Прочтение рассказа "Барбос и Жулька"
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
пробного урока по литературному чтению,
проведенного ________________________________
в __ «____» классе
Лицей № 20
г. Ростова-на-Дону
Дата: ___.._____2023 г.
Учитель: _________________
Методист: Ермоленко О.Ю.
Допуск к уроку:
Оценка:
Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
Класс: 4 «А»
Цель урока(содержательная и деятельностная): формирование представления о жизни и творчестве А.И.Куприна и его произведения «Барбос и Жулька»
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания о том, какие бывают собаки;
- познакомить обучающихся с главной мыслью произведения.
Развивающие:
способствовать развитию:
- интереса к предмет «литературное чтение»;
- умения планирования и самоконтроля при изучении произведения «Барбос и Жулька»
содействовать развитию:
- мыслительных операций (умение выделять главное в аудирование; при прослушивании текста выявлять причинно-следственные связи между героями; сравнение, формулирование выводов или вопросов);
- психических процессов (воображения, мышления, внимания, памяти при выполнении анализа произведения);
Воспитательные: содействовать:
- формированию мировоззренческих понятий при изучении темы Б.С. Житков «Как я ловил человечков»;
- формированию бережного отношения к книге, учебнику.
- нравственному воспитанию, обеспечение в ходе урока по изучению темы А.И. Куприн «Барбос и Жулька» раскрытия следующих понятий: «дружба», «верность»;
Тип урока: открытия нового знания
Характеристика этапов урока:
Этапы урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Форма организации УД (Ф-фронталь ная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактичес кие средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля и взаимоконт роля |
1.Организационный момент | Метод: словесный | -Здравствуйте, ребята. Садитесь! - Меня зовут Милена Александровна и урок литературного чтения проведу у Вас я. На краю стола у вас должен лежать учебник, пенал, тетрадь. - Молодцы, теперь можем начать урок. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Ф | Презентация | Фронтальный, устный |
2.Мотивация к учебной деятельности | Метод: словесный | - Ребята, я вам предлагаю выполнить речевую разминку, для этого нужно прочитать стихотворение, грустно, весело, быстро -Ребята, вы готовы? Тогда, поднимаем руку и читаем. Стихотворение. Сегодня вышел я из дома. И вот мы радости не прячем. -Молодцы, теперь мы готовы к уроку. | Слушают учителя. Читают, как просит учитель. - Да | Ф | Презентация | Фронтальный, устный |
3.Актуализация и пробное действие | Метод: словесный (беседа) | -Ребята, а давайте теперь с вами отгадаем загадку? -Я вам сейчас ее прочитаю, а вы мне скажете кто это. Загадка. Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи! -Правильно, молодцы! -Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? -Какие пород собак вы знаете? -Молодцы, вы знаете много пород собак, давайте я вас познакомлю с группами собак. Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. Одни собаки преследуют добычу (гончие), другие приносят дичь, убитую охотником (спаниели), третьи – помогают выгнать зверя из норы (таксы). К охотничьим породам относятся борзые (русская, афганская и др.), гончие (русская и др.), легавые (сеттер, курцхаар, пойнтер и др.), спаниели, лайки (восточносибирская, русско-европейская и др.), норные (такса и др.). Декоративные собаки – это группа пород используемых в декоративных целях, т. е «для красоты». К ним относятся породы собак незлобных, разной величины и телосложения. Они не приносят человеку ощутимой помощи в делах, но ценятся очень высоко. Для одинокого человека собака может быть единственным близким другом, а в семьях, где есть дети, эти животные принимают участие в воспитательном процессе. К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау, бульдогов (французских, английских), пинчеров, чи-хуа-хуа и других. Служебные собаки – группа пород, которые помогают человеку в работе. Как правило, они недоверчивы к посторонним, злобны, смелы, преданы хозяину, чутки к его приказам. Дворовые собаки — собака, не имеющая принадлежности к определённой породе собак. Люди их заводят для охраны домов, они добрые и очень преданные. - Ребята, назовите мне группы собак с которыми мы познакомились. По поднятой руке. -Правильно! | Слушают учителя. -Давайте. -Собака. - О собаках. -Перечисляют породы собак. Слушают учителя. Слушают учителя. -Охотничьи, Служнбные, Декоративные, Дворовые. | Ф | Презентация | Фронтальный устный. |
4.Выявление места и причин затруднения | Метод: словесный | -Ребята, прочитайте на слайде произведения, «Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель» -Что объединяет, эти произведения? -Правильно! -Как вы думаете о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? -Правильно! | Слушают учителя. Читают. - Все они о животных и написал их А.И. Куприн. - О творчестве А.И.Куприна. | Ф Ф | Презентация Презентация, доска. | Фронтальный устный. Фронтальный устный. |
5.Построение проекта и решение проблемы | Метод: словесный. | - Ребята, обратите внимание на доску. На ней представлен А.И.Куприн, вы уже знакомы с его творчеством. -А теперь скажите мне, когда родился писатель? -Молодцы. -А в каком городе? -Правильно! -Ребята, я вам предлагаю закрепить свои знания о жизни и творчестве А.И.Куприна, поэтому вы сейчас,внимательно слушайте. В 1876 году Александр Иванович поступил учиться в Московское сиротское училище, а через четыре года — в военную гимназию. После ее окончания Куприн продолжил обучение в Александровском военном училище. В 1889 году писатель опубликовал свою первую повесть под названием «Последний дебют». С 1890 года Александр Иванович служил подпоручиком в пехотном полку и продолжал заниматься литературным творчеством. За годы службы Куприн активно публиковал свои очерки, рассказы и повести в различных изданиях. Свои произведения Александр Иванович создавал и для детской аудитории. Он написал такие интересные и поучительные рассказы, как «Белый пудель», «Слон», «Скворцы» и другие. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души. Живо интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на дно. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. В доме Куприна всё время жили разные животные. Он очень любил животных, превосходно знал характер и повадки птиц и зверей. Куприн написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах. Дом-музей А.И. Куприна был открыт в г. Наровчате 6 сентября 1981 года, накануне 111-й годовщины со дня рождения писателя. Здесь можно увидеть старинные документы, фотографии друзей и знакомых, мемориальные и бытовые вещи, семейные портреты, открытки, визитки, хранящие строки, написанные рукой писателя. Александра Ивановича Куприна не стало 25 августа 1938 года. -Ребята, что интересного вы узнали о А.И.Куприне? -О ком он написал много рассказов? -Ребята, а как вы думаете, кого мы называем друзьями? -Какими качествами должны обладать друзья? -Правильно, вы правы. | Слушают учителя. 7 сентября 1870 года. Пензенской губернии, потом переехал к отцу в Москву. Внимательно слушают. -Любил животных, много о них знал. -О животных. - Тех людей, которые всегда готовы помочь. -Друзья, должны быть верные, готовые помочь и поддержать. | Ф | Презентация. | Фронтальный устный. |
6.Реализация сформированной модели | Метод: словесный | -Ребята, прежде чем мы познакомимся с произведением «Барбос и Жулька», мы выполним словарную работу. Репяхи - растение, которое называют также репейник или лопух. Сталактит - спускающийся с потолка или верхней части стены пещер известковый нарост, образованный просачивающимися каплями и имеющий форму сосульки. Фестон -зубчатая кайма по краям штор, по подолу женского платья . ИСКОНИ - Издавна, с самого начала, с незапамятных времен. ПОДПАЛИНА - Рыжевато-желтое или белесое пятно на шерсти (или на мехе) другой масти. Лицемерный - неискренний, фальшивый, двуличный . Льстивый — склонный к лести, много и часто льстящий. КАРЬЕР —1) самый быстрый бег лошади. 2) камнеломня, ломка, выломка, прииск. Лавры — 1. Венок из листьев и веток лавра или ветвь такого дерева как символ награды, победы, славы. 2. перен. Успех, слава. НАПЕРЕРЕЗ – пересекая чей-нибудь путь. СТРЕМГЛАВ - Очень быстро, стремительно. -Ребята, откройте учебник на странице 77. Сейчас мы с вами послушаем произведение «Барбос и Жулька»и потом вы ответите на вопросы, поэтому внимательно следим за текстом. - Ребята, вам понравился рассказ? -А какой жанр у этого произведения? - Что вас поразило и удивило в этом произведение? -Как люди относились к собакам? - Кто лучше всего понимал собак? -Как вы думаете, почему автор в начале произведение описывает внешний вид собак? - Правильно, молодцы! | Выполняют словарную работу. Слушают произведение.
Да! Рассказ Какие дружные бывают собаки. Жульку любили так как она была домашняя, а Барбоса постоянно гнали на улицу, но любили его тоже. Дети Чтобы мы могли понять их характер
| Ф | Презентация. Аудиозапись рассказа. Учебник. | Фронталный устный |
7.Первичное закрепление с проговариванием вслух | Практические, упражнения | -Ребята, найдите в тексте описание внешнего вида Барбоса.(стр 77 1 абзац) Кто хочет прочитать? Поднимаем руку. -А теперь прочитаем описание Жульки (стр 77-78 2 абзац) -А теперь, послушайте вопрос на, которым надо подумать. -Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? -Какие слова выбрал Куприн для описания внешности героев? -Как вы думаете, зависит ли смелость собаки от внешнего вида? -Правильно, все верно было вами сказано. | Читают первый абзац. Читают описание Жульки. Автор показвает нам необычность Барбоса и заурядность Жульки. Барбос: невелик ростом, приземист, широкогруд, шерсть с колючками «репяхами», уши со следами «боевых схваток» Жулька: маленькая, тонконогая, гладкая черная шерсть с желтыми подпалинами. Нет, собака может быть маленькая, но очень смела, а может быть большая, но трусливая. | Ф | Презентация | Фронтальный устный |
8.Самостоятельная работа с самоконтролем | Практический, упражнение | -Ребята, я вам сейчас раздам карточки и вы должны будете написать черты относящиеся к Жульке и Барбосу. И ответить на вопрос, что же связывало этих собак? -Кто готов поднимает руку и отвечает. | Выполняют работу. Отвечают, что написали в своей работе. | И | Презентация,карточки | Индивидуальный, письменный |
9.Включение в систему знаний и повторений | Метод: словесный (беседа) | -Ребята, как поступили люди, когда увидели во дворе бешеного пса? С каким чувством, вы будете читать эти строки? -Ребята, найдите в тексте и прочитайте момент, как повел себя Барбос тогда? -Могли бы вы ожидать от него такой поступок? -А как поступила Жулька? Можно ли считать ее поступок героическим? -Ребята, найдите в тексте причину смерти Жульки и прочитайте. -Правильно, молодцы, ребята. | Люди испугались. С чувством страха. Он испугался. Нет. Раньше всегда кидался в драку. Жулька кинулась, прогонять собаку. Да Стр 80. Читают. | Ф | Презентация. Учебник. | Фронтальный устный. |
10.Рефлексия учебной деятельности | Метод: словесный. | -Ребята, как вы думаете почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу? -Ребята, а могут ли дружить собаки так же как и люди? - Правильно, вы очень хорошо выразили свои мысли на этот счет. - Ребята, ваше домашнее задание это пересказ этого рассказа. -Урок окончен, досвидания. | Потому что животные живут с нами и мы несем за них ответственность, так же они испытывают такие чувства, как и мы. Да | Ф | Презентация. | Фронтальный устный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.
На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....
Опыт прочтения Евгения Онегина
Методическое пособие Опыт прочтения Евгения Онегина...
"Так говорил Эзоп..." (Опыт типологического прочтения басни в школе)
В статье предлагается изучение басни Эзопа в средней школе с использованием типологического подхода. Методика рассмотрения эзоповской басни вписана в общую систему работы по формированию у школников п...
Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению
Идея Президента России В. В. Путина – сформировать национальный список книг, которые должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы, является, безусловно, продуктивной. Этот список до...
"100 книг" для самостоятельного прочтения
перечень книг...
Мягкая игрушка "Собака Жулька"
Методическая разработка изготовления мягкой игрушки "Собака Жулька". Возраст учащихся - 2-4 класс...
Разработка урока по литературному чтению 2 класс "Барбос и Жулька" А.И.Куприна
План-конспект урока по литературному чтению...