Урок
методическая разработка по литературе (6 класс)

Монгуш Светлана Май-ооловна 2023 год

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskva_urok.docx69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 2 им. Т.Б.Куулар

пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме:

«РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»

C:\Users\1\Desktop\i.jpg

                                                                                                                          Составитель: учитель русского языка и литературы,

                                                                                                                       Монгуш Светлана Май-ооловна

                                                                                            2022 г.

ТЕМА: «РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»

Цели

- проанализировать   рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»,

- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,

- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

  -  давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

   -  воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание к людям, пробудить у учащихся  раздумья над таким вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание,  доброта.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Форма урока

Урок-размышление

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение  теоретико-литературных представлений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Метапредметные:

Личностные: воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения.

Методы и формы обучения

Исследовательский метод; индивидуальная, групповая форма, словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-определить содержательные рамки урока

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку. Создаёт атмосферу урока с помощью психологической минуткой «Здравствуйте»

 

Приветствие. Готовятся к работе. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД :ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

-актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

-зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия

Создание проблемной ситуации.

Учитель показывает большой черный  ящик.

Думаю, вам хочется спросить, почему я принесла и поставила на стол черный ящик? Скажите, пожалуйста,  какие ассоциации(мысли) появляются при виде такого цвета?  В какой момент (когда) жизнь  человека  наполняется черным цветом? (трудности появляются) Напишите на бумаге и положите в ящик, трудности и испытания, которые есть в жизни людей на земле.( безработица, нищета, отсутствие денег, нет дома…) Эти испытания могут быть такими тяжелыми, безвыходными,что даже у самого сильного человека опускаются руки.

И  вдруг в эту минуту вспыхнул огонек

Что означает огонек? И проблемы исчезают. Что произошло? (чудо)

Найдите в толковом словаре значение слова(исполнение желаний) Значит, о чем сегодня будем говорить?

Какие цели поставим?

А в вашей жизни происходили чудеса?

- Ребята, дома вы должны были прочитать биографию Куприна. Проверим, насколько вы внимательно прочитали его биографию

1 Сегодня отличный день, чтобы поработать лучше, чем вчера.

2 Куприн родился…году в Таганроге(сидим)

3 Ему было 5 лет, когда потерял отца

4 После службы, выйдя в отставку, поселился в Киев

5 Был отмечен Ломоносовской премии( нет, Пушк.премии)

- Хорошо, вижу, хорошо прочитали)

А как называется наш рассказ?( Чудесный)

А как вы понимаете слово  "чудесный"? Для этого выберите синонимы  среди слов на стене и составляем кластер(слова вывешены на стене)

 - А что написано в толковом словаре

Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы.

Дети дают примерные ответы. Делают выводы о том,  что такое чудо  и какой человек может совершить чудо.  Работа с толковым словарем.

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

С помощью приема «Take off-touch down» проверяется внимательное чтение учащихся. (взлет-правильно, посадка-неправильно)

Составление кластера на тему чудесный(волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный)

Работа с толковым словарем

(Чудесный - соотн. с сущ. "чудо":  1. связанный с ним; 2. Заключающий в себе чудо, сверхъестественный. 3. Наделенный волшебной силой; чудотворный. 4. Преисполненный чудес. 5. прил. разг.: очень хороший, великолепный, превосходный, отличный; чудный.)

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: Извлечение необходимой информации и ее использование,

конструирование предполагаемого текста по названию.

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

 

3. Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

-организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения

Знакомство с героями рассказа

- А теперь обратимся к нашему рассказу.

С чего он начинается?(Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла). Обратите внимание на значение слова «вымысел». Как вы понимаете смысл сказанного?

Работа с текстом. Использование приема ФИНК-РАЙТ-РАУНД  РОБИН.

Заполняют рабочие листки.

Работают с понятием вымысел.

1группа:

Чем привлекло внимание мальчиков витрины гастронома?

2 группа:

Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки на эти праздничные дни? Почему вы так решили?

3 группа:

Как вы думаете, о чем говорилось в письме? Почему швейцар не отдал письмо по назначению?

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог,

регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

4.Определение экспертов, практическая работа в группах.

Цель:

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

-проверить свое

умение применять полученные знания

Учитель задает вопросы каждой паре.  Просмотр фрагмента «Описание жизни и быта Мерцаловых»

Описывая улицы и жилище Мерцаловых, автор какой прием использует?

Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала?

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, и никто не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации.( тяжелая музыка)

Учитель задает  вопрос: Как можно помочь семье?( составление кластера)

Звучит  «Лунная соната» Л.Бетховена. На фоне этой музыки учитель читает отрывок от слов «Тут было тихо и торжественно» до конца абзаца.

- Какой литературный прием вновь использует Куприн?  

Парная работа, прием «Clocke Buddis(клок бадс)

1 вопрос: Как передана автором атмосфера праздничного вечера? (доказать примером из текста)

2 вопрос: Найдите в тексте описание комнаты семьи Мерцаловых (После их ответа дать посмотреть  видеофрагмент)

3вопрос:Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых?

Какие попытки предпринимали Мерцаловы, чтобы выйти из этого положения?

Составляют кластер, опираясь на вопрос учителя.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных

связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

И он уже готов исполнить свое намерение. Какое?  И в этой торжественной тишине, в преддверии Рождества, как будто ангел спустился с небес. Кто был этим ангелом?

Давайте познакомимся с тем незнакомцем, с которым встретился Мерцалов в зимнем парке

ФИЗМИНУТКА

Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек. Говоря о докторе, Куприн говорил о реальном человеке, который действительно существовал. Кто это?

Что произошло после встречи в парке?

- И тут начинаются чудеса! Продолжаем чтение от слов “И точно так же, как недавно…” до слов “Окончив это занятие…”

- Итак, какой была жизнь семьи до и после встречи с доктором?(дает ребятам заполнить таблицу)

- Это поистине “чудесный” доктор. Из каких слов мы можем сделать вывод, что произошло ЧУДО? (“С этих пор..”)

- Почему рассказ называется не просто «Доктор», а «Чудесный доктор»? (Он лечит не только тело, но и душу).

- О каком чуде идёт речь в рассказе? Есть ли чудо в рассказе?

Почему рассказ Рождественский?

В тувинской литературе есть произведение К.Д.Чамыяна  «Ханы дазыл»(глубокий корень), где говорится о мальчике Пар-оол, который также оказался в жизненно-трудном  положении. И именно в этот трудный момент происходит чудо, учитель  помог ему, оказав роль на его дальнейшую судьбу.

- Как вы думаете, в наши  дни  происходит  чудо? (рассказ о -травматологе Эргиле Доржуевиче Чадамба,который чудом спас человека. Он рискнул собой, чтобы спасти пациента: пролез под завалы рухнувшего 5 декабря в Ак-Довураке бывшего здания асбестового комбината и прямо там провел операцию)

Работа с текстом.

Ребята показывают инсценировку «Встреча с доктором»

Сообщение ученика  о Н.И.Пирогове.

Работа с учебником.

Заполняют таблицу.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Итог урока.

Подведение итога урока

Вместе с учителем подводят урок.

7. Рефлексия

Рефлексия 

Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами:

1. Быть «чудесным доктором» – это значит...

2. Чудо – это...

3. А главное – ...

4. Милосердие я понимаю так...

5. Рассказ заставил меня задуматься...

6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...

7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...

8. Актуальность рассказа заключается в том, что...

9. Я благодарна А. И. Куприну...

Индивидуальная работа

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.

 

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД :систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками,

регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. 

1) Подготовить сообщение о человеке в истории нашей страны, который снискал славу человека, горячо любившего людей, старавшегося помочь им своим служением

  1. 2)Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их

3) Развернутый ответ на вопрос: «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?»

 

Выбирают уровень домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...