
Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».
Герой рассказа В.Г. Распутина в свои одиннадцать лет чувствует ответственность и перед матерью, и перед деревней: его послали учиться в райцентр, и он не имеет права не оправдать доверия: сбежать, бросить учёбу или плохо учиться. Он любит мать и сестру с братом и старается уберечь их от излишних огорчений. Есть у него и чувство собственного достоинства. Трудное время, выпавшее ему на долю, способствовало развитию его самостоятельности, ответственности, «взрослого» взгляда на жизнь.
– Какую цель поставила перед собою Лидия Михайловна? - Как она шла к этой цели? – Почему ей оказалось так трудно помочь герою рассказа? – Можно ли сказать, что её доброта унижала его?
Информация для учителя. Лидия Михайловна узнала, что её ученик играет на деньги, чтобы покупать себе молоко, что он голодает, что его бьют, и пожалела его. Ей захотелось помочь ему. Возможно, В.Г. Распутин хочет сказать, что добро начинаешь ценить не сразу, а по прошествии времени. Не сразу начинаешь понимать тех, кто заботился о тебе, пытался наставить тебя на верный путь, кто превращал свои уроки в уроки добра, кто, может быть, при этом ошибался, заблуждался, но стремился помочь тебе от чистого сердца. Кто тебе помог выбрать правильный путь в жизни? (анализ произведения вопрос-ответ) |
IV. Итог урока.
V. Выставление оценок за урок.
| - Подведем итоги урока. Сформулируйте их и запишите в «Лист самооценки» (Кто помог найти правильный путь Алексею? Кто дал идею для произведения В. Г.Распутину «Уроки французского»? Благодарю за работу на уроке. |
IV. Домашнее задание. | Составить тезисы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».
О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы....
Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...
«Уроки доброты»: викторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)
Ввикторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...