Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
план-конспект занятия по литературе на тему
Рассказ и жизни и творчестве баснописца, задания по басням, инсценировка басни "Демьянова уха", кроссворд по творчеству И.А.Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Жизнь и творчество И. А. Крылова | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
Цель: сформировать представление о личности И. А. Крылова; расширить знания о басне как жанре литературного чтения.
Задачи:
1.Образовательная: обобщать знания об изученных баснях И.А. Крылова; углубить нравственное воздействие басен на детей; совершенствовать умение определять произведение по строчкам;
2. Развивающая: развивать и обогащать речь, художественный вкус воспитанников; развивать творческий потенциал и логическое мышление детей; расширять кругозор, развивать познавательный интерес к изучению литературы; развивать артистические способности детей;
3. Воспитательная: воспитывать у детей эстетические, морально-нравственные качества, формировать; воспитывать интерес и любовь к литературному чтению и к художественной литературе в целом.
Оборудование: портрет автора, книги с баснями, иллюстрации к басням, карточки со строками из басен, кроссворд на ватмане, костюмы для инсценирования басни, DVD-плейер с видеофильмом о жизни Крылова.
Ход занятия:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о творчестве замечательного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Личность И. А. Крылова до сих пор недостаточно известна, не очень много дошло до нас сведений об этой широкой, необычайно своеобразной, неординарной личности баснописца, образованнейшего человека, автора ряда пьес.
Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм о жизни И. А. Крылова, после чего мы продолжим нашу беседу. (Показ видеофильма)
Чинов я пышных не искал;
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе, —
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, —
Чин человека; — в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой;
Его достойно сохранить
Считал одной неложной славой…
Народная мудрость передалась нам через басни Ивана Андреевича Крылова. А что же означает само понятие «Басня»? (Ответы детей)
Басня – это короткий занимательный, поучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключён скрытый смысл (аллегория). В баснях обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по-человечески: спорят, ссорятся, мирятся. Традицию отождествления людей с животными Крылов заимствовал у своих предшественников. Оказывается, басни писали ещё в глубокой древности и родоначальником басенного жанра считается древнегреческий поэт и мудрец Эзоп.
А что же нам известно об Эзопе? (Дети рассказывают об Эзопе.)
«Эзоп — один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но все-таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням.
Мы расскажем вам басню, она немного похожа на басню Крылова, которую все мы знаем. Сравните ее с басней Крылова. В чем сходство, в чем разница?
Рассказывает ребёнок:
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: „Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать“.
Какую черту характера людей высмеивает автор? (Лицемерие, лесть, глупость.)
С баснями Ивана Андреевича Крылова вы хорошо знакомы по урокам чтения и нашим воспитательским часам. И перед тем как продолжить наше занятие, я предлагаю вам небольшую разминку:
Когда я буду называть басню, вы поднимаете руки вверх, когда говорю название сказки – приседаете, а когда название песни – кружитесь вокруг себя. Итак…
«Квартет»; «В лесу родилась ёлочка»; «Свинья под дубом»; «Репка»; «Чунга-чанга»; «Три белых коня»; «Морозко»; «Кот и повар»; «Волк и журавль»; «Теремок»; «Кабы не было зимы»; «Антошка»; «Маша и медведь»; «Чиж и голубь»; «Дюймовочка», «Тришкин кафтан».
Я подготовила для вас такие интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями и отрывками из них! Но пока готовилась к занятию, какой- то озорник всё перемешал у меня на столе. Я даже теперь не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?
Я буду показывать иллюстрации к басням, а карточки с названиями басен и отрывками из них я раздам вам. А вы определите, к какой басне они относятся.
Названия басен на карточках
1.«Лебедь, Щука и Рак»,
2. «Квартет»,
3. « Стрекоза и Муравей»,
4.«Мартышка и очки»,
5.«Свинья под дубом»,
6.«Чиж и голубь»,
7.«Лисица и виноград»,
8.«Волк и ягнёнок»,
9.«Зеркало и обезьяна»,
10.«Осёл и соловей»,
11.«Петух и жемчужное зерно»,
12.«Демьянова уха»
13.«Кот и повар».
Карточки со строчками из басен:
1. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
(«Лебедь, Щука и Рак»)
2. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
(«Квартет»)
3. Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
(«Стрекоза и Муравей»)
4. Как не полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит.
(«Мартышка и очки»)
5.Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут.
(«Свинья под дубом»)
6.Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело! Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
(«Чиж и Голубь»)
7.А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко.
(«Лисица и виноград»)
8.У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
(«Волк и ягнёнок»)
9.Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой.
(«Зеркало и обезьяна»)
10. Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул – и полетел за тридевять земель.
(«Осёл и соловей»)
11.А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно.
(«Петух и жемчужное зерно»)
У нас осталось несколько рисунков, к которым мы не нашли карточки со строками из басен. Но я думаю, вы догадались какие это басни. (Ответы детей)
Одну иллюстрацию мы с вами сейчас инсценируем. Итак, басня «Демьянова уха». (Инсценировка)
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».—
«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,—
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю!»
Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
--------------------------------------------
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Ребята, давайте разберём с вами эту басню вместе.
Чтобы осмыслить басню, надо понять характеры действующих лиц, их отношения, их стремления и цели в конкретной ситуации.
Что мы узнали о Демьяне из басни? (Ответы)
-Гостеприимный, но назойливый, надоедливый, навязчивый Демьян старается заставить Фоку съесть как можно больше. Посмотрим, как уговаривает Демьян Фоку съесть еще «ушицы». Здесь и ласковое обращение к «соседушке»: «мой свет», «миленький дружочек» — называет его Демьян, — и уменьшительно-ласкательные суффиксы в его речи; он расхваливает уху, заставляет жену кланяться; хвалит Фоку, когда тот съедает четвертую тарелку. Для чего он заставляет Фоку столько есть? Может, потому, что хочет показать себя хлебосольным хозяином? А может быть, и потому, что сам очень любит уху, радуется, что она удалась, и хочет искренне доставить удовольствие «соседушке» — и не замечает, как теряет чувство меры.
А каким мы представляем себе Фоку? (Ответы)
Живот Фоки раздут. Он весь в поту. Отдувается, вздыхает, снимает кушак. Он любезен, терпелив, уступчив. Хочет отказаться от ухи и при этом не обидеть Демьяна. У него всего две реплики, и не случайно: от сытости он и говорить не может. Автор явно сочувствует персонажу: «бедный Фока мой!».
Навязчивость, докучливость Демьяна, как показывает баснописец, привели к обратным результатам. Вместо удовольствия Фока испытывает страдания. Назойливое гостеприимство кончилось разрывом дружеских отношений.
Рассказанной историей автор предупреждает, что чрезмерное навязывание чего-то неприятно и просто вредно. Этот обобщающий смысл басни становится ясным из морали, где содержится наставление писателю — любителю всем докучать чтением своих произведений.
А теперь, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд по басням И. А. Крылова. (Кроссворд на доске)
Отвечаем на вопросы кроссворда поднятием руки.
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (Муравей)
- Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон)
- Кому Осёл посоветовал поучиться петь у Петуха? (Соловей)
- Кто «кажется, из кожи рвётся, да только всё вперёд не подаётся»? (Белка)
- Кто смеялся «вперёд чужой беде»? (Голубь)
- Кто, воспользовавшись своей силой, обвинил более слабого и съел его? (Волк)
- Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»? (Рак)
- Мастерица говорить лестные речи, чтобы добиться своего. (Лисица)
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
Разгадав кроссворд, у нас появилось ключевое слово – АЛЛЕГОРИЯ.
Аллегория – это иносказание. В баснях Крылова мы постоянно видим, что под видом животных автор изображает определённых людей и разоблачает их пороки: лень, зависть, жадность, невежествое, глупость и т.д.
Аллегорию ещё называют по имени её «изобретателя», Эзопа - эзоповым языком.
Давайте ещё раз посмотрим на наш кроссворд и постараемся определить по строкам из басен, по которым составлен кроссворд, что высмеивал, осуждал Иван Андреевич Крылов.
1.«Стрекоза и муравей»
"Как под каждым ей листком был готов и стол и дом».
Высмеиваются легкомыслие, беспечность (надо думать о завтрашнем дне).
2.«Слон и Моська»
«Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона!».
Высмеивается хитрость.
Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она хитрая, понимает, что не представляет для Слона никакой опасности, что великан не опасен - он даже не замечает ее, и он не будет с ней сражаться.
3.«Осёл и Соловей»
«А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
В образе осла осуждаются невежество, глупость, недоброжелательная, непрофессиональная критика; ложный авторитет.
4.«Белка»
«Он кажется, из кожи рвётся,
Да только всё вперёд не подаётся,
Как белка в колесе»
Высмеивается бесполезная суета, никчемные хлопоты.
5. «Чиж и Голубь»
«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!»
Высмеивается неразумность, высокомерие, глупость.
Мораль: - Не смейся над чужой бедой – сам можешь попасть в неё.
6.«Волк и Ягнёнок»
«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
В образе Волка осуждаются циничность, жестокость, властность, наглость, нахальство, лицемерие.
Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк — силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость.
7.«Лебедь, Рак и Щука»
Высмеивается неумение работать сообща,
"Да только воз и ныне там"
Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих сообщников. Иначе выйдет из того дела «только мука».
Дело не двигается, стоит на месте
8.«Ворона и Лисица»
«Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица»
Высмеивается лесть, глупость, лицемерие.
Басня осуждает подхалимство и тех, кто верит любым словам, чтобы только они были приятными.
9.«Зеркало и Обезьяна» -
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Высмеивается глупость.
Сначала обрати внимание на себя, а уж потом суди о других.
Сегодня мы с вами вспомнили творчество великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Какие моменты его биографии вам показались наиболее интересными, запомнились чем-то? (Ответы)
Чему учат нас басни Крылова? (Ответы)
- Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела..
Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Приложение 1.
Биография И. А. Крылова
Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 года в семье военного капитана Андрея Прохоровича
Крылова. Детство маленького Вани прошло на Урале, в Оренбургской области. Несмотря на
то, что отец его был армейским офицером, семья жила в бедности. Из-за этого Иван Крылов не мог
регулярно учиться. Но у него была большая тяга к учёбе. Крылов много читал, самостоятельно изучал
литературу, математику, итальянский и французский языки и другие науки.
Когда Ване было всего 10 лет, умер его отец. В пенсии Крыловым было отказано, поэтому ещё подростком Иван Андреевич вынужден был поступить на службу. В конце 1782 года 13-и летний Крылов поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу в Петербургскую казенную палату помощником младшего чиновника. Что же он там делает? Переписывает документы, разносит пакеты, чинит гусиные перья и потихоньку читает книги, за что грубый начальник не раз бьет его.
В 14 лет Иван Андреевич написал свою первую комическую оперу под названием «Кофейница»,
в которой высмеял нравы провинциальных помещиков.
В 1789 году Крыловым было основан журнал «ПОЧТА ДУХОВ», где он печатал свои произведения,
(среди них комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Модная лавка» и др.). В произведениях Иваном
Андреевичем высмеивались злоупотребления государственных чиновников, дворянские нравы, их
увлечение иностранщиной.
В 1812г. Иван Андреевич Крылов становится библиотекарем в только что открывшейся Публичной
библиотеке, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841г. Крылов не только оказался хорошим
собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению
библиографических указателей и славянорусского словаря. Работая в Императорской публичной
библиотеке в Санкт Петербурге, Крылов неоднократно получал увеличивавшуюся пенсию, был избран
членом Российской Академии (16 декабря 1811г.), награжден золотой медалью за литературные заслуги
и получил много других наград и почестей. Но настоящую славу принесли Крылову его БАСНИ. Басни
впервые появились в печати в 1809 году, когда Крылову было уже 40 лет.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер в 1844 г., на 76 году. По его завещанию друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. В 1855 г. скульптором Клодтом был воздвигнут памятник Крылову в Летнем саду в Петербурге. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив, читает книгу. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
«Дедушкой Крыловым» назвал русский народ знаменитого баснописца, выразив этим своё уважение и
любовь к нему. Почему же народ высоко чтит память о Иване Андреевиче Крылове? Почему около
памятника "дедушки Крылова" всегда цветы?
Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны его мышления.
Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Мы хорошо понимаем, что Крылов в своих баснях, в образах животных, высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, жадность, лицемерие, невежество, глупость…
Басни Крылова знают не только у нас России. Они переведены более, чем на 50 языков мира. Их любят
и читают во многих странах. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился
необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство
Крылова.
Приложение 2.
Кроссворд.
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
9. |
1м | у | р | а | в | е | й | ||||
2с | л | о | н | |||||||
3с | о | л | о | в | е | й | ||||
4б | е | л | к | а | ||||||
5г | о | л | у | б | ь | |||||
6в | о | л | к | |||||||
7р | а | к | ||||||||
8л | и | с | и | ц | а | |||||
9о | б | е | з | ь | я | н | а |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
Жизнь и творчество Ивана Андреевича КрыловаИван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской ли...
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСТВУ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА
Цель: - вспомнить все знакомые произведения И.А.Крылова - развивать внимание, память, смекалку, мышление - прививать любовь к чтен...
Изображение войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова
материал предназначен для уроков литературы в 8 классе...
Ремейк басни Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`.
Мюзикл ки басне Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`....
Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова
Разработка внеклассного мероприятия по литературе в 5х класса в рамках проведения предметной недели...
Творчество Ивана Андреевича Крылова.
Биография Ивана Андреевича Крылова, герои басен....
Урок-конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова
Урок-конкурс, посвящённый 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова, рассчитан на учеников 8 класса. Основные задачи: научить самостоятельно работать с литературными источниками, подбирать и ...