Урок-конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок-конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, рассчитан на учеников 8 класса. Основные задачи: научить самостоятельно работать с литературными источниками, подбирать и обобщать материал по теме, вовлечь обучающихся в коллективную творческую деятельность, воспитывать у них веру в свои силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konkurs.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова
Цель: развивать художественное творчество, упражняться в живом и образном рассказывании. Развивать культуру мысли и культуру речи. Обобщить знания детей о творчестве И.А. Крылова; расширить представления учащихся о своеобразии басен Крылова.
Задачи:1. Научить самостоятельно работать с литературными источниками, подбирать и обобщать материал по теме.
2. Вовлечь обучающихся в коллективную творческую деятельность, воспитывать у них веру в свои силы.
Методы:
1.Объяснительно- иллюстративный
а) рассказ;
б) музыкальное сопровождение в инсценировке
в) чтение басен
2.Демонстрационный
а) использование мультимедийного проектора;
б) книжная выставка.
в)подборка иллюстраций к басням И.А. Крылова
Оборудование:
-мультимедийный проектор; портрет И.А. Крылова, таблица для конкурса, иллюстрации, баллы в виде зелёных(«5»), жёлтых(«4»), красных («3») карточек
-книжная выставка произведений И.А. Крылова.
Время проведения:22 января 2019 года, 10:25 – 11:25, кабинет № 6
Участники мероприятия: обучающиеся 8 класса, гости.
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать…
В.Г. Белинский
I. Вступительное слово учителя.
-Добрый день всем присутствующим!
13 февраля 2019 года исполняется 250 дет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. Сегодня, в канун этой даты, мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы вспомнить произведения этого замечательного, самобытного, удивительного и талантливого поэта, творчество которого входит в сокровищницу русской классической литературы.
-Прочитайте слова В.Г. Белинского о Крылове. Что принесло славу писателю?
-Почему мы любим его басни?
Сегодня на уроке вы покажете, как любите и понимаете басни Крылова.
(Предварительно были даны задания ученикам.)
Учитель:
-О жанре басни нам расскажет Васильев Виктор.
-Басни - один из древнейших видов художественного творчества, своими корнями уходят в мир сказок. Их находят в древнейших памятниках Древней Греции, Египта. Широкое распространение в русской литературе басни получают в 18 веке. Замечательным баснописцем в России был Иван Андреевич Крылов. Он прожил долгую жизнь, написал несколько пьес, много сделал для Петербургской публичной библиотеки. Но прославился он своими баснями. Крылов писал всегда на самые важные для его времени темы. В его баснях действуют жадные волки, беззащитные овцы, хитрые лисы, глупые гуси. А современники узнавали в них несправедливых чиновников, бесправных крестьян, трусов и неучей, бездельников и болтунов.
II. Конкурс рисунков.
Учитель:
-Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали много басен, подготовили рисунки. Познакомьте нас с вашими работами и расскажите вкратце, о чём они. (Выступление каждого ученика оценивается баллами.)
III. Викторина.
-Басни Крылова такие ясные и складные, что их совсем легко запомнить. Многие фразы из его басен стали крылатыми и живут сами по себе. Мы говорим « а вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» и порой забываем, что эти слова первым произнёс Крылов.
- Следующий конкурс поможет определить, кто из вас лучше знает басни И.А. Крылова.
Викторина:
-Из какой басни слова?
а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” ( “Стрекоза и Муравей”)
б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” ( “Волк и кот”)
в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” ( “Кукушка и Петух”)
г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” ( “Трудолюбивый медведь”)
д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.” ( “Чиж и Голубь”)
е) “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”. (“Ворона и Лисица”)
ё) “К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”. (“Мартышка и Очки”)
ж) “А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить”. (“Кот и повар”)
з) “Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму”. (“Две бочки”)
и) “Что ты посеял – то и жни” (“Волк и кот”)
(Ответы оцениваются баллами)
IV. Инсценировка басен.
Учитель:
-Басня слегка похожа на сказку: в ней обычно действуют не люди, а звери или даже вещи. Но ведут себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Крылов умел 2-3 строчками передать характер персонажа, его манеру выражать мысли. Сейчас проведём конкурс инсценированной басни. Покажите нам басню так, чтобы вызвать улыбку или смех, чтоб её ирония дошла до слушателей.
(Инсценировка оценивается баллами).
V. Конкурс рассказов, похожих на басню.
Учитель:
-Басня - это целый рассказ о чьей-нибудь удаче или неудаче, а к нему вывод: почему вышло так, а не иначе; кто был прав, кто виноват.
Лёгкие и простые басни писались не легко и не просто. «Будет просто, как переделаешь раз со ста», - говорил современник Крылова художник Павел Андреевич Федотов, когда люди удивлялись, глядя на его замечательные картины. Так и свои басни Крылов переделывал, переписывал много раз, работал упорно, долго подыскивая нужные слова, радуясь, когда строка басни, над которой он бился иногда целый месяц, начинала звучать просто, как живая речь. Никто и не подозревал, как много труда он вкладывал в свои басни. Готовясь к конкурсу, вы тоже пережили муки творчества, когда писали рассказ, похожий на басню. Сумейте его выразительно прочитать, следите за громкостью речи, интонацией, правильностью произношения.
(Ответы оцениваются баллами).
VI. Заключительное слово учителя.
-Носитель передовых идей века Крылов по своим убеждениям был гуманистом. Он высоко поднимал знамя человека, человеческого достоинства. В одном из стихотворений («К другу моему») он писал:
Чинов я пышных не искал;
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе,-
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе,-
Чин человека;-в нём лишь быть…
-Басни Крылова- яркое выражение положительных народных воззрений, народных идеалов. «Бессильному не смейся и слабого обидеть не моги»,-в этой заповеди басни заключается суть народной гуманности.
-Любовь к Родине, верность, доброта, уважение к труду, к таланту, скромность- вот что утверждается в мире басен Крылова.
VII. Рефлексия. Подведение итогов ( по баллам).Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
Жизнь и творчество Ивана Андреевича КрыловаИван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской ли...
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСТВУ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА
Цель: - вспомнить все знакомые произведения И.А.Крылова - развивать внимание, память, смекалку, мышление - прививать любовь к чтен...
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
Рассказ и жизни и творчестве баснописца, задания по басням, инсценировка басни "Демьянова уха", кроссворд по творчеству И.А.Крылова...
Изображение войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова
материал предназначен для уроков литературы в 8 классе...
Ремейк басни Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`.
Мюзикл ки басне Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`....
Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова
Разработка внеклассного мероприятия по литературе в 5х класса в рамках проведения предметной недели...
Творчество Ивана Андреевича Крылова.
Биография Ивана Андреевича Крылова, герои басен....