ОТКРЫТЫЙ УРОК по творчеству Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева. Сказка о великой любви и настоящей красоте». Учитель русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ольга Ивановна Син Хой

Цели урока:

познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; развивать у учащихся  умения анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК по творчеству Х.К. Андерсена. Сказка «Снежная королева. Сказка о великой любви и настоящей красоте». Учитель русского языка и литературы Син Хой О.И. 5 класс.

Цели урока:

познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; развивать у учащихся  умения анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.

Оборудование: 

выставка книг Х.К.Андерсена, рисунки учащихся, отрывки из фильма «Снежная королева», аудиозапись «Вальса цветов» П.И.Чайковского, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

Негромко звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

  •  1. Организационный момент

 УЧИТЕЛЬ:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы впервые в этом учебном году обращаемся к творчеству великого сказочника Х. К. Андерсена, автора чрезвычайно многогранного и талантливого. Во всем мире дети и взрослые читают его волшебные, изумительные сказки, сказки вроде бы детские, но написаны они о серьезных вещах,  жизненных понятиях – о добре и зле, о милосердии, о справедливости,  о взаимопомощи,  об истинной дружбе,  о том, как правильно поступить в той или иной сложной ситуации. Без этих основополагающих жизненных категорий  человеку трудно ориентироваться в нашем сложном мире.    Это сказки для взрослых и детей, но прежде всего для детей – ведь молодой душе трудно  порой различить в жизни правду и ложь. И помогают пойти юному человеку по правильному пути в  жизни именно сказки Андерсена, этого поистине великого сказочника-философа.  

   Сегодня, когда в окружающем мире много жестокости и зла, сказки великого Андерсена, учащие молодое поколение добру, милосердию, взаимопомощи, любви к ближнему своему актуальны как никогда.

Давайте окунемся в атмосферу творчества Андерсена, вспомним его самые известные произведения, посмотрим видео о произведениях известного сказочника.

ВИДЕО № 1 «Буктрейлер к детским книгам Андерсена». 2,5 минуты.

 Тема нашего урока  сегодня – всемирно известная сказка Андерсена « Снежная королева», сказка о великой любви и настоящей красоте. Мы попытаемся понять на уроке,  что есть истинная красота в жизни, какова сила настоящей, бескорыстной любви, что такое настоящая дружба и взаимовыручка. И все это мы с вами попытаемся понять на примере этой замечательной сказки.

Чтобы погрузиться в мир сказки «Снежная королева», давайте рассмотрим основные моменты биографии писателя, это поможет нам понять его волшебный мир сказок.

  • 2.  Биография Андерсена

1. Андерсен был не только замечательным сказочником, но и не менее талантливым поэтом – философом, размышлявшим о  вере, красоте, человеческом счастье, по отношению к его творчеству употребляется термин  среди литературоведов- «небесная поэзия» - поэзия философии жизни и бытия.

Сегодня ребята подготовили несколько стихотворений великого сказочника в переводе замечательных русских поэтов.

1. Выступление Айты Абрамовой  со стихотворением «Дания – моя Родина»( 1849 год). Перевод Л.Коринфского.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя...

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна!..

  

Царицей севера, достойною венца,

Была ты — гордая своею долей скромной;

Но все же и теперь на целый мир огромный

Звенит родная песнь, и слышен звук резца!..

Люблю я вас, зеленые поля!

Вас пашет плуг, места победных браней!..

Бог воскресит всю быль воспоминаний,

Всю быль твою, родимая земля!..

 

Страна, где вырос я, где чувствую родным

И каждый холм, и каждый нивы колос,

Где в шуме волн мне внятен милый голос,

Где веет жизнь пленительным былым...

Вы, берегов скалистые края,

Где слышны взмахи крыльев лебединых,

Вы, острова, очаг былин старинных, —

О, Дания! О, родина моя!...

2.ПОКАЗ СЛАЙДОВ БИОГРАФИЯ АНДЕРСЕНА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания -  маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

(слайд  карта)

Сказки Андерсена знакомы вам с детства.

(слайд )

Назовите сказочных героев, созданных великим писателем.

Из каких они сказок?

Кто из героев сказок вам понравился больше? Чем?

Что вы знаете о жизни Андерсена?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ по СЛАЙДАМ БИОГРАФИИ АВТОРА.

 (слайд )

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен  родился в1805 году в городе Оденсе  в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных».

                Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

               Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ханс Кристиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. Семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии.

                          Шесть лет спустя Ханс Кристиан Андерсен поступил в  университет. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям.

(слайд )

Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

(слайд  Могила)

Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Х.К.Андерсену

А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя.

В конце презентации небольшая викторина на знание сказок Андерсена.

Ученики делают записи в тетрадях по литературе  по основным моментам биографии автора.

3. Учитель. А теперь, чтобы закрепить материал, давайте посмотрим видео о жизни и творчестве великого сказочника. ВИДЕО № 2 ГАНС АНДЕРСЕН. БИОГРАФИЯ. 5 минут.

3. Работа над сказкой «Снежная королева». 

1. Учитель. Ханс Кристиан Андерсен писал: «Моя жизнь – это прекрасная сказка».

А давайте с вами вспомним, что такое сказка?

Ответы.

Ребята, мы с вами сказали, что сказка – это произведение устного народного творчества. Давайте подумаем, можем ли мы сказку «Снежная королева» назвать произведением устного народного творчества. Почему нет?

Правильно, ребята, у сказки есть автор, поэтому сказка является литературной.
- Какие сказки называют литературными?

- Какие литературные сказки вы можете назвать?

 Учитель: Сказка – это уникальная кладезь мудрости, через волшебство мы учимся жизни, мы постигаем законы мироздания, человеческого общежития. «Сказка ложь – да в ней намек!»

2. Сейчас Арина Зайцева прочтет нам небольшое стихотворение о сказке Сергея Михалкова «Для чего нужны нам сказки?».

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

 

С.Михалков

 СЛОВО УЧИТЕЛЯ :

Г.Х.Андерсен оставил нам богатое литературное наследие: два десятка пьес, пять романов, множество очерков и стихотворений. И всё-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен, – это сказки.

– Сколько его сказок вы знаете? (Ответы).

Ученики:

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, студентов, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

Все истории очень разные, иногда очень грустные, иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными, напевными и с лукавинкой.


- Вам понравилась сказка «Снежная королева»?

3. Давайте окунемся в атмосферу этой сказки и послушаем замечательную песнюиз фильма «Снежная королева!» ВИДЕО  № 3

«Однажды в старой Дании» 2  минуты.

4. Давайте вспомним сюжет сказки и посмотрим  ВИДЕО № 4 Снежная королева  по сюжету. Верно определим сюжет сказки.

По ходу видео отвечают на вопросы.

 Схема маршрута Герды: - составьте в тетрадях.

Дом - река - старушка-колдунья - королевство принцессы - логово разбойников - лапландка - финка - чертоги снежной королевы.

Начало сказки.

 5. О чем сказка? Что сделал злой тролль и его ученики? В начале сказки кроется ее большой смысл.   Андерсен – христианский автор, его волновали вопросы дьявола и бога, возрождения человека, его приход к истине, а к истине можно прийти только через добро, через красоту души и добрых де, через помощь другому человеку. «Возлюби ближнего своего, как самого себя….»

Что случилось в мире?  Злой тролль и его ученики разбили зеркало, зеркало – как символ зла, злых сил. Злые силы овладели людьми, дьявол овладел душами, молитвы часто употребляются в произведении,  «Отче наш» читает Герда, например, как очищение от скверны.

6. ЧТЕНИЕ отрывка. Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках. Читает отрывок  Котова Валерия в образе сказочника.

7. Как жили Кай и Герда до того, как Каю в глаз попал осколок зеркала?

Что они выращивали? РОЗЫ – символ любви, красоты и счастья у Андерсена.

8. Сейчас Соня Банникова прочтет нам стихотворение Андерсена «Роза» - о силе любви и красоты человеческой. О истинной красоте – а это красота в душе человека.

РОЗА

 

Ты улыбнулась мне улыбкой светлой рая...

Мой сад блестит в росистых жемчугах.

И на тебе, жемчужиной сверкая,

Одна слеза дрожит на лепестках.

 

То плакал эльф о том, что вянут розы,

Что краток миг цветущей красоты...

Но ты цветешь, — и тихо зреют грезы

В твоей душе... О чем мечтаешь ты?..

 

Ты вся — любовь, пусть люди ненавидят!

Как сердце гения, ты вся — одна краса,

А там, где смертные лишь бренный воздух видят,

Там гений видит небеса!..

 В переводе П. Гнедича

8. 1 Постановка СЛАЙДОВ «Веришь – не веришь – игра по сказке» Снежная королева». ОТВЕТЫ на ВОПРОСЫ. (Беседа с классом).

БЕСЕДА по СКАЗКЕ:

9. Случилось так, что злой тролль решил нас запутать и неправильно передал события сказки. Нам нужно исправить ошибки.

В одном небольшом городке жили мальчик и девочка, Кай и Герда. Они часто сидели на балкончике, где росли прекрасные тюльпаны. Но однажды Кая, который катался на коньках, украла Снежная королева.

Герда очень любила Кая и решила его найти. В этом девочке помогли учёные галки, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и рукавички, маленькая разбойница и олень. Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок снега. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика.

Ребята, злой тролль продолжает нас путать. На этот раз он перепутал  страницы сказки, нарушил её содержание.

10. Расположите события из сказки в правильной последовательности.

Событие 1

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю...»

Событие 2

«За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти»

Событие 3

«... но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги»

Событие 4

«Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки ее плыли за лодкой...»

Событие 5

« - Что ты хнычешь? - спросил он Герду. - У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! - закричал он вдруг. - Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событие 6

«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки...»

Событие 7

«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил

(слайд 16)

3, 2, 5, 7, 4, 1, 6.

Задание 11. Ответьте, ребята на вопросы по тексту, так мы проверим его знание.

1) Какую вещь надела Герда, которую Кай, по её словам, ещё не видел? (башмачки...стр.203)

2) Что "самое драгоценное" решила Герда отдать реке и зачем? (бросила башмачки в воду в надежде, что река вернёт ей Кая)

3) Что колдунья спрятала от Герды и зачем? (она умертвила розы, чтобы Герда забыла о своей цели и осталась жить с ней)

4) Почему ворон решил познакомиться с девочкой? (желал ей добра, увидев, что она одна бредёт по белу свету...стр.208)

5) Почему вороны и принцесса с принцем решили помочь Герде? ("...она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца"...213)

6) Умела ли сочувствовать чужому горю маленькая разбойница? Ответ свой обоснуйте. (Она наказала оленю беречь девочку...стр.218)

7) Почему Герда вызвала сочувствие у лапландки? Докажите. («Ах, вы, бедняги!...»стр.219)

8) С какой просьбой обратился олень к финке? (Дать Герде силы...стр.220)

9) Почему Герда заплакала и как помогли ей слёзы? Докажите. («...он сидел неподвижный и холодный...» стр.223)

10) На обратной дороге Кай и Герда встретили маленькую разбойницу, вспомните, что она сказала, глядя на Кая? («...хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой на край света бегали?..». стр.224)

- Как вы понимаете эту фразу? (такой ли Кай бескорыстный, добрый, верный, с чистым сердцем, как Герда? обладает ли он главными качествами, которые должны связывать друзей? достоин ли он дружбы этой сильной духом девочки?)

- Именно в последнем вопросе крылся главный ответ о качествах характера Герды, который прослеживался на протяжении всего маршрута.

 - Как вам кажется, сумели ли вы понять содержание произведения? Если "да", то вы сможете уточнить тему нашего урока и определить цель урока, которая будет является выводом в понимании вами основного содержания текста. (Герда - образец стойкости, твёрдой воли и нежного сердца)

ВЫВОДЫ СКАЗКИ:

Учитель.

 Что вы поняли из сказки?  Что есть истинная дружба и красота? Это красота  не внешняя, а красота души человека,  его милосердие, доброта,  желание прийти друг к другу на помощь. Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.

Кого вы считаете истинным другом?

Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?

Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?

Ребята, давайте вспомним, какие преграды пришлось преодолеть Герде и составим своеобразную карту путешествия Герды.

Учитель.

Различные герои встретились Герде. Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей помогал девочке, а кто враждовал с ней.

Работа с таблицей.

 Персонажи

которые помогли Герде

 которые враждуют с Гердой

 

Давайте вспомним, какие художественные средства использует автор для создания образа героя?

К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, включающие эпитеты и сравнения.   

Что такое эпитеты и сравнения?

Эпитет – это образное определение.

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп.

Тролль

"... в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами"

Снежная королева

"Злой-презлой, сущий дьявол"

Кай

"... держался он вообще непринужденно и мило"

Герда

"Умница, каких свет не видывал"

Старушка, которая умела колдовать

"Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой"

Принцесса

"Ах, как ныли ее бедные усталые ножки!"

Принц

"Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные"

Маленькая разбойница

"...необычайно прекрасная, была вся изо льда, из      ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!"

_____________________________________________________________

Учитель.   Представьте себе, что чувствовала Герда, оказавшись в логове разбойников.

Сценка Встреча Герды с разбойницей.

    - Какие происходят перемены с маленькой разбойницей во время встречи с Гердой?  

Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей.

Финка говорит, что Герде «служат люди и животные».

Прочтем этот эпизод (стр. 208 последний абзац).

- Как вы думаете, почему?

- Какая сила жила в сердце Герды?

Ученики:

Герда — надежная и верная подруга. Она даже не подозревает об ужасных волшебных осколках, попавших в глаз и в сердце ее названого брата Кая, и тем не менее, когда он превращается из веселого, доброго и заботливого мальчика в жестокого, злого и насмешливого, Герда не отворачивается от него. А когда Кая в своих белоснежных санях увозит Снежная королева, девочка, ни минуты не раздумывая, отправляется на его поиски.

Ученики:

Во время своих долгих странствий Герда проявляет себя только с лучшей стороны. Она милая, приветливая, добрая и это привлекает к ней не только различных людей, но и животных, и птиц. Она храбрая, терпеливая, настойчивая, и это помогает ей не унывать от неудач и не терять веру в то, что она найдет Кая. Она верная, любящая, надежная, и это помогает ей справиться с чарами самой Снежной королевы и растопить лед в сердце мальчика. Если бы Герда была настоящей, а не сказочной девочкой, у нее было бы полным-полно друзей. Я в этом ни капельки не сомневаюсь.

  1. ПЕРЕСКАЗ финальной сцены «Герда во дворце снежной королевы».
Учитель. ВЫВОДЫ УРОКА:

Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.    

Просмотр   ВИДЕО № 5. Буктрейлера  по сказке «Снежная королева», с музыкой и замечательной песней о добре, вере и человеческом мужестве.

 Константин Паустовский сказал: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом!»

А чему вас научил Андерсен?

Помните пожелания великого сказочника:

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!

Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»

  • Итоги урока
  • Домашнее задание. 
  • 1. Пересказ биографии Андерсена.
  • 2. Прочитать сказку Андерсена (по выбору);
  • 3.написать сочинение-миниатюру «Чему меня научил Андерсен?». ( Можно в устной форме).

А самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. 

    Во многих городах поставлены памятники героям сказок Андерсена. В Петербурге даже создан специальный комплекс – уникальный Андерсенград, который действует уже более 30-ти лет. В нем ребята и их родители могу вживую соприкоснуться с героями сказок Агдерсена и других авторов.Это дань память  великому философу – сказочнику – Х. К. Андерсену.

 ВИДЕО № 6 – Уникальный Андерсенград.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения по теме"Г.Х.Андерсен "Снежная королева" в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Кировской области

Обобщающий урок в 6 классе VIII вида по теме: Г.Х.Андерсен "Снежная королева".  Данный урок был зачётным в школьном конкурсе "Учитель года - 2013"...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС

Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...

Открытый урок «Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Время и судьба в жизни героев». Евдокимов О.В., учитель русского языка и литературы Лицея № 387 им. Н.В. Белоусова, С-Пб.

В своей методической разработке «Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи"» автор обращается к одному из самых известных рассказов гениального русского писа...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказка Х.К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

Основные ценности XXI в. — интеллект, креативность, социальные умения, развивающиеся на протяжении всей жизни человека.  Это значит, что учебная ситуация строится определенным, на сегодняшн...