Прочтение рассказа "Барбос и Жулька"
план-конспект урока по литературе

Внукова Милена Александровна
Барбос и Жулька рассказ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_borbos_i_zhulka-1.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта

пробного урока по литературному чтению,

проведенного ________________________________

в __ «____» классе

Лицей № 20
г. Ростова-на-Дону

Дата: ___.._____2023 г.

Учитель: _________________

Методист: Ермоленко О.Ю.

Допуск к уроку:

Оценка:

Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Класс: 4 «А»

Цель урока(содержательная и деятельностная): формирование представления о жизни и творчестве А.И.Куприна и его произведения «Барбос и Жулька»

Задачи урока:

Дидактические:

  • актуализировать знания о том, какие бывают собаки;
  • познакомить обучающихся с главной мыслью произведения.

Развивающие:

способствовать развитию:

  • интереса к предмет «литературное чтение»;
  • умения планирования и самоконтроля при изучении произведения «Барбос и Жулька»  

содействовать развитию:

  • мыслительных операций (умение выделять главное в аудирование; при прослушивании текста выявлять причинно-следственные связи между героями; сравнение, формулирование выводов или вопросов);
  • психических процессов (воображения, мышления, внимания, памяти при выполнении анализа произведения);

Воспитательные: содействовать:

  • формированию мировоззренческих понятий при изучении темы Б.С. Житков  «Как я ловил человечков»;
  • формированию бережного отношения к книге, учебнику.
  • нравственному воспитанию, обеспечение в ходе урока по изучению темы А.И. Куприн «Барбос и Жулька» раскрытия следующих понятий: «дружба», «верность»;

                                                                          Планируемые результаты

                   Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

Сформированность представлений о А.И. Куприн и его произведении «Барбос и Жулька»

Умение характеризовать главных георев, действия, давать определение понятиям «дружба», «верность».

П:

1) базовые логические действия:

  • сравнение мотивов главных георев и поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива героев;

2) базовые исследовательские действия:

  • формулирование выводов о произведении «Барбос и Жулька» и подкрепление их доказательствами на основе результатов наблюдения;

3) работа с информацией:

  • выбор источника получения информации при изучении темы  «Барбос и Жулька»;
  • распознание достоверной и недостоверной информации в процессе изучения темы «Барбос и Жулька»; самостоятельно или на основе предложенного способа ее проверки;

Сформированность ценностных установок и социально значимых качеств личности  при изучении темы А.И. Куприна «Барбос и Жулька»;

Сформированность представлений о Б.С. Житкове и его произведении «Как я ловил человечков»

Понимание….

Умение характеризовать георев, действия, давать определение понятиям «вранье», «неправда», «ложь».

П:

1) базовые логические действия:

  • сравнение мотивов георев и поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

2) базовые исследовательские действия:

  • формулирование выводов о произведении «Как я ловил человечков» и подкрепление их доказательствами на основе результатов наблюдения;

3) работа с информацией:

  • выбор источника получения информации при изучении темы  Б.С. Житков  «Как я ловил человечков»;

распознание достоверной и недостоверной информации в процессе изучения темы Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; самостоятельно или на основе предложенного способа ее проверки;

Готовность к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению по теме  Б.С. Житков  «Как я ловил человечков»;

Сформированность ценностных установок и социально значимых качеств личности  при изучении темы Б.С. Житков  «Как я ловил человечков»;

Р:

1) самоорганизация:

  • выстраивание последовательности выбранных действий при изучении темы «Барбос и Жулька»;

2) самоконтроль:

  • определение причин успеха/неудач учебной деятельности при изучении «Барбос и Жулька»;

К:

1) общение:

  • формулировка суждений по теме»Барбос и Жулька»;
  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей по теме «Барбос и Жулька»;

2) совместная деятельность:

  • умение формулировать цели на основе предложенного формата планирования при изучении «Барбос и Жулька»;
  • умение принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы при изучении «Барбос и Жулька»;  

Тип урока: открытия нового знания

Характеристика этапов урока:

Этапы

урока

Методы и приемы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающегося

Форма организации УД (Ф-фронталь

ная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая

Дидактичес

кие средства, интерактив

ноеоборудова

ние

Формы контроля и взаимоконт

роля

1.Организационный момент

Метод: словесный

-Здравствуйте, ребята. Садитесь!

- Меня зовут Милена Александровна и урок литературного чтения проведу у Вас я.

На краю стола у вас должен лежать учебник, пенал, тетрадь.

- Молодцы, теперь можем начать урок.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Ф

Презентация

Фронтальный, устный

2.Мотивация к учебной деятельности

Метод: словесный

- Ребята, я вам предлагаю выполнить речевую разминку, для этого нужно прочитать стихотворение, грустно, весело, быстро

-Ребята, вы готовы?

Тогда, поднимаем руку и читаем.

Стихотворение.

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю — навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем.
Мы — неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
То он, то я, то он, то я.

-Молодцы, теперь мы готовы к уроку.

Слушают учителя.

Читают, как просит учитель.

- Да

Ф

Презентация

Фронтальный, устный

3.Актуализация и пробное действие

Метод: словесный (беседа)

-Ребята, а давайте теперь с вами отгадаем загадку?

-Я вам сейчас ее прочитаю, а вы мне скажете кто это.

Загадка.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

-Правильно, молодцы!

-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Какие пород собак вы знаете?

-Молодцы, вы знаете много пород собак, давайте я вас познакомлю с группами собак.

Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. Одни собаки преследуют добычу (гончие), другие приносят дичь, убитую охотником (спаниели), третьи – помогают выгнать зверя из норы (таксы).

К охотничьим породам относятся борзые (русская, афганская и др.), гончие (русская и др.), легавые (сеттер, курцхаар, пойнтер и др.), спаниели, лайки (восточносибирская, русско-европейская и др.), норные (такса и др.).

Декоративные собаки – это группа пород используемых в декоративных целях, т. е «для красоты». К ним относятся породы собак незлобных, разной величины и телосложения. Они не приносят человеку ощутимой помощи в делах, но ценятся очень высоко. Для одинокого человека собака может быть единственным близким другом, а в семьях, где есть дети, эти животные принимают участие в воспитательном процессе.

К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау, бульдогов (французских, английских), пинчеров, чи-хуа-хуа и других.

Служебные собаки – группа пород, которые помогают человеку в работе. Как правило, они недоверчивы к посторонним, злобны, смелы, преданы хозяину, чутки к его приказам.

Дворовые собаки — собака, не имеющая принадлежности к определённой породе собак. Люди их заводят для охраны домов, они добрые и очень преданные.

- Ребята, назовите мне группы собак с которыми мы познакомились. По поднятой руке.

-Правильно!

Слушают учителя.

-Давайте.

-Собака.

- О собаках.

-Перечисляют породы собак.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

-Охотничьи, Служнбные, Декоративные, Дворовые.

Ф

Презентация

Фронтальный устный.

4.Выявление места и причин затруднения

Метод: словесный

-Ребята, прочитайте на слайде произведения, «Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»

-Что объединяет, эти произведения?

-Правильно!

-Как вы думаете о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня?

-Правильно!

Слушают учителя.

Читают.

- Все они о животных и написал их А.И. Куприн.

- О творчестве А.И.Куприна.

Ф

Ф

Презентация

Презентация,  доска.

Фронтальный устный.

Фронтальный устный.

5.Построение проекта и решение проблемы

Метод: словесный.

- Ребята, обратите внимание на доску. На ней представлен А.И.Куприн, вы уже знакомы с его творчеством.

-А теперь скажите мне, когда родился писатель?

-Молодцы.

-А в каком городе?

-Правильно!

-Ребята, я вам предлагаю закрепить свои знания о жизни и творчестве А.И.Куприна, поэтому вы сейчас,внимательно слушайте.

В 1876 году Александр Иванович поступил учиться в Московское сиротское училище, а через четыре года — в военную гимназию. После ее окончания Куприн продолжил обучение в Александровском военном училище.

В 1889 году писатель опубликовал свою первую повесть под названием «Последний дебют». С 1890 года Александр Иванович служил подпоручиком в пехотном полку и продолжал заниматься литературным творчеством. За годы службы Куприн активно публиковал свои очерки, рассказы и повести в различных изданиях. Свои произведения Александр Иванович создавал и для детской аудитории. Он написал такие интересные и поучительные рассказы, как «Белый пудель», «Слон», «Скворцы» и другие. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души. Живо интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на дно. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.

В доме Куприна всё время жили разные животные. Он очень любил животных, превосходно знал характер и повадки птиц и зверей. Куприн написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Дом-музей А.И. Куприна был открыт в г. Наровчате 6 сентября 1981 года, накануне 111-й годовщины со дня рождения писателя. Здесь можно увидеть старинные документы, фотографии друзей и знакомых, мемориальные и бытовые вещи, семейные портреты, открытки, визитки, хранящие строки, написанные рукой писателя.
Там же был установлен первый памятник писателю

Александра Ивановича Куприна не стало 25 августа 1938 года.

-Ребята, что интересного вы узнали о А.И.Куприне?

-О ком он написал много рассказов?

-Ребята, а как вы думаете, кого мы называем друзьями?

-Какими качествами должны обладать друзья?

-Правильно, вы правы.

Слушают учителя.

7 сентября 1870 года.

Пензенской губернии, потом переехал к отцу в Москву.

Внимательно слушают.

-Любил животных, много о них знал.

-О животных.

- Тех людей, которые всегда готовы помочь.

-Друзья, должны быть верные, готовые помочь и поддержать.

Ф

Презентация.

Фронтальный устный.

6.Реализация сформированной модели

Метод: словесный

-Ребята, прежде чем мы познакомимся с произведением «Барбос и Жулька», мы выполним словарную работу.

Репяхи - растение, которое называют также репейник или лопух.

Сталактит - спускающийся с потолка или верхней части стены пещер известковый нарост, образованный просачивающимися каплями и имеющий форму сосульки.

Фестон -зубчатая кайма по краям штор, по подолу женского платья .

ИСКОНИ - Издавна, с самого начала, с незапамятных времен.

ПОДПАЛИНА - Рыжевато-желтое или белесое пятно на шерсти (или на мехе) другой масти.

Лицемерный - неискренний, фальшивый, двуличный .

Льстивый — склонный к лести, много и часто льстящий. КАРЬЕР —1) самый быстрый бег лошади. 2) камнеломня, ломка, выломка, прииск.

Лавры — 1. Венок из листьев и веток лавра или ветвь такого дерева как символ награды, победы, славы. 2. перен. Успех, слава.

НАПЕРЕРЕЗ – пересекая чей-нибудь путь.

СТРЕМГЛАВ - Очень быстро, стремительно.

-Ребята, откройте учебник на странице 77. Сейчас мы с вами послушаем произведение «Барбос и Жулька»и потом вы ответите на вопросы, поэтому внимательно следим за текстом.

- Ребята, вам понравился рассказ?

-А какой жанр у этого произведения?

- Что вас поразило и удивило в этом произведение?

-Как люди относились к собакам?

- Кто лучше всего понимал собак?

-Как вы думаете, почему автор в начале произведение описывает внешний вид собак?

 - Правильно, молодцы!

Выполняют словарную работу.

Слушают произведение.

 

Да!

Рассказ

Какие дружные бывают собаки.

Жульку любили так как она была домашняя, а Барбоса постоянно гнали на улицу, но любили его тоже.

Дети

Чтобы мы могли понять их характер

 

Ф

Презентация.

Аудиозапись рассказа.

Учебник.

Фронталный устный

7.Первичное закрепление с проговариванием вслух

Практические, упражнения

-Ребята, найдите в тексте описание внешнего вида Барбоса.(стр 77 1 абзац)

Кто хочет прочитать? Поднимаем руку.

-А теперь прочитаем описание Жульки (стр 77-78 2 абзац)

-А теперь, послушайте вопрос на, которым надо подумать.

-Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац?

-Какие слова выбрал Куприн для описания внешности героев?

-Как вы думаете, зависит ли смелость собаки от внешнего вида?

-Правильно, все верно было вами сказано.

Читают первый абзац.

Читают описание Жульки.

Автор показвает нам необычность Барбоса и заурядность Жульки.

Барбос: невелик ростом, приземист, широкогруд, шерсть с колючками «репяхами», уши со следами «боевых схваток»

Жулька: маленькая, тонконогая, гладкая черная шерсть с желтыми подпалинами.

Нет, собака может быть маленькая, но очень смела, а может быть большая, но трусливая.

Ф

Презентация

Фронтальный устный

8.Самостоятельная работа с самоконтролем

Практический, упражнение

-Ребята, я вам сейчас раздам карточки и вы должны будете написать черты относящиеся к Жульке и Барбосу.

И ответить на вопрос, что же связывало этих собак?

-Кто готов поднимает руку и отвечает.

Выполняют работу.

Отвечают, что написали в своей работе.

И

Презентация,карточки

Индивидуальный, письменный

9.Включение в систему знаний и повторений

Метод: словесный (беседа)

-Ребята, как поступили люди, когда увидели во дворе  бешеного пса?

С каким чувством, вы будете читать эти строки?

-Ребята, найдите в тексте и прочитайте момент, как повел себя Барбос тогда?

-Могли бы вы ожидать от него такой поступок?

-А как поступила Жулька? Можно ли считать ее поступок героическим?

-Ребята, найдите в тексте причину смерти Жульки и прочитайте.

-Правильно, молодцы, ребята.

Люди испугались.

С чувством страха.

Он испугался.

Нет. Раньше всегда кидался в драку.

Жулька кинулась, прогонять собаку.

Да

Стр 80. Читают.

       Ф

Презентация.

Учебник.

Фронтальный устный.

10.Рефлексия учебной деятельности

Метод: словесный.

-Ребята, как вы думаете почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу?

-Ребята, а могут ли дружить собаки так же как и люди?

- Правильно, вы очень хорошо выразили свои мысли на этот счет.

- Ребята, ваше домашнее задание это пересказ этого рассказа.

-Урок окончен, досвидания.

Потому что животные живут с нами и мы несем за них ответственность, так же они испытывают такие чувства, как и мы.

Да

Ф

Презентация.

Фронтальный устный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.

На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....

Опыт прочтения Евгения Онегина

Методическое пособие Опыт прочтения Евгения Онегина...

"Так говорил Эзоп..." (Опыт типологического прочтения басни в школе)

В статье предлагается изучение басни Эзопа в средней школе с использованием типологического подхода. Методика рассмотрения эзоповской басни вписана в общую систему работы по формированию у школников п...

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

Идея Президента России В. В. Путина – сформировать национальный список книг, которые должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы, является, безусловно, продуктивной. Этот список до...

Мягкая игрушка "Собака Жулька"

Методическая разработка изготовления мягкой игрушки "Собака Жулька". Возраст учащихся - 2-4 класс...