Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
методическая разработка по литературе на тему
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_chtenie_g.v._pyanova.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по предмету «Литературное чтение»,
Учитель Г.В. Пьянова
Тема: «Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения»
Древняя мудрость применительно к школе гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Пожалуй, этот вопрос в современной школе стоит наиболее остро.
Повысить учебную мотивацию позволяет создание игровых ситуаций. Нестандартные задания помогают, с одной стороны, развить интерес у ребёнка, а с другой стороны, разнообразить работу учителя. В этом мне помогают загадки и кроссворды, пословицы и поговорки, дидактические игры и сказки.
Используя элементы проблемного обучения, в урок ввожу ситуации, при решении которых возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат, работать по алгоритму.
Использование компьютера помогает преобразить традиционное преподавание учебных предметов, а главное поднять на неизмеримо высокий уровень интерес к предмету
Весь процесс обучения подчинён цели здоровье сберегающих технологий. Мы знаем, что от состояния здоровья ребёнка во многом зависит успешность обучения в школе.
Внеклассная работа также является продолжением урока и расширяет кругозор школьников.
Умение применять новые знания при решении нестандартных заданий и в жизненных ситуациях позволяет детям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.
Все вместе взятые приёмы активизации познавательной деятельности помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.
На уроках литературного чтения я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших этим навыком.
1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.
Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.
Л.Н. Толстой
2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.
Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево. заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юеястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.
Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
Ворон и лисица.
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
- Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац.
Л.Н. Толстой
4 .Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.
Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.
5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.
6. Найди противоположные слова: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение.
Например,
1) постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;
2) любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;
3) принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;
4) жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.
7. Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке. Например:
На велосипеде.
Задом наперед.
А за ними кот
Ехали медведи (К.И.Чуковский)
8. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.
Яша поймал таз с водой.
Он пустил щуку в поймать щуку.
Учуял добычу рыжий большую щуку.
Хотел кот зубы острые.
Только у щуки кот Пират.
Щука цапнула эту встречу!
Долго помнил кот кота за лапу.
9.Тексты с хвостами.
10.Тексты с прятками.
11.Тексты с дырами.
12.. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.
13.. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
14. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.
Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
15. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
16.Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
17.. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
18. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
19. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
20. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.
Приведенные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.
Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения.
Специальные обследования детей, проведённые в разные годы Т.Завадской, Л.Горбушиной, З.Агейкиной, М.Омороковой. свидетельствуют о том, что от 30 до 40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики (Л.Горбушина). Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров (З.Агейкина).
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребёнок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.
Некоторые школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он испытывает чувство, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у него воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.
Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребёнка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.
Прежде чем просить ребёнка выразительно прочитать текст, мы должны убедиться в том, что он понял тему, основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своём произведении, пережил сам эти события, поставив себя на место героев, представил ясно, чётко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей.
Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности.
Что значит читать выразительно?
Выразительно читать, говорить – это значит, по К.С.Станиславскому, «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.
Конечная задача чтеца, пишет Г.В.Артоболевский, - «передать средствами звучащей речи воплощённую в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействовать на слушателей в определённом направлении». К.С.Станиславский называл эту конечную задачу «сверхзадачей». Для того, чтобы речь была действенной, читающий должен знать цель своего чтения, определить тему произведения, понять основную мысль автора, чтобы понять идею.
В речи различают мысль и смысл; подтекст, который вкладывает в чтение чтец и автор, раскрывает содержание и смысл произведения. Схематично всю систему можно представить в идеограмме (схема 1).
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношения к вам.
Итак, разделяя точку зрения известных теоретиков и методистов (К.Станиславского, Г.Артоболевского, Т.Завадской, В.Найдёнова, М.Качурина), считающих, что основой выразительного чтения являются понимание смысла, «видение» и сопереживание, я попыталась расшифровать эти умения ученикам и на каждом этапе обучения ставила перед ними определённую задачу, в соответствии с которой и отбирала упражнения для выработки выразительности чтения.
Вашему вниманию я представляю следующие упражнения по развитию техники речи:
1. Упражнения в постановке логического ударения (Приложение 1).
2. Игры и упражнения на выделение пауз (Приложение 2).
3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи (Приложение 3).
4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи (Приложение 4).
Рассматриваемый круг умений оказался вполне доступным обучающимся начальных классов, и их формирование не только совершенствовало выразительное чтение детей, но и существенно улучшило и конкретизировало умение работы с текстом вообще.
В своей работе я использовала следующие источники информации:
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников./ Под ред. Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н. – М.: Педагогика, 1997.
2. Совершенствование чтения младших школьников. – М.: АРКТИ, 1997.
3. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение, 1978.
4. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка и литературы
Мотивация - это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и ра...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "
В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....
Мастер – класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий....
Методическое пособие по развитию техники чтения «Прочитайка. Странички для чтения» для учащихся обучающиеся с нарушениями письма и чтения
Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и ...
Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)
в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...