Планирование уроков по русской народной и авторской сказке.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Скляр Светлана Валерьевна

Два урока посвящены сказке. На первом выделяем сказочные признаки, сравниваем народную и авторскую сказку. На втором уроке знакомимся с примерами сказочных присказок, зачинов и концовок, выбираем понравившиеся. затем создаём свою авторскую сказку с элементами народной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_skazkam.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование уроков по русской народной и авторской сказке.

 

Рассмотрим, возможное построение занятий на примере плана уроков по русской народной сказке (2 ч.)

 Цель:

Развитие устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей: знакомство с присказками, зачинами и концовками сказок, подготовка к созданию новых сказок на основе характеристик, особенностей того или иного персонажа.

Подготовка к уроку:

Предварительное домашнее задание:

Прочтите некоторые русские народные сказки («Царевна-лягушка»; «Морозко»; «Три царства – медное, серебряное, золотое»…), обращая внимание на детали, общие для всех этих сказок. (Герои, особенности их речи, сказочные числа, сюжет и т.д.)

 

Первый урок

Урок-практикум: «Учись узнавать сказку».

 Что за прелесть эти сказки!

 Каждая есть поэма!

Александр Сергеевич Пушкин

1. Слово учителя.


Исторически сказка - один из фольклорных жанров, который Владимир Иванович Даль так определял в своем «Словаре живого великорусского языка»: «Вымышленный рассказ, небывалая или несбыточная повесть, сказание».

Можно встретить множество других именований этого жанра: байка, присказка, небылица, казка, побасенка.

Сказки бывают совершенно разные, помимо фольклорных, есть и авторские, до сих пор в литературоведении не создано единой классификации. Тем не менее, как бы они ни назывались, как бы ни отличались друг от друга, мы всегда можем определить: сказка перед нами или нет.

2. Учащимся предлагается прочитать сказку «Корешки и вершки». После чего происходит обсуждение прочитанного, с записью основных пунктов на доске:

Отличается ли эта сказка от тех, что были прочитаны дома?
Где происходит действие в сказках?
(в одном мире - в бытовых сказках, сюда же входят и сказки о животных, (появляется видеофрагмент «Дом древних славян»), в двух мирах - в волшебных сказках (появляется картина Васнецова «Хрустальная гора»).
Как можно представить карту-схему «тридесятого государства». (Каждый рисует у себя в тетради свой вариант и несколько человек на доске. Далее рисунки обсуждаются и корректируются с опорой на следующие вопросы:

Кто населяет это царство?(По мере называния героев учитель показывает их изображения: Сивка-бурка, Царевна-Несмеяна, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Царевна-лягушка) .

Можно ли сказать, что в этих сказках особое время? Чем оно отличается от обыкновенного?
Кто (что) помогает герою?
(Как один из примеров появляется картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»).

Смог бы герой самостоятельно, без помощи волшебства выйти победителем, как это случается с богатырями? (Появляется картина Васильева «Бой со змеем»)

С какими трудностями сталкивается герой на своем пути?(Учащемуся предлагается ответить на вопросы теста «Загадки»)

С чего начинается сказка? Чем заканчивается? Для чего необходима такая «рамка»? Можно ли условно разделить сказку на части? Какая часть самая большая? Почему? Назовите общие элементы в сюжетах прочитанных сказок. (Зачин, нарушение запрета/ нарушение гармонии, встреча с добрым дарителем, выбор пути, бой со злыми силами, смерть и оживление/спасение главного героя, свадьба…)

3. Ученики читают еще одну сказку – «Репку».

Что ее объединяет с бытовой сказкой? В чем различия? Как бы можно было назвать этот тип сказки? (После вариантов учащихся дается название, принятое в филологической науке – «кумулятивная»). Как можно бы было зрительно изобразить развитие сюжета во всех трех типах народных сказок?

4. Задание: Выберите из предложенных вариантов русскую народную волшебную сказку, опираясь на уже известные признаки.

А. «В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там»! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал до дна, а чтобы измерить глубину, пришлось бы громоздить друг на друга невесть сколько колоколен. Вот там-то и живут русалки».

Б. В стародавние времена земли русской правили князья киевские. Собирали они с народа дань-подати: и меха брали, и холсты, и рыбу, и деньги, и мед. Посылали за всем этим слуг доверенных. И поехал однажды за данью по княжому приказу молодой Вольга Святославович со своим войском-дружиною.

В. Жили старик со старушкою: у них была дочка да сынок маленький. – Дочка, дочка! Говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

(А. - Г.Х. Андерсен. «Русалочка», Б. – «Вольга и Микула». Былина, В. – «Три царства – медное, серебряное и золотое»). (Появляются картинки-подсказки: И. Глазунов. Взморье; Васильев «Вольга и Микула», Васильев Гуси-лебеди).

Аргументируйте свой выбор.

5. Обсуждение: народная и авторская сказки.


Все ли сказки древние? Бывают ли авторские сказки? Чем отличаются сказители от собирателей и авторов? Кого из них вы знаете?

Кто из следующих авторов писал сказки? (Появляются картины: Васнецов «Нестор-летописец», Кипренский «А.С. Пушкин», М. Ю. Лермонтов в сюртуке лейб-гвардейского полка. Правильный ответ: А.С. Пушкин)

6. Прочитайте начало одной сказки Г. Х. Андерсена.

Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза. Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать, хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! Сестра их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было заплачено полкоролевства. («Дикие лебеди») 

Что делает этот фрагмент «сказочным»?

Какие выражения похожи на те, что используются в русских народных сказках? Существует ли какая-то связь между этим сказочным миром и нашей реальной жизнью. Привычно ли для сказки число одиннадцать и сколько бы было братьев в русской народной сказке. Все ли сказки оканчиваются счастливо?

Почему, как вы думаете, Г.Х. Андерсена назвал свою автобиографию «Сказка моей жизни»?

Второй урок

Урок творчества: «Сочини сказку».

1. Слово учителя:

        Ребята! Вы, наверное, давно обратили внимание на то, что волшебные сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они сами становятся волшебными. Что же случается в сказке с самыми обыкновенными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной? Сегодня нам с вами предстоит в этом разобраться.
Я приглашаю вас в путешествие по стране «Сказка», эта страна необычная, а нарисованная и вы поможете мне озвучить её героев.

2. Бумажная театрализация: персонажи нарисованы, сказочник – учитель вызывает, когда нужно, учащихся для озвучивания персонажей.

        Встречает нас в сказочной стране главный сказочник.

Сказочник: Здравствуйте, ребята! Трудная у меня сегодня задача: поручили мне не просто рассказать вам сказку, а показать, как она рассказывается. Раскрою я вам этот секрет, мне не жалко. Отправляемся мы с вами в страну сказок. А как герой в сказке узнаёт нужную дорогу? Правильно, ему волшебный клубок помогает. И у нас такой есть.

        Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живёт. Вот и оглянуться не успели, а уже очутились у ворот в страну сказок.

        В расписной избушке живут сестрицы-присказки. Уж такие они красавицы, такие модницы-затейницы! Эй, сестрицы выходите на крылечко, покажитесь-ка ребятам.

(Открывается домик, и вызываются девочки для озвучивания, каждая берёт картинку и читает слова на обороте)

Первая присказка: Было это дело на море, на океане, на острове Кидане. Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню поёт, вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.

Вторая:  На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб зелёный, под тем дубом -стол золочёный. Садись, кушай, мою сказку слушай.

Третья: Сказка будет ох как увлекательна, слушайте-ка её внимательно, всё примечайте, не зевайте.

Четвёртая: Будет сказка занимательна, слушайте её внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, а кто невзначай уснёт, тот ни с чем и уйдёт.

Пятая: Будет эта сказка сказываться с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведём.

Сказочник: Ишь затейницы, знают, как ребят заинтересовать, чтобы они и крутиться и шуметь перестали, чудес ожидали. Так присказки речь поведут, что сразу ясно, что история будет сказываться небывалая, сказочная. Да только не они ворота в сказочную страну открывают, а братцы их – зачины. Вон в той избушке по соседству они живут. Пойдёмте-ка их попроведуем. Только спорщики они великие, каждый день ссорятся, выясняют, кто из них лучше, с какого зачина сказка начинаться должна.

(Открывается следующий домик, и вызываются мальчики)

Первый зачин: В некотором царстве, в некотором государстве…

Второй: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…

Третий: Все сказки нужно начинать с «Жили-были…»                

Четвёртый: Когда-то давным-давно…

Пятый: В давние времена дело было так…

Сказочник: Эх вы, братья, а так спорите. Все вы хороши, все нужны и важны. Ведь без зачинов ни одна сказка не обходится. Зачины помогают слушателей в сказочную страну ввести и заодно напомнить им, что события чудесные, сказочные происходить будут, такие, какие в обычной жизни не встречаются. Но только мы, сказочники, решаем с какого зачина сказку начинать.

        Ну вот вы и в сказочной стране. Каких только чудес не происходит здесь! Из неведомых стран прилетает в сад Жар-птица и клюёт царские яблоки. Там ступа с Бабою-ягой идёт-бредёт сама собой. Там злой Кащей над златом чахнет. Русалка грустная у ручья сидит.

        А какие вы, ребята, чудеса знаете? Вот вам и задание первое: нарисуйте сказочных героев и поселите их в нашей сказочной стране.

        А за речкой Смородиной, за калиновым мостом растёт дерево странное: вроде яблоня, а на ней груши растут, да не простые, а груши-концовки. Весёлые они. Постоянно соревнуются: кто из них смешнее и веселее сказку закончит.

Первая концовка: Сказка вся, боле врать нельзя.

Вторая: Я тут на свадьбе была, мёд-пиво пила. Всем гостям подавали ковшом, а мне подали черпаком;  взяли меня за нос и бросили за мост; я катилась, катилась, да и здесь очутилась.

Третья: Вам – сказку, а мне – бубликов связку, гречневой кашки в крашеной чашке, масла горшок да горячий пирожок.

Четвёртая: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Пятая: Кто слушал внимательно – молодец, а кто не слушал – себя обокрал.

Сказочник: Ну, вот и закончилось наше путешествие к сестрицам-присказкам, братцам-зачинам да к подружкам-концовкам. Не забывайте про них, ведь это они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают вас на особый лад, переносят в удивительный и сказочный мир.

3. Создание собственной сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный костюм в сказках"

Русская народная сказка— замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. В ней скрыто мудрое поучение, побуждающеечитателя задуматься над своим поведением и поступками. ...

Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок.   Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...

Конспект урока по русской народной сказке «Василиса Премудрая».

Конспект урока по русской народной сказке«Василиса  Премудрая»приложение к уроку и презентации....

«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе

Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуаци...

Календарно-тематическое планирование кружка "Традиции русской народной культуры"9 класс

Кружок "Традиции русской народной культуры" рассчитан на 34 часа для обучающихся 9-ых классов. Он содержит интересный материал для учителя и обучающихся....

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...

Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"

Комбинированный урок с презентацией  по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...