Доклад "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Материал будет полезен педагогам для работы над формированием читательской грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 264.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с Вами, как никто другой , знаем, что существуют проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Стандарт обучения включает в метапредметные результаты освоения основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» и предполагает выполнение обучающимися комплексных и диагностических работ, Всероссийских проверочных работ, участие в устном собеседовании по русскому языку в 9 классе, а также сдачу государственных экзаменов. Данные виды деятельности, на мой взгляд, можно рассматривать как показатель умения работать с текстом, то есть это дает возможность проверить в том числе уровень сформированности читательской грамотности.
СЛАЙД 1.
Тема моего выступления «Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности»
Цель школьного обучения — формирование успешности каждого ученика. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению, а значит, формированию функциональной грамотности.
СЛАЙД 2. Этапы работы с текстом
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа (стратегии) работы с текстом. Они на экране.
СЛАЙД 3. Предтекстовая работа
Расскажу о некоторых методах и приёмах этой стратегии.
Приём «Предвосхищение» отражён на экране. На уроке литературы в 7 классе при изучении стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Два богача» ученики получают задание письменно поразмышлять над вопросами о чём это произведение и кто его герои. Результат перед Вами.
СЛАЙД 4. Текстовая работа
При работе с текстом можно использовать приём «Инсерт» (пометки на полях) и систему вопросов «Ромашка Блума».
Вы видите фото пометок на полях ученика 5 класса при чтении рассказа И.С.Тургенева «Муму». Ребёнок большую часть отрывка понял, но есть то, что требует дополнительных сведений.
СЛАЙД 5. Послетекстовая работа
Можно использовать ту же «ромашку Блума», можно попробовать написать синквейн. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
На экране Вы видите ответ того же ученика, который написал, что стихотворение Тургенева «Два богача» о мужчинах, богатых не только деньгами. После чтения и анализа текста он уже дает исчерпывающий ответ на тот же самый вопрос.
Очень интересным для учеников является трансформация текста в другую структуру, например, можно поработать с Денотатным графом– способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Вы видите 2 примера Денотатного графа для работы на уроках русского языка и литературы. Ребятам очень нравится такая работа.
СЛАЙД 6.
Эффективными приемами также являются круги Эйлера и сводная таблица, или «Лови ошибку». Вы их видите на экране.
Мы с ребятами 7 класса на внеурочных занятиях написали сценарий отрывка из рассказа А.П.Чехова «Хирургия» и сыграли сценку. Получилась трансформация текста в театральную форму.
СЛАЙД 7.
Также на уроках русского языка использую различные виды текстов для работы над смысловым чтением.
Например, текст №1 использую для работы в 6,7 классах. Этот текст сплошной, нацелен на понимание содержания текста, преобразование одного вида текста в другой — технический паспорт
СЛАЙД 8.
Текст №5 использую для работы в 7, 8 классах. Этот текст нацелен на понимание содержания, преобразование текста в таблицу, работу с несплошными текстами — схемой круговорота воды в природе.
СЛАЙД 9.
Текст № 8 использую для работы в 7, 8, 9 классах. Он нацелен на понимание содержания текста, составление кластера и работу с таблицей.
СЛАЙД 10.
В своей работе я столкнулась с некоторыми проблемами. Вы их видите на слайде.
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание, мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Как показывает практика, некоторым учащимся необходим строгий алгоритм действий при решении поставленных задач. Знание и понимание путей, способов достижения целей позволяет:
- исключить непродуктивную деятельность;
- сэкономить время для действительно значимых моментов;
- концентрировать внимание на проблемных вопросах;
- пропустить некоторые этапы (легкие, нацеленные на развитие навыков низкого порядка);
- развивает навыки высокого порядка.
Именно работа над смысловым чтением способствует развитию у учащихся навыков информационной переработки текста, владение приемами компрессии, умение выделять главное и второстепенное, дифференцировать известное и неизвестное в тексте. Все это способствует успешному усвоению программы по русскому языку и литературе, развитию грамотности чтения учащихся, что является составной частью функциональной грамотности
СЛАЙД 11.
Методические пособия.
Коллеги, в текущем учебном году использую в работе и методические сборники. Они очень удобны для тиражирования детям, содержат кейсы заданий и сборники текстов по формированию читательской грамотности в 5-10 классах, кодификаторы и критерии оценивания.
1)Пособие Забродиной Н.П. от Министерства Просвещения РФ содержит кейсы заданий и критерии оценивания по формированию читательской грамотности у учеников 9-10 классов.
2) Электронное пособие от коллектива авторов содержит сборник текстов по формированию читательской грамотности, кодификатор и критерии оценивания
3)Санкт-Петербургский сборник «Вопросы формирования и оценки функциональной грамотности средствами учебных предметов» включает в себя тексты для 5-9 классов по русскому языку, истории, обществознанию.
СЛАЙД 12.
Конечно же, мы с учениками работаем и на образовательных платформах. Вы их видите на экране.
Концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, что бы учащиеся вели самостоятельную работу с учебником и дополнительными ресурсами. Главное преимущество технологии смыслового чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это и является главным принципом ФГОС – «Научить учиться».
СЛАЙД 13.
Благодарю Вас за внимание, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Смысловое чтение как метод формирования читательской грамотности
Методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы над методической темой самообразования "Формирование читательской грамотности учащихся через смысловое чтение на уроках русского ...
Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....
Презентация к докладу "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"
Презентация является наглядным сопровождением доклада "Смысловое чтение как необходимое условие формирования читательской грамотности"...
Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС
В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспо...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...