Конспект занятия по актерскому мастерству «Работа над созданием сценического образа»
классный час по литературе

TamaraDenisenko

Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_teatralnoe_iskusstvo.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по актерскому мастерству №1.

Тема: «Работа над созданием сценического образа»


Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи:
1.Научиться работать в коллективе.
2.Знакомство с элементами актерского мастерства.
3.Развитие индивидуальных способностей.
Технические средства:
1.Музыкальный центр.
2. Аудиокассеты, диски.
3.Видео.
План проведения занятия:
1.Актерский туалет.
2. Введение в тему.
3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.
4. Индивидуальные этюды.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход занятия.
1.Актерский туалет (15 мин):
a)Театральный поклон.
b)Пластическая разминка.
c)Речевая гимнастика.
2.Введение в тему.
Вопросы обучающимся:
1) «Как вы считаете, кто занимается и в профессиональном и самодеятельном театральном коллективе – созданием сценического образа?»
2) «С помощью, каких средств можно создать интересную и выразительную роль?»
3) «Что вы знаете о системе Станиславского?»
3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.
1) Знакомство с определениями.
МИМИКА – (греч. подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п..
Типы мимики:
a) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
b) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
c) мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:
a) как мимические жесты
b) жесты головы, рук и ног
c) походка
d)различный поворот корпуса тела.
2) Практическая работа.
1 Задание.
Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
2 Задание.
Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке).
Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку).
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
4. Индивидуальные этюды.
1)Вопросы для обучающихся:
a) «Чем отличается пластический этюд от зарисовки?»
b) «Создав сценический образ, что должен сделать актер, прежде чем выйдет на сцену?»
c) «Какие еще средства можно использовать для создания художественного персонажа?»
2)Показ видео фрагментов – индивидуальные работы выпускников.
3)Практическое задание – Каждый студиец, индивидуально, должен попробовать сочинить историю по 3 основным событиям.
4)Показ одиночных пластических этюдов.
5.Подведение итогов.
Вопросы для обучающихся:
a) «Помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?»
b) «Что вам непонятно в сочинении этюда и при работе над ролью?»
c) «Какие этюды сегодня не получились и почему?»
d) «Как вы считаете, какие этюды удались и почему?»
6.Домашнее задание – доработать одиночные пластические этюды

Конспект занятия по актерскому мастерству № 2.

Тема: «Искусство быть разным»
Цель занятия: формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
• Работа над дикцией и чистотой произношения. 
• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
• Развитие импровизационных способностей. 
• Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом. 
Задачи: 
• – создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности;
• – способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности;
• – сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям;
• – способствовать творческому самовыражению.
Оборудование: сцена, стулья, магнитофон
Ход занятия: 
Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой.
Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия. 
Тезис: Все талантливы!
I блок. Разминка.
1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.
Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.
2. Этюд с воображаемым предметом.
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:
Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты: 
• Накормил ли я кошку? 
• Когда дядя выйдет из больницы? 
• Мне нечего сказать 
Опасения по поводу участия в ходе занятия 
• Смогу ли я справиться с волнением? 
• Попросят ли меня говорить? 
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.
II блок. Речевые техники.
3. Отработка дикции.
Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса:
• вдох – руки и голову поднять вверх; 
• выдох – наклон.
Упражнение «Кнопки».
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо. 
Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса.
Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
- От топота копыт пыль по полю летит
- Бык тупо губ, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4. Театральные правила:
- тишина за кулисами
- нельзя поворачиваться спиной к зрителям
- в роли находиться до конца представления
- уметь слушать своих партнёров
- все действия совершаем по хлопку.
(Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения).
III блок. «Разгонка», «торможение» психической активности.
5. Определяем «зерно» характера!
Важный элемент актёрского мастерства – это взаимодействие партнёров. 
- Подойдите к партнёру, который сидит напротив вас. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево….
Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила интересные книги».
6. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства.
Внезапно на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать.
А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет?
Очень важно помнить, что ты чувствовал. Запомни это состояние!
7. Массовка.
Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.
Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»
Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».
Упражнение «В одной связке».
Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд, другой должен срочно встретиться с другом, третий просто хочет спать и т.д.
Участники должны как-то разрулить ситуацию.
IV блок. Воплощение.
8. Этюд вокруг пьесы. "Избушка в лесу" Поскольку актеры играют в этой пьесе животных, то и этюд будет с животными – Лиса, Волк, Ворона, Блоха – их характер, повадки, походка, голос и т.д. 
Упражнение «Взрыв»
По очереди ведущий показывает цифры 4,3,5. Участники, не сговариваясь, встают именно в таком количестве. Кто-то будет вставать несколько раз, кто-то будет продолжать сидеть. Определяются лидерские качества (лидер будет вставать всегда). Поклон. (Изобразить «волну»)
9. Состояние «тишины». Остановка внутреннего монолога.
10. Рефлексия.
Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.
По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону.

11. Итог.

Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вы будете заниматься в нашей театральной студии.

Конспект занятия по актерскому мастерству № 3.

Тема: «Театральные этюды как источник творческого воображения»
Цель: познакомить воспитанников с видами театральных этюдов.
Задачи: 
Образовательная:
дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
познакомить с новыми видами театральных этюдов;
Развивающая:
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
сформировать способности к импровизации;
развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;
развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;
развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;
развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательная:
сформировать навыки КТД;
привить навыки взаимодействия с партнером;
научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.
Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.
Методы обучения: элементы адаптивной системы поведения (А.С. Границкая), здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода (Н. К. Смирнова, И. С.Якиманская), технологии коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов).
Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: музыкальный центр
Продолжительность занятия 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов
Ход занятия
I. Часть. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия
1) Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либосостояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…
Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.
II. Часть. Разминка 
1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
Статистические упражнения
Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз
Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.Динамические упражнения
Упражнение «Вкусное варенье».
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Качели».
Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»
Описание упражнения:
Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.
Дикционное упражнение, упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».
Описание упражнения:
Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.
Бык тупогуб
Тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
2) Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):
Упражнение «Замороженный»
Описание упражнения:
Участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.
Упражнение «Ртутный шарик»
Описание упражнения:
Необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу.
*В подобных упражнениях подсознание диктует телу такие позы и движения, которые невозможно придумать и повторить специально. После подобных упражнений, хотя они и дают большую физическую нагрузку , не болят мышцы, как это бывает после обычной зарядки. Почему? Потому что подобные упражнения выполняются с учетом индивидуальных особенностей.
III. Теоретическая часть.
Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала
Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.Тема нашего занятия «Театральные этюды как источник творческого воображения». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.
Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене. Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?
Ожидаемые ответы воспитанников.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию. 
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События; 3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли?
Ожидаемые ответы воспитанников:
- пластические, – на память физических действий.
На самом деле существует много видов этюдов:
этюды на артистическое воображение;
этюды на логичность и последовательность действий и чувств; 
на взаимодействие со сценическими объектами;
этюды на определенное событие; 
этюды на перевоплощение.
Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий,
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.
Ожидаемые ответы воспитанников: зеркало
И мы тоже назовем наш этюд «Зеркало»
IV. Практическая часть «Работа над этюдами»
Этюд «Зеркало» (парный этюд)
Цель: развить навыки взаимодействия и взаимозависимости партнеров
И так, наш этюд называется «Зеркало». Ребята, сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое. Покажите, какое у «Человека» настроение, а «Зеркало» должно точно отразить все действия «Человека»

V. Рефлексия.

Дети делятся свои впечатлениями при работе над этюдами, рассказывают о своём эмоциональном состоянии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по актерскому мастерству "Творческий этюд"

Творческий этюд - воплощенные в действиях жизненные наблюдения, которые постоянно обогощают и совершенствуют творческую личность....

Конспект занятия по актерскому мастерству "Сотвори себя сам"

Желаете избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу?Организуйте занятие "Сотвори себя сам"!...

Цикл занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу для подростков

Данная разработка представляем собой законченный цикл из восьми занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу. Каждое занятие рассчитано на 3 часа (с перерывами по 10 минут после каждых ...

Занятие по актерскому мастерству:«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Концентрация внимания на одном или нескольких объектах.Знакомство с дополнительными выразительными средствами актера....

Примерный план занятия по актерскому мастерству с применением игровых технологий

Занятие по теме "Действие" (актерское мастерство). В материал включены конкретные упражнения....

Занятие по актерскому мастерству «Искусство быть разным»

Материал содержит план занятия по актерскому мастерству для детей 9-12 лет, презентацию. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....

Презентация к занятию по актерскому мастерству "Искусство быть разным"

Материал содержит презентацию к  занятию по актерскому мастерству для детей 9-12 лет. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....