Реалистическая комедия. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: жанровые особенности, герои, проблематика, конфликт
презентация к уроку по литературе (9 класс)
В презентации представлен материал-помощник при изучении комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
-комедия
-реалистическая комедия
-"три единства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griboedov.pptx | 425.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
— русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор . «Молодые супруги » (1815 г.) «О разборе вольного перевода „ Леноры “» ( 1816 г.) «Студент » (1818 г.) «Горе от ума» (1822-1824 гг.) Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 гг.)
– это драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры . Специфический конфликт, который ведётся с некими обыденными и низкими целями, методами, считающимися ничтожными, смешными и нелепыми, а участники данной борьбы никак серьёзно не пострадают при проигрыше. Часто ставится как противоположный жанр трагедии. Аристотель определял комедию как «воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение » . Комедия
Н ет строгого деления на положительных и отрицательных героев; герои лишены односторонности Необязательна счастливая развязка; Наличие нескольких конфликтов; Свободное обращение с рифмой, ритмом; сохранение разговорной формы слова Реалистическая комедия
Классицизм Реализм Жанровые особенности комедии «Горе от ума»
Классицизм Реализм Единство места, времени и действия Более двадцати персонажей Одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин» Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных Принцип говорящих фамилий Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Наличие больших монологов Много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства. Жанровые особенности комедии «Горе от ума»
Классицизм Реализм Романтизм Единство места, времени и действия Более двадцати персонажей Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий». Характерен трагический пафос. мотив изгнанничества героя Одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин» Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных Принцип говорящих фамилий Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Наличие больших монологов Много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства. Жанровые особенности комедии «Горе от ума»
— комедия в стихах, сочетающая в себе элементы классицизма, романтизма и реализма и описывающая светское общество времён крепостного права и показывает жизнь 1813—1824 годов . Классическая пьеса «Мизантроп» Мольера как образец Первая русская реалистическая комедия. Комедия нравов Сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века. Афористический стиль «Горе от ума»
«Горе от ума» Тройственная функция смеха Смех над глупцами Смех над героем «Ирония самого положения вещей» В комедии «Горе от ума» смех является трижды, диалектически: это смех Чацкого над толпой дураков, смех этой толпы над Чацким, поскольку она в своём праве и ему некуда от неё уйти, наконец, смех автора - ирония самого положения вещей, пришедшая к своему самопознанию ». – М . Лифшиц
Жизненные идеалы Проблематика и конфликт Фамусов П редпочитает деньги, считая что богатство и материальное благополучие является основой счастья и беззаботной жизни. Он прагматичен даже в том, что для собственной дочери подбирает мужа по принципу, у кого толще кошелек . Чацкий Считает, что жизнь должна быть наполнена смыслом, где деньги не могут играть решающую роль. Человек должен гордиться своей жизнью, где общественное уважение добивается знаниями и поступками.
Москва в представлении: Проблематика и конфликт Фамусовское общество Москва - город элиты, знати, цвета общества. Чацкий Москва – город, где сосредоточены в все человеческие пороки - лесть, угодничество, чинопочитание, жажда денег, лицемерие, безделье, разврат, взяточничество, продажность, глупость, необразованность.
Жизненные идеалы Проблематика и конфликт Молчалин Цель жизни - блестящая карьера, чины, богатство . Высшее счастье он видит в том, чтобы "и награждения брать и весело пожить". Для этого он выбрал самый верный путь : лесть , угодничество. Чацкий Принцип - не прислуживать высокопоставленным чинам, не молчать, а высказывать суждения , доводы обо всем, не бояться и не дрожать перед властью, не лгать, быть честным, свободным в своих словах.
Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума. Смысл названия и проблема ума в пьесе
Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума . «Горе уму» - раннее название. Смысл названия и проблема ума в пьесе
Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума . «Горе уму» - раннее название. Смысл названия и проблема ума в пьесе «ГОРЕ УМУ» Название подчеркивает, что основным «героем» комедии выступает просветительский разум, отвлеченный ум, его носителем, сценическим инструментом является Чацкий . Присутствует нравоучительный оттенок, свойственный содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. «ГОРЕ ОТ УМА» В новом названии Грибоедов сменил акценты: теперь Чацкий выдвинулся главным героем, ум стал одним из его свойств, качеств, определивших содержание характера и личности .
Единство действия Единство места Единство времени Особенности «трёх единств»
Единство действия – непримиримое столкновение Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным) Единство места - конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени – о дин день в доме Фамусова открыл Чацкому такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным. Особенности «трёх единств»
— «Что нового покажет мне Москва?», «Да и кому в Москве не зажимали рты / Обеды, ужины и танцы?», «Нет! недоволен я Москвой» (Чацкий). — «Едва / Другая сыщется столица, как Москва», «На всех московских есть особый отпечаток», «Что за тузы в Москве живут и умирают!» (Фамусов). — «В моей комедии я, кажется, убиваю тирана — любезнейшее моё отечество — драгоценнейшую Москву», «В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему» (А. С. Грибоедов. Из письма С. Н. Бегичеву, 1818). Образ фамусовской Москвы
О фамусовской Москве ( д . 1, явл . 7 ). « О веке нынешнем» и «веке минувшем» ( д . 2, явл . 2 ). Об «отцах Отечества» ( д . 2, явл . 5 ). О Молчалине ( д . 3, явл . 1 ). О низкопоклонстве перед Европой ( д . 3, явл . 22 ). О своём безумии и о Софье ( д . 4, явл . 10 ). Чацкий
Действие и явление Кто и что обличается Главная мысль Настроение (пафос) Д. 1, явл. 7 Д. 2, явл. 1 Д. 2, явл. 5 Д. 3, явл. 1 Д. 3, явл. 22 Д. 4, явл . 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."
Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....
А.С.ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА". УЗНАЙ ГЕРОЯ. 1 ДЕЙСТВИЕ
Задание по литературе для 9 класса.Разрезная карточка для контроля знаний учащихся....
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Стороны новаторства в комедии А.С.Грибоедов "Горе от ума"
Стороны новаторства в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».Комедия Грибоедова стоит у истоков зрелого русского реализма. Поэтому ее своеобразие можно рассматривать с точек зрения по-разном...
Ф.М. Достоевский. Роман «Белые ночи»: жанровые особенности, проблематика.
Конспект открытого урока...
«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...