Обучающие тесты по литературе
тест по литературе (11 класс)
Обучающие тесты по литературе. Анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучающий тест по литературе | 204.86 КБ |
Обучающий тест по литератур | 19.26 КБ |
Обучающий тест по литератур | 33.5 КБ |
Обучающий тест по литератур | 448.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий тест по отрывку из романа
И. Ильфа и Е.Петрова«12 стульев»
Общая характеристика задачи
Задача построена на основе главы из художественного текста, представляющегособой жанр романа. Чтение таких текстов требует умения выявлять философский подтекст произведения. Сложность работы с подобными текстами заключается в том, что подростки, как правило, выделяют в произведении событийную сторону и не умеют «вычитывать» за событиями авторский замысел, не понимают скрытого в тексте обобщения. В учебных пособиях по литературе для основной школы подобный текст и задания к ним отсутствуют.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• поиск точной информации в художественном тексте;
• работа с деталями;
• сопоставление текстов;
•выявление авторской позиции, выраженной в тексте неявно; • реконструкция авторского замысла;
• реконструкция вопроса;
• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта и знаний из других предметных областей.
Источник:И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. - М., "Правда", 1987.
Рекомендации учителю
Работа с задачей может быть проведена на уроках литературы и внеклассных занятиях по литературе при знакомстве с русской прозой 20 века в 9-11-х классах. Это могут быть первые вводные уроки знакомства с приключенческим жанром, а также с образом эпохи того времени. Поскольку вопросы, которые поднимаются в тексте, волнуют многих наших соотечественников, задача может быть использована на уроках русского языка при подготовке к изложению/сочинению. Время работы с задачей – 2 урока. Работа может выполняться поэтапно: первый урок – работа с главой 5, 2 урок – с полным текстом романа.
Текст задачи
Перед вами глава 5 из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1902-1942),написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. Позже был написан и второй роман - «Золотой телёнок», который рассказывает читателям о дальнейших приключениях главного героя – Остапа Бендера.
Внимательно прочитайте главу 5 и ответьте на вопросы.
Перед тем, как вы приступите к прочтению, предположите по названию, о чем эта глава? Кто главный герой?_______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ГЛАВА V. ВЕЛИКИЙ КОМБИНАТОР
В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
-- Дядя, -- весело кричал он, -- дай десять копеек! Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал:
-- Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Зарвавшийся беспризорный понял всю беспочвенность своих претензий и отстал.
Молодой человек солгал: у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы квартиру отпереть. У него не было даже пальто. В город молодой человек вошел к, зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию. "О баядерка, ти-ри-рим, ти-ри-ра!" -- запел он, подходя к привозному рынку.
Тут для него нашлось много дела. Он втиснулся в шеренгу продавцов, торговавших ка развале, выставил вперед астролябию и серьезным голосом стал кричать:
-- Кому астролябию? Дешево продается астролябия! Для делегаций и женотделов скидка.
Неожиданное предложение долгое время не рождало спроса. Делегации домашних хозяек больше интересовались дефицитными товарами и толпились у мануфактурных палаток. Мимо продавца астролябии уже два раза прошел агент Старгуброзыска. Но так как астролябия ни в какой мере не походила на украденную вчера из канцелярии Маслоцентра пишущую машинку, агент перестал магнетизировать молодого человека глазами и ушел.
К обеду астролябия была продана слесарю за три рубля.
-- Сама меряет,-- сказал молодой человек, передавая астролябию покупателю,-- было бы что мерять.
Освободившись от хитрого инструмента, веселый молодой человек пообедал в столовой "Уголок вкуса" и пошел осматривать город. Он прошел Советскую улицу, вышел на Красноармейскую (бывшая Большая Пушкинская), пересек Кооперативную и снова очутился на Советской. Но это была уже не та Советская, которую он прошел: в городе было две Советских улицы. Немало подивившись этому обстоятельству, молодой человек очутился на улице Ленских событий (бывшей Денисовской). Подле красивого двухэтажного особняка N 28 с вывеской
СССР, РСФСР 2-й ДОМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАРГУБСТРАХА
молодой человек остановился, чтобы прикурить у дворника, который сидел на каменной скамеечке при воротах.
-- А что, отец, -- спросил молодой человек, затянувшись,-- невесты у вас в городе есть?
Старик дворник ничуть не удивился.
-- Кому и кобыла невеста,-- ответил он, охотно ввязываясь в разговор.
-- Больше вопросов не имею,-- быстро проговорил молодой человек. И сейчас же задал новый вопрос:
-- В таком доме да без невест?
-- Наших невест,-- возразил дворник,-- давно на том свете с фонарями ищут. У нас тут государственная богадельня: старухи живут на полном пенсионе.
-- Понимаю. Это которые еще до исторического материализма родились?
-- Уж это верно. Когда родились, тогда и родились.
-- А в этом доме что было до исторического материализма?
-- Когда было?
-- Да тогда, при старом режиме.
-- А, при старом режиме барин мой жил.
-- Буржуй?
-- Сам ты буржуй! Сказано тебе-предводитель дворянства.
-- Пролетарий, значит?
-- Сам ты пролетарий! Сказано тебе-предводитель.
Разговор с умным дворником, слабо разбиравшимся в классовой структуре общества, продолжался бы еще бог знает сколько времени, если бы молодой человек не взялся за дело решительно.
-- Вот что, дедушка,-- молвил он,-- неплохо бы вина выпить.
-- Ну, угости.
На час оба исчезли, а когда вернулись назад, дворник был уже вернейшим другом молодого человека.
-- Так я у тебя переночую,-- говорил новый друг.
-- По мне хоть всю жизнь живи, раз хороший человек.
Добившись так быстро своей цели, гость проворно спустился в дворницкую, снял апельсинные штиблеты и растянулся на скамейке, обдумывая план действий на завтра.
Звали молодого человека Остап Бендер. Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: "Мой папа, -- говорил он, -- был турецко-подданный". Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий. Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу, постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег.
Лежа в теплой до вонючести дворницкой, Остап Бендер отшлифовывал в мыслях два возможных варианта своей карьеры.
Можно было сделаться многоженцем и спокойно переезжать из города в город, таская за собой новый чемодан с захваченными у дежурной жены ценными вещами.
А можно было завтра же пойти в Стардеткомиссию и предложить им взять на себя распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины; "Большевики пишут письмо Чемберлену", по популярной картине художника Репина: "Запорожцы пишут письмо султану", В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста.
Оба варианта были задуманы Остапом во время его последнего пребывания в Москве. Вариант с многоженством родился под влиянием вычитанного в вечерней газете судебного отчета, где ясно указывалось, что некий многоженец получил всего два года без строгой изоляции. Вариант N 2 родился в голове Бендера, когда он по контрамарке обозревал выставку АХРР. {АХРР -- Ассоциация художников революционной России (Ред.).}
Однако оба проекта имели свои недостатки. Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно. К тому же нужно было иметь хотя бы десять рублей для представительства и обольщения. Можно было, конечно, жениться и в походном зеленом костюме, потому что мужская сила и красота Бендера были совершенно неотразимы для провинциальных Маргарит на выданье, но это было бы, как говорил Остап: "низкий сорт, не чистая работа". С картиной тоже не все обстояло гладко: могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина -- голым по пояс? В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей в обычных костюмах, но это уже не то.
-- Не будет того эффекта! -- произнес Остап вслух.
Тут он заметил, что дворник уже давно о чем-то горячо говорит. Оказывается, дворник предался воспоминаниям о бывшем владельце дома:
-- Полицмейстер ему честь отдавал... Приходишь к нему, положим, буду говорить, на Новый год с поздравлением-трешку дает... На пасху, положим, буду говорить, еще трешку. Да, положим, в день ангела ихнего поздравляешь... Ну, вот одних поздравительных за год рублей пятнадцать и набежит... Медаль даже обещался мне представить. "Я, говорит, хочу, чтобы дворник у меня с медалью был". Так и говорил: "Ты, Тихон, считай себя уже с медалью..."
-- Ну и что, дали?
-- Ты погоди... "Мне, говорит, дворника без медали не нужно". В Санкт-Петербург поехал за медалью. Ну, в первый раз, буду говорить, не вышло. Господа чиновники не захотели. "Царь, говорит, в заграницу уехал, сейчас невозможно". Приказал мне барин ждать. "Ты, говорит, Тихон, жди, без медали не будешь".
-- А твоего барина что, шлепнули? -- неожиданно спросил Остап.
-- Никто не шлепал. Сам уехал. Что ему тут было с солдатней сидеть... А теперь медали за дворницкую службу дают?
-- Дают. Могу тебе выхлопотать.
Дворник с уважением посмотрел на Бендера,
-- Мне без медали нельзя. У меня служба такая.
-- Куда ж твой барин уехал?
-- А кто его знает! Люди говорили, в Париж уехал.
-- А!.. Белой акации, цветы эмиграции... Он, значит, эмигрант?
-- Сам ты эмигрант... В Париж, люди говорят, уехал. А дом под старух забрали... Их хоть каждый день поздравляй-гривенника не получишь!.. Эх! Барин был!..
В этот момент над дверью задергался ржавый звонок. Дворник, кряхтя, поплелся к двери, открыл ее и в сильнейшем замешательстве отступил.
На верхней ступеньке стоял Ипполит Матвеевич Воробьянинов, черноусый и черноволосый. Глаза его сияли под пенсне довоенным блеском.
-- Барин! -- страстно замычал Тихон.-- Из Парижа!
Ипполит Матвеевич, смущенный присутствием в дворницкой постороннего, голые фиолетовые ступни которого только сейчас увидел из-за края стола, смутился и хотел было бежать, но Остап Бендер живо вскочил и низко склонился перед Ипполитом Матвеевичем.
-- У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
-- Здравствуй, Тихон,-- вынужден был сказать Ипполит Матвеевич,-- я вовсе не из Парижа. Чего тебе это взбрело в голову?
Но Остап Бендер, длинный благородный нос которого явственно чуял запах жареного, не дал дворнику и пикнуть.
-- Отлично,-- сказал он, кося глазом,-- вы не из Парижа. Конечно, вы приехали из Кологрива навестить свою покойную бабушку.
Говоря так, он нежно обнял очумевшего дворника и выставил его за дверь прежде, чем тот понял, что случилось, а когда опомнился, то мог сообразить лишь то, что из Парижа приехал барин, что его, Тихона, выставили из дворницкой и что в левой руке его зажат бумажный рубль.
Тщательно заперев за дворником дверь, Бендер обернулся к все еще стоявшему среди комнаты Воробьянинову и сказал:
-- Спокойно, все в порядке. Моя фамилия Бендер! Может, слыхали?
-- Не слышал,-- нервно ответил Ипполит Матвеевич,
-- Ну, да откуда же в Париже может быть известно имя Остапа Бендера? Тепло теперь в Париже? Хороший город. У меня там двоюродная сестра замужем, Недавно прислала мне шелковый платок в заказном письме...
-- Что за чепуха! -- воскликнул Ипполит Матвеевич.-- Какие платки? Я приехал не из Парижа, а из...
-- Чудно, чудно! Из Моршанска. Ипполит Матвеевич никогда еще не имел дела с таким темпераментным молодым человеком, как Бендер, и почувствовал себя плохо.
-- Ну, знаете, я пойду,-- сказал он.
-- Куда же вы пойдете? Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придет.
Ипполит Матвеевич не нашелся, что ответить, расстегнул пальто с осыпавшимся бархатным воротником и сел на лавку, недружелюбно глядя на Бендера.
-- Я вас не понимаю, -- сказал он упавшим голосом.
-- Это не страшно. Сейчас поймете. Одну минуточку,
Остап надел на голые ноги апельсинные штиблеты, прошелся по комнате и начал:
-- Вы через какую границу? Польскую? Финляндскую? Румынскую? Должно быть, дорогое удовольствие. Один мой знакомый переходил недавно границу, он живет в Славуте, с нашей стороны, а родители его жены -- с той стороны. По семейному делу поссорился он с женой, а она из обидчивой фамилии. Плюнула ему в рожу и удрала через границу к родителям. Этот знакомый посидел дня три один и видит-дело плохо: обеда нет, в комнате грязно, и решил помириться. Вышел ночью и пошел через границу к тестю. Тут его пограничники и взяли, пришили дело, посадили на шесть месяцев, а потом исключили из профсоюза. Теперь, говорят, жена прибежала назад, дура, а муж в допре сидит. Она ему передачу носит... А вы тоже через польскую границу переходили?
-- Честное слово,-- вымолвил Ипполит Матвеевич, чувствуя неожиданную зависимость от разговорчивого молодого человека, ставшего на его дороге к брильянтам,-- честное слово, я подданный РСФСР. В конце концов я могу показать паспорт...
-- При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт-это такой пустяк, что об этом смешно говорить... Один мой знакомый доходил до того, что печатал даже доллары. А вы знаете, как трудно подделать американские доллары? Там бумага с такими, знаете, разноцветными волосками. Нужно большое знание техники. Он удачно сплавлял их на московской черной бирже; потом оказалось, что его дедушка, известный валютчик, покупал их в Киеве и совершенно разорился, потому что доллары были все-таки фальшивые. Так что вы со своим паспортом тоже можете прогадать.
Ипполит Матвеевич, рассерженный тем, что вместо энергичных поисков брильянтов он сидит в вонючей дворницкой и слушает трескотню молодого нахала о темных делах его знакомых, все же никак не решался уйти. Он чувствовал сильную робость при мысли о том, что неизвестный молодой человек разболтает по всему городу, что приехал бывший предводитель. Тогда - всему конец, а может быть, еще посадят.
-- Вы все-таки никому не говорите, что меня видели, - просительно сказал Ипполит Матвеевич, - могут и впрямь подумать, что я эмигрант.
-- Вот! Вот! Это конгениально! Прежде всего актив: имеется эмигрант, вернувшийся в родной город. Пассив: он боится, что его заберут в ГПУ.
-- Да ведь я же вам тысячу раз говорил, что я не эмигрант.
-- А кто вы такой? Зачем вы сюда приехали?
-- Ну, приехал из города N по делу.
-- По какому делу?
-- Ну, по личному делу.
-- И после этого вы говорите, что вы не эмигрант?.. Один мой знакомый тоже приехал...
Тут Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния историями о знакомых Бендера и видя, что его не собьешь с позиции, покорился.
-- Хорошо, -- сказал он, - я вам все объясню. "В конце концов без помощника трудно, -- подумал Ипполит Матвеевич, - а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен".
Задания
Задание 1.
Вопрос о том, как И.Ильф и Е.Петров работали вдвоем, интересовал многих их современников и даже стал поводом для шуток в литературной среде. Так, пародист Александр Архангельский сочинил на эту тему эпиграмму:
«Задача Бендеру Остапу:
Имея сразу двух отцов,
Установить в конце концов —
Кого из них считать за папу?»
А что о своем отце говорит сам герой? Выпишите цитату из текста. __________________________________________________________________
Задание 2. Перед вами Андрей Миронов (слева) и АрчилГомиашвили (справа), актеры театра и кино, которые сыграли Остапа Бендера. Сравните экранные образы главного героя с текстом романа, заполнив таблицу:
Образ актера | Сходства с текстом романа | Различия с текстом романа |
Андрей Миронов | ||
АрчилГомиашвили |
Какие детали внешнего вида героя не передают данные фотографии?
Задание 3. Прочитайте еще раз начало 5 главы:
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный.
-- Дядя, -- весело кричал он, -- дай десять копеек! Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал:
-- Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?»
- Как вы понимаете выделенную фразу?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему молодой человек не дал беспризорному 10 копеек?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Чего не было у молодого человека, когда он вошел в город?
А. Астролябии
Б. Пальто
Задание 5.Прочитайте словарную статью из Толкового словаря Ушакова:
АСТРОЛЯБИЯ, астролябии, жен.(от греч. astron звезда и labein взять). Геодезический инструмент, применявшийся для измерения углов (теперь вытеснен из употребления теодолитом).
Зачем герой продавал данный инструмент? Предположите, откуда он у него появился?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. В начале автор называет Остапа «молодым человеком»: «ВСтаргород вошел молодой человек лет двадцати восьми». Но после продажи астролябии он становится уже «веселым молодым человеком»: «Освободившись от хитрого инструмента, веселый молодой человек пообедал в столовой "Уголок вкуса" и пошел осматривать город».
Как вы это можете объяснить? Напишите развернутый ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.Рассмотрим отрывок диалога Остапа с дворником.
-- Понимаю. Это которые еще до исторического материализма родились?
-- Уж это верно. Когда родились, тогда и родились.
-- А в этом доме что было до исторического материализма?
-- Когда было?
-- Да тогда, при старом режиме.
-- А, при старом режиме барин мой жил.
-- Буржуй?
-- Сам ты буржуй! Сказано тебе-предводитель дворянства.
-- Пролетарий, значит?
-- Сам ты пролетарий! Сказано тебе-предводитель.
- Используя ресурсы интернета, объясните значения данных выражений героев. О какой эпохе идет речь в истории России? Какая отличительная черта присутствовала?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Прочитайте продолжение диалога главного героя с дворником.
Разговор с умным дворником, слабо разбиравшимся в классовой структуре общества, продолжался бы еще бог знает сколько времени, если бы молодой человек не взялся за дело решительно.
-- Вот что, дедушка, -- молвил он,- неплохо бы вина выпить.
-- Ну, угости.
На час оба исчезли, а когда вернулись назад, дворник был уже вернейшим другом молодого человека.
- Какой прием использует автор в данном отрывке, который противоречит явному смыслу? Выпишите примеры, дайте определение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Зачем Остап ищет в городе «друзей»? Дайте развернутый ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Напишите небольшое сочинение. Объясните, какие качества Остапа помогают ему войти в доверие Ипполита Матвеевича. Почему, несмотря на то, что он считает его жуликом, все же согласился посвятить его в свое дело?
«- Хорошо, - сказал он, - я вам все объясню. "В конце концов без помощника трудно, - подумал Ипполит Матвеевич, - а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Прочитайте роман «Двенадцать стульев».
Предварительный просмотр:
Обучающий тест по рассказу Л.Андреева «Кусака»
Тема:«Гуманистический пафос произведения. Авторская позиция»
Цели:
Продолжать обучать анализу художественного текста, формировать навыки устанавливать причинно-следственные связи, формировать понятие об авторской позиции и способах её выражения.
Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.
Воспитывать милосердие, сострадание, способность отвечать за свои поступки.
Пафос – греческое слово, которое обозначает эмоциональную речь или письменный текст, переполненный возвышенными чувствами, которые должны вызвать у тех, кто его слушает или читает, сильный отклик.
Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию окружающих.
Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.
- Рассказ начинается описанием собаки.
«Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто
не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем
кормилась. Не помня себя от страху, переметываясь состороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на крайпоселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.»
Для чего в первом предложении автор употребляет так много слов с отрицанием?
А. Показать, как несчастна собака
Б. Показать нарастание злобы в душе собаки
- Во 2 главе мы знакомимся с дачниками и видим, что Кусака меняется.
«Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким
женским голосом» .
«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака.У нее было имя, на которое
она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и
могла им служить»
Все герои счастливы, но у каждого свое счастье. Объясните, опираясь на текст, в чем счастье людей и в чем счастье собаки.
- Почему, когда приходили посторонние люди, Кусака убегала и пряталась?
А) боялась, что ее обидят Б) она любила только своих хозяев и хотела служить только им.
4. Четвертая глава начинается описанием пейзажа:
«Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и
быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер
гасили их, точно свечи, одну за другой.»
Как вы думаете, что оно предвещает?
5 Разговаривая с Лелей перед отъездом мама произносит фразу: «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя». И тут же сама себе противоречит: « Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. А эта что - дворняжка!»
О чем свидетельствует эта фраза? .
6. В Кротову принадлежат слова: «Скука – это голод души, не знающей своей подлинной пищи».
Почему Леле становится скучно? Счастлива ли она?
7. Почему Леля забыла попрощаться с Кусакой? Каковы ее истинные чувства?
8. Предательству Лели предшествуют слова:
«Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце былонеизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.»
(Анемия (малокровье) – это заболевание, которое характеризуется снижением эритроцитов (красных кровяных телец), гемоглобина, дыхательной функции крови и развитием кислородного голодания тканей.)
Чья душа больна? Почему вы так считаете?
9. В 5 главе автор использует прием градации (постепенное усиление или ослабление признака)
«Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но
скоро уступил и он. Наступила ночь»
Как вы думаете, что писатель хотел передать этим? Что чувствует Кусака в этот момент?
10. Кусаку предали во второй раз. Как вы думаете, чье предательство для нее оказалось больнее – пьяного мужика или Лели? Почему?
11. Почему в конце рассказа несколько раз мы слышим слово собака и ни разу автор не называет ее по имени?
12. Прочитайте последний абзац рассказа:
«И когда уже не было сомнений, что ночь наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем. Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темнаяночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящемуженскому сердцу. Собака выла.»
Как вы думаете, почему автор повторяет несколько раз это предложение? Чувствуем ли мы, как он относится к собаке?
13. В начале и в конце рассказа авторвставляет два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем нужны эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
14. Опираясь на текст и на слова философа 20 века А. Швейцера : «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», попробуйте сформулировать авторскую позицию.
15. Напишите сочинение – рассуждение, отвечая на вопрос: «В каком случае счастье было бы возможным?»
Предварительный просмотр:
Обучающий тест по произведению И.А.Бунина «Кавказ»
1. Укажите название цикла произведений И.А.Бунина, в который входит рассказ «Кавказ».
2. Как жизнь писателя повлияла на создание цикла "Темные аллеи”, в который входит рассказ "Кавказ”?
3. Какой теме посвящен рассказ "Кавказ”? Каким настроением он пронизан?
4. Прочитайте отрывки из описания героя. Как они его характеризуют? Какие чувства он испытывает?
«Я молод и, конечно, очень влюблён, согласен жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало меня жалостью и восторгом при встрече с Нею. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце мое замирало от тревоги и холода. Я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Отшатнулся от окна, чтобы меня не заметили; ледяной рукой подал билет”.
5. Прочитайте отрывки из описания героини. Как они ее характеризуют? Какие чувства она испытывает?
«Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины. Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки; она плакала радостно.
6. Сравните картины природы в рассказе "Кавказ” на юге и в Москве:
«Когда жар спадал, и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте»?
«В Москве щли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих»?
Почему автор уделяет пейзажу такое большое внимание? Какую роль играют эти картины природы в рассказе "Кавказ” и как они отражают чувства героев?
7. Писатель считал для себя важным "найти звук” для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой "звук” мог явиться истоком рассказа "Кавказ”?
Какие средства художественной выразительности использует автор в произведении («она радостно плакала») ? Как они помогают при раскрытии образа героини?
9. Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской. Какова же тайна любви в рассказе "Кавказ”?
10. «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами,
цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами,
среди которых поднимались веерные пальмы, чернели
кипарисы...
Я просыпался рано и, пока она спала, до чая, который мы пили часов в
семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее солнце было уже сильно,
чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый
туман...»
Герои на короткое время оказываются вдали от суеты.
Они одни в мире, блещущем первозданной красотой. Мотив Рая.
Почему нарушается эта гармония? Почему она оказывается зыбкой?
11. О чем говорит последняя картина природы, предвещающая развязку рассказа?
"Иногда по ночам надвигались с гор темные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома”.
12. «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?
13. “Трагическая хвала сущему” - так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции. Можно ли так сказать о рассказе?
14. «Все рассказы этой книги,—писал Бунин в 1944 году, —только о любви, о её тёмных и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Прокомментируйте слова писателя.
15. Прочитайте отрывки из рассказа А.П. Чехова «О любви».
«Как зарождается любовь?..... в любви важны вопросы личного счастья – все это неизвестно и обо всем этом можно трактовать как угодно. До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, – это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай».
«Мы, русские порядочные люди, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные».
Можно ли соотнести эти строки к рассказу "Кавказ”?
16. Творческое задание. Составьте список из произведений о любви, где она изображена, так как в рассказе "Кавказ”.
Предварительный просмотр:
Урок литературы (10-11 класс)
Старик, море и Хемингуэй
(по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»)
Технология «Обучающие тесты»
Цели: формирование метапредметных и предметных умений: поиск информации, ее анализ и истолкование, оценка и сопоставление информации, выявление приемов создания художественного образа, изучение наблюдений и выводов литературоведов, выражение смысла в собственном высказывании.
Развитие внимание подростков на художественные приемы, детали, на речь, экспрессивность диалогов и монологов героев, умение находить соответствующую информацию, выраженную в тестовом задании, развитие критического мышления, умение обосновывать свою читательскую интерпретацию.
Ход урока
На первый взгляд, сюжет повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» не отличается сложностью. Старик Сантьяго, герой произведения, в поисках удачного улова отправляется далеко в открытое море. Ему повезло: попалась огромная рыба. Эта рыба настолько велика и сильна, что старику стоило немалых трудов победить ее. Но на обратном пути акулы обгладывают большую рыбу, и старик доставляет на берег только ее скелет. Поединок окончен. Но есть ли в нем победитель? А если да, то кто? И вообще, о чем эта повесть? О единоборстве человека и рыбы? О силе или бессилии человека? О трагедии одиночества в мире? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к анализу текста через обучающее тестирование.
Обучающие тестовые задания по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»:
1.Запишите свое суждение, дополнив предложенные варианты:
А. Реплику «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно» я понимаю так,...
Б. Старик Сантьяго мне нравится, потому что…( не падает духом, он верит в себя, в свои силы).
В. Старик доставил к берегу только обглоданный акулами скелет огромной рыбы. Можно сказать, что он вернулся домой ни с чем, но это не так, потому что… (ведь все случившееся для старика Сантьяго- это приобретение жизненного опыта и мудрости, открытие в себе очень важных качеств).
2. Прочитайте портрет старика Сантьяго: «Старик был худ и изнеможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывает солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря.
Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне.
Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».
Можно ли по портрету определить отношение автора к герою рассказа?
3. В одном интервью Э.Хемингуэй сказал: «Мне повезло, что у меня были хороший старик и мальчик, в последнее время писатели забыли, что такие существуют. Кроме того океан заслуживает, чтобы о нем писали так же, как о человеке». Каким образом эта мысль писателя нашла отражение в повести «Старик и море»?
4. Прочитайте реплики старика Сантьяго о большой рыбе, выберите реплику, характеризующую его отношение к ней:
А отношение как к добыче
Б отношение как к равному себе
5. Определитепоследовательность смены состояний главного героя по отношению к самому себе, пронумеруйте цитаты:
Нельзя, чтобы в старости человек оставался один
Рыба, я с тобой не расстанусь, пока не умру.
Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет
Не стоит, Манолин. Поиграй лучше в бейсбол. Я еще сам могу грести…
Пусть она (рыба) думает обо мне лучше, чем я на самом деле…
Жаль, что все-таки я убил рыбу
Он думал обо всем, что его окружало… в том числе и о грехе.Ты убил ее не только для того, чтобы продать ее другим…Ты убил ее из гордости
Мальчик-вот кто не дает мне умереть
Мне не следовало уходить так далеко в море. Мне очень жаль, рыба. Ты надругался над собственной удачей, когда зашел так далеко в море
Я многого не понимаю, но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звезды
Эх, если бы со мной был мальчик…Он бы мне помог и увидел бы все это сам.
«Я необыкновенный старик»
6. Хемингуэй сравнивал свои произведения с айсбергами: «Они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна». Так работает система намеков и умолчаний в произведениях Хемингуэя. Как вы можете интерпретировать этот принцип в данной повести? (начертите треугольник и попробуйте обосновать через эту фигуру )
Текст: старик и море, поединок
Подтекст: размышления автора о
важнейших проблемах жизни:
человек и природа,
человек и общество, человек и
Вера, человек и Вселенная
7.Писатель широко использует намеки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел. Попробуйте объяснить ряд символов произведения, дополнив таблицу; можете продолжить символический ряд
Образы- символы | Интерпретация символов |
море | |
старик | |
большая рыба | |
акулы | |
скелет | |
мальчик | |
львы |
Словарная статья:
Подтекст- невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей, отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям; неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста
Символ- предмет или действие, служащее условным знаком какого-либо понятия; художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Значение символа подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателя. Символ многозначен.
8. Многие литературоведы отмечают двуплановость писателя:
А. И. Финкельштейн говорил о произведениях «как об аллегории жизненной борьбы»
Б. Ю.Я. Лядский писал: «Природа Хемингуэя- целая философия»
В. Т.Денисова продолжала: «За поверхностью скрывается глубокая обобщенная правда жизни».
Такое новаторство писателя было удостоено двумя высшими наградами. За повесть «Старик и море» Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровсую премию, самый престижный символ литературного призвания в США. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г. Выберите любое умозаключение литературоведов и прокомментируйте его.
9. Объясните смысл заглавия повести «Старик и море». Запишите свое рассуждение
10. Рассмотрите иллюстрацию художницы Славы Шульц к повести. Какие эпизоды проиллюстрировала Слава Шульц? Какой смысл выражают иллюстрации? Напишите отзыв об иллюстрациях художника.
10. Как писатель раскрывает свое видение взаимоотношений человека и природы, человека и Вселенной?Посвятите этому размышлению сочинение – миниатюру.
Прием обучающего тестирования позволил прочитать произведение уже с другой точки зрения. Помимо самого текста мы по принципу айсберга рассмотрели подтекст со своим глубоким морально-этическим значением. Символический ряд позволил прочитать произведение с философской точки зрения, и это уже для нас не просто повесть по жанровому признаку, а повесть- притча.
Словарная статья:
Притча-произведение, содержащее поучение в иносказательной форме, родственной басне. Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, человеческих законов
Хемингуэй не предлагает читателю мораль в чистом ее виде, а настраивает на ее самостоятельный поиск: мы вместе с Сантьяго движемся к истине, которую открывает нам автор.
Художник Слава Шульц
Иллюстрации к книгам помогают читателю увидеть персонажей глазами автора или художника. Увидев иллюстрации Славы Шульц к повести Э. Хемингуэя «Старик и море», хочется написать о….
(Эпизод жизни обычного кубинского рыбака стал мировым шедевром. Притчей вдохновения, силы и борьбы за жизнь. Иллюстрации Славы Шульц очень точно передают величие океана по отношению к человеку и непобедимости человеческого духа. В глазах старика видна вся тяжесть его жизни и несломленный дух!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...
Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru
Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...
обучающий тест по литературе
обучающий тест...
обучающий тест по литературе
Обучающий тест составлен по произведению Ю.Яковлева "Сердце земли"...
Обучающий тест по литературе
Обучающий тест по литературе...
Обучающий тест по литературе (8 класс, рассказ "После бала")
Анализ произведения, пусть и частичный, вполне по силам ученикам даже средних классов. Когда литературоведческий анализ применяется в школе и целью его становится совершенствование читательской деятел...
Методика составления и практика работы по ФГОС с обучающими тестами на уроках литературы в 5 классе.
В современной образовательной ситуации необходим такой подход к обучению, который бы способствовал мотивации и индивидуальному росту, адаптировал бы учащи...