Опыт прочтения Евгения Онегина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Методическое пособие Опыт прочтения Евгения Онегина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 

Малышева О.М.

Вслед за автором: опыт прочтения романа в стихах А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»

Методические рекомендации

Бийск 2009

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - одно из самых удивительных произведений мировой литературы, показывающее такую картину мира, подобного которому больше не увидеть нигде.

Творческая биография Пушкина с символической чёткостью делится на три равных этапа - на три семилетия:

Раннее - 1816-1823,

Зрелое - 1823-1830,

Позднее - 1830-1837.

На первом этапе, в своём раннем семилетии, молодой Пушкин больше оглядывается вокруг, чем всматривается в себя. В поисках «своей» темы он вживается в окружающий мир, где переплетаются силовые линии, исходившие из таких источников, как эпоха Просвещения, культ Наполеона, революционные европейские и национально-освободительные движения, Байрон и романтизм, общественный подъём, вызванный Отечественной войной 1812 года, нарождающийся и крепнущий декабризм. Впрочем, в «примерке» на себя «чужих» картин мира, общением с «чужими» идеями уже виделось то, что было свойственно только Пушкину, даже в молодые годы, в стихотворении 1812 года «Чужое» он подвергал проверке, испытанию, экзамену, и рано или поздно оно не выдерживало этого экзамена: так «Свободы сеятель пустынной» трещину даёт идеология декабризма, а в 1824 году в «Цыганах» развенчивается романтическая концепция человека.

С течением времени всё более складывается несоизмеримость «чужих» представлений о мире с масштабом дара и творческой личности Пушкина. Для него возникает необходимость оставить в стороне опробованные, готовые представления и обрести свою картину мира. А художественная интуиция подсказывает ему, что путь к обретению целостного образа мира лежит через труд самопознания и самосовершенствования. Другими словами, необходимо было понять: кто есть я? Где моё место в мире? Какие взаимоотношения между мной и миром? На исходе первого семилетия характер творческого поведения Пушкина начинает заметно меняться.

Рубеж между первым и вторым семилетиями приходится на 1823год. Это год духовного кризиса. Поэт испытывает мучительное, драматическое ощущение относительности, непрочности, в конечном счёте, непригодности усвоенных извне авторитетных картин мира, ощущение ускользания точек опоры, угрозы внутреннего хаоса. В результате такой переоценки взгляд поэта стал перемещаться. Не внешний мир, а тайна собственного «Я» - вот что стало главным. И тогда началось стремительное расширение духовного кругозора. Совершилось самое главное: был верно поставлен основной вопрос, определена главная проблема - проблема человека и его места в мире.

Значение  этого  события  состоит  в  том,  что  пушкинское творчество начинает наполняться содержанием,  которое было основным для древнерусской литературы. По определению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни». Буквально то же можно сказать о зрелом пушкинском творчестве. Зрелое пушкинское семилетие совпадает с семилетним периодом работы над «Евгением Онегиным»: 1823год - выход первой главы ,1830-восьмой.

Можно сказать, что роман в стихах есть развёрнутая запись центрального  этапа  пушкинского  творчества,  его  дневник, поэтический  оттиск  его  внутреннего  содержания.  Зрелое семилетие Пушкина - это в полном смысле слова «онегинское» семилетие.  

«Евгений  Онегин»  занимает  особое  положение  в мировой литературе. Вряд ли существует произведение, которое устремлялось бы к проблеме общечеловеческого всемирного бытия, проблем человека и при этом сохраняло бы такое мощное исповедальное, лирическое напряжение, было бы полно обаяния живого и личного, человеческого в каждой строке.

Перед началом изучения произведения можно предложить учащимся ответить на вопросы:

1. Какова жанровая природа романа в стихах?

2. Что является идейно-художественным центром романа и лирического стихотворения: сюжет с перипетиями судеб героев, душевная и духовная жизнь самого автора?

3. Прокомментируйте смысл эпиграфа, сочинённого А.С.Пушкиным и написанного на принятом в светском обществе французском языке.

4. В чём автор видит композиционную специфику своего романа – «собранье пёстрых глав»?

5. Что важнее для «большого стихотворения»: «ума холодные наблюдения» или «сердца горестные заметы»?

Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в своё создание, как упорно и тщательно, заменяя помногу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного  поэтического  выражения своей мысли и чувства,  как не раз менял он в процессе  работы и план  своего  романа,  и  отдельные  его подробности. Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе.

Неудивительно, что, окончив «Евгения Онегина», поэт наряду с чувством гордости от совершенного им подвига - создание первого русского реалистического романа - испытывал грусть, скучая по привычному, многолетнему занятию и чувствуя себя без него неуютно. Об этом он говорит в небольшом стихотворении, носившем выразительное заглавие «Труд»:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

В пору работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал П.А.Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». В чём же разница? И почему роман «Евгений Онегин» Пушкин и в самом деле пишет в стихах? Ведь он писал и прозу (она занимает значительное место в его творчестве). Какой же особый смысл в «романе в стихах»?

Нам может помочь следующее высказывание автора. В 1825 году в предисловии к первому изданию первой главы он предупреждал: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено». Итак, роман назван стихотворением, а стихотворение - это лирическое произведение, изображающее внутренний мир автора, его состояние, настроение, происходящие в нём духовные процессы. Главным героем стихотворения является сам автор. Значит, назвав свой роман «стихотворением», Пушкин сразу указал на главного героя - автора.

Но ведь роман назван «Евгений Онегин». И речь в нём пойдет об Онегине, Ленском, Татьяне, о событиях, происходящих с ними, об их судьбах, т.е. будет изображаться объективное бытие, бытие, независимое от автора, существующее вне него. И тогда это эпическое произведение - роман. Как же связаны роман и стихотворение? Да, действительно, роман повествует о других героях, не зависимых от автора. Но это их кажущаяся независимость. Герои, их жизнь, их взаимоотношения, их судьбы служат для полноты самораскрытия автора как человека, как личности; раскрывают высоту и трудность его авторской позиции, его новый взгляд на жизнь, на себя - его новый идеал - идеал свободы от собственных страстей, привычек. В форме «лирических отступлений» Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Сюжет «Евгения Онегина» очень прост: Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Над глубокими причинами этих ошибок и заставляет Пушкин размышлять нас, читателей. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень чёткой, строгой композиционной схеме. Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны. На эту простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

Так какие же они, главные герои романа?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту.

Глава I. Предлагаем учащимся перечитать I главу:

1. О ком идёт речь: о конкретном человеке Евгении Онегине или о «молодом повесе» вообще?

2. С помощью цитат или косвенной речью опишите образ жизни молодого столичного жителя: внешний вид, воспитание, образование, времяпрепровождение, круг интересов и т.д.

3. Выпишите наиболее важные цитаты, обнажающие двойственное отношение автора к своему герою. Что автор принимает, отметьте моменты наиболее тесных контактов, что автор с горечью отвергает.

4. Что за недуг постиг героя «в цвете лучших лет»: «но был ли счастлив мой Евгений»? (Ответ можно найти также в стихотворении Пушкина «Демон», написанном в том же, 1823 году)

5. Случайно ли то, что именно в период острой хандры Онегина сближаются автор и его герой?

6. К каким жизненным выводам приходит автор на момент конца первой главы?

7. К каким жизненным выводам приходит Онегин?

С молодым помещиком Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе романа: здесь рассказывается о его воспитании и образовании, описывается один из его дней, сообщается о смерти дяди Онегина и переезде того в деревню. Воспитание и образование героя довольно безличное, такое же, как у всех в его среде, направленное на создание внешнего облика и лишенное внутреннего содержания и смысла.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь ,-

говорит автор. И в результате ему хватает несколько фраз, чтобы «перечислить» все знания, умения, таланты Онегина:

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И, наконец, увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо;

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей....

День Онегина - это один из бесконечных дней его жизни, состоящих из одних и тех же событий: прогулок на бульваре, обедов в ресторане, театров, балов. Из этих дней складывается «однообразная и пёстрая» жизнь.

Строго говоря, событий в романном понимании в первой главе нет. Там с героем ничего не происходит. Но не забудем, что это «стихотворение». А в стихотворении, в лирическом произведении, мысль воплощается не в событиях поэтики: в композиции, перекличке мотивов, ритме, рифме, интонации. Вот и посмотрим на первую главу через особенности поэтики.

Если мы вновь перечитаем строки, рассказывающие о талантах, знаниях и умениях Онегина, о том, как проходил его день, то непременно услышим особую авторскую интонацию - интонацию перечисления. Это самый заметный элемент поэтики. Перечисляется всё: знания, умения, способы обольщения, занятия, блюда, предметы роскоши. Создаётся впечатление, что мы читаем одно большое предложение с однородными членами. Чего же добивается автор таким приёмом?

Однородные члены равнозначны, равноценны в предложении. Так и здесь: перечисление делает всё абсолютно равнозначным, одинаковым по ценности, однообразным. Науки для Онегина играют ту же роль, что и ресторанные блюда, а театр то же, что и туалетные принадлежности. Блюда в ресторане предназначены для еды, пилочки, ножницы, щётки используют для туалета. Поставленные в один ряд с науками, театром, любовью, они всё делают предметами потребления. Онегин потребляет окружающий мир, пользуется им.

Такое отношение к миру и определило особенность образа Онегина в первой главе. Герой почти лишён личных черт, он очерчен так внешне, что похож не на живого человека, а на литературное обобщение. Его внутренний мир, жизнь его души, его чувства, мысли - всё это нам неизвестно. Правда, автор пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Не подражательная странность

И резкий, охлаждённый ум.

Но все эти черты, которые нравились автору, не показаны, о них только сказано. Мы можем либо верить, либо не верить автору на слово: мы видим только то, что нам показано. Показан же нам не Онегин как личность, как внутренний человек, а образ жизни Онегина.

Перечитаем 10,11 строфы. В них каждая строка содержит психологические антонимы :

... Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным.

Противоположные состояния запечатлены в одной строке, как сменяющие одно другое. Но состояние не может меняться мгновенно. Значит, это не настоящее, это маска, театр, «как будто». Это впечатление усиливается словами «лицемерить», «казаться», «являться», «послушною слезой». Вновь внутренний мир заменен внешним. Нам неизвестно, что герой чувствует, о чём думает. Нам виден только его маскарадный костюм.

Описание онегинского  дня  пронизывает одна странная рифма:

брегет

обед

лет

цвет

кабинет

котлет

одет

балет и т.д.

Так же, как перечислительная интонация, эта рифма создаёт ощущение однообразия, повторяемости, замкнутости… Мёртвый механизм управляет всею жизнью героя:

Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова...

Жизнь превращается в ряд механических движений, движется по замкнутому кругу.

Человек, живущий такой мёртвой жизнью, и вокруг себя всё делает мёртвым (строфы ХХ-ХХII). Онегин входит в театр и - убивает красоту. Всё превращается в разрозненные маски, шум, скачки. Внешне жизнь Онегина стремительна. Она вся - погоня за развлечениями,, за наслаждениями: «помчался», «полетел», «стремглав», «поскакал», «взлетел».

Но, в сущности, она замкнула и мертва, так как погоня за наслаждениями ведёт в тупик. Не случайно сразу после слов: «Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова», - начинает развиваться тема хандры.

Для такого образа жизни характерно стремление взять от жизни все; уныние при невозможности этого, разочарование в жизни, бунт против несовершенства мира и людей:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Человек, воспитанный в традициях такого миропонимания, озабочен тем, чтобы как можно полнее осуществить свои «права». Этот человек «и жить торопится, и чувствовать спешит». Подобный образ жизни, делающий человека безликим, и есть предмет особого внимания автора. И это не случайно, так как эта пелена, этот образ жизни грозил обезличить и самого Пушкина, когда тот после Лицея окунулся в светскую жизнь. Об этом писал П.Анненков: «С неутомимой жаждой наслаждения бросился молодой Пушкин на удовольствия столичной жизни. С самых ранних пор заметно в нем было постоянное усилие ничем не отличаться от окружающих людей и идти рядом с ними. Запас страстей, еще не растраченных и не успокоившихся от годов, должен был, разумеется, увлечь его за общим потоком. Господствующий тон в обществе тоже совпадал с его наклонностями... беззаботная растрата ума, времени и жизни на знакомства, похождения и связи всех родов, - вот что составляло основной характер жизни Пушкина и многих его современников. Он был в это время по плечу каждому - вот почему до сих пор можно еще встретить людей, которые сами себя называют друзьями Пушкина, отыскивая права на это звание в общих забавах и рассеянности эпохи... Жизнь шла своим чередом и по заведенному порядку».

Подобный образ жизни и дан автором герою. Здесь их близость. Но близость эта в прошлом:

С ним подружился я в то время.

В чем же была близость?

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердцах жар угас.

И лирический сюжет основан на том, что автор изменился по отношению к онегинскому, а значит, и к своему образу жизни. Изменилось авторское миросозерцание. Автору герой нравится. Есть в нем что-то, что говорит о возможности будущего возрождения. Ведь огромное множество людей, ведя онегинский образ жизни, никогда не помышляли его изменить. Но с другой стороны, этот недуг очень опасен и для самого человека и для окружающих его.

Как знать, сколько бы еще длилась такая жизнь Онегина, как:

Вдруг получил он, в самом деле

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постели

И с ним проститься был бы рад.

Прочтя печальное посланье,

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал...

Но, прилетев в деревню дяди,

Его нашел уж на столе...

И вновь мы видим не саму жизнь, а образ жизни Онегина в деревне. У него есть полная возможность повторить дядину жизнь. Он, казалось бы, даже готов к этому.

Но не зря же Онегин «приятель» автора. Не зря автор видел в нем  «мечтам  невольную  преданность,   не  подражательную странность и резкий,  охлажденный ум».  Он делает то,  что делали в своих имениях будущие декабристы: облегчил положение крепостных.

И все же он сделал это по-своему, по-онегински: «чтоб только время проводить». Благородный поступок Онегина естественен для порядочного человека, но бессознателен для него, кроме того, в нем явно слышится эгоистический оттенок.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как правильно назвал Онегина в своей статье о пушкинском романе великий критик Велинский, - «страдающий эгоист». Онегин, видимо, понимает, что одним из главных источников его тоски, «хандры» является отсутствие труда, какой бы то ни было деятельности общественного характера. Он не станет служить ни офицером, ни чиновником, потому что понимает (или чувствует), что это значило бы активно поддерживать тот строй, несправедливости которого и являются конечной причиной его тоски и разочарования. Впрочем, он сделал, что мог, сразу же, как только стал владельцем этого богатого имения, - он освободил крестьян от тяжелой работы на помещичьих полях и перевел их на легкий оброк -

И раб судьбу благословил.

Но даже такой поступок принес свои плоды. Онегин мгновенно оказался в атмосфере вражды и злословия:

... Все дружбу прекратили с ним.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он к дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с.»

Глава II. Перечитайте главу и выполните задания:

1. Прокомментируйте смысл эпиграфа. Как соотносятся частное и общее?

2. Какая жизнь – городская или деревенская – близка автору? Обоснуйте ответ. Какие строки говорят о сердечной привязанности автора к деревне?

3. В каком мире – городском, деревенском – категории «время - вечность» почти совпадают, а где «жизни мышья беготня» не допускает мысли о вечности?

4. К какой теме лирики Пушкина примыкает вторая глава?

5. Для деревенской жизни кто «свой», а кто «чужой» из героев романа – Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна?

6. Типичные черты какого героя видны в Ленском?

7. Какие новые черты открывает нам в главном герое его дружба с Ленским?

8. Что объединяет героев, что разъединяет их, что становится предметом споров, близко ли это автору?

9. Чем Татьяна Ларина покоряет сердце автора, какие черты характера героини сближают её с Машей Мироновой («Капитанская дочка»)?

Во второй главе на сцене появляется Ленский, и мы знакомимся еще с одним типом русского молодого человека пушкинской поры.

С образом Ленского в роман входит тема романтизма (гл.2, строфы 6 - 10). Печаль, слезы, тоска, разочарование, в то же время восторженное отношение к любви и дружбе, «вольнолюбивые мечты». Это излюбленные темы и мотивы поэтов-романтиков.

К своему новому герою автор относится тоже двойственно, противоречиво. С Ленским в повествование входит нежная мелодия: милый, душа, любовь, лаской, лелеяла. Это - любовно-ласковое, сочувственное отношение автора к своей молодости, которую он видит сейчас в Ленском, к пылкости, доверчивости, надеждам юности, к чистым чувствам.

А в словах:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто и туману даль... –

Это мир Татьяны: уединение, тишина, думы, бездействие, покой. Автор говорит прямо: «Играть и прыгать не хотела», «Её изнеженные пальцы не знали игл», «Она в горелки не играла». Это внешне неподвижный образ жизни, но внешняя неподвижность оказывается обязательным условием существования «внутреннего», личностного человека.

Вспомним Онегина. Внешне стремительная, деятельная жизнь привела к внутренней неподвижности, омертвлению и опустошению.

Значит, противопоставленная Онегину, Татьяна сопоставлена с автором.

То, что автор приобрёл в результате духовного кризиса, Татьяне было свойственно с раннего детства.

Удивительно, что этот феномен вырос в обыкновенной, мещанской, обывательской семье, в семье мелкопоместных дворян, необразованных, малокультурных, ведущих скучный, размеренный, но главное, внешний образ жизни, не освящённый духовным трудом, книгой, творчеством.

Рассказ о семье Татьяны ироничен и в то же время грустен. В сущности, это добрые люди, отец - очаковский герой. Куда же всё ушло?

Автору страшно за свою героиню. Он предсказывает трагический конец:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая...

Глава III. Внимательно перечитайте главу:

1. Кто из героев находится в центре повествования?

2. С кем сравнивает Онегин Татьяну, согласны ли вы с таким сравнением?

3. На чьей стороне автор – героя или героини? Обоснуйте ответ.

4. Проследите по 17 – 21 строфам, прислушивается ли Татьяна, впервые испытавшая любовь, к словам няни, которая рассказывает ей о патриархальных отношениях к любви и браку, или идёт своим путём.

5. Докажите текстом романа, что и няня, и Татьяна воспринимают влюблённость Татьяны как болезнь, как «горесть».

6. Письмо Татьяны к Онегину. Чем отличаются 1, 2 и заключительная строфы письма от центральной части? Как меняется интонация Татьяны? В чём черпает героиня уверенность в правоте своих слов?

7. Какие строчки письма свидетельствуют о том, что любовь для Татьяны – единственная, которую она ждала всю жизнь, и обратной дороги нет?

8. Письмом к Онегину судьба Татьяны решена окончательно или возможны какие-то отступления, изменения?

9. Какова роль «Песни девушек», которая прерывает испуганное ожидание Татьяны? Связана она как-то с состоянием героини или нет?

Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так разительно не похожего на всех знакомых ей молодых людей, провинциальных помещиков или офицеров, Татьяна, по своей крайней неопытности и непоколебимой вере в истину того, что она вычитала в романах, сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него, как героиня её любимых книг; появление Онегина пробудило страсти, жившие в душе: «Душа ждала... кого-нибудь, и дождалась...»

Уходит тишина, задумчивость, неподвижная созерцательность. Душу охватывают страсти: жар, тоска, духота. Душа отравлена ядом желаний. Душа заболевает:

«Ах, няня,        няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать,        я рыдать готова!»

Как мы видим, мир Татьяны начинает сближаться с миром Онегина. Но неужели это можно сравнить? Ведь страсти Татьяны - от сердца, от чувства; не случайно: «легкомыслие страстей». Онегин же знает «науку страсти нежной». Страсти могут быть высокими и низкими, но это страсти. И они таят в себе великую опасность.

Татьяна, обуреваемая страстями, переходит в то состояние, в котором находится Онегин, в котором находился до кризиса автор.

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь (строфа XV) .

И в необдуманном письме

Любовь невинной девы дышит (строфа XXI).

Кто ей внушил умильный вздор,

Безумный сердца разговор (строфа XXXI).

Рассудок мой изнемогает (письмо).

Вот она эта опасность. Пушкин знает: страсти соприкосновенности с реальностью влекут к безумию. Безумие - это утрата ясности («темный ум»), потеря ориентиров и того, что Пушкин называет «правдой». И еще он знает: безумие соблазнительно; в него тянет броситься, ринуться, рухнуть: «Вдруг мысль в уме ее родилась».

Но безумие соблазнительно еще и потому, что чувства, ведущие к нему, все равно прекрасны. Охваченная страстью, Татьяна мучается сомнениями, она не понимает Онегина:

Кто ты, мой ангел ли хранитель

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши...

Но в самой ее страсти нет лжи. Ее сердце «горит и любит оттого, что не любить оно не может». Для нее любовь - тайна и чудо. И начало любви для нее - в Боге.

И все-таки Татьяну ждет беда. Она все глубже погружается в мир Онегина. Вот почему она решается написать и послать Онегину свое наивно-трогательное  любовное поэтическое признание. Она не сомневается в том, что и Онегин должен ее полюбить, и поэтому каждый день с утра ждет его приезда:

Но день протек, и нет ответа.

Другой настал: все нет, как нет.

Бледна как тень, с утра одета,

Татьяна ждет: когда ж ответ?

Глава IV. Внимательно перечитайте начало главы:

1. Как вы думаете, о чём 1 – 6 строфы, которые Пушкин сознательно опускает, обобщая свои размышления в 7 строфе?

2. Глава начинается развитием романного сюжета или лирического? 7 – 8 строфы – перед нами мысли только Онегина или это привычная циничная мораль времени?

3. Каково авторское отношение к такой морали?

4. Что, по мнению автора, делает с человеком подобное отношение к любви?

5. В чём заключается «души прямое благородство» Онегина по отношению к Татьяне (11 – 17 строфы)?

6. Почему Онегин отказывается от Татьяны: не любит, понимает собственную несостоятельность перед её чувством, боится связать себя узами брака?

7. В адрес кого направлена авторская ирония в 18 – 22 строфах?

8. Найдите строки, в которых прорывается «великая скорбь» Пушкина оттого, что «не сбылось».

Признание Татьяны, дышавшее такой любовью, такой искренностью, не было услышано охладевшим сердцем Онегина. А ведь он сразу понял незаурядность Татьяны. Вспомним, как впервые возвращаясь от Лариных, он спросил Ленского: «Скажи, которая Татьяна?», а затем: «Неужто ты влюблен в меньшую... Я выбрал бы другую». Но Онегин не был способен ответить на письмо Татьяны: еще в юности научился он «науке страсти нежной». Это опустошило душу, разрушило веру в людей, в живое чувство.

Суровое, резкое объяснение Онегина, его обидно-пренебрежительное отношение к ее любви является для Татьяны полной неожиданностью. Онегин оказывается вовсе не похожим на того, каким она воображала себе своего героя по прочитанным романам. Каким же человеком представляется нам Онегин в своей проповеди?

Сопоставим строки из письма Татьяны и проповеди Онегина:

Татьяна

Онегин

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз в деревне нашей видеть Вас, чтоб только слышать Ваши речи, Вам слово молвить, а  

Потом

Всё думать, думать об

Одном и день, и ночь до

Новой встречи.

Другой! Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом,

супругом

Приятный жребий повелел...

То, верно б, кроме Вас одной

Невесты не искал иной.

Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева

Мечтами лёгкие мечты;

Как деревце свои листы

Меняет с каждою весною.

Речь Онегина с поразительной силой раскрывает его нравственную глухоту. Татьяна пишет о любви - Онегин говорит о женитьбе. Для Татьяны он избранник на всю жизнь - Онегин говорит о постоянной сменяемости чувств, «лёгкой мечте». Перед Онегиным раскрывается доверчивое сердце - а он по-прежнему занят собой и разыгрывает строгого моралиста. Мимо чуда любви он проходит с лёгким сердцем. Отделывается от незаслуженного дара, посланного ему Богом, словами о скуке брачной жизни. На слова любви, которыми природа, красота, зовут к себе, он умеет ответить только практическим советом:

Учитесь властвовать собою,

Не всякий Вас, как я, поймёт;

К беде неопытность ведёт.

Как же отнесся автор к проповеди Онегина?

Речь героя заканчивается коротким авторским комментарием: «Так проповедовал Евгений».

Проповедь - речь назидательного характера, нравоучение, назидание, наставление. И автор произносит это слово иронически. В проповеди проповедующий всегда умнее, старше, опытнее того, кому проповедуют. Таким сейчас и чувствует себя Онегин. Без сомнения, он поступил благородно с неопытной девушкой, хотя его человеческих чувств никто не щадил - это и сам автор признаёт.

Но Онегин сейчас не понимает, в какую страшную беду он сам себя завлёк в то время, когда он пытался не допустить беды для Татьяны. Невозможно разделить его вину и его беду. Он бессилен любить, он своими руками погубил выпавшее ему счастье. Поймёт он это только через несколько лет.

Картина свидания Онегина и Татьяны наполняет автора такой горечью, что он разражается длинными монологами, где с сарказмом утверждает, что любить в этом мире некого, верить некому, а потому - самое безопасное и благоразумное, конечно, любить самого себя, но:

Жалок тот, кто всё предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит.

Чьё сердце опыт остудил

И забываться запретил.

Онегин не назван. Но эти последние слова - об Онегине. И впервые автор говорит о герое страшное слово: «жалок».

Но Татьяна не перестает любить Онегина, тем более что в своей «исповеди» он все-таки оставил ей какую-то надежду на возможность счастья:

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Глава V. Какое событие находится в центре главы?

1. Почему Пушкин так настойчиво отсылает нас к известной балладе Жуковского?

2. Как прочитывается сон Татьяны по отношению к дальнейшим событиям романа?

Глава VI. Как Пушкин отвечает на вопрос:

1. Почему Онегин, «не уважая сердца» в «бесчестном» Зарецком, тем не менее, мгновенно соглашается на дуэль? Что означает «тайный суд»? К каким выводам подводит он героя?

2. Каково авторское отношение к герою?

3. «Дуэль – приняв букву, мы расширили способность к дурным поступкам», - писал Достоевский Ф.М. Разделяет ли Пушкин точку зрения писателя Достоевского?

4. Кто или что единственно могло бы сплотить друзей, что могло бы противостоять условной морали?

5. Какой вариант судьбы Ленского вам кажется более правдоподобным?

6. Берёт ли автор на себя часть вины своего героя?

Чем дальше, тем больше Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Ее любимые романы уже не помогают ей. В день именин Татьяны Онегин неожиданно приезжает к Лариным. Молча поздравляя Татьяну, он смотрит на нее с нежностью. Этот молчаливый взгляд «сердце Тани оживил»... Но Онегин тут же начинает нарочно, на глазах у всех ухаживать за Ольгой, он танцует только с ней, он говорит ей на ухо любезности... Все это приводит Татьяну в полное недоумение. Когда взбешенный Ленский уехал домой, а затем уехал и Онегин, все же остальные гости улеглись спать, -

Одна, печальна...

Татьяна бедная не спит...

... Его нежданным появленьем,

Мгновенной нежностью очей

И странным с Ольгой поведеньем

До глубины души своей

Она проникнута; не может

Никак понять его; тревожит

Ее ревнивая тоска,

Как будто хладная рука

Ей сердце жмет, как будто бездна

Пред ней чернеет и шумит...

А через два дня она с ужасом узнает еще об одном страшном и непонятном для нее поступке Онегина - об убийстве им на дуэли жениха ее сестры... Вскоре Онегин и вовсе уезжает из деревни. Татьяна знает, что:

Она его не будет видеть;

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего...

Но она продолжает его любить.

Глава VII. Сопоставьте 1 – 11 строфы с элегией В.А.Жуковского «Сельское кладбище». Совпадают ли выводы Пушкина с выводами Жуковского?

1. Что открывает для себя Татьяна, читая книги с онегинскими пометками? Меняется ли её отношение к Онегину?

2. Почему именно теперь, после знакомства с библиотекой Онегина, Татьяна отправляется в свой путь?

3. Татьяна прощается или просит прощения?

4. Почему Татьяна так сопротивляется отъезду в Москву, где ждут её различные развлечения?

5. Какие черты выигрышно выделяют провинциалку Татьяну на фоне столичных барышень?

6. С чем поздравляет героиню автор? Почему он так поспешно покидает Татьяну, «направляя свой путь в сторону»?

Здесь происходит поворотное в судьбе Татьяны событие. Вечер, который привел её в дом Онегина,  полон  тихого умиротворения.  Это  отлетание  дня, растворение его, прощание. К дому Онегина приводит Татьяну луна. Борьба смущения и желания «взглянуть на дом, на этот сад», заканчиваются победой любви. Все здесь умиляет Татьяну, живит ее душу, наполняет ее «полумучительной отрадой».

Зайдя в опустелый дом Онегина, Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал, и сразу набрасывается на них. Ведь она привыкла по книгам узнавать о жизни. Те романы, которые она знала, её жестоко обманули. Может быть, в этих незнакомых для неё книгах она найдет объяснение того, что она не может понять в Онегине, в его чувствах, в поступках. Она ищет в них Онегина, и ее завораживает не мысль, выраженная его романом, а отношение Онегина к этой мысли, чем он был поражен, «в чем молча соглашался он»:

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

Что же дало ей это чтение?

Оно дало возможность понять то, что раньше она только интуитивно чувствовала: Онегин живет не своей жизнью, он «призрак», «подражанье», «москвич в гарольдовом плаще». Татьяна поняла, что многое в Онегине не является его сутью, особенностями его личности, а принадлежит веку, времени.

Чему и кому подражает Онегин?

Перечитаем строфу 22. Предмет подражания - современный человек:

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданный безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Но почему же Татьяна думает, что Онегин - подражанье, а не тот самый «современный человек», портрет которого изображен в романе?

Она любит его, а тот , романный герой, её не увлек. Она осталась равнодушной к содержанию его книг, ей нужна была только разгадка его души. Она чувствует другого Онегина, того, кому она писала письмо, того, кого она видела во сне, кто «украдкою» смотрел в дверь, окруженный «адскими привидениями».

Поняв, что «онегинское» - есть «подражанье», «призрак», «пародия», Татьяна тем самым угадала, что Онегин и «онегинское» не одно и то же; угадала, что Онегин живет не свою жизнь, что у него другая, высокая сущность, заслоненная и искаженная «онегинским».

Что  же  произошло  с  чувствами  Татьяны  после  этого прозрения?

Перечитаем строфы XXIV и XXV. Заочная встреча не убила любовь. Героиня лучше узнала своего избранника, была поражена противоречивым сочетанием добра и зла в нем, угадала его одиночество. И именно в это время Татьяну отрывают от ее мира и увозят на «ярмарку невест».

Именно «увозят». Над ней совершается насилие. Оторвать Татьяну от ее мира, - значит, резать по живому, лишать ее свободы, загонять в тюрьму. Так и происходит. Бабушки, тетушки, Лукерья Львовна, Любовь Петровна:

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг, и тот же муж;

А он, все клуба член исправный,

Все так же смирен, так же глух,

И так же ест и пьет за двух.

Этот мир равнодушен к Татьяне. Она здесь не интересна. Правда, «к ней как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел», - и это признание много стоит. Князь Петр Андреевич Вяземский - знаменитый поэт, приятель Пушкина.

Но все московское общество, в том числе и молодые люди, Татьяну не одобрили:

Архивны юноши толпою

На Таню чопорно глядят

И про нее между собою

Неблагосклонно говорят.

И Татьяне здесь невыносимо тяжело. Как будто в высшем московском свете ожили образы ее сна:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

Ей ненавистен этот чужой мир:

Ей душно здесь.,. она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

Мать хочет выдать Татьяну замуж за какого-то важного генерала, князя. Татьяна сначала сопротивляется, но потом соглашается, так как ей, в сущности, все равно, как жить, - счастье для нее уже невозможно.

«Меня слезами заклинаний

Молила мать; -

Рассказывает она позже Онегину:

... для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж».

Глава VIII. Пушкин, предваряя VIII главу шуточным «вступлением», даёт понять, что мы встретимся с изменившимся Онегиным.

1. Можно ли последние строки 1 строфы считать кратким конспектом романа?

2. Кого напоминает Онегин на московском светском рауте?

3. Какой главный вопрос ставит автор в начале последней главы романа и отвечает в конце романа?

4. Какими глазами призывает нас автор посмотреть на героя?

5. Какой принцип вновь повторяется в описании Татьяны (сравните 14 строфу с 25 строфой II главы)?

6. Почему так «долго» (4 строфы!) Онегин узнаёт Татьяну? Что особенно привлекает в Татьяне не только Онегина, но и всех окружающих?

7. Прочитайте «Письмо Онегина к Татьяне», сравните с письмом Татьяны. Что общего, что различного вы видите?

8. Кто из героев проигрывает в силе чувств?

9. Почему Татьяна письмо Онегина восприняла как оскорбление?

10. Почему Татьяна отвергает любовь Онегина? Согласны ли вы с такой трактовкой финала романного сюжета?

11. Как вы думаете, что произойдёт, когда Онегин поднимется с колен?

Татьяна становится важной светской дамой. Все относятся к ней с глубоким почтением. Она строго выполняет свои обязанности жены и хозяйки дома; в ее салоне собираются самые знаменитые люди. Но сама она удовлетворения, радости от этого не получает:

... Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...

А что же Онегин? Что он делает все это время? Пушкин задумал свой роман следующим образом: дать Онегина в исходной ситуации, в петербургском свете, в деревне, в пору его первой встречи с Татьяной. Затем начинается его эволюция. Эволюция, по замыслу Пушкина, должна была пройти через 3 этапа: преступление, познание реальной родины и любовь. В этих испытаниях меняется его прежний облик и воспитывается характер. Разбивается воздействием культуры, цивилизации света, того, что обеспечивало в нем «онегинское». И Онегин движется по пути созревания в нем подлинного человеческого достоинства.

Первое испытание - убийство Ленского, преступление, и этот этап в романе есть.

А вот второй этап - познание реальной родины - дошел до нас только в отрывках, черновиках. Этот этап был результатом его путешествия. Онегину открывается мир иной: уже не замкнутый кружок салонов и кабинетов, а подлинная страна. Пушкин провел через героя исторические воспоминания и политические наблюдения, формирующие человеческую личность. Путешествие по России открывает герою его совершенность, знакомит с традициями борьбы народа за вольность в прошлом.

В печатном тексте все осталось «за кадром». В этом тексте перед нами преображенный своим преступлением и познанием реальной родины герой. Ему предстоит третье испытание. Любовь.

Онегин не мог полюбить Татьяну прежде, в деревне, не потому, что она не могла вызвать его любовь, а потому, что он не был тогда способен к любви. Более того, Онегин и Татьяна, суженые друг другу, и ни будь Онегин так искалечен духовно, он полюбил бы Татьяну с первого взгляда, ведь это чуть не произошло. Но человеческий голос был заглушен в нём заученной и затверженной ролью, которую он сам принял за собственный голос.

И все-таки то, что произошло с ним, не могло пройти бесследно, иначе не был бы он «добрым приятелем» автора.

Вот он снова появляется в Петербургском свете и на страницах романа по прошествии нескольких лет. Каким он стал?

Перечитаем строфу XXI:

Он оставляет раут тесный,

Домой задумчив, едет он,

Мечтой то грустной, то прелестной

Его встревожен поздний сон...

Что с героем? В каком он странном сне?

Он с трепетом к княгине входит...

...Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает...

...С ней речь хотел он завести

И - и не мог...

По всей видимости, Онегин незаметно переходит в мир Татьяны. И любовь его поражает так же, как Татьяну - внезапно.

И это уже не флирт, не «наука страсти нежной», это глубокая возвышенная любовь. Именно эта любовь ведет Онегина от душевной опустошенности к новым вершинам. Каким?

Онегин отрекся от света, заперся и стал читать: философию, публицистику, историю, физиологию. Погрузившись в мир высокой мысли, Онегин должен был обрести новое мировоззрение и приблизиться к тем основам, которые были свойственны Татьяне. В сознании Онегина хотя и смутно, но начинают возникать образы фольклора, народной культуры.

Для Пушкина - это идеал человеческой духовной культуры, который раньше был отдан только Татьяне, а теперь появляется и в духовном мире Онегина.

Есть в восьмой главе еще один эпизод, в котором Пушкин воплотил как бы историю эволюции Онегина, перерождение его в любви к Татьяне. Это письмо героя. Признание в любви.

Когда Татьяна снова встречает Онегина в Петербурге и видит вспыхнувшую в нем любовь к ней, она сначала чувствует себя оскорбленной. Ведь она, исходя из своего нового представления об Онегине, не верит в искренность и силу его чувства, приписывает его ухаживания мелким, эгоистическим расчетам. И только увидев его у себя, «на мертвеца похожего» после тяжелой, чуть не смертельной его болезни, вызванной неразделенной его любовью к ней, увидев:

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор, -

она понимает, как сильно и глубоко чувство Онегина и как жестоко он страдает.

Ее речь, обращенная к Онегину, представляет собой в художественном отношении одну из вершин пушкинского творчества, да, пожалуй, и всей русской литературы. Обвинения, которые она предъявляет Онегину в этой речи, далеко не все справедливы, на мой взгляд. Она напоминает ему «страшный час», когда ей пришлось смиренно выслушивать его высокомерно небрежную, холодную «проповедь» в ответ на ее искреннее, нежное и пылкое письмо. Этих минут она никогда не забудет:

И нынче - боже! - стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь...

В то же время ее упреки в мелкости нынешнего чувства Онегина, в том, что он домогается ее любви из-за «соблазнительной чести» в светском обществе, конечно, глубоко несправедливы. Да она и сама, в сущности, понимает это, и у нее тут же прорывается в речи горькое сознание сделанной ею второй ошибки: она согласилась выйти замуж за генерала:

А счастье было так возможно,

Так близко!... Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно ,

Быть может, поступила я...

Татьяна любит и сейчас Онегина и знает, что он ее любит. Она верит в возможность счастья в соединении с ним. Но, тем не менее, она решительно отказывается от этого счастья и кладет непереходимую грань между собой и Онегиным:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Белинский в своей статье о «Евгении Онегине» видит в этом решении Татьяны результат ее подчинения господствующим в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения». Он иронически восклицает: «Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, именно отдана, а не отдалась».

В данном случае Белинский не прав. Ведь мы знаем из романа, что Татьяна вовсе не была кем-то отдана замуж, принуждена к замужеству. Мы знаем, что она сама решила свою судьбу, сама сознательно пошла замуж.

Главное свойство Татьяны - высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными ее чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай она теперь понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно, страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама.

Это подчинение всех своих действий чувству, чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью - все это составляет основное свойство характера Татьяны.

Своим поступком она показала Онегину, что есть другие ценности, иная жизнь и иная любовь, чем те, к которым привык он, что, стало быть, не всё потеряно и «можно верить мира совершенству».

Что есть человек - игра «природных» стихий, «естественных желаний и потребностей или нечто гораздо большее - нечто «сверхъестественное». Именно эта проблема сейчас поставлена перед Онегиным, и, стало быть, жертва Татьяны была не напрасна, была необходима.

И в этот момент, когда для героя открывается возможность движения, роман останавливается, прекращается.

Как сложится дальнейшая судьба героев, мы не знаем. Но хочется верить, что они всё-таки обретут своё счастье.

Список используемой литературы

1. Азбукин В.Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературоведческих материалов. - М.,1984.

2. Белинский  В.Г.  Статьи  о  Пушкине:  Ст.8  -  «Евгений Онегин». -  М.,1954.

3. Бонди  С.  О  романе  А.С.  Пушкина  «Евгений  Онегин».- М.: Комментарий,1977.

4. Жизнь   Пушкина,   рассказанная   им   самим   и   его современниками: В 2 т. - М.,1987.

5. Коровина В.Я. Поэзия XIX века. - М.,1996.

6. Красухин Г.Г.  Прототипы персонажей А.С.  Пушкина,  а также деятели истории, упомянутые им. - М.,1997.

7. Лихачев Д.С. Он высший критерий для наших душ/Наука и жизнь, 1999, №6.

8. Лотман  Ю.М.  Александр  Сергеевич  Пушкин.  Биография писателя.- Л.,1981.

9. Переписка А.С.Пушкина: В 2т. - М.,1982.

10. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Роман в стихах. - М.,1977.

11. Резяпкина  Н.А.  Большое  стихотворение  (Читаем роман Пушкина «Евгений Онегин»). - Б.,1995.

12. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет.- М.,1990.

13. Федотова О.К. Творческая лаборатория Пушкина/Наука и жизнь, 1999, №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Презентация. "Евгений Онегин". Онегин. Петербургский период. Часть I

Работа по презентации «Евгений Онегин». Онегин. Петербургский период» (Часть I и II) побуждает  ученика  мысленно воссоздать Петербургский период жизни Евгения  Онегина, понять ег...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина.

Повторительно-обобщающий урок. Образ Евгения Онегия в контексте культурной эпохи XIX века....