Прочтение рассказа "Барбос и Жулька"
план-конспект урока по литературе
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
пробного урока по литературному чтению,
проведенного ________________________________
в __ «____» классе
Лицей № 20
г. Ростова-на-Дону
Дата: ___.._____2023 г.
Учитель: _________________
Методист: Ермоленко О.Ю.
Допуск к уроку:
Оценка:
Тема урока: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
Класс: 4 «А»
Цель урока(содержательная и деятельностная): формирование представления о жизни и творчестве А.И.Куприна и его произведения «Барбос и Жулька»
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания о том, какие бывают собаки;
- познакомить обучающихся с главной мыслью произведения.
Развивающие:
способствовать развитию:
- интереса к предмет «литературное чтение»;
- умения планирования и самоконтроля при изучении произведения «Барбос и Жулька»
содействовать развитию:
- мыслительных операций (умение выделять главное в аудирование; при прослушивании текста выявлять причинно-следственные связи между героями; сравнение, формулирование выводов или вопросов);
- психических процессов (воображения, мышления, внимания, памяти при выполнении анализа произведения);
Воспитательные: содействовать:
- формированию мировоззренческих понятий при изучении темы Б.С. Житков «Как я ловил человечков»;
- формированию бережного отношения к книге, учебнику.
- нравственному воспитанию, обеспечение в ходе урока по изучению темы А.И. Куприн «Барбос и Жулька» раскрытия следующих понятий: «дружба», «верность»;
Тип урока: открытия нового знания
Характеристика этапов урока:
Этапы урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Форма организации УД (Ф-фронталь ная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактичес кие средства, интерактив ноеоборудова ние | Формы контроля и взаимоконт роля |
1.Организационный момент | Метод: словесный | -Здравствуйте, ребята. Садитесь! - Меня зовут Милена Александровна и урок литературного чтения проведу у Вас я. На краю стола у вас должен лежать учебник, пенал, тетрадь. - Молодцы, теперь можем начать урок. | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Ф | Презентация | Фронтальный, устный |
2.Мотивация к учебной деятельности | Метод: словесный | - Ребята, я вам предлагаю выполнить речевую разминку, для этого нужно прочитать стихотворение, грустно, весело, быстро -Ребята, вы готовы? Тогда, поднимаем руку и читаем. Стихотворение. Сегодня вышел я из дома. И вот мы радости не прячем. -Молодцы, теперь мы готовы к уроку. | Слушают учителя. Читают, как просит учитель. - Да | Ф | Презентация | Фронтальный, устный |
3.Актуализация и пробное действие | Метод: словесный (беседа) | -Ребята, а давайте теперь с вами отгадаем загадку? -Я вам сейчас ее прочитаю, а вы мне скажете кто это. Загадка. Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи! -Правильно, молодцы! -Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? -Какие пород собак вы знаете? -Молодцы, вы знаете много пород собак, давайте я вас познакомлю с группами собак. Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. Одни собаки преследуют добычу (гончие), другие приносят дичь, убитую охотником (спаниели), третьи – помогают выгнать зверя из норы (таксы). К охотничьим породам относятся борзые (русская, афганская и др.), гончие (русская и др.), легавые (сеттер, курцхаар, пойнтер и др.), спаниели, лайки (восточносибирская, русско-европейская и др.), норные (такса и др.). Декоративные собаки – это группа пород используемых в декоративных целях, т. е «для красоты». К ним относятся породы собак незлобных, разной величины и телосложения. Они не приносят человеку ощутимой помощи в делах, но ценятся очень высоко. Для одинокого человека собака может быть единственным близким другом, а в семьях, где есть дети, эти животные принимают участие в воспитательном процессе. К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау, бульдогов (французских, английских), пинчеров, чи-хуа-хуа и других. Служебные собаки – группа пород, которые помогают человеку в работе. Как правило, они недоверчивы к посторонним, злобны, смелы, преданы хозяину, чутки к его приказам. Дворовые собаки — собака, не имеющая принадлежности к определённой породе собак. Люди их заводят для охраны домов, они добрые и очень преданные. - Ребята, назовите мне группы собак с которыми мы познакомились. По поднятой руке. -Правильно! | Слушают учителя. -Давайте. -Собака. - О собаках. -Перечисляют породы собак. Слушают учителя. Слушают учителя. -Охотничьи, Служнбные, Декоративные, Дворовые. | Ф | Презентация | Фронтальный устный. |
4.Выявление места и причин затруднения | Метод: словесный | -Ребята, прочитайте на слайде произведения, «Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель» -Что объединяет, эти произведения? -Правильно! -Как вы думаете о творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня? -Правильно! | Слушают учителя. Читают. - Все они о животных и написал их А.И. Куприн. - О творчестве А.И.Куприна. | Ф Ф | Презентация Презентация, доска. | Фронтальный устный. Фронтальный устный. |
5.Построение проекта и решение проблемы | Метод: словесный. | - Ребята, обратите внимание на доску. На ней представлен А.И.Куприн, вы уже знакомы с его творчеством. -А теперь скажите мне, когда родился писатель? -Молодцы. -А в каком городе? -Правильно! -Ребята, я вам предлагаю закрепить свои знания о жизни и творчестве А.И.Куприна, поэтому вы сейчас,внимательно слушайте. В 1876 году Александр Иванович поступил учиться в Московское сиротское училище, а через четыре года — в военную гимназию. После ее окончания Куприн продолжил обучение в Александровском военном училище. В 1889 году писатель опубликовал свою первую повесть под названием «Последний дебют». С 1890 года Александр Иванович служил подпоручиком в пехотном полку и продолжал заниматься литературным творчеством. За годы службы Куприн активно публиковал свои очерки, рассказы и повести в различных изданиях. Свои произведения Александр Иванович создавал и для детской аудитории. Он написал такие интересные и поучительные рассказы, как «Белый пудель», «Слон», «Скворцы» и другие. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души. Живо интересовался всем, что происходило в мире. Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на дно. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. В доме Куприна всё время жили разные животные. Он очень любил животных, превосходно знал характер и повадки птиц и зверей. Куприн написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах. Дом-музей А.И. Куприна был открыт в г. Наровчате 6 сентября 1981 года, накануне 111-й годовщины со дня рождения писателя. Здесь можно увидеть старинные документы, фотографии друзей и знакомых, мемориальные и бытовые вещи, семейные портреты, открытки, визитки, хранящие строки, написанные рукой писателя. Александра Ивановича Куприна не стало 25 августа 1938 года. -Ребята, что интересного вы узнали о А.И.Куприне? -О ком он написал много рассказов? -Ребята, а как вы думаете, кого мы называем друзьями? -Какими качествами должны обладать друзья? -Правильно, вы правы. | Слушают учителя. 7 сентября 1870 года. Пензенской губернии, потом переехал к отцу в Москву. Внимательно слушают. -Любил животных, много о них знал. -О животных. - Тех людей, которые всегда готовы помочь. -Друзья, должны быть верные, готовые помочь и поддержать. | Ф | Презентация. | Фронтальный устный. |
6.Реализация сформированной модели | Метод: словесный | -Ребята, прежде чем мы познакомимся с произведением «Барбос и Жулька», мы выполним словарную работу. Репяхи - растение, которое называют также репейник или лопух. Сталактит - спускающийся с потолка или верхней части стены пещер известковый нарост, образованный просачивающимися каплями и имеющий форму сосульки. Фестон -зубчатая кайма по краям штор, по подолу женского платья . ИСКОНИ - Издавна, с самого начала, с незапамятных времен. ПОДПАЛИНА - Рыжевато-желтое или белесое пятно на шерсти (или на мехе) другой масти. Лицемерный - неискренний, фальшивый, двуличный . Льстивый — склонный к лести, много и часто льстящий. КАРЬЕР —1) самый быстрый бег лошади. 2) камнеломня, ломка, выломка, прииск. Лавры — 1. Венок из листьев и веток лавра или ветвь такого дерева как символ награды, победы, славы. 2. перен. Успех, слава. НАПЕРЕРЕЗ – пересекая чей-нибудь путь. СТРЕМГЛАВ - Очень быстро, стремительно. -Ребята, откройте учебник на странице 77. Сейчас мы с вами послушаем произведение «Барбос и Жулька»и потом вы ответите на вопросы, поэтому внимательно следим за текстом. - Ребята, вам понравился рассказ? -А какой жанр у этого произведения? - Что вас поразило и удивило в этом произведение? -Как люди относились к собакам? - Кто лучше всего понимал собак? -Как вы думаете, почему автор в начале произведение описывает внешний вид собак? - Правильно, молодцы! | Выполняют словарную работу. Слушают произведение.
Да! Рассказ Какие дружные бывают собаки. Жульку любили так как она была домашняя, а Барбоса постоянно гнали на улицу, но любили его тоже. Дети Чтобы мы могли понять их характер
| Ф | Презентация. Аудиозапись рассказа. Учебник. | Фронталный устный |
7.Первичное закрепление с проговариванием вслух | Практические, упражнения | -Ребята, найдите в тексте описание внешнего вида Барбоса.(стр 77 1 абзац) Кто хочет прочитать? Поднимаем руку. -А теперь прочитаем описание Жульки (стр 77-78 2 абзац) -А теперь, послушайте вопрос на, которым надо подумать. -Почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? -Какие слова выбрал Куприн для описания внешности героев? -Как вы думаете, зависит ли смелость собаки от внешнего вида? -Правильно, все верно было вами сказано. | Читают первый абзац. Читают описание Жульки. Автор показвает нам необычность Барбоса и заурядность Жульки. Барбос: невелик ростом, приземист, широкогруд, шерсть с колючками «репяхами», уши со следами «боевых схваток» Жулька: маленькая, тонконогая, гладкая черная шерсть с желтыми подпалинами. Нет, собака может быть маленькая, но очень смела, а может быть большая, но трусливая. | Ф | Презентация | Фронтальный устный |
8.Самостоятельная работа с самоконтролем | Практический, упражнение | -Ребята, я вам сейчас раздам карточки и вы должны будете написать черты относящиеся к Жульке и Барбосу. И ответить на вопрос, что же связывало этих собак? -Кто готов поднимает руку и отвечает. | Выполняют работу. Отвечают, что написали в своей работе. | И | Презентация,карточки | Индивидуальный, письменный |
9.Включение в систему знаний и повторений | Метод: словесный (беседа) | -Ребята, как поступили люди, когда увидели во дворе бешеного пса? С каким чувством, вы будете читать эти строки? -Ребята, найдите в тексте и прочитайте момент, как повел себя Барбос тогда? -Могли бы вы ожидать от него такой поступок? -А как поступила Жулька? Можно ли считать ее поступок героическим? -Ребята, найдите в тексте причину смерти Жульки и прочитайте. -Правильно, молодцы, ребята. | Люди испугались. С чувством страха. Он испугался. Нет. Раньше всегда кидался в драку. Жулька кинулась, прогонять собаку. Да Стр 80. Читают. | Ф | Презентация. Учебник. | Фронтальный устный. |
10.Рефлексия учебной деятельности | Метод: словесный. | -Ребята, как вы думаете почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу? -Ребята, а могут ли дружить собаки так же как и люди? - Правильно, вы очень хорошо выразили свои мысли на этот счет. - Ребята, ваше домашнее задание это пересказ этого рассказа. -Урок окончен, досвидания. | Потому что животные живут с нами и мы несем за них ответственность, так же они испытывают такие чувства, как и мы. Да | Ф | Презентация. | Фронтальный устный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.
На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....
Опыт прочтения Евгения Онегина
Методическое пособие Опыт прочтения Евгения Онегина...
"Так говорил Эзоп..." (Опыт типологического прочтения басни в школе)
В статье предлагается изучение басни Эзопа в средней школе с использованием типологического подхода. Методика рассмотрения эзоповской басни вписана в общую систему работы по формированию у школников п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-215818-1362684520.jpg)
Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению
Идея Президента России В. В. Путина – сформировать национальный список книг, которые должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы, является, безусловно, продуктивной. Этот список до...
Мягкая игрушка "Собака Жулька"
Методическая разработка изготовления мягкой игрушки "Собака Жулька". Возраст учащихся - 2-4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/11/picture-1468903-1681174466.jpg)
Разработка урока по литературному чтению 2 класс "Барбос и Жулька" А.И.Куприна
План-конспект урока по литературному чтению...