Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_opyt_prochteniya_povesti_t.kryukovoy_vedma..doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт прочтения повести Т.Крюковой «Ведьма» на уроке литературы.
Журнал «Крылья» в рубрике «Круг чтения» напечатал повесть Т.Крюковой «Ведьма». Очень интересная, не оставляющая равнодушным читателя. Повесть об отношениях юных, вступающих в жизнь людей, пытающихся утвердиться в этой жизни. Но как? Об этом и приглашает поразмышлять нас писательница.
Человеческие отношения. Отношения подростков. Они бывают непростыми. Ведь у вступающих в жизнь идет самоутверждение. Утверждение в этой такой непростой жизни, когда и взрослый-то порой не может разобраться в человеческих отношениях. Не знает, как себя проявить, как поступить в определенном вопросе. У каждого человека есть свои ценности, свой взгляд на жизнь и своё мнение. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.
Бывает в людях качество одно:
Оно дано нам или не дано.
Когда в горячке бьётся пулемёт,
Один лежит, другой бежит вперёд.
И так во всём, и всюду, и всегда –
Когда на плечи свалится беда,
Когда за горло жизнь тебя возьмёт,
Один лежит, другой бежит вперёд. (Ю. Друнина).
Подросток хочет утвердиться в этой жизни. Но как, каким образом найти свое место в жизни? Ведь не секрет ни для кого, что дети сегодня жестки, порой они определяют для себя значимость человека по его наряду, по тому, кто его родители, что есть у него (машина, компьютер). Когда-то мы с упоением читали повесть «Чучело». Она взяла нас за сердце, заставила задуматься о себе, о тех, кто живет рядом с нами. Считаю, что таким же произведением стала повесть Тамары Крюковой «Ведьма». Я со своими девятиклассниками много рассуждала о героях, об отношениях, которые сложились между ними. О многом заставила Т.Крюкова нас задуматься, вспомнить. Вспомнить, всегда ли мы бываем правы к своим сверстникам, что такое любовь к ближнему, к тому, кто с тобой не один год, всегда ли ты бываешь справедлив. Что же главное в человеческих отношениях? Как их построить? И мне вспоминаются слова: «Всё начинается с любви». С любви к самому себе. С любви к ближнему. С любви к живущему рядом. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими делают нас наши действия и поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Основа определения добра и зла находится в нас самих. И мы должны помнить: «лишь чистой совестью хранима живое чудо – доброта». (Л.Татьяничева).
Большое начинается с малого. Жизнь постоянно заставляет человека делать выбор. А мы порой и не замечаем, КАК делаем этот выбор. Можно не заметить, что старушке трудно переходить дорогу; можно сделать вид, что не видишь у мамы в руках тяжёлую сумку, можешь стерпеть, когда в твоём присутствии обижают одноклассницу, можешь спрятаться за чужую спину, прочитать письмо, не тебе адресованное. Позволяя себе маленькую ложь, предательство, грубость, малодушие, мы идём на сделку со своей совестью, разрушаем свою душу. Порой даже не понимая этого.
Начинаю обсуждение повести с зачитывания первого абзаца, где ключевым является словосочетание «новое открытие». На вопрос: «Каким настроением проникнуты эти строки?» - дети отвечают, что настроение радостное, безмятежное. Дорога к новому месту – это всегда радость, тем более что предстоит отдых.
- А почему же должны быть открытия? И должны ли быть? (Да. Должны быть, потому что человек оказывается на новом месте. Новые встречи, новое общение. Происходит познание мира. Значит, происходит и открытие. Самого себя, открытие друзей, открытие тайн человеческого общения).
- Перед вами два портрета. По какому принципу они построены? Каково ваше отношение к этим героиням? «… в холл с достоинством королевы вошла красивая темноволосая девчонка…. Она действительно выделялась: манерой, жестами, посадкой головы. Даже традиционный наряд тинайджеров – обтягивающие джинсы и короткая майка, обнажающая пупок, не делал её похожей на остальных, а лишь подчеркивали идеальную фигуру. В юной незнакомке была не свойственная её возрасту грация взрослой женщины, осознающей свою притягательность. Стрижка каре с пышной челкой до бровей придавала её лицу нечто французское». «Возле окна стояла худенькая белобрысая девочка. Казалось, создавая её, природа экономила краски. Волосы, стянутые на затылке в незатейливый хвостик, были почти бесцветными, а белесые ресницы и брови почти не выделялись на бледном лице. На вид ей было лет двенадцать-тринадцать». (Описания построены на антитезе. Противопоставляется красивость одной и некрасивость другой).
- Как оказались девочки здесь? (Людка ездит сюда третий год. Она «любит потусоваться». А Тоне тетка купила путёвку: «мать очень болеет». Скорее всего, некуда деться девочке, не с кем остаться, вот и оказалась Тоня в лагере. И никто не вспомнил, что девочке нельзя было здесь, потому как она тоже больна).
- Каковы жизненные принципы Люды и Тони? ( Люда уже умеет брать от жизни всё. Она умеет себя поставить. И это для неё главное. А вот Тоня была несмелой, старалась лишний раз никому не попасться на глаза. Она привыкла к ругани матери, она смирилась, что никто её не любит, и жила тихонько.)
- Здесь же в лагере оказывается и Егор. Чем он привлек внимание Людки и её подруг? Тони? ( Егор – видный парень, Людка захотела с ним дружить. А Ирка и Мася никогда и ни в чем не перечили своей подруге. «Между девчонками существовала дружба с терпкой примесью соперничества». Тоня почувствовала то тепло, которое исходило от Егора. Именно тепла ей так не хватало в жизни. «Появление человеческого тепла было для неё в новинку. Она настолько привыкла быть пустым местом, что, впервые почувствовав к себе живой интерес, ей захотелось его удержать»).
- Что вам открыла первая встреча девочек в комнате? Как диалог раскрывает внутреннюю суть их? (Описание этой встречи раскрывает наглое и беспардонное поведение Людкиной троицы. Какой беззащитной предстает Тоня! Но она этой беззащитностью и вызывает уважение, что не опустилась до унизительных разборок. Молча взяв свои вещи, она перешла на другую кровать. Диалог подчеркивает чванливость девочек из Людкиной троицы, заносчивость.)
- Почему в дальнейшем не возникало конфликтной ситуации? Каково авторское отношение в этом описании? (стр.4)( «В отличие от Людки, Тоня совсем не умела сходиться с людьми. Тихая и молчаливая, она обладала удивительным свойством – оставаться неприметной. … Людка с девчонками соседку игнорировали. Не со зла, а потому что у них было чем заняться помимо того, чтобы нянчиться с недотепами. Впрочем, и конфликтов больше не возникало. Тоня им ни в чем не перечила. Видя, что тихоня поняла своё место, Людка великодушно простила ей бунт. Она вообще не держала долго камня за пазухой». Дети почувствовали авторскую иронию относительно Людкиного «великодушия». Мы видим причину бесконфликтного существования в том, что Тоня умеет быть сдержанной, не умеет создавать конфликтные ситуации).
- Как раскрывает суть каждого вылазка за пределы лагеря? (Тоне хорошо: её похвалили, допустили в свой круг, хотя теплоты к ней нет. А она вся в движении, об этом говорят глаголы: «пошла», «сделала», «подождала», «оглядывалась». Она думает о каждом в этой компании. Но случается испытание. Егор поранился. Нужна помощь. А оказать её никто не может и не умеет. Да и не сильно-то хочет. Побледневшая Людка говорит, что не переносит кровь; Мася робко предлагает сходить за медсестрой; помрачневший Витёк замечает, что так они далеко не уйдут. И никто не трогается с места, чтобы оказать помощь Егору. Неожиданно помощь предлагает Тоня. Она промыла рану и остановила кровь. Егор оценил её действия, а Людка проявила свою суть – зло. Она назвала Тоню ведьмой, и эта кличка прилипла к девочке. Егору было неловко перед Тоней за поведение своих товарищей, за их зубоскальство над Тониным даром. Людка поняла суть Тониной души: Тоня выше, чище её. Но признать этого не может. Егору Тоня стала интересна. Он разговаривает с ней, хочет поблагодарить её. А Тоня благодарна ему за это внимание, которого ей так не хватает в жизни. Она хочет его удержать).
- «Егор выспрашивал не из любопытства, а просто, чтобы растормошить эту немногословную девчонку и поддержать разговор. Он не предполагал, какую реакцию вызовет его вопрос. У Тони из глаз покатились слёзы». Почему же заплакала девочка? (Она заплакала, потому что её впервые в жизни слушали. Ею интересовались).
- А что чувствует Егор при виде Тониных слез? (Егор растерялся, ему было жаль девочку. Она была ему непонятна. Непроизвольно он её обнял, чтобы утешить. Она была для него из другого мира).
- Что чувствует Тоня, оставшись одна? ( «Впервые она вынырнула из небытия и ощутила себя не пустым местом и не чьим-то наказанием, а человеком»)
- А что же Людка? (Она видела сцену объяснения между Егором и Тоней. В её душе бушует зло. Ведь она не получает того, чего хотела: безраздельного господства над Егором, покорности и незаметности Тони. «Она привыкла получать все по первому требованию»).
- Какие детали говорят о том, что душа Тони проснулась? (Внимание Егора её словно разбудило; она смотрит на себя другими глазами; впервые в жизни у неё появляется желание взглянуть на себя в зеркало; Егор стал бывать в её думах; она перестала быть невидимкой; она старалась попасться ему на глаза; она всегда ему улыбалась).
- А Егор? Как он ведет себя в ответ на Тонины знаки внимания? (Он слабодушен. Он двулик. С одной стороны, он действует по Людкиной указке; а, с другой стороны – ему жаль Тоню: «Ему стало неловко, как будто он собирался шугануть больную собаку». Тоня, почувствовав внимание Егора, готова платить за это своей преданностью. Тоня мудра. В ответ на назидания Егора она говорит: «Любить душой не грех». Она понимает, что Егор её не полюбит. Она может, обладая даром, сделать приворот. Не по-детски она рассуждает: «Кого любишь, того неволить не станешь. Силком – это не любовь. Надо, чтобы душа отзывалась». Тоня может его «привязать к себе невидимой верёвкой». И Егор это понимает, особенно после того, как она испытала своё умение на нем (когда он запнулся). Он говорит: «Ты потрясная девчонка». На что Тоня отвечает: «Ты иди. Я никогда не сделаю тебе больно». Тоня поняла суть Людки. Она видит, что в Людке нет души. «Красота – это большое испытание», - говорит она. И Людка не выдерживает этого испытания.
- Что заставляет Тоню прочитать дневник Людки ? (Безысходность, тоска, одиночество, желание понять Людку . Такие ответы дают дети. Важно, чтобы ученики увидели суть Людки: её холодность, жестокосердие. Читая Людкин дневник, она не замечает, как приходят соседки. Разразился скандал.
- «Зараженные вирусом злобы, девчонки набросились на Тоню. Та не сопротивлялась. Годы жизни с сумасшедшей матерью отучили её сопротивляться побоям. Она лежала в позе эмбриона, закрыв голову руками, и уже не понимала, то ли кричат девчонки, то ли у неё в висках отдаётся голос матери: «Ведьма! Тварь! Скотина!», - пробудающая дремлющую в глубинах души вину за все несовершенные грехи». Какие чувства вызывает эта сцена? (Дети говорят, что сцена страшна своей жестокостью. Страшно и то, что Тоня побои воспринимает как должное, как обычное. Она даже не пытается сопротивляться. Невольно возникает вопрос: а где же взрослые? Где воспитатель, у которого нет имени, а лишь кличка Нафталин и усеченное отчество Палыч. Словно отсечено все человеческое. Ведь уловили же суть его души дети в лагере! Егору жаль Тоню. Ему хочется ей сказать, что не воровка она, что он ей верит. Но Егор пока не способен на поступок. Он видит, что Людка наблюдает за их разговором, и торопится отделаться от Тони, хотя и ведет её в медпункт).
- Как реагирует на это Людка? (Она в ярости. Случайно узнает о болезни Тони. Тоня – лунатик. Людка узнала тайну. «А знание дает власть», - думает она. Людка – понятливая девчонка. Она знает, что Тоню нельзя спугнуть во время ночного хождения. Она придумывает очередную пакость. Подговорила своих подружек написать в постель Тони, что те и сделали. А Тоня плачет. Ей стыдно. Наверное, что-то шевельнулось в Людке, раз она предлагает помочь замыть матрас. «Тоня с благодарностью посмотрела на Людку. …Все-таки Людка была удивительной девчонкой. С виду она казалась расчетливой и жестокосердной, но в самые неожиданные моменты под оболочкой черствости в ней просыпалась доброта». Так думает Тоня. Но доброты, как мы увидим, в ней не оказалось. Людка всем рассказала о ночном случае. И начались насмешки, перешептывания. Тоне это невыносимо.
- Как Тоня оказалась в горах? Что там было интересного? (Интерес вызывала Пещера Желаний. Кто верит легенде, кто-то – нет. А вот Тоня говорит: «Исполнится!» И все поверили, что желания могут быть исполнены. Тоня решила использовать свой дар. Это почувствовали и окружающие, но каждый в меру своих духовных сил, убеждений. Витек зло иронизирует, Людка предполагает, что её хотят поссорить с Егором, Колобок думает, что Тоня может использовать свой дар, приворожив Егора к себе. А Тоня полна веры, что завтра все будет иначе).
- Как реагируют окружающие, когда ночью увидели на скале Тоню? (Все обмерли. В этом и страх за Тоню, и страх за себя – что будет, если Тоня взберется на вершину? У Людки вспотели подмышки от страха. Все понимают, что нельзя вспугнуть Тоню, нельзя её пробудить ото сна. Но не сделали этого),
- Почему? (Каждый думал о себе, о том, что Тоня поняла их не совсем добрые мысли. Каждый понимал свою нелицеприятную суть и боялся быть разоблаченным и наказанным).
- Но случилось иное. Что же произошло? (Тоня разбилась. Героям повести впервые предстоит сделать анализ своих действий, дать отчет своим словам. «Они впервые в жизни видели смерть так близко. … Смерть была страшна в своей простоте. И ещё она была бесповоротна. В шестнадцать лет, когда бессмертие еще кажется реальным, их внезапно ошеломила возможность её конца». В ошеломляющей тишине ребята читают записку Тони: «Я хочу, чтобы люди любили друг друга». Никто не предполагал такого желания неприметной с виду девочки. И никто, кроме Егора, не знал, как ей не хватало любви, доброты от окружающих людей. Ведь она могла не раскрыть свой дар, и не было бы клички «Ведьма». Но Тоня хочет помочь, она сострадает, она милосердствует. Но окружающим этого не дано понять. Впервые в жизни им предстоит держать ответ. Ответ перед собой за свои действия).
- Прочитаем заключительные строки повести: «… никто не проронил ни слова. Раздавленные и потрясенные, все стояли молча. Им было стыдно смотреть друг другу в глаза. Они знали, сколько бы они ни прожили, им никогда не захочется встретиться и пожать друг другу руки». Так неожиданно наступает прозрение. давшееся такой дорогой ценой.
Автор повести «Ведьма» так сказала: «Каждый из нас рождается с некоей миссией. Каждый из нас может сделать для этого мира что-то хорошее. Наверное, моя миссия – помочь детям стать строителями. Разрушать легче, строить – тяжелее. Хамить, быть злым – легче. Добрым, чутким – тяжелее. Но в результате добро всё равно вознаграждается. Потому что у человека доброго, порядочного, честного будут такие же искренние и преданные друзья».
Безусловно, повесть ошеломила нас. И мне вспоминаются слова Дунаева М.М.: «В том-то и состоит смысл пророческого служения нашей литературы: обогащать нас опытом и знаниями, накопленными предшествующими поколениями; побуждать наше сознание к решению вечных проблем; сопоставлять нашу жизнь с жизнью многих; остерегать от неправедных путей. Пусть же на все вопросы даётся ответ – правильно поставленный вопрос тоже может отразить важный духовный опыт. Обогащение таким опытом и должно стать главной целью нашего обогащения с … литературой». А повесть Т.Крюковой дает нам опыт и знания о том, что может быть, когда человек проявил черствость своей души, когда он не умеет быть добрым. В полной тишине читаю строки Ю. Друниной:
Ощущаю дефицит тепла –
Движут человеками расчёты,
Неужели искренность ушла,
Мёртвым сном уснули донкихоты?
Ощущаю дефицит добра
И одна ли думаю про это?
Ощущаю кожей, как кора,
Недостаток солнечного света.
Ощущаю, как страшна молва.
Но зато приветливое слово
Ощущаю, как в жару листва
Ласку ливня, ливня проливного.
(Ю.Друнина).
Думаю, что этим проливным ливнем станет повесть Т.Крюковой «Ведьма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повесть о доверии и любви. ("Голубая чашка" А.П. Гайдара и читательский опыт учащихся 10 класса. Урок внеклассного чтения).
Долгие годы издатели произведений А.П. Гайдара адресовали повесть "Голубая чашка" детям среднего и даже младшего школьного возраста. Вместе с тем произведение это содержит в...
Урок внеклассного чтения для учащихся 8 класса по книге Т. Крюковой "КостяНика"
Урок усвоения новых знаний,формирования навыков и умений с элементами практикума. Ребята ответят на вопросы викторины, по группам проанализируют основные эпизода и проблемы повести....
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
Урок внеклассного чтения по рассказу Т.Крюковой "Ведьма"
Тематика произведения, актуальность затронутых в рассказе проблем, рассмотренные на уроке вопросы позволяют квалифицировать данный урок как урок – предупреждение. На данном уроке используются...
Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Т.Крюковой "Костяника"
Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Т.Крюковой "Костяника"...
Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.
Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает мыслительную деятельность учащихся....
Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе "За порогом детства" (По повести Т.Крюковой "Ведьма")
Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС по теме "За порогом детства" (Повесть Т.Крюковой "Ведьма")...