Обучающий тест по литературе (8 класс, рассказ "После бала")
методическая разработка по литературе (8 класс)
Анализ произведения, пусть и частичный, вполне по силам ученикам даже средних классов. Когда литературоведческий анализ применяется в школе и целью его становится совершенствование читательской деятельности учащихся, он приобретает свои особенности: обращается к изучению читательского восприятия, опирается на результаты этого изучения, направляет впечатления и развивает воображение читателей-школьников, готовит их к разнообразной творческой работе с текстом. На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы, наличие интересного опыта, уже освещенного в печати. Но определяющим является влиянием произведение.
Дело в том, что само произведение «учит себя читать». Задача учителя – уловить «сигналы», которые произведение посылает читателю- своим названием, обозначением родовидовой природы, особенностями стиля. Писатель не только рассчитывает на отзывчивого читателя, но и воспитывает его, ведет незаметно и ненавязчиво, «подсказывая», на что надо пристально посмотреть, над чем задуматься, что с чем сопоставить, к какому впечатлению вернуться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchiy_test_po_rasskazu_l.docx | 307.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающий тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»,
8 класс, 3 четверть, учитель: Лугавцова Оксана Витальевна
Общая характеристика задачи
- продолжить освоение способа понимания идейного содержания литературного произведения малого жанра;
- углубить понятие антитезы как художественного приема в литературе;
- показать, как данный прием помогает раскрыть идею рассказа;
- развивать познавательный интерес к художественной литературе;
- развивать ассоциативное воображение и логическое мышление, языковое чутье, чувство красоты языка;
- воспитывать нравственные качества личности: гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью, доброту;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Задача построена на основе эпизодов художественного текста, ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• поиск точной информации в художественном тексте;
• работа с деталями;
• сопоставление текстов;
• выявление авторской позиции, выраженной в тексте неявно; реконструкция авторского замысла;
• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта и знаний из других предметных областей.
Рекомендации учителю
Программа: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. Программа по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015.Учебник: Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Анализ произведения, пусть и частичный, вполне по силам ученикам даже средних классов. Когда литературоведческий анализ применяется в школе и целью его становится совершенствование читательской деятельности учащихся, он приобретает свои особенности: обращается к изучению читательского восприятия, опирается на результаты этого изучения, направляет впечатления и развивает воображение читателей-школьников, готовит их к разнообразной творческой работе с текстом. На конкретный ход школьного анализа влияют многие факторы: уровень читательской культуры и учебной деятельности класса, стиль работы учителя, рекомендации программы, наличие интересного опыта, уже освещенного в печати. Но определяющим является влиянием произведение.
Дело в том, что само произведение «учит себя читать». Задача учителя – уловить «сигналы», которые произведение посылает читателю- своим названием, обозначением родовидовой природы, особенностями стиля. Писатель не только рассчитывает на отзывчивого читателя, но и воспитывает его, ведет незаметно и ненавязчиво, «подсказывая», на что надо пристально посмотреть, над чем задуматься, что с чем сопоставить, к какому впечатлению вернуться.
Текст задачи №1
При выполнении заданий вначале прочитайте внимательно отрывок из художественного произведения, затем запишите ответ в виде слова или сочетания слов.
…Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду – танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, с Варенькой. Она было в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов – я до сих пор не могу простить это ему – пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.
Л.Н. Толстой «После бала»
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Ответ: ____________________________________________________________
2. Какой художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений, положен в основу композиции этого произведения?
Ответ: ____________________________________________________________
3. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героиню и выразить свое отношение к ней («сияющее лицо», «милые глаза»).
Ответ: ____________________________________________________________
4. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов «Она была в белом…»).
Ответ: ____________________________________________________________
Текст задачи №2
«Я был сильно влюблен… это была моя самая сильная любовь…»,
«Был студентом… не было никаких кружков в университете… учились и веселились. Был бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами… главное удовольствие – вечера и балы…»
5. О каком герое идёт речь?
Ответ___________________________________________
Задача №3 Просмотр фрагмента фильма «После бала»
6. Вы окунулись в атмосферу бала XIX века, подберите слова для описания увиденного? (вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, дамы, кавалеры и т.д.)
Задача№4. Звучит музыка. Б.Чайковский сюита «После бала»
Сравнительная характеристика (портрет)
На балу | После бала | |
Полковник | «Красивый, статный, высокий и свежий старик…Лицо очень румяное, с белыми бакенбардами, и та же ласковая, радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах». «Он был воинский начальник типа старого служаки…» | «Высокий военный… шел твердой походкой» «Это был её отец, с своим румяным лицом и белымиусами и бакенбардами». |
7.Изменилось ли что-нибудь в портрете полковника?
Ответ______________________________________
Сравнительная характеристика (чувства героев)
Иван Васильевич | «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» «…бесконечно счастлив, счастье мое росло и росло» | «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска… Казалось, что вырвет тем ужасом…» |
8.Изменились ли чувства Ивана Васильевича в сцене на балу и после бала?
Ответ_____________________________________
9.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение;
б) возмущение;
в) восторг;
г) пренебрежение.
10. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) антитеза;
г) ретроспектива.
Текст задачи №5.
11. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала».
Картине В. Гильберта «Бал» соответствует такой эпизод: «Когда же он быстро расставив ноги, опять соединил их, и хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали».
На картине Г. Лансере «Сквозь строй» изображён следующий момент: «Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад— и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали ею вперёд, то падая наперёд — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»
Эти картины в достаточной степени передают настроение и пафос рассказа, являются как бы полюсами разворачиваемого в нём действия.
Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
Ответ:_____________________________________
Текст задачи№6.
12.Сравните одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Ответ:_____________________________________
Текст задачи №7
«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян. Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть».
«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл это), как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
13. Назовите основной приём психологической характеристики героя, который использует Л.Н.Толстой в данных отрывках.
Ответ:_внутренний монолог____________________________________
Текст задачи №7
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что во всех своих произведениях Л. Н. Толстой поднимает общечеловеческие проблемы. Всё мастерство писателя направлено на то, чтобы воспитать в читателе гуманиста.
14.Дайте определение слову гуманист
Итоговое творческое задание.
Критика о рассказе "После бала" Толстого: отзывы, анализ.
Отзыв в "Литературной энциклопедии" 1939 г.: "Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала» (1903). Толстой рисует привлекательную картинку бала, аналогичную описаниям балов в «Двух гусарах», «Войне и мире». Старый полковник танцует со своей красивой, милой дочерью. А после бала полковник гоняет сквозь строй солдата за побег, и Толстой рисует страшную картину избиения, царской «зеленой улицы». Так Толстой срывает маску внешней привлекательности, изящества, благовоспитанности." (Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия. — М.: Худож. лит., 1939 г.)
15. Напишите рассуждение на тему «Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?» (6-8 предложений). В ходе рассуждения можете взять за основу высказывание критиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.
Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....
Интерактивный тест по литературе. Л. Толстой "После бала". 8 класс.
Тест для проверочной работы....
обучающий тест по литературе
обучающий тест...
обучающий тест по литературе
Обучающий тест составлен по произведению Ю.Яковлева "Сердце земли"...
Обучающий тест по литературе
Обучающий тест по литературе...
Тест по литературе 9 класс "Литература XVIII века
Тест предназначен для учащихся 9 класса с целью выявления знаний в разделе "Литература XVIII века" по учебнику Меркина Г.С....
Обучающие тесты по литературе
Обучающие тесты по литературе. Анализ текста....