Технологическая карта урока литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова  «Крестьянские дети» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова  «Крестьянские дети» - 2 часа, 2-й урок

Цели

образовательная: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы  и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД;

развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Основные понятия

Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение)

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

 презентация, интернет-ресурсы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок - исследование

Форма работы обучающихся

Применяемая технология

Групповая

Развитие критического мышления на уроке

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы,  приемы, формы

Деятельность учащихся

        Формируемые УУД

I.

Организационный момент (вызов)

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других

II. Актуализация изученного (вызов)

Цель: актуализация знаний

Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

мы найдем ключевое слово нашего урока.

  1. главная мысль произведения;
  2. это то, о чём рассказывает писатель;
  3. искусство слова;
  4. сопоставление одного предмета с другим;
  5. художественное определение;
  6. журнал, где работал Н. А. Некрасов;
  7. весёлое, смешное, драматическое произведение.

Подчеркните буквы и вы получите ключевое слово. (Учитель называет, какую по счету букву нужно подчеркнуть)

- идея-2 буква

- тема-2 буква

- литература-3 буква

сравнение-1 буква

- эпитет-4 буква

- современник-3 буква

- комедия-2 буква.

- Какое слово у вас получилось? (Детство).

- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Все ключевые слова перед нами

подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

Слово учителя

Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение

Каждая группа решает кроссворд.

Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы ребус (варианты: кто первый, кто больше дал правильных ответов)

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

III. Мотивация к учебной деятельности (стадия осмысления содержания)

Цель: определение содержательных рамок урока

Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимает «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения).

Давайте сформулируем тему стихотворения. Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей

Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник?

Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.

Сегодня  я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети». 

Сначала выберем эпиграф к нашей картине.

Прием создания проблемной ситуации, и ее решение

Формулируют тему произведения

Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова)

Выбирают эпиграф (строчки из стихотворений Н.Некрасова «Свобода» или Е.Евтушенко «Метаморфоза»  

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:  формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания)

Цель: развитие читательских умений

В начальной школе вы знакомились с данным произведением («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня вы уже знаете, что это лишь эпизод большого стихотворения. А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается.

Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)

Анализ 1 части стихотворения.

Выделим микротемы;

(к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора).

Каково значение слова «умиление»?

Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма?

Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?

Чтение эпизода по ролям Распределение ролей  помощью игры «Оживление картины»

Делаем вывод, который заносим на «картину»

Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть.

Анализ 2 части

1.Выделим микротемы данной части стихотворения.

К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик?

Какое настроение  этой части стихотворения?

А какое  здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это.

В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства?

Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения)

Работа с примерами изобразительного искусства.

Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта.

Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей?

Проблемный, частично-поисковый

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение,

инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля

Игра «Оживление картины», взаимооценка

Работа с технологической картой урока.

Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы

Выделяют микротемы (рассказ, встреча)

Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям)

Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы

Работают с толковыми словарями

Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге

Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям.

Зрители оценивают выступления

Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям

Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом

Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста.

Обсуждение в группах. Заполнение таблицы

Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора

Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова,  Корзухина, Перова, делают вывод

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях».

Анализ 3 части стихотворения

Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство».

Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям?

самостоятельная исследовательская  работа (творческий проект)

взаимооценка

выразительное чтение

словарная работа

Работают  над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы

Выразительно читают отрывок

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

V. Итог урока. (стадия рефлексии)

Цель – зафиксировать содержание урока

  1. Итак, давайте подведем итог.
  2. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? Мы написали картину стихотворения? Выделите ключевые слова? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н. А.Некрасова?
  3. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова о мире детства. Сильно ли они отличаются друг от друга»?
  4. Что же за тайну хранит это стихотворение?
  5. Можно ли было использовать слова Е.Евтушенко в качестве эпиграфа к нашей картине?

Мы заглянули в  художественную мастерскую поэта  и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении.

Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения,

объяснительно-иллюстративный

Составляют кластер

Сравнивают кластеры

Делают вывод, об идеи стихотворения

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VI. Домашнее задание (стадия рефлексии)

Выбери себе задание

1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…»

2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети…»

3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети. Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова»

4.Доработать и оформить исследовательскую работу Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка»

Прием свободы выбора задания

Выбирают себе задания

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

VII. Рефлексия (стадии рефлексии)

I. Оцените работу своей группы

II.Оцените работу остальных групп

III.Оцените свою работу

1.В группе  я работал   активно\пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Урок для меня показался коротким\ длинным
4.За урок я устал\не устал
5.Мое настроение стало лучше\стало хуже
6.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен


7.Домашнее задание мне кажется легким\трудным

Прием тестирования

Отмечают результат работы на уроке

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...