Приемы технологии критического мышления
учебно-методический материал по литературе
Материал представляет собой подборку приемов ТКРМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_v_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Прием «Проблемный вопрос»
Тем: «Правописание частицы Не с именем прилагательным». Объявляем ее. Записываем.
Ставим проблемный вопрос: «При каких условиях не с прилагательным будет писаться слитно или раздельно?».
Далее можем спросить; «От какой части речи чаще всего образовываются прилагательные?»
Выходим на имя существительное, далее вспоминаем правописание не с сущ-ми и т.д. Выходим на то, что их правописание похоже. Попутно составляем «Опорный конспект». Сверяем с материалом учебника.
В учебнике Быстровой Е.А. нет сведений о словах относящимся к прилагательным, таким как далеко не, ничуть не, нисколько не, вовсе не. поэтому я им об этом сообщаю, и это становится отличием правописанием данных частей речи.
Прием “Кластер” - используется на стадии осмысления.
Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Смысл приема заключается в систематизации знаний. Он связан с приемом “Корзина идей”.
Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием «Инсерт или «Чтение с пометами»
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
«V» – уже знал;
«+» – новое;
« – » – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
(Желтова Нелли Рашитовна .Организация: МОАУ ''СОШ №31''.)Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург).
Прием «Написание эссе».
Смыл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более пяти минут.
Прием «Написание синквейна».
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Один из переводов этого слова – «способ мышления». В нашем восприятии это европейская форма, в которую облекаются традиции японской и китайской поэзии.
В жестко заданной лингвистической форме надо выразить свое состояние-настроение, понимание-восприятие в данный момент окружающей действительности, какой-либо проблемы и так далее. Это как бы организованный по определенной форме «поток сознания». Итак, какова эта форма:
- Существительное.
- Два прилагательных (к нему).
- Три глагола (к нему).
- Одно осмысленное предложение (ли фраза).
- Итоговое слово (или фраза-предложение).
Мир
Прекрасный, суетный.
Мучается, бунтует, агонизирует.
Что ждет его в будущем?
Где же ты, человек?
Экология души.
Хрупкая, глобальная.
Завораживает, заставляет задуматься.
Как сделать, чтобы разбудить душу ребенка?
Проблема!
Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Однако мой опыт показывает, что есть и другие возможности.
Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи:
а) Вызов – краткое обобщение имеющихся знаний;
б) Осмысление – вдумчивая работа с новыми знаниями;
в) Размышление – интеграция новых и имеющихся знаний.
Прием «Составление тезауруса».
Рассмотрим технологию составления тезауруса. После прочтения текста выделяем ряд ключевых понятий, «смысловых вех», опираясь на личную интуицию, чувственные восприятия и собственный менталитет. Количество таких слов – понятий – произвольно. Все зависит от личного прочтения произведения.
(https://urok.1sept.ru/articles/675142)
Прием «Чтение с остановками».
Под чтением с остановками понимается специально разработанная стратегия, которая используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как к процессу. Оно проходит с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме.
Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.
Фрагмент урока литературы в 6-м классе по рассказу Е.Носова «Тепа».
Первый шаг. Предварительные вопросы.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.Носова «Тепа». Это небольшое произведение. Как вы думаете, о чем может быть такой рассказ.
Варианты ответов детей. О мальчике, о каком-то животном.
Учитель задает уточняющие вопросы: с чем связано твое предположение? Что может произойти в рассказе с таким названием?
Второй шаг. Информация об авторе.
Здесь учитель может, в зависимости от времени, более или менее подробно осветить жизнь и творчество писателя. Например, рассказать о своеобразии писательского почерка. «У Е. Носова нет проходных ситуаций и образов, они обычно заключают в себе характерный для художественного сознания подтекст».
Учитель. Итак, теперь возможно кто-то может уточнить свои предположения?
Учащиеся уточняют свои прогнозы.
Учитель. Что принципиально изменилось?
Именно путем подобных «возвратов» и осуществляется одна из целей технологии развития критического мышления – научить размышлять в процессе собственного мышления, научить диалогу с информацией.
Третий шаг. Чтение текста.
Учитель как ведущий этого диалога заранее выделяет в тексте две-три остановки. Во время этих остановок он задает вопросы, побуждающие учащихся к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но все же сделать акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Почему Петровна не вписалась в жизнь своих детей и внуков?», «Почему ее любимец Тепа оказался слаб, даже слабее самого себя?». После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний».
На «стрелочках» - линиях соединения – учащиеся записывают объяснения своим версиям, таким образом они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-три цитаты на выбор или пословицы, связанные с содержанием текста. Например, для данного рассказа: «Не родись красивым, а родись счастливым», «Жизнь прожить – не поле перейти». Учащимся нужно выбрать одну из них, подходящую, на их взгляд, по смыслу к тексту, и написать небольшое эссе, обосновывающее выбор.
(https://urok.1sept.ru/articles/675142)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы технологии критического мышления
Конструктивную основу "технологии критического мышления" составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление". В данной работе подробно рассмот...
Практические приемы технологии критического мышления на уроке английского языка в старшем звене
Использование приема Insert на практике...
Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"
Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1. Нормативно-правовые основы ра...
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках"
Мастер - класс "Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК"...
презентация "приемы технологии критического мышления"
презентация поможет учителю разобраться с некоторыми приемами работы с информацией во время учебного занятия....
презентация "Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления"
Приемы и технологии развития критического мышления...