Урок "Песня про купца Калашникова"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
МОУ «Понуровская основная школа»
Ковернинского района
учителя Сапожниковой Т.В.
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы.
Аудитория: 7 класс.
Тема урока: Историческая правда и художественный вымысел в «Песне о купце Калашникове…» М.Ю.Лермонтова.
Стратегическая цель: развитие нравственных качеств, личной ответственности за свои действия и поступки.
Задачи:
1. Проанализировать прочитанное.
2. Работать над устной речью.
3. Учить интерпретировать текст.
Проблема: проблема ответственности за свои действия и поступки.
Проблемный вопрос:
Кто несёт ответственность за поведение человека?
Варианты решения:
- посторонние люди;
- близкие и родные;
- он сам.
Оптимальный вариант: За всё, что человек совершает, ответственность лежит не на посторонних людях, не на близких и родных, а только на нём самом.
61
Комментарий хода урока | Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов | Способы развития |
| Аудиальный канал | Учитель посылает положительный настрой аудитории. |
- Какие события произошли в русской истории 16 века? Чем знаменит был царь Иван IV? Почему он прозван Грозным? Что такое опричнина? Чем опричники отличались от других подданных царя? | Глубина мышления Память Уместность речи | Учитель обращается к историческим вопросам, чтобы заинтересовать уч-ся. Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по истории. |
– Прочитайте 1 часть «Песни». На какие произведения ориентируется автор, рисуя картину пира? (На былины.) | Визуальный и кинестетический каналы восприятия Выразительность Обращение к личностному опыту учащихся | Учитель использует вопрос, направленный на сопоставление ранее изученного материала по литературе и анализируемого произведения. Учащиеся отвечают на вопрос, абстрагируя от текста «Песни». |
- Сравните, в чём сходство «Песни» и былины. | Умение сравнивать Точность речи | Учитель даёт задание на сравнение. Учащиеся сравнивают 2 объекта: «Песню» и былину – находят сходство и различие. |
62 | ||
Сопоставьте сходные отрывки из былины и «Песни». Что между ними общего? На что обращено основное внимание у Лермонтова и в былине? Можно ли говорить, что разница объясняется только изображением разных периодов русской истории в произведениях? | ||
разве сердцу прикажешь? Разве вино- ват Кирибеевич в своем чувстве? Ведь недаром просит отпустить его «в степи приволжские, на житье на вольное, на казацкое», ведь и Алену Дмитриевну просит обнять его «хоть единый раз на прощание». Подумайте, какой ответ на этот вопрос дает автор в тексте поэмы. | Опора на личностный опыт Связность речи | Вопросно-ответный ход рассуждения. |
Что вы узнали о быте и нравах Москвы XVI века из «Песни»? Почему так сурово встречает купец жену? | Обращение к социально-значимому опыту учащихся Логичность речи | Вопросно-ответный ход рассуждения. |
63 | ||
Почему Алена Дмитриевна «затряслась, как листочек осиновый», увидев мужа, ведь она ни в чем не виновата? Почему купец Калашников решает идти биться с Кирибеевичем? | ||
По тексту поэмы проследите, какие художественные средства использует автор для создания характеров героев. Обратившись к III главе, подготовьте рассказ о главных героях. Не встречались ли вы раньше с героем, судьба и характер которого напоминают характер и судьбу Кирибеевича? (Андрий.) Сопоставьте этого героя с Кирибеевичем, укажите черты сходства и различия. | Реалистичность мышления Умение анализировать Умение распределять роли в группе и работать в команде Умение сравнивать Умение выделять главное Выразительность, связность, логичность речи | Учитель предлагает ответить на поставленные вопросы с опорой на текст. Учащиеся делают выводы по поводу поведения одного из главных героев, опираясь на отрывки из произведения. Работая в группе, распределяют роли и готовят публичное выступление о характере главных героев. Опираясь на ранее прочитанные произведения, находят черты сходства и различия с героями других произведений. |
| Умение сравнивать Умение анализировать | Учитель предлагает найти сходство в ситуациях из разных произведений. Учащиеся размышляют о том, почему один человек наказывает другого. |
| Аналитичность мышления, аргументированность | Учитель предлагает найти в тексте отрывки, подтверждающие ответы на вопросы. |
64 | ||
Найдите сцену, где герои кланяются перед боем. Кому и чему кланяется каждый из них? Почему? На чьей стороне симпатии автора? Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя — ударил в висок. | Толерантность Логичность речи | Ученики доказывают с помощью отрывков из текста свои ответы. Пытаются понять позиции одного человека (автора) по отношению к другому (гл.герою). |
| Умение анализировать Связность, точность, логичность речи | Вопросно-ответный ход рассуждения |
Кто и почему победил в поединке? | Реалистичность, аналитичность мышления Обращение к социально-значимому опыту уч-ся | Учитель предлагает уч-ся вспомнить подобные ситуации в жизни. Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на свой опыт и текст произведения. |
про купца Калашникова». Каков жанр этого произведения? Подумайте, почему свое произведение автор называет «Песней». Как это должно прояснить авторскую позицию? Подумайте, почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах. | Ясность, краткость, точность, уместность речи | Вопросно-ответный ход рассуждения. |
65 | ||
| Аналитичность мышления Интуиция | Учитель даёт задание на интуицию и понимание авторской позиции. Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на всё, сказанное ранее на уроке. |
- Применимы ли к героям «Песни» заключительные строки баллады «Бородино»: «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри, не вы». Почему так часто в своем творчестве М. Лермонтов обращается к истории? | Системность мышления Умение грамотно аргументировать | Учитель предлагает подвести итог всему сказанному ранее в виде сопоставления 2-х произведений Лермонтова. Учащиеся сопоставляют произведения, рассуждают о взаимосвязи литературы и истории. |
- Итак, в произведении поставлен вопрос об ответственности человека за свои поступки. За что наказан Кирибеевич? За что наказан Калашников? Продолжите предложение: - Сегодня на уроке я задумался (-лась) о … | Рефлексивность мышления | Учитель задаёт вопросы репродуктивного характера, направленные на осознание учащимися проблемы ответственности человека за свои поступки. Учащиеся оценивают полезность урока и своё эмоциональное состояние. |
Составить «Кодекс чести» современного молодого человека. | Креативность Обращение к личностному опыту уч-ся Самостоятельность мышления | Учитель предлагает задание, направленное на развитие логического мышления и творческих способностей. |
66 | ||
Учащимся не требуется альтернативных заданий, так как и девушки, и юноши заинтересованы данной темой каждый со своей позиции. | ||
| Умение оценивать | Учащиеся обсуждают в группе и дают оценку каждому члену. Учитель даёт словесный комментарий отметкам. |
67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ТЕСТЫ
Здесь размещены 3 теста к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". ...