Занятие по актерскому мастерству «Искусство быть разным»
план-конспект на тему

Мелкозерова Ирина Витальевна (Меринова)

 

Материал содержит план занятия по актерскому мастерству для детей 9-12 лет, презентацию. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_z.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Занятие по актерскому мастерству

 «Искусство быть разным»

                                                  Составитель: Мелкозерова И. В.,

педагог дополнительного образования

                                                МБУ ДО «ДТДиМ» г. Топки

Топки 2017

  Составитель: Мелкозерова Ирина Витальевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДТДиМ»

г. Топки

   

Материал содержит план занятия по актерскому мастерству для детей 9-12 лет, презентацию. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………….........3 стр.
  2. Конспект занятия…………………..…………………………..4 – 10 стр.
  3. Список литературы ………………………………………………..11 стр.
  4. Использованные ресурсы Интернета……………………………..12 стр.

Занятие по актерскому мастерству

 «Искусство быть разным»

Автор педагог дополнительного образования Ирина Витальевна Мелкозерова, МБУ ДО ДТДиМ г. Топки

 

Цель

 Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности.

 Задачи:

Образовательные:

-Сформировать и раскрыть творческую индивидуальность.

- Работать над дикцией и чистотой произношения.

Развивающие:

  - Развить артистическую смелость, актерское внимание, воображение и фантазию.
-Развить импровизационные способности. 
-Развить навыки сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

Воспитательные:

- воспитать уважительное отношение к участникам занятия.    

Тип занятия: обобщение знаний и приобретение новых.

Вид занятия: упражнения по актерскому мастерству.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Оборудование для детей: театральные маски.

Оборудование для педагога: мультимедийная установка, компьютер, экран. Презентация (Приложение 1)

Конспект занятия по актерскому мастерству

ТЕМА: «Искусство быть разным»

Ход занятия:

1. Вводно - мотивационная часть


Слайд 1 – театральные маски
  Добрый день, ребята. Как вы уже поняли, сегодня наше занятие будет отличаться от всех остальных. Во-первых, тем, что на нём присутствуют гости. И в связи с этим, я хотела бы сразу снять то возможное напряжение, которое  многие из вас испытывают из-за стороннего наблюдения.
Слайд  2– нераспустившийся цветок
    Говоря о вас как об участниках, можно образно сравнить вас с нераспустившимися цветами.
Слайд 3 – руки садовника у цветка
     Следовательно, я являюсь вашим садовником, который делает всё возможное, чтобы вы росли, росли и, наконец, распустились в прекрасные бутоны. И сегодня один из тех дней, когда садовник ухаживает за своими цветами.
Слайд 4 – Цветок тянется к солнцу
    А присутствующие здесь гости – это вовсе не злобные и колючие сорняки, которые хотят задавить мои цветочки. Это лучи солнца, которые дарят вам своё тепло и энергию для роста и развития.  Ребята, встаньте в линию напротив педагогов.
А вас, уважаемые педагоги, я попрошу собрать внутри себя максимум доброты, теплоты, любви, надежд, понимания, веры. Соберите это в некий энергетический шар где-то у себя в груди. Почувствуйте его. При этом не должно быть физического напряжения, работает только ваша внутренняя сущность. А теперь только с помощью глаз направьте эту энергию детям.
А вы, ребята, загляните в глаза каждого педагога, примите эту положительную энергию, искупайтесь в этих лучах.
Спасибо, «лучики» 
(педагогам), спасибо, «цветочки» (детям), присаживайтесь. 
Только что вы все вместе выполнили упражнение по актёрскому мастерству на «Лучезарное». И моя вам оценка «отлично». Поаплодируйте друг другу.
Посмотрите 
(показывает на экран). По своей природе цветы тянутся к солнышку, не ограждаются, не прячутся, не бегут от него. И это правильно.
Слайд 5 – Букет разных цветов
Ведь только тогда они смогут вырасти и распуститься в прекрасные, по-своему особенные бутоны. Каждый цветок неповторим по -своему.

 

Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой.

Каждому из вас приходится играть разные роли, какие роли вы играете в жизни? Вы всегда разные, а на сцене вы какие? А разными быть на сцене – это искусство актерского мастерства. Вы имеете определенные способности, знания, умения и навыки. Нужно ли совершенствовать свои способности

Я думаю, что вы как и цветы будете неповторимы, возмёте из моего занятия для себя все то что нужно настоящему артисту, освоите искусство быть разными.

2. Актуализация опорных знаний


I блок. Разминка.
1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.
Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.
2. Этюд с воображаемым предметом.
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка проблем”:
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.
II блок. Речевые техники.
3. Отработка дикции.
Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.
• вдох – руки и голову поднять вверх; 
• выдох – наклон. Повторить 3 раза
Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:

И

А

О

У

Ы

После этого рекомендуется заняться скороговорками
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.

Отбить ритм
- От топота копыт пыль по полю летит

3.блок  Театральные правила:
- тишина за кулисами
- нельзя поворачиваться спиной к зрителям
- в роли находиться до конца представления
- уметь слушать своих партнёров
- все действия совершаем по хлопку

4 вспомним основные элементы связанные с театром (Презентация 2)

4  блок Предлагаемые обстоятельства (Разминка. Тренинг «дверь»). тренирует воображение и сенсорное восприятие. 
Педагог:
 Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Педагог: Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами! (Упражнение выполнено – дети на сцене). 

КРАСИМ ЗАБОР

 

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).

 

Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).

 

Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).

 

Гребет на веслах.

 

Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две)

Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

ЗЕРКАЛО

  • Одно из упражнений, могущих нам помочь, называется "Зеркало". Разделите свою команду на пары. Пусть встанут лицом друг к другу. Один из них должен быть лидером. Пусть лидер мимикой показывает действия, совершаемые им каждое утро перед зеркалом: бреется, накладывает косметику и т.п. Второй участник старается имитировать действия лидера как можно точнее и при этом не засмеяться. Будет очень удачно, если лидер станет воспроизводить свои действия как в замедленной съемке, облегчая второму участнику возможность их повторения. Когда все пары достигнут определенного успеха, следует указан


5 блок. «Разгонка»
Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила интересные книги».


Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»
Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».
для зрителей

ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возьмите небольшое стихотворение, известное всем. Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющими обстоятельствами, например:

 Однажды в студеную, зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

1если бы у него болел зуб

2попала соринка в глаз

3жали бы туфли

4был пирожок во рту

5поездка в переполненном транспорте

6пропеть

1давясь от смеха,

2плача,

3потрясенно,

4монотонным голосом робота из фантастического фильма,

5удивлённо,

6 испуганно

ИДИ СЮДА!

А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Предложите это сделать вашим актерам.

 

Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу, произносят фразу: "Иди сюда!" (или любую другую) с различно

Моментальный спектакль "Не так живи, как хочется".

Действующие лица: 
1.Король. : « Ах, нелегко быть королем! Это очень важная миссия».
2. Принцесса. А вы не принц на белом коне?
3. Лев.
4. Кошка.
5. Разбойник   Я не я, корона будет моя
6. Слуга. Спокойствие только спокойствие! Все элементарно и просто

В одном королевстве жил – был король, он важно восседал на троне, и все время повторял: « Ах, нелегко быть королем! Это очень важная миссия».
У короля была дочь – прекрасная принцесса. Она сидела в замке и все время скучала. Единственным ее развлечением было пение
- А вы не принц на белом коне? – спрашивала она у проезжающих всадников. – Когда же он явится?- и она тяжело вздыхала - О! Как я устала ждать…
- Ах! Нелегко быть королем! – отвечал ей король, погруженный в свои мысли.
Однажды, когда по своему обыкновению принцесса смотрела в окно, мимо проезжал разбойник. Он давно мечтал завладеть короной глупого короля:
- Я не я, корона будет моя!
- А вы не принц на белом коне? – спросила принцесса.
- Я! – разбойник смекнул, что, похитив принцессу, он сможет потребовать у короля выкуп. – Я! – повторил он.
Разбойник, долго не думая, схватил принцессу, накинул ей мешок на голову и поскакал в лес, где находилось разбойничье логово.
- А! – закричала принцесса.
- Ах! – воскликнул глупый король. – Нелегко быть королем. Слуги!
На крик короля прибежал самый проворный из слуг Джон.
- Спокойствие только спокойствие! Все элементарно и просто, - успокаивал он короля.
- Моя дочь похищена! В лесу ее растерзают страшные львы! Ах! Нелегко быть королем! Полцарства и руку принцессы тому, кто освободит ее, - расщедрилось его величество.
Джон собрал небольшой узелок, взял своего верного кота, который всегда помогал ему справляться с неприятностями и раскланялся.
- В замок всех впускать и никого не выпускать, - отдал последние поручения Джон и отправился в путь.
Логово разбойника охранял страшный лев. Он был очень одинок, потому что лесные звери боялись его и не хотели иметь с ним дело.
Джон шепнул коту, чтобы тот подружился со львом.
- Легко, хозяин.
Пока кот и лев налаживали контакты, Джон пробрался в избушку к разбойникам. Он думал, что нужно спасать принцессу, но что же он увидел, когда открыл дверь?..
Принцесса сидела на стуле и приказывала разбойнику:
- Если ты принц, то должен читать мне стихи, говорить о своей любви, совершать ради меня подвиги. Сразись со львом, например. К тому же мне нужно новое платье, это уже износилось.
- Вот еще выдумала! Лучше пол подмети. Я в дом хозяйку брал, а не говорящее радио.
-Ах, так! – принцесса схватила веник и стала колотить им по спине разбойника.
- Караул! Спасите! – закричал разбойник. И выбежал из избушки.
Джон хотел, было тоже спастись бегством, пока и ему не попало, да только поздно. Принцесса увидела его.
- А вот и мой спаситель! Прекрасно! Как долго я тебя ждала…, - и она упала в обморок прямо на руки Джону.
Видно предначертано ему было служить всю свою жизнь. Сначала глупому королю, а потом его дочери. Джон не знал плакать ему или смеяться. Да делать нечего, не бросать же человека в полуобморочном состоянии одного в лесу. И слово короля закон, раз обещал полцарства и руку принцессы в придачу, должен слово сдержать. А Джон должен приказания выполнять и не возражать.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.


3. Итог занятия (Рефлексия)


Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.
По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону. Педагог подводит итог. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вы будете заниматься в нашей театральной студии.

Пока затишье и пока,
Блестит во мраке капля света!
В огромном зале тишина,
Ещё не начался спектакль. 
И холодна пустая сцена!

Актёр, иди туда, смелей!
По театральному закону
Плачь, смейся, сердце не жалей,
Слова любви, как дождь пролей,
Всё до последнего поклона!

Спектакль закончился, Пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал «вся жизнь-игра»,
Взошла актёрская звезда
И засияла ярким светом!

Список литературы:

1.        Немов Р.С. Психология. Учебник в 3-х томах. Москва “Просвещение” “Владос” 1995 г.

2.        Ильенко Л.П. “Опыт интегрированного обучения в начальных классах”. Журнал “Начальная школа”, 1989 №9.

3.        Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. “Анализ современного урока”. Практическое пособие “Учитель” 2002 г.

4.        Краткий педагогический словарь. В. Секачёв. “Институт общегуманитарных исследований” Москва 2007 г.

5.         Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков [Текст]: методические рекомендации / М. В. Мартынова. - Томск, 2003. - С.

Использованные ресурсы Интернета:

1.http://i63.beon.ru/27/9/270927/20/8225020/anmated_doll_00018. gif 2.http://i63.beon.ru/27/9/270927/20/8225020/anmated_doll_00018. gif 3.http://www.smspricol.ru/animation-77.htm

4.http://www.smspricol.ru/animation-77.htm

5. www.dobropozalovat.ru

6.http://www.openclass.ru/node/234369

7.http://pandia.org/text/77/305/23575.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по актерскому мастерству "Творческий этюд"

Творческий этюд - воплощенные в действиях жизненные наблюдения, которые постоянно обогощают и совершенствуют творческую личность....

Конспект занятия по актерскому мастерству "Сотвори себя сам"

Желаете избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу?Организуйте занятие "Сотвори себя сам"!...

Открытое занятие по актерскому вокалу в детском театральном коллективе

План-конспект открытого занятия по актерскому вокалу в средней группе Образцового детского театра....

Цикл занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу для подростков

Данная разработка представляем собой законченный цикл из восьми занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу. Каждое занятие рассчитано на 3 часа (с перерывами по 10 минут после каждых ...

Занятие по актерскому мастерству:«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Концентрация внимания на одном или нескольких объектах.Знакомство с дополнительными выразительными средствами актера....

Мастер – класс по актерскому мастерству: «Искусство быть разным»

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успеш...

Презентация к занятию по актерскому мастерству "Искусство быть разным"

Материал содержит презентацию к  занятию по актерскому мастерству для детей 9-12 лет. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....