Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
План урока:
- Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.
- Проверка Д/З с пояснением………………………………………...23 мин.
- Словарная работа……………………………………………………..4 мин.
- Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове…………12 мин.
- Подведение итогов урока……………………………………………2 мин.
- Информация о Д/З………………………………………………........2 мин.
- Рефлексия……………………………………………………………..1 мин.
Итого…………………………………………………………………...45 мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта».
Цели урока: обучающая: дать представление о литературе XVIII века, о классицизме. Познакомить с биографией М. В. Ломоносова;
развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы; логическое мышление, устную и письменную речь;
воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма; уверенность в свои силы; стремление к получению знаний.
План урока:
- Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.
- Проверка Д/З с пояснением………………………………………...23 мин.
- Словарная работа……………………………………………………..4 мин.
- Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове…………12 мин.
- Подведение итогов урока……………………………………………2 мин.
- Информация о Д/З………………………………………………........2 мин.
- Рефлексия……………………………………………………………..1 мин.
Итого…………………………………………………………………...45 мин.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
Учитель: добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с краткой биографией Михаила Васильевича Ломоносова, обратим внимание на особенности литературы XVIII века, узнаем о новом литературном направлении.
2. Проверка Д/З с пояснением
Учитель: дома вы выполняли индивидуальную работу со статьями ваших учебников. Ребята, поднимите руки те, кто не выполнил Д/З!?
Ученики: (поднимают//не поднимают руки).
Учитель: мы начинаем изучение литературы нового столетия. А об особенностях этого столетия нам расскажет Воронова Надежда.
Ученик: пересказывает статью «Столетие безумно и мудро…».
Учитель: итак, XVIII столетие осталось в русской истории как время необычайного подъёма государственной мощи России, победоносных войн, достижений науки и искусства и вместе с тем невиданных социальных противоречий. Две величественные царские фигуры – Петра I и Екатерины II – возвышаются над XVIII веком. А о мастерах русского слова того времени нам расскажет Кирсанов Павел.
Ученик: пересказывает статью «Творцы русской литературы».
Учитель: назовите, пожалуйста, основных представителей литературы XVIII века.
Ученик: В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин и другие.
Учитель: о внутренней жизни страны и обращении к частной жизни человека того времени нам расскажет Сапрыкина Эльвира.
Ученик: пересказывает статью «Поворот к внутренней жизни страны. Обращение к частной жизни человека».
Учитель: при изучении литературы 18 века вы должны знать о периодизации в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит вам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения. Здесь можно выделить 4-е периода (запишем их):
1-й период – литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.
2-й период (1730-1750) гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.
3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4-й период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.
Начиная со второго периода мы упоминаем о новом литературном направлении, именуемом классицизмом. Подробнее о нём нам расскажет Захарова Полина.
Ученик: пересказывает статью «Классицизм».
3. Словарная работа
Учитель: ребята, давайте выясним, что означает само понятие «классицизм»? Запишите определение в тетрадях.
Классицизм (от лат. «ratio» - разум) – следование определённой системе правил, обязательной для каждого поэта, обращение к античности, подражание признанным образцам, строгая иерархия жанров. «Высокие жанры» (трагедия, ода, эпопея) раскрывали важные общественные проблемы, отражали только возвышение, героические стороны жизни; «низкие» (комедия, басня, сатира) – современную действительность (определение записано на доске).
Учитель: (пока дети записывают) Зародился классицизм и получил своё развитие во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер). В конце 17 века пришёл в упадок, но возродился в эпоху Просвещения (Вольтер). В России возник в 18 веке (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов и другие).
Ребята, подведём итог, что же такое классицизм?
Ученик: читает определение.
4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове
Учитель: М. В. Ломоносов (8 (19) ноября 1711– 4 (15) апреля 1765) – великий русский учёный и поэт; один из основоположников современного естествознания. Родился в Архангельской губернии, близ Холмогор. С детства, помогая отцу в работе, ходил в море на промысел за рыбой и морским зверем. Грамоте научился у соседей – крестьян году на десятом. Жадно тянулся к знаниям, самостоятельно штудировал случайно попавшие ему в руки учебные пособия. Псалтырь, переложенная в славянские стихи Симеоном Полоцким, впервые дала юному Ломоносову понятие о поэзии. В декабре 1730 г. девятнадцатилетний Ломоносов ушел учиться в Москву. Преодолев множество препятствий, он попал в Славяно-греко-латинскую академию, потом учился при Академии наук в Петербурге, завершив образование в Германии.
В 1745 г. получил звание профессора (академика). «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник», - писал о нем А.С. Пушкин. Ломоносов сделал замечательные открытия в науке, опережая свое время более чем на столетие. Научные труды Ломоносова по языку и литературе укрепляли национальную самостоятельность русской культуры.
Ребята, а что вы можете добавить?
Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе языка.
Учитель: хорошо. А знаете ли вы, что Ломоносов является и реформатором русского стихосложения?
Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе стиха.
Учитель: Дети, обратите внимание на дату рождения Михаила Васильевича. 8 ноября исполнится сколько лет со дня рождения писателя?
Ученик: 300 лет.
Учитель: ребята, что же вы узнали нового о М. В. Ломоносове?
Ученик: проводит промежуточный итог.
5. Подведение итогов урока
Учитель: каким образом можно охарактеризовать литературу 18 столетия?
- Что такое классицизм?
- Что можете сказать о М. В. Ломоносове?
Ученики: кратко отвечают на поставленные вопросы.
6. Информация о Д/З.
Учитель: 1) ч. I с. 42 – 46; ч. II с. 18 – 29 (читать).
2) выучить определение классицизма
3) стр. 44, ответить на вопросы: 1 – все; 2 (Севрюкова, Горельников, Иванисов, Куприянова, Козлитина, Маслов, Медведев), 3 (Борисов, Дашевская, Кравцов, Наумчик, Сапрыкина, Кирсанов, Гранкина), 4 (Воронова, Захарова, Капустин, Косова, Черняева, Шепелев).
Есть ли вопросы по домашнему заданию?
7. Рефлексия
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: отвечает.
Учитель: Чему научились?
Ученики: отвечают.
Учитель: Я довольна вашей работой. Молодцы, ребята! Особо хочу отметить работу на уроке следующих учащихся… Оценки получили… Урок окончен, до встречи на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"
Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....
Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.
Данная разработка может быть использована как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы "Классицизм 18 века"....
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс
Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...
Общая характеристика литературы XIX века
Русская литература... всегда была совестью народа....
Открытый урок по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.А. Фета"
Подготовила молодой специалист учитель русского языка и литературы Трихаева М.С....
Урок по литературе на тему "Русский футуризм начала 20 века"
Урок создан с целью знакомства учащихся с футуризмом - одним из самых ярких авангардистских литературных направлений начала 20 века. В разработке показаны отличительные черты, а также...