Урок "Песня про купца Калашникова"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Сапожникова Татьяна Владимировна

про купца Калашникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pesnya_pro_kuptsa.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

МОУ «Понуровская основная школа»

Ковернинского района

учителя Сапожниковой Т.В.

Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы.

Аудитория: 7 класс.

Тема урока: Историческая правда и художественный вымысел в «Песне о купце Калашникове…» М.Ю.Лермонтова.

Стратегическая цель: развитие нравственных качеств, личной ответственности за свои действия и поступки.

Задачи:

1. Проанализировать прочитанное.

2. Работать над устной речью.

3. Учить интерпретировать текст.

Проблема: проблема ответственности за свои действия и поступки.

Проблемный вопрос:

Кто несёт ответственность за поведение человека?

Варианты решения: 

  1. посторонние люди;
  2. близкие и родные;
  3. он сам.

Оптимальный вариант: За всё, что человек совершает, ответственность лежит не на посторонних людях, не на близких и родных, а только на нём самом.

61

Комментарий  хода  урока

Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов

Способы развития

  1. Приветствие учителя, пожелание успешной работы.

Аудиальный канал

Учитель посылает положительный настрой аудитории.

  1. Связь с историей.

- Какие события произошли в русской истории 16 века? Чем знаменит был царь Иван IV? Почему он прозван Грозным? Что такое опричнина? Чем опричники отличались от других подданных царя?

Глубина мышления

Память

Уместность речи

Учитель обращается к историческим вопросам, чтобы заинтересовать уч-ся.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по истории.

  1. Работа с текстом произведения.

–  Прочитайте 1 часть «Песни». На какие произведения ориентируется автор, рисуя картину пира? (На былины.)

Визуальный и кинестетический каналы восприятия

Выразительность

Обращение к личностному опыту учащихся

Учитель использует вопрос, направленный на сопоставление ранее изученного материала по литературе и анализируемого произведения.

Учащиеся отвечают на вопрос, абстрагируя от текста «Песни».

  1. Ученик читает отрывок из былины о Ставре Годиновиче.

- Сравните, в чём сходство «Песни» и

 былины.

Умение сравнивать

Точность речи

Учитель даёт задание на сравнение.

Учащиеся сравнивают 2 объекта: «Песню» и былину – находят сходство и различие.

62

Сопоставьте сходные отрывки

из былины и «Песни». Что между ними

общего? На что обращено основное внимание у Лермонтова и в былине?

Можно ли говорить, что разница

объясняется только изображением разных

периодов русской истории в произведениях?

  1. - Заканчивается первая часть «Песни» признанием Кирибеевича, но не сказал он царю «правды истинной», утаил, что полюбил замужнюю женщину. Хотя

разве сердцу прикажешь? Разве вино-

ват Кирибеевич в своем чувстве? Ведь

 недаром просит отпустить его «в степи

 приволжские, на житье на вольное, на

 казацкое», ведь и Алену Дмитриевну

 просит обнять его «хоть единый раз на

 прощание». Подумайте, какой ответ на

 этот вопрос дает автор в тексте поэмы.

Опора на личностный опыт

Связность речи

Вопросно-ответный ход рассуждения.

  1. - Вторая часть поэмы переносит нас в мир купеческой Москвы. Мир, который живет по своим суровым законам.

Что вы узнали о быте и нравах Москвы XVI века из «Песни»?

Почему так сурово встречает купец жену?

Обращение к социально-значимому опыту учащихся

Логичность речи

Вопросно-ответный ход рассуждения.

63

Почему Алена Дмитриевна «затряслась, как листочек осиновый», увидев мужа, ведь она ни в чем не виновата?

Почему купец Калашников решает идти биться с Кирибеевичем?

  1. – Что добавляет к нашему представлению о Кирибеевиче его встреча с Аленой Дмитриевной?

По тексту поэмы проследите, какие художественные средства использует автор для создания характеров героев.

Обратившись к III главе, подготовьте рассказ о главных героях.

Не встречались ли вы раньше с героем, судьба и характер которого напоминают характер и судьбу Кирибеевича? (Андрий.) Сопоставьте этого героя с Кирибеевичем, укажите черты сходства и различия.

Реалистичность мышления

Умение анализировать

Умение распределять роли в группе и работать в команде

Умение сравнивать

 Умение выделять главное

Выразительность, связность, логичность речи

Учитель предлагает ответить на поставленные вопросы с опорой на текст.

Учащиеся делают выводы по поводу поведения одного из главных героев, опираясь на отрывки из произведения. Работая в группе, распределяют роли и готовят публичное выступление о характере главных героев.

Опираясь на ранее прочитанные произведения, находят черты сходства и различия с героями других произведений.

  1. - В повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» вершит суд над Андрием его отец. Вспомните его слова, обращенные к сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью», в «Песне» же суд над Кирибеевичем вершит купец Калашников. Подумайте, почему автор наделяет  его таким правом.

Умение сравнивать

Умение анализировать

Учитель предлагает найти сходство в ситуациях из разных произведений.

Учащиеся размышляют о том, почему один человек наказывает другого.

  1. – Вот сошлись на кулачный бой два наших героя, встретились,  наконец,  в честном бою.

Аналитичность мышления, аргументированность

Учитель предлагает найти в тексте отрывки, подтверждающие ответы на вопросы.

64

Найдите сцену, где герои кланяются перед боем. Кому и чему кланяется каждый из них? Почему?

 На чьей стороне симпатии автора? Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя — ударил в висок.

Толерантность

Логичность речи

Ученики доказывают с помощью отрывков из текста свои ответы.

Пытаются понять позиции одного человека (автора) по отношению к другому (гл.герою).

  1.  - Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введен грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд? Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Умение анализировать

Связность, точность, логичность речи

Вопросно-ответный ход рассуждения

  1.  – Подумайте, почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно.

Кто и почему победил в поединке?

Реалистичность,

аналитичность мышления

Обращение к социально-значимому опыту уч-ся

Учитель предлагает уч-ся вспомнить подобные ситуации в жизни.

Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на свой опыт и текст произведения.

  1.  - Мы прочитали с вами удивительное произведение — «Песню

про купца Калашникова».

Каков жанр этого произведения? Подумайте, почему свое произведение автор называет «Песней». Как это должно прояснить авторскую позицию?

Подумайте, почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах.

Ясность, краткость, точность, уместность речи

Вопросно-ответный ход рассуждения.

65

  1. - Прочитайте заключительные строки «Песни». Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?

Аналитичность мышления

Интуиция

Учитель даёт задание на интуицию и понимание авторской позиции.

Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на всё, сказанное ранее на уроке.

  1.  Подведение итога урока:

- Применимы ли к героям «Песни» заключительные строки баллады «Бородино»:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы».

Почему так часто в своем творчестве

 М. Лермонтов обращается к истории?

Системность мышления

Умение грамотно аргументировать

Учитель предлагает подвести итог всему сказанному ранее в виде сопоставления 2-х произведений Лермонтова.

Учащиеся сопоставляют произведения, рассуждают о взаимосвязи литературы и истории.

  1. Рефлексия.

- Итак, в произведении поставлен вопрос об ответственности человека за свои поступки. За что наказан Кирибеевич? За что наказан Калашников?

Продолжите предложение:

- Сегодня на уроке я задумался (-лась) о …

Рефлексивность мышления

Учитель задаёт вопросы репродуктивного характера, направленные на осознание учащимися проблемы ответственности человека за свои поступки.

Учащиеся оценивают полезность урока и своё эмоциональное состояние.

  1.  Домашнее задание:

Составить «Кодекс чести» современного молодого человека.

Креативность

Обращение к личностному опыту уч-ся

Самостоятельность мышления

Учитель предлагает задание, направленное на развитие

логического мышления и творческих способностей.

66

Учащимся не требуется альтернативных заданий, так как и девушки, и юноши заинтересованы данной темой каждый со своей позиции.

  1.  Оценивание.

Умение оценивать

Учащиеся обсуждают в группе и  дают оценку каждому члену. Учитель даёт словесный комментарий отметкам.

67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ТЕСТЫ

Здесь размещены  3 теста к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". ...