Анализ литературного чтения
презентация к уроку по литературе

Перфильева Ксения Сергеевна

презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka_literaturnogo_chteniya.pptx74.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Анализ урока литературного чтения» Выполнила: студентка 3 курса Нос 18-1 Перфильева К.С.

Слайд 2

Литературоведческие основы анализа художественного произведения в начальной школе Объективным содержанием любого произведения, и художественного, и научного является реальная действительность. В литературном произведении наряду с объективным содержанием имеет место субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений. Оценка писателем жизненного материала составляет идею художественного произведения. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением автора. Художник рассказывает о жизни, используя образную форму. Все эти особенности художественного произведения находят отражение в методике работы.

Слайд 3

В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме. При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения. При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения. В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.

Слайд 4

Задачи этапа анализа - установить причинно-следственные связи в развитии сюжета; - выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт; - раскрыть композицию произведения; - проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.

Слайд 5

Анализ художественного произведения - это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения.

Слайд 6

Основные принципы анализа художественного произведения Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает. Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь. Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие. Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения.

Слайд 7

Основные принципы анализа художественного произведения Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного прочитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы, требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей. То есть анализ способствует решению основной задачи школы – развитие личности ребенка.

Слайд 8

Аналитическая беседа – это объективная характеристика содержания и формы литературного произведения, способствующая глубокому пониманию смысла прочитанного. В ходе беседы идет разбор компонентов текста при целостном анализе (сюжет, композиция, система образов, языковые средства и т.д.)

Слайд 9

Анализ организуется по трем уровням: фактическому (событийному) идейному (подтекст) уровню собственного отношения к прочитанному (интерпретация).

Слайд 10

Приемы анализа . Постановка учителем вопросов к прочитанному тексту. Вопросы должны быть целенаправленными и должны ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя. Типы вопросов: - на выявление фактического содержания произведения (события, герои, предметный план); - на выявление причинно-следственных связей; - вопросы, ведущие к оценкам, обобщениям; - вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся; - вопросы, привлекающие внимание детей к особенностям художественного произведения.

Слайд 11

Приемы анализа Постановка детьми вопросов к прочитанному тексту 3. Прием выборочного чтения Это чтение части текста в соответствии с заданием. Задание может быть направлено на выяснение фактического содержания, на установление причинно-следственных связей, на раскрытие художественных особенностей.

Слайд 12

Прием стилистического (языкового) анализа текста Стилистический анализ – это, прежде всего, анализ использования автором языковых средств. Писатель ищет слово, которое точно выражает его мысль. Для этого он использует обычные, повседневные слова, но поставленные в определенные сочетания с другими словами, они приобретают особую эмоциональную окраску, создают образ.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»

В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса

Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...

Конспект урока по литературному чтению " Анализ отрывка из стихотворения И.Бунина " ЛИСТОПАД" "

1. Анализ стихотворения содержит биографические сведения о поэте. 2. Разбор содержания, формы и средства выразительности стихотворения....