Открытый урок "Мысль семейная" в романе-эпопее "Война и мир".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Елена Анатольевна Сысоева

Конспект урока при изучении творчества Л.Н. Толстого по роману " Война и мир".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 65.

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Тип урока: систематизации знаний

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: урок - практикум с применением ИКТ.

Оборудование: доска, экран, проектор, ИКТ – презентация, карточки для   групповой и индивидуальной работы.                                                                                                                   Цель: показать, что «мысль семейная» является ключевой мыслью романа-эпопеи и ответить на вопрос  «Каков толстовский идеал семьи?»

Задачи:

Образовательные:  на материале романа раскрыть тему, используя элементы анализа средств создания образов героев; выявить авторский взгляд на тему семьи.

Развивающие: развивать исследовательские навыки работы с текстом: умение анализировать, выделять главное, сравнивать; развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес; воспитать чувство уважения к семейным ценностям; формировать собственный семейный идеал.

УУД

Личностные:  формировать интерес (мотивацию) к учению, осознание личностного желания учиться.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль, совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Познавательные:  анализ, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний, использование знаково - символических средств.

Планируемые результаты

Предметные: формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания; навыков различных видов анализа; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; умение учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Личностные:  совершенствование различных видов речевой деятельности ;  

 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме;  соблюдать нормы построения текста (логичность,  последовательность,

связность, соответствие теме и др.)

Метапредметные: свободно ориентироваться в учебной книге, работать с текстом, владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности.

        Ход урока.

 I. Организационный  момент.

Здравствуйте.

У вас все готово к уроку? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

II. Мотивация к учебной деятельности – психологический настрой учащихся. Учитель:  Книга – это особый мир, созданный волшебником-писателем. Мир этот может быть удачным, образным, читаемым, может и не увлечь.  Сколько  продуманных, мучительных или лёгких,  прочувствованных   своих взглядов на жизнь дают писатели нам, предлагают сопереживать, разделять, отвергать, учиться. 

                                                                                      «Через слово человек общается

                                                                                      мыслью, через образы искусства

                                                                                он общается чувством со всеми

                                                                                        людьми не только настоящего, но                      

                                                                     прошлого и будущего».

        

(слайд 1- портрет писателя)        Л. Н. Толстой

Учитель: На протяжении большого количества уроков мы изучали с вами его роман  «Война и мир». В процессе изучения рассмотрели множество тем, дали ответы на интересующие нас и писателя вопросы.

(слайд  2- тома «Войны и мира»)

III. Актуализация имеющихся знаний. 

Учитель: А что же мы уже знаем о романе? Выполним небольшую тестовую работу.

1.Когда начинается действие романа «Война и мир»?

 а) в январе 1812 года

б) в апреле 1801 года

в) в мае 1807 года

г) в июле 1805 года

2.Как в литературоведении определён  жанр произведения «Война и мир»?

 а) историческая  хроника

б) роман

в) летопись

г) эпопея

3.Сколько времени длится действие романа  (в целом)?

 а) 10 лет

б) 25 лет

в) около 7 лет

г) 15 лет

4.В ком Л.Н. Толстой  видит решающую силу истории?

 а) царь

б) военачальники

в) аристократия

г) народ

5.  С какого события начинается роман «Война и мир»?

 а)  описания встречи отца и сына Болконских

б) описания Шенграбенского сражения

в) описания именин  в доме Ростовых

г) описания вечера у А. П. Шерер

(слайды 3,4,5,6,7)

Учитель: Предлагаю вам совершить путешествие и погрузиться в сложную жизнь эпохи 19 века (фрагмент из фильма «вечер в салоне А.П. Шерер).

Сегодняшний урок , пожалуй, один из самых важных, потому что он посвящён основе основ человеческой жизни. Откройте тетради, запишите число и эпиграф:

        «Все счастливые семьи похожи друг на друга,

каждая несчастливая семья несчастна по-своему».

        (слайд 8)        Л. Н. Толстой.

Так что же является основой человеческой жизни? Давайте сформулируем тему урока.

Приём «Мозговый штурм».

1. Ну а что такое семья в вашем понимании?

(семья –основа жизни человека, оплот его спокойствия, потому что в семье ребенок находит пример для подражания, счастья, душевного равновесия, потому что все дороги ведут к дому. Семья – первая незаменимая школа жизни, потому что именно в ней ты падаешь и поднимаешься, плачешь и смеешься,  тебя понимают и принимают).

2. Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли мы говорить, что Я – эхо родителей?

( Да – потому что родители передают нам генетическое «я»: внешность, привычки.

Нет – потому что не всегда ребенок повторят негативный пример своих родителей, потому что дети хотят достичь большего. С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и чувствовать, думать, переживать).

Учитель: Да, вы правы. В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается с семьи.

(слайд 9)     Семья – одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов 19 столетия. Семейную хронику пишет М. Е. Салтыков-Щедрин, судьбу случайного семейства осмысливает Ф.М. Достоевский, и у Л. Н. Толстого – «мысль семейная».

Учитель: запишите тему урока:

(слайд 10)        «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Всё, что мы сегодня будем записывать в тетрадь, обозначьте так:

(слайд 11)    Мудрые мысли в записную книжку.

( слайд 12)  

Учитель: Определим цель урока, задавшись вопросами:

- Что мы должны узнать?  ( Узнаем, что такое семья в понимании Л. Толстого)

- Чему научимся?   (Продолжим формировать умения, сопоставлять и обобщать отдельно взятые факты)

- Что сумеем сделать?    (Постигнем красоту и высокий смысл семейной жизни)

Давайте сформулируем основную проблему урока:

- Каков толстовский идеал семьи?

Учитель:                 Семья- начало всех начал по Л.Н. Толстому.

Мысль семейная прослеживается во многих произведениях писателя. Он считал, что именно в семье закладывается основа личности. Лев Николаевич говорил, что человек не рождается плохим или хорошим; таким его делает семья, атмосфера, которая в ней царит. И это он отразил в своем романе. Недаром прототипами героев стали его ближайшие родственники.

Учащийся выступает с презентацией « Какие родственники Толстого явились прототипами героев романа «Война и мир»?

(просмотр фрагмента из видео урока).

IV. Исследование проблемы: работа в группах.

(отдельные учащиеся готовят выразительное чтение с листа, вживаются в образы героев романа).

1 группа  работает с предложенными эпизодами и составляет характеристику семьи Ростовых:

Семья Ростовых

1. Именины у Ростовых

2. Проигрыш Николая Ростова

3. Деревенская жизнь

4. Подводы

1. Какие ценности лежат в основе семьи?

2. В чём секрет их семейного счастья?

2 группа  работает с предложенными эпизодами и составляет характеристику семьи Болконских:

Семья Болконских

1.Урок княжны Марьи Болконской

2. Наказ отца сыну перед войной

3. Переживания отца по поводу известия о смерти сына

4.Отношение старого князя к женитьбе Андрея

1. Какие ценности лежат в основе семьи?

2. В чём секрет их семейного счастья?

3 группа  работает с предложенными эпизодами и составляет характеристику семьи Курагиных:

Семья Курагиных

  1. Вечер в салоне А.П. Шерер
  2. В доме умирающего графа Безухова
  3. Сватовство Анатоля Курагина
  4. Похищение Наташи

1. Какие ценности лежат в основе семьи?

2. В чём секрет их семейного счастья?

Пауза для отдыха.

Возьмите в руки карандаш (с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учёными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!

Для дальнейшей работы нам понадобится таблица. Начертим её.

Учитель:  Узнай героя.  (Выступают учащиеся, которые готовили индивидуальные задания-чтение с листа).

1. Граф Илья Андреевич Ростов: Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно – мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.

2. Графиня Наталья Ростова: Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.

Реклама

3. Наташа Ростова: У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведаю ей все свои тайны и волнения.

4. Князь Николай Андреевич Болконский: У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал своим детям патриотизм и гордость.

5. Княжна Марья:  Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.

6. Князь Андрей: Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношению к настоящему герою капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.

7. Князь Василий Сергеевич Курагин: У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное - материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.

8. Елена Васильевна (Эле́н) Кура́гина: Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в своё удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалось изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.

V. Представление результатов групповой работы   (представители групп выходят к доске с тезисами, дают ответы на вопросы, фиксируют запись в таблице на доске)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа  

любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота,

уважение, искренность, доброжелательность

требовательность к себе и другим, порядочность,

чувство долга, патриотизм,

понятие чести,

благородство, ответственность

корысть, распутство, расчет,

нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними

любовь,

добро, счастье, спокойствие, взаимопонимание на уровне мыслей друг друга,

взаимоуважение

Комментарий учителя  (к семье Ростовых): Литературный критик Н.Н. Страхов сказал об этой семье так: « Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни».

Комментарий учителя  (к семье Болконских): Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить  живот свой за други своя…».  

Комментарий учителя  (к семье Курагиных): О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»  Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Это говорит о многом.

Учитель:  Можно ли ценности семьи Курагиных взять в качестве образца для модели счастливой семьи?

Учитель: Создавая образ семьи Курагиных, какой приём использует Л. Толстой? Как представлены семьи?         (Антитезу, антиподы)

Вспомним, с какой целью автор прибегает к этому приёму?

Кому же Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир? На этот вопрос нам помогут ответить учащиеся 4 группы. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера.

4 группа  работает с предложенными эпизодами и составляет характеристику семьи :

Наташа и Пьер Безуховы

  1. Отношения между Пьером и Наташей (эпилог-1-10,12,13)
  2. Пьер и Наташа (эпилог-1-16)

1. Какие ценности лежат в основе семьи?

2. В чём секрет их семейного счастья?

Вывод:  Пьер и Наташа понимают друг друга без слов, это говорит об их внутренней, духовной связи.

(Слайд) 

Ромашка – символ семьи, любви, верности, милой простоты и нежности. Белый цвет – как символ чистоты. Желтая серединка – тепло домашнего очага, объединяющее лепестки в крепкую семью. Во многих культурах ромашка означает самоуважение, напоминает о чистоте и невинности души, возвращает нас к истинному «Я».

Подведём итоги работы в группах. Составим кластер.

Кластер

У вас на партах есть листы в виде лепестков. Давайте составим из лепестков цветок – символ идеальной семьи по Л.Н. Толстому.

Кластер (из отдельных лепестков учащиеся собирают ромашку и крепят к доске).

Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями.

(Учитель раздаёт ромашки, подобные составленной на доске, всем учащимся класса).

VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Насколько актуальна для вас эта тема?

- Где вы примените полученные знания?

- Назовите три момента, которые у вас хорошо получились в процессе урока  и предложите действие, которое поможет улучшить работу на следующем уроке.

«Лестница успеха» – интеллектуальная компетенция.

На каком уровне освоения темы вы находитесь?

Оцените результаты своей деятельности на занятии, выбрав соответствующее качество из следующих: 

ученик (критический уровень), 

мастер ( достаточный уровень), 

профи (творческий уровень).  

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

1. Написать эссе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Написать мини-сочинение на тему «Моя будущая семья».

3. Напишите краткое (тезисное) философское размышление на тему:

«Что вкладывали в понятие «семья» Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин

и Л.Н. Толстой?

Тема актуальна для нас всех ещё тем , что 2024 год объявлен президентом России годом СЕМЬИ. (Слайд   )

Сам Л. Толстой  на вопрос «Что нужно человеку для счастья?» отвечал так:

«Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям».

Будьте счастливы.

Урок закончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....