Урок
методическая разработка по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 им. Т.Б.Куулар
пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме:
«РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»
Составитель: учитель русского языка и литературы,
Монгуш Светлана Май-ооловна
2022 г.
ТЕМА: «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»
Цели | - проанализировать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор», - формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки, - закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения. - давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся; - воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание к людям, пробудить у учащихся раздумья над таким вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта. |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Форма урока | Урок-размышление |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. Метапредметные: Личностные: воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей. Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем. Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения. |
Методы и формы обучения | Исследовательский метод; индивидуальная, групповая форма, словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Создаёт атмосферу урока с помощью психологической минуткой «Здравствуйте»
| Приветствие. Готовятся к работе. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД :ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия | Создание проблемной ситуации. Учитель показывает большой черный ящик. Думаю, вам хочется спросить, почему я принесла и поставила на стол черный ящик? Скажите, пожалуйста, какие ассоциации(мысли) появляются при виде такого цвета? В какой момент (когда) жизнь человека наполняется черным цветом? (трудности появляются) Напишите на бумаге и положите в ящик, трудности и испытания, которые есть в жизни людей на земле.( безработица, нищета, отсутствие денег, нет дома…) Эти испытания могут быть такими тяжелыми, безвыходными,что даже у самого сильного человека опускаются руки. И вдруг в эту минуту вспыхнул огонек Что означает огонек? И проблемы исчезают. Что произошло? (чудо) Найдите в толковом словаре значение слова(исполнение желаний) Значит, о чем сегодня будем говорить? Какие цели поставим? А в вашей жизни происходили чудеса? - Ребята, дома вы должны были прочитать биографию Куприна. Проверим, насколько вы внимательно прочитали его биографию 1 Сегодня отличный день, чтобы поработать лучше, чем вчера. 2 Куприн родился…году в Таганроге(сидим) 3 Ему было 5 лет, когда потерял отца 4 После службы, выйдя в отставку, поселился в Киев 5 Был отмечен Ломоносовской премии( нет, Пушк.премии) - Хорошо, вижу, хорошо прочитали) А как называется наш рассказ?( Чудесный) А как вы понимаете слово "чудесный"? Для этого выберите синонимы среди слов на стене и составляем кластер(слова вывешены на стене) - А что написано в толковом словаре | Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы. Дети дают примерные ответы. Делают выводы о том, что такое чудо и какой человек может совершить чудо. Работа с толковым словарем. Учащиеся формулируют тему и цели урока. С помощью приема «Take off-touch down» проверяется внимательное чтение учащихся. (взлет-правильно, посадка-неправильно) Составление кластера на тему чудесный(волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный) Работа с толковым словарем (Чудесный - соотн. с сущ. "чудо": 1. связанный с ним; 2. Заключающий в себе чудо, сверхъестественный. 3. Наделенный волшебной силой; чудотворный. 4. Преисполненный чудес. 5. прил. разг.: очень хороший, великолепный, превосходный, отличный; чудный.) | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: Извлечение необходимой информации и ее использование, конструирование предполагаемого текста по названию. Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.
|
3. Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения | Знакомство с героями рассказа - А теперь обратимся к нашему рассказу. С чего он начинается?(Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла). Обратите внимание на значение слова «вымысел». - Как вы понимаете смысл сказанного? Работа с текстом. Использование приема ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН. | Заполняют рабочие листки. Работают с понятием вымысел. 1группа: Чем привлекло внимание мальчиков витрины гастронома? 2 группа: Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки на эти праздничные дни? Почему вы так решили? 3 группа: Как вы думаете, о чем говорилось в письме? Почему швейцар не отдал письмо по назначению? | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
4.Определение экспертов, практическая работа в группах. Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; -проверить свое умение применять полученные знания | Учитель задает вопросы каждой паре. Просмотр фрагмента «Описание жизни и быта Мерцаловых» Описывая улицы и жилище Мерцаловых, автор какой прием использует? Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала? Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, и никто не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации.( тяжелая музыка) Учитель задает вопрос: Как можно помочь семье?( составление кластера) Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена. На фоне этой музыки учитель читает отрывок от слов «Тут было тихо и торжественно» до конца абзаца. - Какой литературный прием вновь использует Куприн? | Парная работа, прием «Clocke Buddis(клок бадс) 1 вопрос: Как передана автором атмосфера праздничного вечера? (доказать примером из текста) 2 вопрос: Найдите в тексте описание комнаты семьи Мерцаловых (После их ответа дать посмотреть видеофрагмент) 3вопрос:Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимали Мерцаловы, чтобы выйти из этого положения? Составляют кластер, опираясь на вопрос учителя. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. | И он уже готов исполнить свое намерение. Какое? И в этой торжественной тишине, в преддверии Рождества, как будто ангел спустился с небес. Кто был этим ангелом? Давайте познакомимся с тем незнакомцем, с которым встретился Мерцалов в зимнем парке ФИЗМИНУТКА Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек. Говоря о докторе, Куприн говорил о реальном человеке, который действительно существовал. Кто это? Что произошло после встречи в парке? - И тут начинаются чудеса! Продолжаем чтение от слов “И точно так же, как недавно…” до слов “Окончив это занятие…” - Итак, какой была жизнь семьи до и после встречи с доктором?(дает ребятам заполнить таблицу) - Это поистине “чудесный” доктор. Из каких слов мы можем сделать вывод, что произошло ЧУДО? (“С этих пор..”) - Почему рассказ называется не просто «Доктор», а «Чудесный доктор»? (Он лечит не только тело, но и душу). - О каком чуде идёт речь в рассказе? Есть ли чудо в рассказе? Почему рассказ Рождественский? В тувинской литературе есть произведение К.Д.Чамыяна «Ханы дазыл»(глубокий корень), где говорится о мальчике Пар-оол, который также оказался в жизненно-трудном положении. И именно в этот трудный момент происходит чудо, учитель помог ему, оказав роль на его дальнейшую судьбу. - Как вы думаете, в наши дни происходит чудо? (рассказ о -травматологе Эргиле Доржуевиче Чадамба,который чудом спас человека. Он рискнул собой, чтобы спасти пациента: пролез под завалы рухнувшего 5 декабря в Ак-Довураке бывшего здания асбестового комбината и прямо там провел операцию) | Работа с текстом. Ребята показывают инсценировку «Встреча с доктором» Сообщение ученика о Н.И.Пирогове. Работа с учебником. Заполняют таблицу. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
Итог урока. | Подведение итога урока | Вместе с учителем подводят урок. | |
7. Рефлексия | Рефлексия Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами: 1. Быть «чудесным доктором» – это значит... 2. Чудо – это... 3. А главное – ... 4. Милосердие я понимаю так... 5. Рассказ заставил меня задуматься... 6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что... 7. Рецепт профессора Пирогова в том, что... 8. Актуальность рассказа заключается в том, что... 9. Я благодарна А. И. Куприну... | Индивидуальная работа Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.
| Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. |
Домашнее задание. | Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. 1) Подготовить сообщение о человеке в истории нашей страны, который снискал славу человека, горячо любившего людей, старавшегося помочь им своим служением
3) Развернутый ответ на вопрос: «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?»
| Выбирают уровень домашнего задания
| 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...