Мифопоэтика зимы в поэзии Бориса Пастернака
методическая разработка по литературе (11 класс)

Апреликова Ольга Сергеевна

Данный урок вписан в систему интегративных (русский язык и литература) уроков «Язык художественной литературы» и представляет собой заключительное семинарское занятие «Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи» и подготовку к изучению романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и лирики поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihiya_zimy_v_poezii_pasternaka.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Апреликова

Мифопоэтика зимы в поэзии Бориса Пастернака

11 класс

Тема: «Мифопоэтика зимы в поэзии Бориса Пастернака»

Аннотация: Данный урок вписан в систему интегративных (русский язык и литература) уроков «Язык художественной литературы» и представляет собой заключительное семинарское занятие «Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи» и подготовку к изучению романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и лирики поэта.

 Название учебно-методического комплекса: УМК  Сухих И.Н., Литература: учебник для 11 класса(базовый уровень) и Бабайцева В.В. «Русский язык» 10-11 кл, Греков В.Ф., Чешко Л.А., Крючков С.Е. «Русский язык» 10-11 класс

Тип урока: урок-исследование. Интегрированный урок литературы и русского языка

Цели урока.

Обучающие: Подвести школьников к выводу, что богатство русского языка заключается в его разнообразной языковой системе, лексическом и словообразовательном потенциале, лексической, морфологической и синтаксической синонимии, в разнообразии изобразительно-выразительных средств. Закрепление навыков выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи.

Развивающие: развивать умение обобщать материал и применять полученные знания, развивать творческие способности, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся и умение строить и употреблять сложные предложения, развивать способность работать с текстом и находить в нем иллюстративный материал к теоретическим знаниям, умение анализировать и осмыслять собственную учебную деятельность; развивать интерес  старшеклассников к изучению литературы и навыки аддитивного понимания (расширение объяснительной способности посредством изучения различных текстов), формирование референциального базиса фоновых знаний  для локальной и глобальной когерентности дискурса старшеклассников. Пропедевтика вузовского обучения.

Воспитательные: воспитать уважение к великой стране и ее великому языку. Воспитать в учениках способность испытывать эмоциональный отклик на художественный текст, любовь к русской литературе, развивать познавательные способности – речь, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Задачи: выявить художественное своеобразие лирики Пастернака с точки зрения использования изобразительно-выразительных  средств как пути к имплицитному смыслу текста; прочитать и обсудить стихотворения Бориса Пастернака о зиме разных лет; опираясь на знания о изобразительно-выразительных средствах языка художественной литературы, проанализировать несколько  стихотворений и попытаться установить их имплицитные смыслы; использовать приобретённые знания и умения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задания 1, 26) и ЕГЭ по литературе.

Формы урока: фронтальная, групповая

Технология: технология развития критического мышления

Методы: словесный, элементы лекции, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельно-познавательной деятельности и анализа.

Оборудование и материалы: проектор, компьютер. мультимедийная презентация, раздаточный материал (тексты), экран, учебники.  

Использованные источники:

  1. А. Г. Маслова, А. С. Фалеева   «Мифопоэтика снега в лирике Бориса Пастернака» http://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/%D0%92%D0%93%D0%9E%202018/%D0%92%D0%93%D0%9E%204_2018/maslovafaleeva.pdf 
  2. Тажибаева Д.С. Баимбетова А.П. «Источники выявления и интерпретации имплицитных смыслов»  https://7universum.com/ru/philology/archive/item/10638 
  3. Е.В. Ермакова «Имплицитность и подтекст: термины и понятия, стоящие за ними  https://cyberleninka.ru/article/n/implitsitnost-i-podtekst-terminy-i-ponyatiya-stoyaschie-za-nimi/viewer
  4.  Стихи Б.Пастернкак цит. по https://www.culture.ru/literature/poems/author-boris-pasternak 
  5. Баевский В. С. Пастернак. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М. : Изд -во МГУ, 1997. 112 с.

ХОД УРОКА 

Задания, мотивирующие учащихся  и подводящие их к восприятию материала

СЛАЙД 2

  1. Вступительное слово

Цель сегодняшнего урока – постараться понять стихи одного из самых загадочных и самых значительных русских поэтов 20 века – Бориса Пастернака, осознать особенности его творчества. В этом нам поможет тема зимы в его творчестве.

Также нам нужно активировать то, что мы с вами знаем о теме зимы в культуре. (формирование необходимых для анализа стихотворений Пастернака фоновых знаний)

Запишите, пожалуйста, пять-семь ассоциаций к слову Зима.

Анализ частотных слов-символов.

Давайте теперь поговорим о теме зимы в литературе. В литературе погода никогда не бывает просто погодой. В нашей культуре символика зимы несет большую нагрузку. Миф о Персефоне. Зимой может случиться любое преображение. Неслучайно самый древний праздник европейской цивилизации приходится на зиму.

СЛАЙД 3 (стихотворение Пастернака «Зима приближается»)

Приход зимы пробуждает глубоко запрятанную древнюю память. Зима – сильный образ, она может убить и заставляет искать приют. Зима лучше других ассоциируется с тайной. Мифология и древнегреческие трагедии – пусть все дурное останется в прошлом году. Даже мощь христианства отчасти кроется в том, что главные праздники Рождество и Пасха, унаследовавшие многотысячелетнюю дохристианскую традицию, совпадают с древними сезонными датами. День зимнего равноденствия во всех мифологиях мира имеет общий смысл: да, это самый темный день в году, но, по крайней мере, солнце не уйдет от нас еще дальше, день перестал убывать.

СЛАЙД 4

М. Н. Эпштейн в книге «Природа, мир, тайник вселенной…» отметил, что «ни в одной другой поэзии мира образ зимы не явлен так многогранно, так многосмысленно», как в русской. И действительно, зима в русской культуре занимает особое место и часто рассматривается как концептуальный мифопоэтический образ, отражающий не только авторское мировосприятие, но и глубинные взаимоотношения человека и стихии в русских условиях «климатической драмы». Зима словно старше всех других времен года. Представьте себе затерянный в снегах дом. Избушку лесника? Усадьбу Лариных?

Татьяна, русская душою,

Сама не зная почему,

С ее холодною красою

Любила русскую зиму:

 На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздней

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Или

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

СЛАЙД 5

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Белый цвет все обновляет и преображает.

Да, у Пушкина зима прекрасна, вспомните, например, всем вам известное стихотворение «Зимнее утро», разве не являются первые его строчки едва ли не общепринятым мерилом зимней гармонии:

Мороз и солнце,

День чудесный!

В то же время зима хороша только тогда, когда у нас есть зимнее укрытие, дом, в котором мы можем переждать стужу. Но зима – это и бесконечный край ночи, это снежные пространства, стужа, смерть:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

 СЛАЙД 6

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

«Бесы»

Здесь метель – дьявольская сила, а снежинки – мгновения жизни, которые улетают с метелью. Метель – это страшно, нет ориентиров, вокруг неостановимое движение хаоса. В метели нет хронотопа, и человек с ужасом ощущает свою затерянность в пространстве.

В то же время зима может быть и убаюкивающей красавицей. Вот, например, у Блока:

СЛАЙД 7

В небе — звездные дороги,

Среброснежные чертоги.

Сны метели светлозмейной,

Песни вьюги легковейной,

Очи девы чародейной.

Но снежная зима - далеко не всегда добрая. У того же Блока в «Снежной маске», стихотворение «Снежный костер»:

И взвился костер высокий

Над распятым на кресте.

Равнодушны, снежнооки,

Ходят ночи в высоте.

Молодые ходят ночи,

Сестры — пряхи снежных зим,

И глядят, открывши очи,

Завивают белый дым.

Но в нашей литературе мы можем найти и более страшные строки:

СЛАЙД 8

– Снег, снег, снег! – твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. – Все засыпал! – шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном.  (И.А. Гончаров «Обломов»)

– о чем это? Здесь снег символ пустоты, отчаяния, уныния, раздумий от тщетности жизни. Сон, спячка как символ бессилия перед природой.

Но не надо думать, что наша русская зима – это какое-то инфернальное пространство климатической драмы. Зимой может свершиться любое чудо.

СЛАЙД 9

Для поэта, творчество которого мы сегодня изучаем, зима, например, – время нисхождения неба на землю.

Задания, способствующие осмыслению материала

Зима, снег занимают одно из ведущих мест в творчестве Бориса Пастернака, обретая статус мифопоэтического символа. В одном из ранних произведений Б. Л. Пастернак написал: «На свете нет тоски такой, которой снег бы не вылечивал…».

СЛАЙД 9

Послушаем стихотворение «Снег идет», положенное на музыку Сергеем Никитиным. https://youtu.be/W3Hq6U1hIWw 

Ваши впечатления? Что вам запомнилось? Перечитайте текст самостоятельно. Как мы можем интерпретировать этот текст?

В стихотворении «Снег идет» лирический герой воспринимает московский снегопад как волшебный полет в бездну пространства, это время, когда «сходит наземь небосвод», Именно облачение неба в «заплатанный салоп», мотивы дома и уюта в четвертой строфе: «крадучись, играя в прятки, сходит небо с чердака», передают удивление и вдохновленность поэта. Темой этого стихотворения не только созерцание зимнего пейзажа, но и вечное движение времени – «жизнь не ждет», время, неподвластное человеку, идет то так же быстро, как падают снежинки, то так же медленно, «с ленью». Снег идет теми же «стопами», что и время, но здесь и, кроме течения времени, возникает и другой подтекст.

– Какой? – В многозначном слове «стопа» происходит контаминация мотива шагов и поступи времени, измеряемого секундами и минутами, с мотивом стихотворного ритма (стопа – ритмическая единица стиха). Таким образом, снегопад становится иллюстрацией того, как создается поэзия.

Задания, способствующие закреплению материала

Теперь давайте посмотрим, какой еще бывает зима у Пастернака. Приступим к анализу стихотворений по группам.

Прочитайте выданные вам стихотворения про себя, проартикулируйте. Войдите в эстетическое и смысловое пространство стихотворения.

Самостоятельно проанализируйте текст, найдите импликаты и интерпретируйте их.

Выберите человека, кто будет читать стихотворение вслух. Выберите человека, который будет рассказывать о том, как ваша группа интерпретировала его. Укажите те средства художественной выразительности, которые помогли вам прийти именно к вашей интерпретации. Любой из вас может дополнить сообщение своим пониманием имплицитного смысла стихотворения. Делайте заметки, чтобы ничего не упустить.

Сообщения групп.

(три зимних месяца)

1 группа «Зазимки»  СЛАЙД 11

2 группа «Единственные дни» СЛАЙД 12

3 группа «Февраль. Достать чернил и плакать» СЛАЙД 13

Беседа по итогам анализа стихотворений Бориса Пастернака о зиме. Учащиеся фиксируют в тетрадях имплицитные смыслы стихотворений, которые им удалось выявить.

- Какие особенности  поэзии Пастернака удалось выявить с помощью анализа стихотворений?

Поток необычных тропов-импликатов, помогающих понять подтекст. Динамика образов, соединение внешнего и внутреннего. Учебник стр. 199, «Волны»:

Перегородок тонкоребрость

Пройду насквозь, пройду, как свет.

Пройду, как образ входит в образ

И как предмет сечет предмет.

Стр 200:

В родстве со всем, что есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь

В неслыханную простоту.

– Какое из стихотворений показалось самым сложным, а какое – самым простым?

– Почему тема зимы в мифопоэтике Пастернака так важна?

Зима для поэта – символ переходных моментов истории, цикличного времени, несущего постоянное обновление. Снег – это отражение чувств лирического героя и реальности, ведь снежная стихия может представать в различных формах: от колющих льдинок, подчеркивающих холод и враждебность, и разрушающего бурана, символизирующего стихию, не поддающуюся смирению, до мягких целительных хлопьев, создающих атмосферу уюта, любви, небесной защиты.  Зима как мифопоэтический образ, передает идею антропоморфности природы. (Старуха)

Заключительное слово учителя

- Ну, а после зимы всегда наступает весна.  Итак, на уроке мы пытались понять стихи одного из самых загадочных и самых значительных русских поэтов 20 века – Бориса Пастернака, осознать особенности его творчества, общечеловеческое значение поэзии; развивали умения и навыки анализа художественного текста. Пастернак – поэт мифологического мышления, в его художественном мире мифопоэтические образы, такие как Зима, отражают его понимание жизни, его философию.

  Рефлексия

– Вспомните слова Владимира Набокова о том, что детский способ чтения – это следить за сюжетом и ассоциировать себя с героем, но взрослый способ чтения – это ассоциировать себя с автором.  Удалось ли вам сегодня приблизиться к взрослому способу чтения? Почему?

– Как импликаты помогают нам понять автора?

– Применяли ли вы знания, полученные сегодня на предыдущем уроке о языке художественной литературы?

– Помог ли вам в интерпретации стихотворений Пастернака набор референсов –представлений о зиме в русской литературе, который был дан в начале урока?

Домашнее задание

СЛАЙД 14

Выучить наизусть любое стихотворение Бориса Пастернака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"

Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....

Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Анализ стихотворений "Никого не будет дома" и "Июль"....

Борис Пастернак

Данная презентация поможет в проведении урока по творчеству поэта в 11 классе...

Опорный конспект по теме "Особенности лирики Бориса Пастернака"

Опорный конспект по лирике Бориса Пастернака  позволяет сконцентрировать внимание на основных особенностях творческой манеры поэта. Также здесь представлено творческое задание для обучающихся на ...

Жизнь и творчество Бориса Пастернака

Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...

БОРИС ПАСТЕРНАК -ПУТЬ В ЖИЗНИ И В ЛИТЕРАТУРЕ

Сценарий литературно-музыкального спектакля...