открытый урок по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Обучение финансовой грамотности на примере программного произведения литературы 6 кл. по учебнику под редакцией Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrtyy_urok_po_lit.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная
школа-интернат основного общего образования
г. о. Жуковский Московская область
Открытый урок по литературе
для учащихся с задержкой психического развития 6 а класса
по теме «Развитие финансовой грамотности у обучающихся с ЗПР на уроке литературы в 6 классе при изучении рассказа В.Распутина «Уроки французского»».
Составила и провела
Учитель русского языка и литературы
Мартемьянова Е.В.
г.о.Жуковский
06.12.2022г.
Цель урока: выяснить оправдано ли получение «легких денег» через азартные игры?
анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников; воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках, на примере литературного произведения разобрать с учащимися понятия доходы и расходы.
Задачи: сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий:
1) личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
2) познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала; построения логической цепи рассуждений; установления причинно-следственных связей;
3) коммуникативных – учёта позиции других людей, умения слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Планируемые результаты:
Предметные: анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания, рассмотреть понятие бюджет, непредвиденные расходы и правомерность участия в азартных играх.
Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем анализировать литературное произведение с точки зрения финансовой грамотности.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Рокфеллера, богатейшего человека мира:
«Ваше благополучие
зависит от ваших
собственных решений».
Джон Рокфеллер
Откройте учебник литературы. Начиная изучение литературного произведения, давайте ответим на вопросы;
Когда? Кто? Кому? Зачем?
– Какое время показано в рассказе? (1948 год)
– Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?
(Война принесла много горя, лишила детства ребят, разрушила города и сёла, голод).
Прослушайте цитаты из рассказа, определите , к кому они относятся :
«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».
Что такое бюджет? Ответы учащихся
Бюджет – это схема доходов и расходов определенного объекта (одного человека, семьи, организации), устанавливаемая на определенный период времени.
Давайте зачитаем с.94 3,4 абзацы и посмотрим, какое финансовое положение у героя нашего рассказа. «Голод в тот год еще не отпустил…»
Итак, финансовое положение семьи главного героя тяжелое. Несмотря на это его отправляют в город учиться, почему? Ответы учащихся
Особенно в него верили, когда дело касалось облигаций.
Что такое облигация?
Облигация- это долговые ценные бумаги, которые выпускаются государством или компаниями, чтобы получить деньги на развитие бизнеса.
Теперь давайте, посмотрим бюджет ребенка, когда он переезжает учиться в город .с.97
За первый месяц учебы мальчишка сильно похудел. Как пишет автор: «…еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу. Привезут — кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал— я не знал».
Давайте попробуем сформулировать правила, которым стоит следовать, чтобы не выйти за рамки бюджета?
Советы по управлению деньгами
- Старайся планировать бюджет и следовать ему.
- Учитесь отличать «потребности» от «желаний».
- Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок.
- Так вы сможете накопить сбережения.
- Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
- Старайтесь тратить деньги с умом. Уважайте труд родителей.
Каковы были успехи героя рассказа в школе?(«Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки»
Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло!- хуже всякой болезни»
Почему он не убежал в деревню? «Но тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»
Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? « ни с кем из ребят я тогда не сошелся»
Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось смириться? (Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости он не стал .)
«Получив его (рубль), я покупал баночку молока».
Азартная игра- игра с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от навыка играющих, а от случая, а главный интерес направлен не на процесс игры, а на её исход.
Охарактеризуйте игроков в «чику».(Тишкин, Птаха, Вадик.)
Чтение отрывка с. 104 со слов «НЕ в склад!- объявил Вадик. До слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же)
Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?
Как ведет себя мальчик во время избиения?(Чтение с. 105 со слов: « Первым, опять сзади. Меня ударил Птаха» до слов « Переверну-у- ул!»
Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые ее увидел герой? Найдите портрет учительницы( внешность, голос, в детстве) ( с. 109 С.113 С.114
Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком дома? Почему? (Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).
Слова из воспоминаний самого Распутина: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение…Совсем еще молодая, недавняя студентка она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты».
Почему Лидия Михайловна говорит с.120: « Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница…Для учителя, может быть, самое важное- не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому»?
Почему Лидия Михайловна избрала такой способ помощи мальчику, ведь она знала, что за игру на деньги выгоняли из школы? ( Она знала, что просто так мальчик не примет , он возьмет только то, что сам заработал.)
Понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально? (Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься. Мне казалось, что Лидия Михайловна все время ожидающе присматривается ко мне, а присматриваясь, посмеивается над моей диковатостью, — я злился, но злость эта, как ни странно, помогала мне держаться уверенней… Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли? Если бы еще не надо было ходить к Лидии Михайловне… Я бы сам, сам…
И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, — там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги. Это меня обидело, и я поднялся.»
Самой Лидии Михайловне кто- то преподает урок?( Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет)
Какими словами директор определил поступок Лидии Михайловны? (с. 126)
Читаем : — Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…)
Как вы считаете, справедливо ли это? Почему Лидия Михайловна не раскрыла истинную причину игры на деньги директору школы? ( Он все равно не понял бы. Это принципиальный , черствый, бездушный человек. Поступок Лидии Михайловны в его глазах- это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона.)
Подведение итогов:
«Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учителя. Но что сохранил на всю жизнь мальчик?
Это был урок подлинной человечности. Он понял, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.
Лидия Михайловна единственная попыталась помочь мальчику. Никого: ни квартирную хозяйку, ни одноклассников, ни учителей, ни директора школы не волновала судьба мальчика. Хотя директор школы обязан был по должности знать о бедственном положении своего ученика и постараться ему помочь. Попыталась только одна Лидия Ивановна.
Кодекс законов доброты.
Добро возвращается добром.
Истинное добро не требует награды.
Истинное добро не унижает человеческого достоинства.
Инструктаж дом. Задания.
Прочитать статью в учебнике « Уроки доброты» и ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h...
Открытый урок по литературе "Роль литературы в жизни человека" 8 класс
Урок готовит к написанию сочинения на ЕГЭ...
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...