Методика составления и практика работы по ФГОС с обучающими тестами на уроках литературы в 5 классе.
статья по литературе (5 класс)
В современной образовательной ситуации необходим такой подход к обучению, который бы способствовал мотивации и индивидуальному росту, адаптировал бы учащихся к комплексу экзаменационных испытаний и решал бы общую педагогическую проблему: улучшение качества обучения школьников. Одним из приемов, который работает на решение этой проблемы, является обучающий тест, который можно рассматривать как средство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку и литературе.
Обучающий тест — это педагогический тест, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у обучающегося определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала.
Он предназначен для того, чтобы не только оценить успешность овладения конкретными знаниями или отдельными разделами учебной дисциплины, не только систематизировать знания и умения, но и углубить познавательный интерес учащихся. Его главная цель не контроль знаний, а обучение, познавательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchie_testy_po_literature.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика составления и практика работы по ФГОС с обучающими тестами на уроках литературы в 5 классе.
Сизова С.Ю.
В современной образовательной ситуации необходим такой подход к обучению, который бы способствовал мотивации и индивидуальному росту, адаптировал бы учащихся к комплексу экзаменационных испытаний и решал бы общую педагогическую проблему: улучшение качества обучения школьников. Одним из приемов, который работает на решение этой проблемы, является обучающий тест, который можно рассматривать как средство реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку и литературе.
Обучающий тест — это педагогический тест, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у обучающегося определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала.
Он предназначен для того, чтобы не только оценить успешность овладения конкретными знаниями или отдельными разделами учебной дисциплины, не только систематизировать знания и умения, но и углубить познавательный интерес учащихся. Его главная цель не контроль знаний, а обучение, познавательный процесс.
Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в обучающий тест, необходимы знания конкретных фактов, дат, имен, терминов, понятий и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях обучающего теста и вместе с тем расширить свои знания по теме (предмету). Однако если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки, структурировать информацию, то задания теста могут вызвать значительные затруднения, поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно. Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.
Ведущие принципы построения обучающего теста:
∙ Приоритет обучения над контролем;
∙ Выход за рамки учебника;
∙ Максимум полезной информации;
∙ Принцип лабиринта: последовательность выполнения заданий определяется выбором варианта ответа;
∙ Четкий инструктаж перед началом работы.
Предполагаемые эффекты:
- повышение качества знаний по изучаемой теме (предмету);
- снижение уровня тревожности обучающихся при выполнение тестовых заданий;
- повышение уровня мотивации к изучению (темы) предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы с информацией различного уровня и различных источников;
- развитие навыков самообразования;
- экономичность (освоение большего количества материала за меньший промежуток времени), возможность одновременной работы целой группы учащихся.
Основной характеристикой таких тестов должна быть возможность анализа и исправления своих ошибок учеником, поскольку в их "устройство" заложена информация, позволяющая ребенку не просто увидеть ошибку, но и понять её причину, разобраться в материале и получить правильный ответ. Выполняя тест, ученик получает возможность увидеть разделы учебного курса, по которым у него есть пробелы в знаниях. Такое тестирование в форме текущего или промежуточного(например, по одному из разделов учебного курса) контроля знаний даёт возможность обучающимся вернуться к повторению того учебного материала, который они должным образом не усвоили.
Обучающие тесты наиболее эффективно можно использовать на уроках обобщения, подготовки к контрольной работе по определенной теме или разделу; на уроках внеклассного (самостоятельного) чтения.
Ниже приведен пример обучающего теста по литературе для 5 класса.
Обучающий тест для 5 класса по сказке Андерсена "Соловей".
1. В какой стране происходит действие сказки?
А. Дания (переходите к п. 8)
Б. Китай (переходите к п. 5)
2. Каким термином можно назвать противопоставление дворца императора и леса, в котором живет соловей, живого и искусственного соловья?
А. антитеза ( переходите к п. 9)
Б. олицетворение (переходите к п. 7)
3. Откуда император узнал о существовании соловья?
А. от императора Японии (переходите к п. 6)
Б. из книг путешественников (переходите к п. 10)
4. Какой приём использовал Андерсен в данном отрывке?
"И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал соловей; отправилась туда чуть не половина всех придворных. Шли, шли, вдруг замычала корова.
— О! — сказали молодые придворные. — Вот он! Какая, однако, сила! И это у такого маленького созданьица! Но мы положительно слышали его раньше!
— Это мычит корова! — сказала девочка."
А. метафора (переходите к п. 14)
Б. ирония (переходите к п. 12)
5. Браво! Вы внимательно прочитали текст сказки. Значит, и другие вопросы по содержанию произведения не будут для Вас сложными. Удачи! (переходите к п. 3)
6. Увы! Вы ошиблись: император Японии прислал в подарок искусственного соловья, а о существовании в своем государстве живого соловья китайский император узнал из книг путешественников. Будьте внимательны! ( вернитесь к п. 3)
7. Нет! Олицетворение - это слово или выражение, которое обозначает признак живого существа, но относится к неодушевленному предмету, как бы оживляет его:“Ночевала тучка золотая...” ( вернитесь к п. 2 )
8. Вы ошиблись! Возможно, Вы перепутали место действия в этой сказке с местом рождения Андерсена? В любом случае Вам стоит перечитать текст и вернуться к п. 1.
9. Правильно! Антитеза есть и в описании невзрачного внешнего вида живого соловья и его великолепного пения, согласны? (переходите к п. 11)
10. Вы снова правы! Живший в фарфоровом дворце император не знал ни о чем, что находилось за его стенами, совсем недалеко. Не правда ли, что этот факт содержит скрытую насмешку над императором? (переходите к п. 4)
11. Какая награда для Соловья, спевшего для императора, оказалась самой важной?
А. слезы на глазах императора (переходите к п. 16)
Б. золотая туфля на шею ( переходите к п. 19)
12. Прекрасно! Действительно, ирония - это приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Вы правильно это поняли! (переходите к п. 2)
13. В чем заключалась главная особенность пения искусственного соловья?
А. в уникальной мелодии ( переходите к п. 18)
Б. в повторении одной и той же мелодии ( переходите к п. 20)
14. Ну что Вы! Метафора - это усеченное сравнение, это слово или выражение, употребленное в переносном значении на основании сходства между предметами:“Сыплет дождик большие горошины....” (вернитесь к п. 4)
15. Почему вернулся к императору изгнанный живой Соловей?
А. он прилетел, чтобы спасти императора от смерти (переходите к п. 23)
Б. он прилетел, потому что искусственный соловей пришел в негодность (переходите к п. 26)
16. Конечно! "Я видел на глазах императора слёзы — какой ещё награды желать мне!" - вот что сказал Соловей. Чувства, которые он мог пробуждать в душах людей своим пением, гораздо важнее любых материальных наград. Но император почему-то всё же отдаст предпочтение искусственному соловью... (переходите к п. 13)
17. Значение этого трудного слова Вы знаете, поздравляю! В те времена, о которых идет речь в сказке, капельмейстеры еще и сочиняли музыку. Вот еще один пример иронии Андерсена: человек, сам сочиняющий музыку, предпочитает бездушный механизм! (переходите к п. 15)
18. Разве мог механический соловей создавать уникальные мелодии? У него же нет ни души, ни сердца! (вернитесь к п. 18)
19. Вы опять невнимательны. Перечитайте эпизод, когда Соловей первый раз пел перед императором, и Вы обязательно найдете правильный ответ на вопрос! (вернитесь к п. 11)
20. Это так! Помните, капельмейстер сказал: "Что касается живого соловья, высокий повелитель мой и вы, милостивые господа, то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно споёт он, у искусственного же всё известно наперёд!" Но все ли Вам понятно в данной фразе? (переходите к п. 24)
21. "И опять зазвучал его чудный, сладкий голос" - какое художественное средство использовано Андерсеном в этой фразе?
А. эпитет (переходите к п. 25)
Б. сравнение (переходите к п. 29)
22. Вы правы. Для императора в конце сказки началась новая жизнь, поэтому Андерсен и закончил её таким необычным образом. Вас тоже можно поздравить: Вы с честью дошли до финиша!
23. Вы правы! Огромная душа и великодушное сердце этой маленькой птички не позволили ей остаться в стороне от боли и страданий императора, хотя все остальные уже считали его умершим. Соловей спас императора, отогнав смерть своим пением ( переходите к п. 21)
24. Капельмейстер - это
А. дирижер, руководитель хора или оркестра (переходите к п. 17)
Б. главнокомандующий армией (переходите к п. 28)
25. Вы очень хорошо усвоили теоретические понятия! И наконец, последний вопрос! (переходите к п. 27)
26. Неправильно! Вам стоит заглянуть в текст: между этими событиями прошло целых пять лет! Проверьте и вернитесь к п. 15.
27. Каким словом заканчивается сказка?
А. "Здравствуйте!" (переходите к п. 22)
Б. "Прощайте!" (переходите к п. 30)
28. Иногда надо заглядывать в словари! Если не сделали этого раньше, сделайте сейчас и вернитесь к п. 24.
29. Увы, но это не так. Главным признаком сравнения является наличие сравнительных союзов: "Буревестник, как стрела, вылетел между туч”. Вам надо поработать над художественными средствами! (вернитесь к п. 21)
30. Жаль, но Вы не вспомнили столь необычный для сказки финал: "Слуги вошли поглядеть на мёртвого императора и застыли на пороге, а император сказал им:
— Здравствуйте!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Тест к уроку литературы в 8 классе "Знаете ли Вы содержание романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"?
Данный тест позволит проверить, насколько хорошо обучающиеся знают содержание романа...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Тест по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка",тест по лирике поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне и итоговый тест по курсу литературы 8 класса.
Тесты рекомендуются как итоговый контроль....
Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...
Контрольная годовая работа по литературе на тему "Итоговый тест по русской литературе", 6 класс
Итоговый тест по литературе (6 класс) проводится в конце учебного года для проверки уровня усвоения учащимися учебного материала по программе " Уроки литературы в 6 классе"...