«Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока для 5 класса "Сказка как жанр УНТ. Виды сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе
«Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»
Тип урока: урок изучение нового материала
Цель: познакомиться с видами сказок и их особенностями.
Обучающие задачи:
- продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ - сказкой;
- научить определять вид сказки;
Развивающие задачи:
- развивать коммуникативные умения;
Воспитательные задачи:
- показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа
Форма проведения урока: урок-практикум.
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа
Метод обучения:
Элементы проблемного обучения.
Оборудование урока: тексты русских народных сказок; компьютер и проектор; раздаточный материал; презентация учителя.
Ход урока
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Организационный (настрой на урок)-2 мин. | Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! На этом уроке нам предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно! - Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? -Что такое фольклор? -Какие жанры УНТ вы знаете? - Что объединяет все эти жанры? | Отвечает на вопросы учителя, проверяет готовность рабочего места, настраивается на работу. - На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве. -Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы. -В них содержится народная мудрость | Личностные: знание норм поведения Регулятивные:самоорганизация к учебной деятельности Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Вербальное оценивание |
Мотивационный этап-3 мин. | Определение учащимися целей урока, запись в тетрадь даты, темы. - На доске записан эпиграф к нашему уроку, вставьте, недостающее слово в высказывание А.С. Пушкина … - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. А.С. Пушкин - Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки? - Тема урока «Сказка как жанр УНТ. Виды сказок» | Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал. | Личностные: знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому училию и к преодолению препятствий Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование | Вербальное оценивание |
Постановка учебной задачи-2 мин. | -А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока? Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? -Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь. | Высказывают предположения, совместно с учителем заполняют схему «Определяем цели и задачи» Ученики открывают тетради и определение записывают. | Личностные: знание норм русского литературного языка Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: установление причинно-следственных связей; анализ; выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Вербальное оценивание; взаимооценивание |
Изучение нового материала -20 мин. | -Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая? -Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок. - Кто часто бывают героями русских народных сказок? -В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных. Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы «Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы. - Назовите приметы сказки. - Сделаем вывод. - А теперь послушайте загадки. Ваша задача – вспомнить героя и название сказки: 1.Летела стрела и попала в болото, 2.Уплетая калачи, Но в огне не уцелел. Младший сын столовой ложки, Он стоял на крепкой ножке. Не железный, не стеклянный, Был солдатик... оловянный 4.Человек немолодой, - Как вы думаете, что общего у этих сказок и чем они отличаются? (Первые две сказки фольклорные, а две другие – литературные). - Запишем в тетрадь: Сказки
- Приведите примеры сказок: фольклорных литературных - А вы знаете имя выдающегося русского собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа? (Александр Николаевич Афанасьев в 1855—1863 гг, издал самый известный и полный сборник русских народных сказок). - Сделаем вывод. | Называют сказки. С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации. Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары Называют сказки: «Царевна-лягушка» Емеля «По щучьему веленью» «Стойкий оловянный солдатик» датский писатель Ганс Христиан Андерсен Карабас из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петухи жерновки», «Гусли- самогуды») (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас. Андр. Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок») - Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои. | Личностные: знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения Регулятивные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов | взаимооценивание |
Физкультминутка | Нам советует Мальвина: | |||
Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа-10 мин. | Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите. Организация деятельности учащихся по решению учебных задач Сейчас мы познакомимся с композицией сказки. Организация деятельности учащихся по решению учебных задач. -Найдите в сказке Зачин; Присказку; Концовку. Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки? Цель: провести самостоятельную работу над текстом - Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы. Вопрос №1: Как называется сказка? Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести? Учитель читает фрагмент сказки «Морозко» | Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары Просмотр презентации (индивидуальное задание) Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку. Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки. Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду. Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка». | Составление плана и последовательности действий Постановка вопросов – инициированное сотрудничество в поиске и сборе информации Выбор наиболее эффективных способов решения задач | взаимооценивание |
Подведение итогов -2 мин. | - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. | Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки. - Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок. - Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Вербальное оценивание, самооценивание |
Оценка учителя Рефлексия-3 мин. | - Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки? -Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. | Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю. Карточка для этапа рефлексии: Я понял изученную тему Я умею отличать сказку от других жанров Я еще плохо отличаю сказку от других жанров В самостоятельной работе у меня всё получилось Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе Я доволен своей работой на уроке Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке | Личностные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Регулятивные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий | Вербальное оценивание; взаимооценивание |
Домашнее задание-2 мин. | Прочитать сказку «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова и выучить виды сказок по таблице. По желанию сочинить сказку. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Вербальное оценивание, отметка |
Заключительный этап-1 мин. | Сказки с детства нам в жизни нужны, С интересом мы сказки читаем. Сказки чудом и знаньем полны, Их волшебной страной называем. И поверьте, лишь в этой стране Мы сильнее становимся втрое, В этой доброй, волшебной стране Можно стать самым главным героем. - Вы сегодня молодцы! Отлично потрудились! На следующих уроках мы продолжим знакомство с русской народной сказкой. Благодарю за урок! До свидания! | Возможные вопросы и уточнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Сказки. Виды сказок. Сказки о животных" 5 класс
В разработке приводятся схемы, удобные для объяснения, закрепления и обобщения материала по теме "Сказки"...
Сказки Виды сказок Чудовище Уинделстоунского ущелья (презентация)
Материал к уроку курса «Зарубежная литература» по программе Н.П. Михальской...
Сказка. Виды сказок.
В презентации представлен материал по изучению особенностей сказки как жанра и её разновидностях....
Сказка. Виды сказок.
В презентации представлен материал по изучению особенностей сказки как жанра и её разновидностях....
Презентация "Сравнение русской народной сказки «Колобок», американской и английской сказок «The Gingerbread Man» и «Johnny- cake»"
Презентация может быть использована для повышения уровня знаний детей младшего школьного возраста о похожих сказках из разных стран. В работе представлены различия и сходства русской народной английск...
Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»
План конспект урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР...
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.
Технологическая карта урока литературы ПредметлитератураКласс5Тип урокаурок открытия нового знанияТехнология построения урокапроблемно-диалогическаяТемаСказка как вид народной прозы. Виды сказок....