Литература. 5 класс. "Лики добра и личины зла в сказке Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Аюпова Алия Якуповна

Материал представляет собой обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Урок представлен в виде таблицы вопросов учителя и предполагаемых ответов учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лики добра и личины зла в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

Цель: воспитание внимательного, чуткого отношения к миру, формирование активного добра.

Задачи: совершенствование навыка медленного вдумчивого чтения, умения работать с текстом, отвечать на проблемные вопросы, строить монологическое высказывание.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. 1 мин.

Сегодня мы попытаемся провести серьезный разговор по сказке Андерсена. Вообще, можно серьезно относиться к сказкам, ведь это вымысел, рассчитанный на малышей, занимательная история о волшебных приключениях, да и только. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Дети, давая ответы, могут вспомнить пословицу «сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», сослаться на свой опыт изучения сказок Жуковского, Пушкина, Погорельского и т.д.

Приходим к выводу, что очень даже стоит поискать глубокий смысл в сказках, особенно авторских. Для этого нужно хорошо знать текст, пояснять детали, пересказывать фрагменты и хорошо ориентироваться в тексте, чтобы быстро находить нужную цитату.

  1. Работа с текстом сказки. 34 мин.

Вопросы учителя

Примерные ответы детей, цитаты из текста

Для начала  скажите мне: о чем сказка «Снежная королева»?

А можно ли сказать, что это сказка о добре и зле? А Боге и дьяволе? Есть ли в тексте упоминания о Боге и дьяволе.

Почему троль сопоставим дьяволом?

 

Какое зло сотворил троль?

Зачем троль смастерил кривое зеркало?

Почему зеркало разбилось?

Почему разбитое  зеркало принесло намного больше вреда , чем целое?

(Предполагаемые ответы детей: о Снежной королеве, о Кае и Герде, о дружбе, верности и т.д.)

Дети цитируют из истории 1.

Так вот, жил-был тролль, злой-презлой — это был сам дьявол.

Он творит зло.

Как-то раз у него было прекрасное настроение: он смастерил зеркало, обладавшее удивительным свойством. Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее. Чудесные пейзажи казались в этом зеркале вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами; чудилось, будто они стоят вверх ногами, без животов, а лица их так искажались, что их нельзя было узнать.

Если у кого-нибудь на лице была одна-единственная веснушка, этот человек мог быть уверен, что в зеркале она расплывется во весь нос или рот. Дьявола все это ужасно забавляло. Когда человеку в голову приходила добрая благочестивая мысль, зеркало тотчас строило рожу, а тролль хохотал, радуясь своей забавной выдумке. Все ученики тролля — а у него была своя школа — рассказывали, что свершилось чудо.

Троль смастерил зеркало, чтобы посмеяться над людьми.

Тролю и его ученикам захотелось посмеяться еще и над Богом.

Чтобы увидеть искаженный, перевернутый мир, нужно было заглянуть в зеркало. Кривду видел только тот, кто смотрел в зеркало, можно было отойти от зеркала и вновь увидеть настоящий мир, а после того как маленькие осколки зеркала попадали в глаз и в сердце, зло становилось постоянным.

Как представлен в сказке Бог?

Кто олицетворяет Бога в сказке?

Что является символом Бога в сказке?

Бог в псалме, который поет Герда, в любви и дружбе детей.

Это, конечно, Герда с её бескорыстной, самоотверженной любовью к Каю.

Это розы в маленьком садике между крышами домов.

Как выглядят троли? Какова природа зла тролей, дьявола? Зачем они творят зло?

Троли -  безобразные злые существа, которые творят зло. Они создают зло чаще всего беспричинно. Это смысл их существования.

Делаем вывод: зло, создаваемое дьяволом беспричинно и очевидно, оно не имеет конкретного адресата, оно для всех.

Какой еще персонаж сказки олицетворяет зло?

Как вы думаете, зло Снежной королевы имеет такую же природу, как зло дьявола? Какое зло творит она? Почему она выбрала Кая? Как действует Снежная Королева? Чем внешне она отличается от троля? Найдите описание Снежной королевы.

Почему же тогда Кай отшатнулся от окна, испугавшись?

Когда Снежная королева появилась в следующий раз?

Приведите примеры из текста,  как изменился Кай.

Зло творит Снежная Королева.

Она выбрала Кая, потому что услышала, что он обещал посадить её на печку, чтобы она растаяла.

Сначала она показалась Каю в замерзшем окне.

Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Она склонилась к окну, кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со скамеечки, а мимо окна промелькнуло что-то, похожее на огромную птицу.

В отличие от безобразного троля, Королева прекрасная и величественная.

В глазах её не было ни тепла, ни покоя.

Снежная королева появилась только после того, как осколки дьявольского зеркала попали Каю в глаза и  сердце. Только через год.

Что ты хнычешь? — спросил Кай. — Какая ты сейчас некрасивая! Ведь мне совсем не больно!… Фу! — закричал он вдруг. — Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!

И вдруг он толкнул ногой ящик и сорвал обе розы.

— Кай! Что ты делаешь? — закричала девочка.

Увидев, как она испугалась, Кай сломал еще одну ветку и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

Приносила ли ему после того девочка книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для младенцев; всякий раз, когда бабушка что-нибудь рассказывала, он перебивал ее и придирался к словам; а иногда на него такое находило, что он передразнивал ее походку, надевал очки и подражал ее голосу. Получалось очень похоже, и люди покатывались со смеху. Вскоре мальчик научился передразнивать всех соседей. Он так ловко выставлял на показ все их странности и недостатки, что люди только диву давались:

— Что за голова у этого мальчугана!

А причиной всему был осколок зеркала, что попал ему в глаз, а потом и в сердце. Потому-то он передразнивал даже маленькую Герду, которая любила его всей душой.

Почему Кай не видел теперь красоты роз, но снежинки казались ему совершенными?

Посмотри, как искусно сделано! — сказал Кай. — Это куда интереснее, чем настоящие цветы. И какая точность! Ни одной кривой линии. Ах, если бы только они не таяли!

Живая красота казалась теперь Каю уродством, снежинки были холодные, неживые, искусственные.

Как Снежная королева привлекла к себе Кая?

Кай похвастался знаниями математики. Почему Королева не стала его хвалить, а только улыбалась?

Большие белые сани, сидевший в них человек дружески кивнул мальчику, ледяной поцелуй.

Кай взглянул на нее, она была так хороша! Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица. Теперь она не казалась ему ледяной, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В его глазах она была совершенством. Кай уже не чувствовал страха и рассказал ей, что умеет считать в уме и даже знает дроби, а еще знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей… А Снежная королева только улыбалась. И Каю показалось, что он, и в самом деле, знает так мало, и он устремил взор в бесконечное воздушное пространство. Снежная королева подхватила мальчика и взвилась с ним на черную тучу.

Мальчику его знания после этого показались несерьезными, ему захотелось больше математических знаний, а Королева показалась ему не только красивой, но и умной.

О чем в первую очередь подумал Кай после леденящего поцелуя?

А о ком должен был подумать?

Мои санки! Не забудь про мои санки! — спохватился мальчик.

Он подумал о санках, о вещи.  О близки людях - Герде, бабушке – он и не вспомнил.

Вернемся к вопросу: отличается ли зло Снежной королевы от зла троля?

Зло Королевы внешне привлекательное, незаметное, растянутое во времени, она постепенно завлекала в свои злые сети мальчика. Это хитрое, заранее продуманное зло.

Кого из персонажей можно тоже считать злым?

Раз он не была злой колдуньей, может быть, она добрая? Как поступила Старушка с Гердой?

 Почему старушка так поступила? Можно ли её поступок назвать добрым? Ведь она ничего плохого с девочкой не сделала.

Можно считать злой Старушку, умевшую колдовать, хотя в тексте написано, что она не была злой колдуньей, но колдовала только изредка, для собственного удовольствия.

Старушка заколдовала Герду, чтобы она обо всем забыла и осталась.

Ей было одиноко и скучно. Она осталась равнодушной к истории девочки и оставила её, не спросив, для себя.

Как можно охарактеризовать такое зло?

Это зло эгоистичное, проистекающее от равнодушия, маскирующееся под добро.

Есть ли еще персонажи, творящие зло?

Разбойники по своей сути должны быть злыми. Они грабят и убивают. Маленькая разбойница присвоила себе Герду в качестве игрушки, отобрала у неё красивую теплую одежду. Она держит а неволе диких зверей, развлекается тем, что пугает их. Она кусает свою мать.

Почему же тогда Маленькая разбойница помогла Герде бежать и отпустила Северного оленя в Лапландию?

Её тронула история Герды и она решила помочь девочке.

Так добрая она или злая?

Скорее добрая. Она умеет сочувствовать и жалеть. Добрый поступок совершает бескорыстно. Злые поступки объясняются тем. Что среди разбойников ей некому было объяснять, что такое добро.

Как можно охарактеризовать зло маленькой разбойницы?

Это зло по незнанию, оно связано с отсутствием воспитания.

Рассмотрев всех персонажей сказки, мы приходим к выводу, что зло многообразно и что его можно в некоторых случаях даже оправдать. Что же тогда является мерилом доброго и злого? Наверное, ответ кроется в причине поступка – в том, для кого и для чего совершается поступок.

Обратимся к добрым персонажам сказки. По какой причине они совершают добрые поступки?

И Маленькая разбойница, и  Ворон с Вороной, и принцесса с принцем, и лапландка, и финка, и Северный олень – все они помогают Герде бескорыстно, потому что прониклись её историей, потому что искренне желают ей и Каю добра.

К какому выводу можно прийти, сравнив разные лики зла, которые показал нам мудрый сказочник Андерсен? Почему творятся злые дела? От чего происходит добро?

Несмотря на то, что зло бывает разным: очевидным, хитрым, маскирующимся под добро или злом от незнания, в основе его лежит равнодушие и эгоизм, а добро бескорыстно, проистекает от сочувствия и любви.

  1. Рефлексия. 4 мин.

Понравилось ли вам такое прочтение известной сказки? Какое открытие сделали для себя? Какой из персонажей самый интересный, на ваш взгляд? Почему?

  1. Дом. зад. на выбор 1 мин.
  1. подготовить пересказ близкий к тексту понравившегося фрагмента текста (примерно полстранички);
  2. письменно ответить на вопрос «Возможно ли злого человека перевоспитать, сделать добрым?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Великая сила любви в сказке Снежная королева Г.Андерсена"

Это презентация поможет в проведении урока литературы по творчеству Г.Андерсена...

Урок по литературе в 5 классе по сказке "Снежная королева" Х.К.Андерсена

Цель урока: научиться воспитывать в себе чувства дружбы и стойкости анализируя эпизоды произведения....

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».

Конспект урока  литературы в 5 классе на тему: «Два мира сказки "Снежная королева"».Дата: 23 ноября 2017Тип урока: комбинированныйЦель урока: учить анализировать текст худож...

Дополнительные материалы к уроку литературы по сказке "Снежная королева"

Дополнительные материалы к уроку литературы по сказке "Снежная королева"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по творчеству Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева. Сказка о великой любви и настоящей красоте». Учитель русского языка и литературы

Цели урока: познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; развивать у учащихся...