Технологическая карта урока литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» - 2 часа, 2-й урок |
Цели | образовательная: проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию поэта, рассмотрев композицию, позицию автора и лирического героя, художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть тему и идею; формирование познавательных УУД; развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД; воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД |
Основные понятия | Тема, идея произведения, художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение) |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство |
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник презентация, интернет-ресурсы |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Форма урока | Урок - исследование |
Форма работы обучающихся Применяемая технология | Групповая Развитие критического мышления на уроке |
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Этапы урока | Деятельность учителя | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент (вызов) Цель: включение в деятельность | Приветствие. Рады слышать мы звонок Начинается урок Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять | Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других |
II. Актуализация изученного (вызов) Цель: актуализация знаний | Для того чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили (в споре рождается истина) предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом: мы найдем ключевое слово нашего урока.
Подчеркните буквы и вы получите ключевое слово. (Учитель называет, какую по счету букву нужно подчеркнуть) - идея-2 буква - тема-2 буква - литература-3 буква - сравнение-1 буква - эпитет-4 буква - современник-3 буква - комедия-2 буква. - Какое слово у вас получилось? (Детство). - Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Все ключевые слова перед нами подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? | Слово учителя Игровой прием, прием самоконтроля и определение самооценки Прием создания проблемной ситуации, и ее решение | Каждая группа решает кроссворд. Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы ребус (варианты: кто первый, кто больше дал правильных ответов) | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
III. Мотивация к учебной деятельности (стадия осмысления содержания) Цель: определение содержательных рамок урока | Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимает «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения (анализа стихотворения). Давайте сформулируем тему стихотворения. Итак, предлагаю окунуться в творческую лабораторию поэта и посмотреть, как он рисует детство крестьянских детей Ребята, а почему я сказала «рисует», Некрасов разве художник? Действительно, писателей и поэтов часто называют художниками слова, потому что они рисуют картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления. Сегодня я вам предлагаю создать картину стихотворения «Крестьянские дети». Сначала выберем эпиграф к нашей картине. | Прием создания проблемной ситуации, и ее решение | Формулируют тему произведения Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, искусство (разные средства создания произведений искусства ноты, краски, слова) Выбирают эпиграф (строчки из стихотворений Н.Некрасова «Свобода» или Е.Евтушенко «Метаморфоза» | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из текстов; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания) Цель: развитие читательских умений | В начальной школе вы знакомились с данным произведением («Однажды в студеную зимнюю пору»), сегодня вы уже знаете, что это лишь эпизод большого стихотворения. А как вы думаете, на какие части его можно разделить (работа с композицией). Обращаем внимание, что рассказчик к кому-то обращается. Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Посмотрим, что же внутри этой картины. Так как мы еще достаточно юные исследователи художественных произведений, то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой) Анализ 1 части стихотворения. Выделим микротемы; (к кому обращается рассказчик, кто слушатели, каково настроения рассказчика, как мы это чувствуем, что нам помогает понять настроение автора). Каково значение слова «умиление»? Анализ диалога детей. В какой форме представлена характеристика героев? В каких произведения используется эта форма? Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор? Чтение эпизода по ролям Распределение ролей помощью игры «Оживление картины» Делаем вывод, который заносим на «картину» Забавная встреча с детьми навеяла на охотника воспоминания о детстве. Итак, здесь начинается уже вторая часть. Анализ 2 части 1.Выделим микротемы данной части стихотворения. К кому обращается, кто слушатели, в какой роли выступает рассказчик? Какое настроение этой части стихотворения? А какое здесь отношение к детям? Какие средства помогают нам почувствовать, услышать это. В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны удручают поэта? В каких словах прямо выражает свои чувства? Обращаем внимание на цветопись, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения) Работа с примерами изобразительного искусства. Какие картины можно использовать как иллюстрации к стихотворению, отражают жизнь крестьянских детей в соответствии с позицией поэта. Итак, делаем вывод по второй части стихотворения: какой представлена во второй части картина жизни крестьянских детей? | Проблемный, частично-поисковый создание проблемной ситуации и ее решение, работа с текстом, игровой прием, словесное рисование, выразительное чтение, инсценировка, работа с произведениями изобразительного искусства, прием взаимоконтроля Игра «Оживление картины», взаимооценка | Работа с технологической картой урока. Определяют части стихотворения, заполняют первый столбец таблицы Выделяют микротемы (рассказ, встреча) Делают вывод о том, к кому обращается рассказчик (друзьям, близким людям) Обсуждают ответы, заполняют таблицу. Выписывают тропы Работают с толковыми словарями Словесное рисование портретов детей, участвующих в диалоге Участники выходят к доске, распределяют роли, читают по ролям. Зрители оценивают выступления Делают вывод о настроении поэта, отношении рассказчика к детям, какие тропы, лексика помогают передать настроение, отношение поэта к крестьянским детям Выделяют микротемы: воспоминание о детстве, рассуждения о жизни крестьянских детей, встреча с Власом Делают вывод о том, что слушатели-читатели из дворян, а сам рассказчик выступает в роли журналиста. Обсуждение в группах. Заполнение таблицы Работают с картами, выписывают художественно-изобразительные средства, помогающие понять отношение к крестьянским детям рассказчика и автора Работают с картинами Маковского, Венецианова, Соколова, Корзухина, Перова, делают вывод | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Н.А.Некрасов задумывал это произведение под названием «Детская комедия». Как вы думаете, подошло ли это название, почему? Есть ли в тексте этому доказательства? А почему отказался? Почему все-таки остановился на «Крестьянских детях». Анализ 3 части стихотворения Как вы понимаете «красное детство», «скудное поле», «вековое наследство». Как вы думаете, к кому обращается поэт? Что хотел сказать поэт обращением к детям? | самостоятельная исследовательская работа (творческий проект) взаимооценка выразительное чтение словарная работа | Работают над проблемным вопросом, созданием исследовательской работы Выразительно читают отрывок Отвечают на вопросы Заполняют таблицу | ||
V. Итог урока. (стадия рефлексии) Цель – зафиксировать содержание урока |
Мы заглянули в художественную мастерскую поэта и убедились, что в каждом стихотворении есть тайна, найти которую можно только при внимательном, вдумчивом чтении. | Проблемный, создание проблемной ситуации и способы ее решения, объяснительно-иллюстративный | Составляют кластер Сравнивают кластеры Делают вывод, об идеи стихотворения | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
VI. Домашнее задание (стадия рефлексии) | Выбери себе задание 1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» 2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети…» 3.Доработать и оформить исследовательскую работу «Детская комедия или Крестьянские дети. Какое название полнее раскрывает тему и идею стихотворения Н.А.Некрасова» 4.Доработать и оформить исследовательскую работу Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка» | Прием свободы выбора задания | Выбирают себе задания | Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
VII. Рефлексия (стадии рефлексии) | I. Оцените работу своей группы II.Оцените работу остальных групп III.Оцените свою работу 1.В группе я работал активно\пассивно | Прием тестирования | Отмечают результат работы на уроке | Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...