Цветаевский музыкальный салон (сценарий)
проект по литературе

Кузнецова Марина Николаевна

Мероприятие было проведено в рамках Цветаевской недели в связи со 130-летием со дня рождения поэтессы. Романсы на стихи М.И. Цветаевой прозвучали в исполнении учащихся и учителей лицея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_tsvetaevskogo_muzykalnogo_salona.docx23.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«На скольких устах – мои песни…» Романсы на стихи М.И. Цветаевой

Здравствуйте, уважаемые гости, любители поэзии и музыки. В рамках юбилейной цветаевской недели мы проводим сегодня нашу музыкальную встречу. Думаю, что все собравшиеся в предвкушении: мы будем слушать романсы, написанные на стихи М.И. Цветаевой.

На небосклоне Серебряного века, густо усыпанном звездами, Марина Цветаева, поэт «вне школ и направлений», – одна из самых ярких. Цветаева и музыка – две родственные стихии. Причем родство их заложено было уже на генетическом уровне. Мать будущей поэтессы, М.А. Мейн, была талантливой пианисткой, ученицей Н. Рубинштейна, глубоко чувствовала музыку, прекрасно разбиралась в искусстве и литературе. Играла так виртуозно, что сам Рубинштейн однажды, восхищенный, поцеловал ее перчатку. А когда М.А. была уже тяжело больна, врачи запрещали ей играть, но она не могла оставить музыку. Итальянец-доктор, услышав ее игру, воскликнул: «Гениально… Гениально!!! Но если Вы будете так играть, то не только сгорите сами, но и весь наш пансион сожжете!»

Мать, несомненно, оказала колоссальное влияние на духовное формирование детей. Марина Цветаева обладала утонченным музыкальным вкусом, редкой способностью воспринимать мир в звуках. «Я только раковина, где еще не умолк океан», – напишет она в одном из стихотворений. Среди музыкальных предпочтений поэтессы – Бетховен, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Паганини, Сарасате, Сметана, Григ. Они – учителя, источник вдохновения. Из современников отдавала предпочтение Сергею Рахманинову, Александру Скрябину, Сергею Прокофьеву, Игорю Стравинскому, Дмитрию Шостаковичу, бывала на концертах, любила музыкальные спектакли. У нас есть возможность окунуться в эту звуковую стихию.

Фредерик Шопен. «Мазурка, op. 67 №2». Исполняет Минеева Полина, 9 М

Мать, Мария Александровна, у которой «музыка стекала с рук», мечтала вырастить из старшей дочери пианистку. Юная Цветаева много занималась дома, посещала известную в то время музыкальную школу в Мерзляковском переулке (ныне в этом здании расположено училище при Московской консерватории). Но о музыкальной карьере не мечтала. «Мать – залила нас музыкой… затопила как наводнение». Она «поила нас из вскрытой жилы Лирики». «После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом». И она им стала – величайшим поэтом с вечной музыкой в душе.

Соловьиное горло – всему взамен! –
Получила от певчего бога – я.
Соловьиное горло! – ...
Рокочи, соловьиная страсть моя!

Сколько в горле струн – все сорву до тла!
Соловьиное горло свое сберечь
На на тот на свет – соловьем пришла!
      1918

Молодость» (1921). Музыка Ксении Мошковой. Исполняет Мартыненко Арина, 9 М

Психологическая глубина и внутренняя музыкальность произведений Цветаевой привлекали внимание многих композиторов, профессиональных, известных, среди которых Дмитрий Шостакович, Микаэл Таривердиев, Андрей Петров, и менее известных, любителей, создавших и продолжающих создавать вокальные циклы, романсы и песни на ее стихи. Многие музыкально-поэтические произведения на стихи Цветаевой исполняются в концертах известными эстрадными мастерами, звучат в кино- и телефильмах («Ирония судьбы», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово», «Петербургские тайны», «Долгое прощание»).

«Генералам 12 года» (1913). Музыка Андрея Петрова (к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»). Исполняет Артамонова Ксения, 10 Р

«Бессонница» (1916). Музыка Дмитрия Бикчентаева. Исполняет Шадрин Никита, 9К

Песня поется, как милый любится:
Радостно! – Всею грудью!
Что из того, что она забудется —
Богу пою, не людям!

Песня поется, как сердце бьется —
Жив, так поёшь…     1918

Самое большое количество романсов написано на основе любовной лирики поэтессы, в которой она сумела рассказать о том, как просто женское счастье и как сложно женское горе. Ее героиня предельно искренняя, мечтательная и целомудренная, сентиментальная и мудрая, страстная, дерзкая, гордая, сгорающая в огне чувств. Главное для нее – любовь и свобода. Поэтесса бросает вызов косности и ханжеству. А ее тексты и романсы на них стали панацеей для многих чутких сердец, разбитых о чье-то безразличие.

«Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915). Музыка Микаэла Таривердиева (т/ф «Ирония судьбы…»). Исполняет Подлеснова Наталия Геннадиевна

«Под лаской плюшевого пледа…» (1914). Музыка Андрея Петрова (к/ф «Жестокий романс»). Исполняют Голтаева Анна, Ищенко Елена, 10 К

«Хочу у зеркала, где муть…» (1915). Музыка Микаэла Таривердиева (т/ф «Ирония судьбы»). Исполняют Новикова Полина, Мешкова Елизавета, 10 К

Поступь лёгкая моя,
– Чистой совести примета –
Поступь лёгкая моя,
Песня звонкая моя –

Бог меня одну поставил
Посреди большого света.
– Ты не женщина, а птица,
         Посему – летай и пой.
     1918

«Дон Жуан» (1917). Музыка Владимира Узланера. Исполняет Котюкова Наталья Алексеевна

«Я зову дождь» (1915). Музыка Александра Иванова. Исполняет Дерюгин Дмитрий Николаевич

«Мне тебя уже не надо…» (1918). Музыка Микаэла Таривердиева (к/ф «Долгое прощание»). Исполняет Коробкина Алена Ивановна

Говорят, что август пахнет осенью. Не знаю. Может быть…
Но я люблю этот последний привет лета. Это мой месяц.
И яблоки созрели, и подсолнухи еще стоят в полях, и мед подоспел, и георгины вовсю цветут…
И еще теплые лучи солнца ласково и легко обнимают разноцветные астры,
и звездные ливни озаряют темный небосвод, и с бахчи везут арбузы.

И в храмах звонят колокола, чествуя Спас и Успение Богородицы.
И пусть неминуемо приближается осень, но Август — это все же еще лето…

Марина Цветаева

Август» (1917). Музыка Елены Фроловой. Исполняет Подосинникова Нина Павловна

Потерянно, совсем без цели,
Я темным переулком шла.
И, кажется, уже не пели –
Колокола. 1914

Мотив вечности пути, бесконечности дорог всегда волновал поэтессу. «Я жажду сразу – всех дорог!» – напишет она в раннем стихотворении 1909 года. Эти дороги вели ее «со всхолмья да на всхолмье, с глыбы да на утес» любимого Коктебеля, она поднималась в своей известной фантазии «по белой дороге, пыльной, звенящей, крутой», вместе с Пушкиным. Реальные жизненные дороги провели ее по улицам Берлина, Праги, Парижа и все же развернули на Родину.

«Всюду бегут дороги…» (1916). Музыка Андрея Петрова (т/с «Петербургские тайны»). Исполняет Ловырев Антон, 11 К

Август был для поэтессы временем особого вдохновения и свободы. Трагический излом судьбы: именно в последний августовский день 1941 года она примет решение покончить жизнь самоубийством из-за ощущения своей ненужности, вычеркнутости из жизни, из-за того, что не в силах была вынести встречи с промозглой осенью, которую всегда считала символом старости и никчемности.

– Прощай! – Как плещет через край
Сей звук: прощай!
Как, всполохнувшись, губы сушит!
– Весь свод небесный потрясен!
Прощай! – в едином слове сем
Я – всю – выплескиваю душу!     1920

«Реквием» (1913). Музыка Марка Минкова. Исполняет Мариам Мерабова

Наградил меня Господь

Сердцем светлым и железным,

Даром певчим, даром слезным.   1918

       

На скольких руках – мои кольца,

                       На скольких устах – мои песни,

                       На скольких очах – мои слезы…

                       По всем площадям – моя юность!    1919 – 1920

             

Верьте Музыке: проведет

                              Сквозь гранит,

                              Ибо Музыки – динамит – младше…     1925

«С требованьем веры и с просьбой о любви» обращается поэтесса к читателям. Помним и любим. Удивительную, неповторимую. За щедрый талант, за серебряные дребезги души, за звучащую в стихах музыку, за громкое биение сердца в каждой строчке, за горящую рябину…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный салон "Серенада". "Весь мир-театр

Литературно-музыкальный салон"Серенада". "Весь мир-театр"- постановка для учащихся 9 классов. Фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме....

Литературно-музыкальный салон "Серенада". "Весь мир-театр

Литературно-музыкальный салон"Серенада". "Весь мир-театр"- постановка для учащихся 9 классов. Фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме....

Литературно-музыкальный салон "Серенада". "Весь мир-театр

Литературно-музыкальный салон"Серенада". "Весь мир-театр"- постановка для учащихся 9 классов. Фотографии можно посмотреть в моем фотоальбоме....

Литературно-музыкальный салон

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 класса и их родителей. Разработан и проведен цикл салонов. Они должны стать традицией, иначе теряют всякий смысл....

Литературно-музыкальный салон"Великие личности Германии"

Сценарий литературно-музыкальной композиции по теме"Великие личности Германии".Данное мероприятие знакомит учащихся с немецкой поэзией,музыкальными произведениями великих немецких композиторов,развива...

Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок

Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...

Сценарий музыкального салона: "Чайковский. Времена года" (беседы у рояля)

Концерт был проведён в отделении дополнительного образования. Исполнители: концертмейстеры Рыжникова И.Ю., Баева Е.А.Во время концерта был использован видеоряд Бариновой И....