Анализ литературного чтения
презентация к уроку по литературе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературоведческие основы анализа художественного произведения в начальной школе Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность. В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора. Художник рассказывает о жизни, используя образную форму. Все эти особенности художественного произведения находят отражение в методике работы.
В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме. При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения. При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения. В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.
Задачи этапа анализа - установить причинно-следственные связи в развитии сюжета; - выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт; - раскрыть композицию произведения; - проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.
Анализ художественного произведения - это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения.
Основные принципы анализа художественного произведения Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает. Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие. Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения.
Основные принципы анализа художественного произведения Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного прочитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы, требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей. То есть анализ способствует решению основной задачи школы – развитие личности ребенка.
Аналитическая беседа – это объективная характеристика содержания и формы литературного произведения, способствующая глубокому пониманию смысла прочитанного. В ходе беседы идет разбор компонентов текста при целостном анализе (сюжет, композиция, система образов, языковые средства и т.д.)
Анализ организуется по трем уровням: фактическому (событийному) идейному (подтекст) уровню собственного отношения к прочитанному (интерпретация).
Приемы анализа . Постановка учителем вопросов к прочитанному тексту. Вопросы должны быть целенаправленными и должны ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя. Типы вопросов: - на выявление фактического содержания произведения (события, герои, предметный план); - на выявление причинно-следственных связей; - вопросы, ведущие к оценкам, обобщениям; - вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся; - вопросы, привлекающие внимание детей к особенностям художественного произведения.
Приемы анализа Постановка детьми вопросов к прочитанному тексту 3. Прием выборочного чтения Это чтение части текста в соответствии с заданием. Задание может быть направлено на выяснение фактического содержания, на установление причинно-следственных связей, на раскрытие художественных особенностей.
Прием стилистического (языкового) анализа текста Стилистический анализ – это, прежде всего, анализ использования автором языковых средств. Писатель ищет слово, которое точно выражает его мысль. Для этого он использует обычные, повседневные слова, но поставленные в определенные сочетания с другими словами, они приобретают особую эмоциональную окраску, создают образ.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»
В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".
В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....
Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса
Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...
Конспект урока по литературному чтению " Анализ отрывка из стихотворения И.Бунина " ЛИСТОПАД" "
1. Анализ стихотворения содержит биографические сведения о поэте. 2. Разбор содержания, формы и средства выразительности стихотворения....