Урок по литературе "Серебряный век" (11 класс)
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок, посвященный Серебряному веку русской литературы. Поэты и писатели Серебряного века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_22serebryanyy_vek22.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвал Бродячей собаки»
11 класс
Форма: творческий вечер, подготовка к нему.
Тема: Поэзия серебряного века
Цель: Расширение представлений о эпохе серебряного века, раскрытие творческого потенциала.
Задачи:
1. Познакомить с творчеством поэтов серебряного века и их биографией.
2. Развить художественно-творческие способности учащихся.
3. Эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру.
4. Мотивировать к изучению поэзии
Ожидаемые результаты:
- Формирование более широкого представления о Серебряном веке
- Углубленное знакомство с лирикой Серебряного века
- Учащиеся формируют в себе чувство эстетики
- Открывают в себе актерские и художественные способности
- Формируют интерес к поэзии
Оборудование: презентация
Подготовка к уроку:
Заранее педагогом дается список поэтов и стихотворений для урока. Учениками на общем обсуждении предоставляется возможность выбора роли и произведения для заучивания. При затруднении педагог помогает определиться.
Заранее обговаривается внешний вид выбранного поэта и формируется группа для подготовки декораций.
Декорации: Вывеска кафе; по желанию учеников иллюстрации. Видео ряд — Санкт-Петербург
Предлагаемые поэты:
Анна Ахматова
Константин Бальмонт
Осип Мандельштам
Николай Гумилёв
Игорь Северянин
Зинаида Гиппиус
Владимир Маяковский
Сергей Есенин
Велемир Хлебников
Стихотворения выбираются учениками самостоятельно; выбор заранее согласовывается с учителем. Стихи учатся наизусть.
План урока:
Учитель:
«Да, я любила их, те сборища ночные,
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.»
Пишет Анна Ахматова, посвящая стихотворение «Бродячей собаке». И сегодня мы с вами совершим путешествие и в пространстве, и во времени! Нас встречает «Бродячая собака».
Кабаре было создано в канун 1912 года в Санкт-Петербурге в подвале дома Жако Борисом Прониным — режиссером и актером.
Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний.
Тон заведения задавали акмеисты и их друзья. В этом артистическом подвале они жили «для себя» и «для публики», исполняя роль богемы имперской столицы. Съезжались обыкновенно после полуночи, а расходились – только под утро. Бенедикт Лившиц (поэт-футурист) вспоминает: "Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи, по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие их любопытство.
В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину». Кабаре закрылось в 1915 году и вновь открыло двери только в 2001.
А сегодня кабаре «Бродячая собака» открыто для вас.
(Музыкальное сопровождение)
Среди поэтов, бывавших в бродячей собаке множество громких имен. Среди них и Николай Гумилев. Давайте вспомним, создателем какой школы его называют?
Ответ учеников: Акмеистов
Учитель: верно! Гумилев поэт – акмеист, совершивший 2 экспедиции по восточной и северо-восточной Африке. Был мужем Анны Ахматовой. Основные темы стихотворений Гумилёва – любовь, искусство, жизнь, смерть, также присутствуют военные и так называемые «географические» стихи. Встречаем!
(Выступление ученика – Гумилева)
Учитель: Женщина – предпочитающая называться «поэтом». Начинающая в цеху акмеистов. Исключенная из союза писателей СССР. «Жена и мать врагов народа». Автор поэмы «Реквием». Вы догадались кто наша следующая гостья?
Примерные ответы учеников: Да! Анна Ахматова!
Учитель: Верно! Встречаем, Анна Андреевна Ахматова.
(Выступление ученика – Ахматовой)
Учитель: Поэт символист – был номинирован на Нобелевскую премию в 1923 году. С любовью к эффектам. Яркий представитель «богемного» общества. Константин Бальмонт сегодня на нашей сцене.
(Выступление ученика – Бальмонт)
Учитель: Друг Сергея Есенина Автор скандальной антисталинской эпиграммы: «Мы живём, под собою не чуя страны». Чье наследие сохранилось благодаря его жене – хранившей рукописи в ботинках, кастрюлях. Ахматова относилась к нему как «к чуду поэтической первозданности» со слов их общего знакомого театроведа и литературоведа Виталия Веленкина – Осип Мандельштам. Встречаем!
(Выступление ученика – Мандельштама)
Учитель: Её называли «сатанессой» и «настоящей ведьмой». За острый язык, манеры и смелость. Создала в Париже свою собственную «Зеленую лампу». Кто-нибудь помнит, что такое «зеленая лампа»?
Примерный ответ учеников: Литературное общество в которое когда-то входил Пушкин.
Учитель: Отлично! А сейчас перед нами неповторимая Зинаида Гиппиус!
(Выступление ученика – Гиппиус)
Учитель: Следующий наш гость настоящий «председатель земного шара»! Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества. Стал идеологом группы футуристов «Гилея» сам Велемир Хлебников!
(Выступление ученика – Хлебников)
Учитель: Свое первое стихотворение он написал в восьмилетнем возрасте. А на одном из поэтических вечеров в Политехническом музее его называли «Королем поэтов». И сам себя он не стесняясь называл гением. Перед нами Игорь Северянин!
(Выступление ученика – Северянина)
Учитель: И завершает наш вечер «Лучший поэт советской эпохи», по мнению Сталина. Художник, автор легендарных стихов лесенкой. Вы догадываетесь кто наш последний гость?
Ученики: Маяковский?
Учитель: Верно! Перед нами Владимир Маяковский.
(Выступление ученика – Маяковского)
Учитель: Вот наш вечер и подошел к концу. Гости расходятся, кабаре закрывается. А мы с вами возвращаемся в класс. Давайте вспомним кого мы сегодня встретили?
Ученики: перечисляют поэтов.
Учитель: Что вам запомнилось больше всего?
Ученики: выражают мнение.
(Благодарности участникам)
Учитель: Ваше домашнее задание будет также связано с сегодняшним представлением. Выберете любое из стихотворений, прозвучавших на сегодняшнем уроке, и проанализируйте его. Обратите внимание на тему, содержание и приемы изобразительности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....