Цикл занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу для подростков
учебно-методический материал

Чернецкая Татьяна Анатольевна

Данная разработка представляем собой законченный цикл из восьми занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу. Каждое занятие рассчитано на 3 часа (с перерывами по 10 минут после каждых 45-ти). Возраст обучающихся – от 12  до 17 лет.

Используя этот материал, каждый педагог может   выбрать наиболее актуальные на данный момент упражнения и творческие задания, а также сокращать занятия. Цикл построен по принципу «от простого к сложному» и содержит  известные актерские и речевые упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная разработка представляем собой законченный цикл из восьми занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу. Каждое занятие рассчитано на 3 часа (с перерывами по 10 минут после каждых 45-ти). Возраст обучающихся – от 12  до 17 лет.

Используя этот материал, каждый педагог может   выбрать наиболее актуальные на данный момент упражнения и творческие задания, а также сокращать занятия. Цикл построен по принципу «от простого к сложному» и содержит  известные актерские и речевые упражнения.

ЗАНЯТИЕ 1

          Актерское мастерство

1.Вступительное слово ведущей: задачи курса; далее – по кругу: что я жду от занятий?

2.«Кошка – собака»

3.Переход по стульям

4.Счет до десяти

5.«Зеркало»

6.«Отстающие движения»

     7.«Болото»

8.Пишущая машинка: «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво»

9.ПФД, цепочка ПФД

10.Превращения

11.Животные (группой и по одному)

12.«Крокодильчик»

  Голосо-речевой тренинг

  1. Вступительное слово ведущей
  2. Дыхательные упражнения:
  • дыхательный «массаж» живота и диафрагмы лежа на спине;
  • запах любимого цветка, блюда;
  • поиск «опоры» (как при кашле);
  • колка дров (без звука);
  • выдох в приседе;
  • «караси на сковородке»;
  • «Отогрей» (У-О-А-Э-И-И);
  • выдох на Ф, С, Ш, ПФ, У, О, И, Ж, З;
  • выдох с произнесением (по три раза): ухо, ум, унисон, урок, урок, уснуть, утюг, уют, осень, опыт, облако, обувь;
  • счет на выдохе.
  1. Массаж. Тренировка мышц языка и губ:
  • «Хоботок – улыбка»;
  • работа верхней и нижней губ;
  • «Воронка»;
  • натягивание губ на зубы при слегка открытом рте;
  • сочетания Глл, Гнн, Клл, Кнн, Длл, Днн, Тлл, Тнн, Влл, Внн, с подниманием на втором звуке верхней губы;
  • сочетания Ксс, Гзз, Бзз, Дзз, Взз, Фсс с оттягиванием нижней губы вниз;
  • сочетание МВЗ-МВЗ-МВЗ, где длительное В – для верхней губы, длительное З – для нижней;
  • произнесение слов (выполняя предыдущее задание): взгляд, взгорок, взгорье, взгреть, взгретый, вздох, вздор, вздутый, вздыхать, вздувать, взрыхлить, взрыв, взрыть, взывать, взыграть, взыскать, вздрагивать, взломать, вздыбить. В вазе стоят ветки вяза.
  • «Жало змеи»;
  • «Орешки»;
  • «Рулон»;
  • достать кончиком языка нос, подбородок;
  • пожевывание языка.
  1. Упражнение «Я»
  2. «Насос»
  3. Поиск основного тона: «Колокол», тексты на «М»
  4. Дикционный тренинг:
  • «колечки»: чку-кчку, пку-птку, взду-звзду, взгду- звзгду;
  • «китайская тарелочка»;
  • «капли»: рлурм, мнумл.
  1. Скороговорки: Бобр добр для бобрят. Ткет ткач ткани на платки Тане. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. «Прокопович».

                       

                                           Д/З: 1. Концертный номер

                                                  2. Дневник наблюдений

                                                 3. Антисловарь

                                     ЗАНЯТИЕ 2

Актерское мастерство

  1. «Сантики»
  2. «Письмо»
  3. Хлопки 2-1
  4. «Мостик»
  5. «Болото»
  6. КОНЦЕРТ
  7. ОП и ОС по «Дневнику наблюдений»
  8. Животные (группой и по одному)
  9. «Крокодильчик»

Голосо-речевой тренинг

  1. Дыхание
  • работа с удлинением речевого выдоха: счет; «Как на горе, на пригорке стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка…(1-4’; 5-8’ и т.д.)
  • «Колка дров» (без звука и со звуком)

2. Массаж:

-   «Хоботок – улыбка»;

  • работа верхней и нижней губ;
  • «Воронка»;
  • натягивание губ на зубы при слегка открытом рте;
  • сочетания Глл, Гнн, Клл, Кнн, Длл, Днн, Тлл, Тнн, Влл, Внн, с подниманием на втором звуке верхней губы;
  • сочетания Ксс, Гзз, Бзз, Дзз, Взз, Фсс с оттягиванием нижней губы вниз;
  • сочетание МВЗ-МВЗ-МВЗ, где длительное В – для верхней губы, длительное З – для нижней;
  • произнесение слов (выполняя предыдущее задание): взгляд, взгорок, взгорье, взгреть, взгретый, вздох, вздор, вздутый, вздыхать, вздувать, взрыхлить, взрыв, взрыть, взывать, взыграть, взыскать, вздрагивать, взломать, вздыбить. В вазе стоят ветки вяза.
  • «Жало змеи»;
  • «Орешки»;
  • «Рулон»;
  • достать кончиком языка нос, подбородок;
  • пожевывание языка;
  • Сочетания (без звука и со звуком по 4 раза): ФСТКЭ, ФСТКЫ, ФСТКО, ФСТКА; ФСКТЫ, ФСКТЭ, ФСКТО, ФСКТА; СФКТЫ, СФКТЭ, СФКТО, СФКТА; СФТКЭ, СФТКА, СФТКО, СФТКЫ; ВЗГДЭ, ВЗГДУ, ВЗГДО, ВЗГДА; ЗВГДЫ, ЗВГДУ, ЗВГДО, ЗВГДА.

3.Основной тон: «Марля», «Падающая стена», «Колокол», тексты со звуком «М».

4. На опоре: «Але-оп!», «Ух, ты, ах-ты!..», «Яблоко Алле…»

5. Дикционный тренинг: «Радиопередача»

6. Проверка «Антисловаря»

7. Скороговорки (см. зан.1): «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»

                                          Д/З: 1. Наблюдения: походки, еда.

                                                  2.«Антисловарь»

                                  ЗАНЯТИЕ 3

Актерское мастерство

  1. «Фулфайтер»
  2. Фигуры перестановок
  3. Переходы в полукруге
  4. ПФД: жарить яичницу, подметать и мыть пол, накрывать на стол. Подготовка к этюдам на ПФД.
  5. «Картинки»
  6. «Замри!»
  7. Д/З: наблюдения – походка, еда.
  8. На букву «К»
  9. Превращения
  10. «Если бы…»: на берегу реки, на болоте, застрял в лифте.
  11. «Манки»

Написать письмо:

-любимому человеку;

-деловое письмо;

-письмо сестре о смерти близкого человека.

Приехать домой:

-в город, на работу после отпуска;

-в село на отдых;

          -к родителям после долгой разлуки.

         Примерять шляпу:

         -новую, желанную;

         -любимую, попорченную молью.

        Входить в комнату:

        -где жили в детстве;

       -где идет ремонт;

       -в новый дом.

  1. «Крокодильчик»

Голосо-речевой тренинг

  1. Проверка «Антисловаря»
  2. Дыхание. Настройка. Упр. для удлинения речевого выдоха:
  • Шли семеро стариков, говорили старики про горох; первый говорил: «Горох хорош!», второй… и т.д. На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема. Кто умен, тот вышел вон. Не помучишься, не научишься. Был гусар с кнутом, сом с усом. Шубка зимой не шутка. Чужую беду руками разведу. Нашего слугу согнуло в дугу. На скорую ручку комком, комком да в кучку. Сок с березы стек. Думай ввечеру – делай по утру. Без ухода хорошо растет только сорняк. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь. Отрубишь – не приставишь. Шумит дубравушка к непогодушке. Вот воз без овса, возле воза – просо. Нов домовитый дух ржаной буханки. Не ропщи на судьбу в иерихонскую трубу.
  1. «Я!»
  2. Упражнения со звуком «М»
  3. На опоре: «Але-оп!»( с дрессировкой животных), «Яблоко», «Ахти…», «Куда-х…»
  4.  Упражнения с гласными: укачивание, гудок, прокалывание, «Цветок»
  5. «Мячи»: буп, дут, зус, гук.
  6. «Прокоп», «Кот», «Свинки»
  7. Дикционные упражнения: кчку, птку, бдгупт, «тесто», «капуста»
  8. Скороговорки (см. выше): «Из-под пригорка», «Я мальчик фильтикультяпистый»

                                              Д/З: 1. Наблюдения: смех, курение, ожидание.

                                                     2. «Антисловарь»


                               ЗАНЯТИЕ 4

           

          Актерское мастерство

      1. Бревно – коса

  1. «Шарик»
  2. Проверка Д/З – наблюдения: смех, курение, ожидание.
  3. Запоминания поз
  4. ПФД: надевать и снимать одежду; делать прическу (или бриться) перед зеркалом; стирать белье; чистить картофель.
  5. Хотение – задача – действие:
  • собираться на свидание с любимым человеком;
  • готовить стол (ждете гостей, ждете супруга, который задерживается);
  • уборка комнаты (очередная уборка; ждете маму; после похорон)
  • готовите обед ( вы – повар; любимое блюдо; для больного)

В парах:

  • перевязать руку (знаменитому человеку; близкому человеку; человеку, причинившему вам боль));
  • подать пальто (уважаемому педагогу ( начальнику); любимой девушке; сестре, на которую сердитесь)
  • вернуться домой (к матери; к родственнику, который вам не рад; к другу, с которым хотите помириться)
  • - поздороваться (с человеком, который должен вам деньги; с соседом по квартире; с ректором института)
  1. «Хочу в артисты»: фотограф и модель, оперный театр, дама с собачкой, стоматолог и пациент, в бане, марафонцы, игра в домино, супружеская измена, суфлер и актер, пенсионеры на прогулке, воры на «деле», лыжники, в шторм на корабле, зоопарк.
  2. Детская площадка.

Голосо-речевой тренинг

1.Настройка, дыхание, массаж. Упражнения на удлинение речевого выдоха:

  • Сын мой, да ум у него свой. Под носом взошло, а в голове не посеяно. Не море топит корабли, а ветры. Прогноз погоды: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят. Дорого, да мило, дешево, да гнило. Торопке порка не впрок, Торопке корка впрок. Плохонько плавал Прохор в пруду. На языке – мед, а под языком – лед. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. От дуба да дуба, от сруба до сруба, как желудь, катайся. По дороге едут дроги, могут ноги отдавить.

2. Упражнения на «С» и «М».

3. На опоре: лай, бег и счет, снежки «пу», «бу», «уй», колоть дрова «Э», «А», «Яблоко Алле», «Эй, вы, нули!»

4. Работа с гласными: гудок, цветок.

5. Произношение согласных звуков.

Согласные звуки различаются:

- по месту образования: передне-средне-заднеязычные;

- по способу образования: смычные и щелевые;

- по участию голоса: звонкие и глухие;

- твердые и мягкие;

- по сонорности – шумности.

Ф, В, Ф’, В’

Звуки губно-зубные щелевые шумные

- Поднимайте верхнюю губу: Ф, В в сочетании со всеми гласными.

- Поднимайте верхнюю губу, четкое произнесение: Ильф, эльф, вевевеф, вививиф, вявявяф, вововоф, вувувуф, лов, лов; мягкие: верфь, кровь, вкривь, вплавь, въявь, свекровь, вправь. Втулка, втянуть, впрямь, в целях, вшить, впору, вперед, ловкач, вчерне, взбежал, всходы, встретил, в вузе, ввязать, в фаянсе, в фокусе.

        П, Б, П’, Б’

Звуки губно – зубные, смычные, шумные

- Произнесение звуков П и Б в сочетании со всеми гласными.

- Четкость произношения конечных согласных: холоп, выхлоп, пуп, поп, Потап, Филипп, лоб, апломб, хлеб, выпь, топь, оторопь, бибибип, бобобоп и т.д.

- Сравните звучание губных в словах: бэби – хобби, липа – хиппи.                                                                                                

- Сообщение «короткой строкой», настрой упорства и настойчивости: Попей-ка, попей-ка, на дне копейка. У Поли белая папка. У Ипата лопаты в пыли. Павел Паве плел лапти. Бой дал отбой. Любе в ботах беда. Бык бодает вербу. Боты в объятиях болота. Либо мед пить, либо биту бить. В обед бобыль ел бобы. Потап Потапыч и Ипполит Ипполитыч в пути по-новому поют. Пан Филипп паникует по пустякам. У Пантелея в полынье пропал поплавок. На поле брани да без брани. У Бубликова бублики. Белые лебеди по небу летят. Осенью огромной с нами наше счастье; белые одежды, бедный бор да ворон, ворон вороненый. (В. Соснора)

                              Т, Д, Т’, Д’

Звуки переднеязычные, шумные

- Произнесите четко звуки Т и Д со всеми гласными.

- Произнесите звуки Т и Д, «обучая собеседника»: тутутуд…; удод, дед, удят, утаят, утаить, удить, надоедать, доодеть, дотянуть, лаять, топтать, додать, Далидат, теплота, тут, тетрадь, дуэт, рать, атлет, Донат, адъютант, вытерт, тот, отворот; тюдюдют…; пять опят, пять утят. Темноты боится Петя: трусоват он, видно, дети. Тит летит в Аппатиты. Теплота топит лед. Сидит дед в шубу одет. Тут отряд. Тит, да ты тут? Около ворот коловорот. Вот так дуэт! Айда, Тит, удить! Добрый Демид на худых не глядит. Тут тот удод! В свой черед встретить Новый год! За дар дарить дар обретать отобран.

- Удвоенные переднеязычные звуки Т и Д: отдай, отдавили, отдалили, отдвинули, отдых, отдышался, отделался, отделился. Отдел нового платья одел всех в платья. Хотели одернуть, а пришлось руку отдернуть. Эта поделка – хорошая подделка. Поточить слева, подточить справа – и деталь готова. Тут толь, отойдите от Толи. Одетта одета. Атлет оттянул батут.

6. Упражнения на расширения диапазона: «Трап», «Маляр», «Дом», «Полет».

7. Скороговорки с подтекстом. «На мели».

                   

                                                       Д/З: 1. Этюды на ПФД.

                                                              2. Придумать свое сочетание звуков для            

                                                                 «Радиопередачи».

ЗАНЯТИЕ 5

Актерское мастерство

1.Фулфайтер

  1. ПФД: чистить сапоги, растопить печь, укладывать вещи в чемодан.

  2. «Повара и поварята»

  3. Проверка Д/З: этюды на ПФД

  4. Превращения

  5. Этюды на три слова: щетка, сигарета, носок; конь, карандаш, лужа; тесто, канат, щебень; муха, дискета, заноза; тахта, коровник, помада; гитара, скорпион, сугроб.

  6. «Крокодильчик»

Голосо-речевой тренинг

1. Настройка, дыхание, массаж. Тексты для удлинения речевого выдоха:       

По Неве плывут плоты

      Еле-еле,

      По Неве плывут плоты

Плиты елей.

Бревна к бревнам впритык

      Еле-еле,

      По Неве плывут плоты

      Плиты елей.

     Наш язык и скромен и богат,

     В каждом слове скрыт чудесный клад,

     Слово «высоко» произнеси,

     И представишь сразу неба синь,

     Ты скажи: «Кругом белым-бело…» -

      И увидишь зимнее село…

2. На расширение диапазона (см. занятие 4)

- Чудо лесенкой шагаю,

Высоту я набираю,

Шаг на горы, шаг на кручи,

А подъем все круче, круче.

Не робею, петь хочу,

Прямо к солнцу я лечу!

- Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть опустился глубоко,

Но голосом грудным, свободным,

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

- В грудном регистре что за гром:

Бум-бом! Бум-бом!

А в среднем – бум на целый дом:

Бим-бом! Бим-бом1

Вот в головном чистейший звон:

Дин-дон! Дин-дон!

И все гудит, звенит им в тон:

Дин-дон! Бум-бом!

Дин-дон! Бим-бом!

3. Произношение согласных звуков

               С, З, С, З

- Произнесите свистящие в сочетании с гласными и согласными Х, КТ:

(по 4 раза) КСЫ, КСЭ, КСУ, КСО; УС-ОС-АС-ЭС-ЫС-ИС; ЕСЬ-ЯСЬ-ЁСЬ- ЮСЬ; УСУ-ОСО-АСА-ЭСЭ-ЫСЫ-ИСИ; ЕСЕ-ЯСЯ-ЁСЁ-ЮСЮ; СУ…; СЮ…; СКУ-СКУ-СКУ, СКО-СКО-СКО…; СТУ-СТУ-СТУ, СТО-СТО-СТО…; грабастые. гривастые, сходка, сход, схлынуть, схват, схапать, сходу, схожий. Два-ста, рога-ста, четыре-ста, хода-ста (корова). Дваста, пудаста, четыреста, копытаста. Голос в голос, волос в волос, рост в рост. Святое место не будет пусто. Хвастай, хвастай, да сам и хрястай.

- Произнесите четко свистящие звуки С и З в конечной позиции: УЗУЗУС…; СУЗУЗУС…; СКУС-СКОС-СКАС-СКЭС-СКЫС-СКИС. Она – за нас, а мы – на ананас. У вас Стас? Свет погас. Есть квас, да нет вас. Заболел глас. Тут Борис и Анастас.

Изгибы ли это, изломы пути,

Фантазия зрения или усталость,

Но то, что манило тебя впереди,

В какой-то момент позади оказалось.

Успех – позади и любовь – позади…

                                          ( Ф. Кривин)

- Четкое произнесение С, З : рус, вуз, туз, лис, лес, эфес, овес, бас, пас, погас, вкус, парус, фокус, глобус, автобус, фикус, флюс, таз, ярус, хаос, эссе, Эсхил, босые, весы, усы, носы, посылка, косынка, Осло, Васса, сад, Савва, сэр, сало, салфетка, сапоги, сова, соловей, сейф, сессия, сыт, сыск, сыч, сыр, сырт, сыть, сыщик, сырок, ссыпать, сыграть, сыворотка, сын, сытый, сэкономить. Поросята родом полосаты. Русые волосы. У Вассы бусы. У сыщика усы. Савва устал от суеты. Сыро от росы. Сестры, быстро! У попа на устах пост. Неясное слово не сделает своего дела. Язык от лжи не краснеет, и без того красный. Сананька скороговорками так и сыплет, так и сыплет, но всех скороговорок не перескороговоришь. Соло, соловейко, спой-ка сойке. «Всем видна ее краса, брови стрелкой узкие, и до пояса коса, золотая, русая.» (А.Прокофьев)

- Звук З в словах и сочетаниях: УЗУ ЗУ ЗУ-ЗУ-ЗУ ЗУ-ЗЮ-ЗЬЮ ЗУЗУЗУС ГЗУ; ОЗО…; АЗА…; ЭЗЭ…; ЫЗЫ…; ИЗИ… Зык, язык, возы, тазы, забава, залезай, изба, газы, арбузы, заря, с розой, узда, у Зои, слезы, золотой, уползай, узда, слеза, поезда, грозой, узлы, возок, глазок, березой, язва, зал, воздух, слезой, узы, зайка, затея, базой, узоры, зол, Загорск, дерзай, изволь, зола, ползу, извив, польза, извоз, засуха, разве, разбили, гораздо, зыбь, дозор, розовый, зубы, пузырь, задуло, завял, звякал, водовозы, зубило, засов.

- С подниманием верхней губы: взыск, взыграл, взыскал, взывал, сызмала, сыздавна, сызнова, взор, взрывной, взрыхлил, взъезд, взойти, взрослый, взморье, взмыл, вздор, вздох, взгрустнуть, взгромождение, взгорок, взгорье, взгорбить, вздыхать, вздрагивать, вздувать, вздыбить.

                            Ш, Ж, Ч, Щ

                                      Ш

Переднеязычный, шумный, щелевой, глухой, твердый.

- Звук Ш в сочетаниях и словах:

  ИШ ИШИ ШИ ШИ ШИ-ШЬИ ЛИШЬ ТИШЬ

  ЕШ ЕШЕ ШЕ ШЕ ШЕ – ШЬЕ ЕШЬ ЛЬЕШЬ ВЕЛИШЬ

АШ АША ША ША ША-ШЬЯ ВОЕШЬ ВЬЕШЬ

ОШ ОШО ШО ШО ШО-ШЬЁ УШИ УШИБ

УШ УШУ ШУ ШУ ШУ-ШЬЮ ЫШ ЫШШ ВАЛИШЬ

- Звук Ш в словах: роешь, ладоши, пеший, душой, калоши, кыш, делишь, выигрыш, ваши, брешь, дрожь, Яша, пилишь, опушки, даешь, рожь, ложь, Алеша, ушел, делишки, Даша, паша, идешь, лепешка, выше, шей, шило, поешь, шейх, шипел, шея, шар, шахта, шути, шеф, шлях, шашель, шалаш, швея, шоры, шлейф, дедушка, шпиль, шпалы, шелуха, лишай, бабушка, подушка, петушок, шаль, шалфей, шарж.

- Двойной (долгий) звук Ш в сочетаниях: ЖУШУ – ЖУШШУ… и т.д.; ШУЖУ – ШУЖЖУ …и т.д.

Жизнь прошла, прошелестела, коротка и хороша,

Тяжелее стало тело и возвышенней душа. (К. Ковальджи)

- Краткий и долгий звук Ж в словах и фразах: разжать – рожать, разжег – рожок, сжать - жать, сжарить - жарить, сжечь – жечь. Идет Рашид – кафтан золотом расшит. Изжить плохое – и жить легче. Век изжил, а ума не нажил. Не жужжу, когда сижу, не жужжу. Когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда тружусь (пчела). Чужая пожива – не разжива.

                            Ж

Щелевой шипящий шумный звонкий и всегда твердый (исключение: «жюри»)

- Звук Ж в сочетаниях с гласными и в словах:

ИЖИ ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ-ЖЬИ ЕЖИ ЭТАЖИ

ЕЖЕ ЖЕ ЖЕ ЖЕ ЖЕ-ЖЬЕ УЖИ ЭТАЖЕЙ

АЖА ЖА ЖА ЖА ЖА-ЖЬЯ УЖЕ ОЖОГИ

ОЖО ЖО ЖО ЖО-ЖЬЁ УВАЖАЙ УЖЕЛИ

УЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ-ЖЬЮ ПАДЕЖИ УВАЖИЛИ

- Звук Ж в словах: лыжи, ожерелье, вижу, живой, убеждай, желе, вожжи, дюжий, ажур, жижа, живо, желтый, хожу, вежливый, вожу, жилой, жир, желудь, хуже, лужайка, вяжу, урожай, жало, жуй, реже, лежи, ближе, прохожий, жаба, жужжал, жилет, ежата, пыжи, жди, жатва, журавль, одежда, жюри, желтели, жабры, виражи, рыжий.

 

                                 Щ

Переднеязычный щелевой шумный глухой мягкий.

- Звук Щ в сочетаниях с гласными и  в словах:

ИЩ ИЩИ ЩИ ЩИ ЩИ ВЕЩЬ ДОЖДЬ(щ) ВЕЩИ

ЭЩЭЩЕ ЭЩЕ ЩЕ ЩЕ ЛЕЩ БОРЩ ЛЕЩИ

АЩ АЩА ЩА ЩА ЩА ТОВАРИЩ ОВОЩ ОВОЩИ

ОЩ ОЩО ЩО ЩО ЩО ПЛАЩ ХВОЩ БОРЩИ

УЩ УЩУ ЩУ ЩУ ЩУ ЩУ ПЛЮЩ ПРЫЩ ПЛАЩИ

- Звук Щ в словах: ищи, резче(щ), вещий, щей, ушищи, тащу, щит, щуплый, овощи, еще, пощада, щека, щурить, хлыщей, ущелье, прощай, щель, общежитие, хрящей, пища, роща, щавель, общий, тощий, вещи, пуща, щепа, вообще.

- Звук Щ во фразах: Ваша теща в плаще. Выращиваю овощи. Тащу вещи. Щепа в щели. Щеткой чищу вещи. Плачущий товарищ. Свежие овощи. Полощи белье! Лощеный щеголь в плаще. Тощий лещ. Пощади щегла. Щиты щек. Щедрый расчет. Ешь овощи во щах. Надень плащ – идет дождь(щ). Исчез в ущелье. Сыта теща, коли гущи не ест. Где щи – тут и нас ищи, Волки рыщут – пищу ищут, Козлище в хлевище. Совище из лесища.

                                Ч

Переднеязычный глухой мягкий сложный (ТЬ+ШЬ)

- Звук Ч в сочетании с гласными и в словах:

ИЧ ИЧИ ЧИ ЧИ ЧИ-ЧЬИ БИЧ ПЕЧЬ ЛУЧ

ЕЧ ЕЧЕ ЧЕ ЧЕ ЧЕ ЧЕ-ЧЬЕ КИЧЬ НОЧЬ ВИЧ

АЧ АЧА ЧА ЧА ЧА ЧА-ЧЬА МОЧЬ ПРЯЧЬ ЛЕЧО

ОЧ ОЧО ЧО ЧО ЧО ЧО-ЧЬЁ РЕЧЬ ДОЧЬ ОЧИ

УЧ УЧУ ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ-ЧЬЮ ЖЕЧЬ ЛУЧ ОЧЕЙ

- Звук Ч в словах: бичи, вечер, бычий, колючий, прячу, горячий, врачи, волчиха, чих, ярче, ворчу, чуди, вылечи, чех, чары, жарче, рычу, читай, выучи, через, чаша, бахча, точу, отвечай, лечи, чехол, чайка, беречь, чихай, отличай, почва, в час, отличный, почти, в четыре, солнечный,  вчера,  лучше,  сочный, черепаха, ворчать, заочный, чтить, полчаса, восточный, лечил – чьи, учил – ручьи, час – чья, зачет – чьё, лечу – к ручью.

- Сравните звучание Ч со звучанием Ц и Щ:

ЧУ-ЦУ…; ЧУ-ЩУ… Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока (С. Маршак) Зачем мести улицу дворнику, если метет вьюга? Попала лисида в западню, да и говорит% хоть еще и рано, да придется переночевать. Привычка пуще неволи. – Чьи овцы? Много ль их идет траву щипать? – Чтоб дать ответ, их надо сосчитать. «Округла ночь. Все свежо, все внове. Я из чужбины общей ухожу и возвращаюсь в отчее, ночное. В ночное – что? В ночное – что хочу.» (Б. Ахмадулина)

К точной краткости приучен,

Прямо в трубку им кричу:

Разгоните в небе тучи,

Я гулять пойти хочу! (Н. Карпов)

Близко буря. В небе бьется

Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)

Над дымком у самой тучки пудрит щеки щука щучке.

  •    Удвоенный Ч в сочетаниях и словах:  ЩУЧЧУ…; ветчина, отчет, молодчина, ночь черна, прочь, человек, наша дочь речистая – у нее речь чистая. Находчивая падчерица очаровала чету. Дочь прячет челку под чепчик. Печь чадила в корчме. Хочет ночь чиркнуть четвертую спичку. Чуть-чуть чечевицы дочь черпала на чердаке. Чеканно звучала притча. В Чите речка Читинка хочет течь чистой. Ночь чернеет. Ночь черней, чем байховый чай.

4. Проверка Д/З: «Радиопередача» со своими сочетаниями.

5. «Скакалка».

                                                                       

                                                         Д/З: «Антисловарь»

                     ЗАНЯТИЕ 6

Актерское мастерство

  1. «Сыщики»
  2. «Мигалочка»
  3. Слушать звуки.
  4. «Если бы…»:
  • пишете письмо, вдруг погас свет
  • шьете, вдруг потерялась иголка
  • гуляете в парке, вдруг пошел дождь
  • вы находитесь на берегу реки, и вам срочно надо попасть на тот берег.
  1. «Дискуссия» : глухонемой, глухой и парализованный, слепой и немой (договориться, в какой цвет красить забор, что подарить другу на день рождения и т.д.)
  2. Богатство животных ролей: царственный жираф, озорной щенок, ворчливый медвежонок, хладнокровная и мстительная кобра, спокойный и удушающе мягкий удав, стремительная и грациозная лань, мелкая услужливая гиена, добродушный и ленивый медведь, киса, ласковая и хищная.
  3. Передать чувства (только мимикой, только руками, всем телом):

уверенность в себе, насмешливость, гнев, удивление, любопытство, воодушевленная мечтательность, грусть светлая, тоскливая грусть, детская обида, тупая покорность, злое упорство, опасливая настороженность, презрение, усталость, спокойное превосходство, царственность, расслабленное довольство,  радость, милая детскость, лукавство, серьезная спокойность, нежность и благодарность.

  1. «Дом Джека»: делаем спектакли.
  2. «Игрушки»
  3. Проверка «Сыщиков».

Голосо-речевой тренинг

  1. Разминка: массаж, дыхание, удлинение речевого выдоха.
  2. «Пластика – звук»
  3. Произношение согласных звуков.

                               

                      Х, К, Г, Х, К, Г,

                             Х

Заднеязычный щелевой глухой

  • Звук Х в сочетании с гласными и в словах:

ИХ ИХИ ХИ ХИ ХИ ХИ ХЫ-ХИ-ХЬИ ЛИХИ ОРЕХИ

ЕХ ЕХЕ ХЕ ХЕ ХЕ ХЕ ХЭ-ХЕ-ХЬЕ ИХТИНОЛ ПРЯХИ

АХ АХА ХА ХА ХА ХА ХА-ХЯ-ХЬЯ ТИХИЙ ЯХТА

ОХ ОХО ХО ХО ХО ХО ХО-ХЁ-ХЬЁ ВЕХИ ОХАЛ

УХ УХУ ХУ ХУ ХУ ХУ ХУ-ХЮ-ХЬЮ ЛИХО ЭПОХА

ЫХ ЫХЫ ХЫ ХЫ ХЫ ХЫ ХЫ-ХИ-ХЬИ ЭХО ПЛОХО
  • Звук Х в словах: лихой, охлопье, выхухоль, рыхлый, холл, холод, лопухи, пуховый, хи-хи-хи, халат, характер, хохот, духи, хиппи, ха-ха-ха, хата, ходили, худо, петухи, хитрый, хе-хе-хе, ходики, хвоя, выдыхай, хило, выхлоп, халва, хобот, тахта, хлеб, вихор, вдыхай, хлев, хвала, бухта, охладелый, дух, лопух, вахта, плохой, выход, хлопотать, вверх, второпях, пихта, пахал.

                                            К, К

Звуки К, Г – заднеязычные смычные шумные

  • Звук К в сочетании с гласными и в словах:

ИК ИКИ КИ КИ КИ КИ КЫ-КИ-КЬИ ЛИКИ ЛЕЙКИ РОК

ЭК ЭКЭ КЭ КЭ КЭ КЭ КЭ-КЭ-КЕ-КЬЕ ФИЗИК ВРАЧ ЛУК

АК АКА КА КА КА КА КА-КЯ-КЬЯ ЛИК ФЛАГ ДРУГ

ОК ОКО КО КО КО КО КО-КЁ-КЬЁ  У ВИКИ ШАГ ШТЫКИ

УК УКУ КУ КУ КУ КУ КУ-КЮ-КЬЮ ПЕКИ! СОК ЯЗЫКИ

ЫК ЫКЫ КЫ КЫ КЫ КЫ  ХОДИКИ УТЮГ У БОКА

  • Звук К в словах: веки, потоки, покой, пылкий. кепка, руки, пакет, косы, куда, кекс, как ракета, около, кит, кеды, катить, карта, кошка, кисть, кепи, касса, каждый. колпак, окорок, ткать, какой, какао, клыки, когда, ковыль, кот, колкий, колбаса, куст, кофе.

                                     Г, Г

Заднеязычный звонкий смычный.

  • Звук Г в сочетании с гласными и в словах:

ИГИ ГИ ГИ ГИ ГИ-ГЬИ ФИГИ ИГЛЫ БЕГИ

ЕГЕ ГЕ ГЕ ГЕ ГЕ ГЭ-ГЕ-ГЬЕ СИГИ ВРАГИ ДОГИ

АГА ГА ГА ГА ГА-ГЯ-ГЬЯ РИГА ФУГИ НОГИ

ОГО ГО ГО ГО ГО ГО-ГЁ-ГЬЁ ЯГА УБОГИ ФЛАГИ

УГУ ГУ ГУ ГУ ГУ ГУ-ГЮ-ГЬЮ БЕГАЛИ ПИРОГИ РОГА

ЫГЫ ГЫ ГЫ ГЫ ГЫ-ГИ-ГЬИ ТУГИ ДУГИ ТАЙГА

  • Звук Г в словах: гей-гей, играй, ягодка, другой, вьюга, прыгай, убегай, пугай, голод, гоп, огород, дёргай, Егор, бульдоги, дорога, гелий, голова, Георгий, дуга, Галилей, гул, гуля, голубой, Гаваи, голифе, голубь, гиря, гетры, герой, горд, коряга, фляга, гольф, геология, горка, горох, Глеб.
  • Слова с двойным согласным: Гале – к Гале, голове – к голове, Кате – к Кате. «Я горбатый?» – возмутился як горбатый. Ехал с грибами к Фоме, а заехал к куме.

                                 Р, Р

Сонорные переднеязычные. Для подготовки к упражнениям используют звуки-помощники в сочетаниях: ЗРИ-ЗРИ, ЗРЕ-ЗРЕ, ЖРИ-ЖРИ, ЖРЕ-ЖРЕ, ДРИ-ДРИ, ДРЕ-ДРЕ, ТРИ-ТРИ, ТРЕ-ТРЕ, ПРИ-ПРИ, ПРЕ-ПРЕ,ЕРЕ-ЕРЕ,  ЙРИ-ЙРИ, ЙРЕ-ЙРЕ, ЕЙРЕ-ЕЙРЕ! Жрицы!

  • Звуки Р, Р в сочетании с гласными и в словах:

ИР ИРР ИРРР ТИР ЖИР КЕФИР АБАЖУР

ЭР ЭРР ЭРРР ВЕЕР СЫР ВЕТЕР САМОВАР

ЫР ЫРР ЫРРР ЗЕФИР ПИР БАЗАР КОМАНДИР

АР АРР АРРР ВАР ПАР ЖАР СОР ХОР

ОР ОРР ОРРР ШАР ДАР ЗАГАР БУР КАТЕР

УР УРР УРРР ПОЖАР ПОВАР БОР ЕГОР ФЕДОР

ИРИ ЕРЕ РЕ РЭ РЭРЭРЭ РЫ-РИ-РЬИ ТРЭ-ТРЭ-ТРЭ ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ

ЭРЭ

ЯРЯ РЯ РАРАРА РА-РЯ-РЬЯ ТРА-ТРА-ТРА ТРО-ТРО-ТРО

ОРО ЁРЁ РЁ РОРОРО РО-РЁ-РЬЁ ЫРЫ РЫ РЫРЫРЫ ТРУ-ТРУ-ТРУ

РЫ-РИ-РЬИ УРУ ЮРЮ РЮ РУ РУРУРУ РУ-РЮ-РЬЮ

РЭРР РАРР РОР РЫРР РУРР РЭРРЭ РАРРА РОРРО РУРРУ РЫРРЫ

ТРЭРР ТРАРР ТРОРР ТРЫРР ТРУРР

жиры, сыры, кефиры, зефиры, скверы, пары, грыз, шары, базары,  топоры, дворцы, заборы, пожары, грызун, буры, актеры, ковры, офицеры, повара, ветры, грыжа, веера, хоры, бугры, туры, шоферы, дары, грамм, шустр, бодр, кедр, быстр, педиатр, пестр, градус.

  • Звук Р в словах. Петр, театр, осетр, фетр, литр, шахтер, удар, диктор, свитер, полотер, вербы, первый, ярко, доярка, терка, метры, арка, жарко, каторга, беркут, партия, театры, сербы, фартук, кирка, пурга, арба, шатры, отвар, кадр, позор, трактор, тигр, костры, рысь, рыжик, бурый, корыто, брысь, рычаг, рысак, рывок, рыба, рыбак, рыл, рыжий, крышка, закрыли, разрыли, грыз, порыв, закрыл, крылья, крыса, пассажиры, крыша,  брызги, прыжок, друг, дрын, драп, дрова, дрозд, драться.
  •  Звуки Р, Л в сочетаниях и словах:

ЛРИ-РЛИ ЛРЫ-РЛЫ БЕРИ-ХВАЛИ ВАРИ-ВАЛИ

ЛРЕ-РЛЕ ЛРЭ-РЛЭ РЕЙКА-ЛЕЙКА РЕЧЬ-ЛЕЧЬ

ЛРЯ-РЛЯ ЛРА-РЛА ВАРЯ-ВАЛЯ ГОРЯТ-БОЛЯТ

ЛРЮ-РЛЮ ЛРУ-РЛУ ВАРЮ-ВАЛЮ РУБЛЬ-ЛЮБ

РАК-ЛАК ЮРА-ЮЛЯ ИРА-ИЛЬЯ РЭМ-ЛЭМ ИГРЫ-ИГЛЫ ГОРЫ-ГОЛЫЙ РИС-ЛИС ПОРИ-ПОЛИ СЕРЫЙ-СЕЛО ХОР-ЛОР ПИР-ПИЛ СПОР-ПОЛ ТЕРКА-ТЕЛКА ЛАВРЫ ГОРЛО АПРЕЛЬ КРЫЛО ГОРЕЛКА ТАРЕЛКА КРИСТАЛЛЫ АКВАРЕЛЬ КРОЛИК ПРОТОКОЛ ГЛУХАРЬ КАДРИЛЬ КРЕСЛО ВЕРБЛЮД РЫБОЛОВ ПРОХЛАДА БЕРЛОГА ПЕРЕЛЕТ ЛЕКАРЬ.

  • Звуки Р, Л во фразах: Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает. Мертвого не вылечишь, а дурака не выучишь. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Сражайся смело за правое дело. Тупорылая свинья под дубом рыла. Трус на словах храбр. Мыло серо, да моет бело. У рябины рядом с грядкой пряха пряла пряжи прядку. Сверкают на морозе у саней полозья. Прилетели голуби сели возле проруби. Куры клевали крупку. Лара у Вали играет на рояле. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Человек не орех, сразу не раскусишь. Не то здорово, что было здорово. Плохонько плавал Прохор в пруду – в проруби плавать пристало ему. Упал Марат – замарал он пять лопат. Либретто «Риголетто». Король – орел. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером. Коростель скрипит: крэкс-крэкс-крэкс. Вятский народ хваткий: в лыковый колокол лаптем звонил.
  1. Афоризмы в интонациях.

                                   

  ЗАНЯТИЕ 7

       Актерское мастерство

  1. «В траве сидел кузнечик…»
  2. «Мафия»
  3. Богатство животных ролей в этюдах
  4. Передать чувства (работа в парах)
  5. Ожившие предметы ( по группам: предметы на улице, в быту, медицинские предметы)

     Голосо-речевой тренинг

  1. Разминка: массаж, дыхание.
  2. Произношение согласных звуков

                          Л, Л’

Звуки переднеязычные сонорные щелевые

  • Звук Л в сочетании с гласными и в словах

ЫЛ ЫЛЫ ЛЫ ЛЫЛЫЛЫ БЫЛ ПЫЛ ТЫЛ ОТДЕЛ

ЭЛ ЭЛЭ ЛЭ ЛЭЛЭЛЭ ВЫЛ МЫЛ ПИЛ ВИЛ

АЛ АЛА ЛА ЛАЛАЛА ОТГУЛ СТУЛ ДУЛ ГУЛ

ОЛ ОЛО ЛО ЛОЛОЛО СТВОЛ ПОСОЛ ПОДВАЛ ОПАЛ

УЛ УЛУ ЛУ ЛУЛУЛУ УПАЛ ТОЛ ФУТБОЛ ВОЛЕЙБОЛ

ИЛ ИЛИ ЛИ ЛИЛИЛИ БАЛ ВАЛ ДАЛ КОЛ ЛЫКО

Лыжи, полы, вилы, волы, валы, силы, лава, лай, лавка, лак, лапа, ладонь, лупа, лоб, лодка, локоть, лук, пилы, полый, талый, полка, палка, галка, колпак, клад, клок, клык, пекло, глава, гладкий, глухота, хлопоты, плыть, плот, углы, узлы, повидло, белый, колко, дятлы, башлык.

  • Звук Л во фразах: Мыла пол и полки Лола. Клава ловко лук полола. Балалайкой побаловали. Павел играл в футбол. Пол подмел пол. Волк выл. У Аллы лайка. Полка упала. Все было белым-бело. Посол умело играл в футбол. Толпа пятилась. Теплое одеяло укрывало Аллу. Плыло белое облако. Елка, елка, елочка, колкая иголочка. Дятел сидел на елке и долбил щелки. Около кола колокола. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Вакула бабу обул, да и Вакулу баба обула. Что лживо, то и гнило. Ловит волк, довят и волка. На словах - что на гуслях, А на деле – что на балалайке. Маланья-болтунья молоко болтала – выбалтывала, да не выболтала. Свинья тупорыла, белорыла полдвора рылом изрыла. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя. Лапти из лыка. Шила, мыла, гладила, катала пряла да лощила – а все языком. Золото – не золото, не побывав под молотом. Балалайск полон металлолома. Село на прополке. Было дело под Полтавой. Плывет Володин флот.

                       

                М, М’, Н, Н’

Звук М – губной, Н – переднеязычный

  • Звук Н в слогах и словах

ИНИ ЭНЭ НЫ-НИ-НЬИ ЛИНИЯ ВИНА ОН

ЕНЕ АНА НЭ-НЕ-НЬЕ ЛИНЯ ВЕНЯ ОНА

ЯНЯ ОНО НА-НЯ-НЬЯ ЛЕНА НИНЕЛЬ ОНИ

ЁНЁ УНУ НО-НЁ-НЬЁ ЛИАНА НЯНЯ ОБМАН

ЮНЮ ЫНЫ НУ-НЮ-НЬЮ МАЛИНА ЛИВЕНЬ

Сын, война, Нонна, больной, Анна, нет, сильный, ванна, ныть, несомненный, Нива, номер, ровный.

  • Звук М в сочетаниях и словах:

ИМИ ЭМЭ МЫ-МИ-МЬИ МУМИЯ ЗНАМЯ

ЕМЕ АМА МЭ-МЕ-МЬЕ ВОВРЕМЯ ЛИМОН

ЯМЯ ОМО МА-МЯ-МЬЯ ВРЕМЯ МИЛА

ЁМЁ УМУ МО-МЁ-МЬЁ СЕМЯ МИМО

МЮ ЫМЫ МУ-МЮ-МЬЮ ПЛАМЯ МИЛЬ

Мама, мыть, мрамор, фильм, мил, мы, май, марка, пальмы, мел, милый,  мыло, мнение, май, марка, пальмы, химия, мял, Михаил, мякоть, мед, дым, мал, домна, программа, магазин, мул, мэр – мерь – семье, Мария – полымя – скамья, мэтр – метр – премьер.

  • Звуки М, Н во фразах: Медведь-медоед у Маши на кармашке. «На мели мы лениво…» В лиманы манили Маню. Мама мыла Милу. Мало меда – много пчел. Мила мыла малину. Мама Милу мылом мыла. Где хотенье, там и уменье. Один ум – пол-ума, три ума – полтора ума, два ума – ум. И Гомер иногда дремлет. Мавра семьдесят семь дум думает. Думает думу милая дама в думе. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. На меду медовик, а мне не до медовика. Самшит, самшит, как ты крепко сшит. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке. Смой под душем тушь. У Майи на майке медальон. Велик телом, да мал делом. Титаном можешь ты не быть, но самоваром быть обязан. Твоими бы устами да мед пить. Кого-то молния искала, ломая спички в мокрой мгле. Болен я радикулитом, простужаться мне нельзя… И спокойно, деловито отвечают мне друзья: - Не печалься, милый Коля, ну о чем тут разговор! Оказать готовы другу мы пустячную услугу: с кратковременным дождем мы хоть месяц подождем. ( Н. Карпов)
  1. Афоризмы в интонациях (работа в парах)
  2. Проверка «Антисловаря»

                     

                                ЗАНЯТИЕ 8

   

   Актерское мастерство

  1. «Рыбка»
  2. «Круги внимания»

Расширение кругов внимания

А) Мишка – прилавок – магазин игрушек

Б) роза – ваза – цветочный магазин

Сужение кругов внимания

А) лес – деревья – гнездо

Б) город – улица – фонарь

    Менять ритм. Далее – работа непосредственно в группе: публичное одиночество, средний круг внимания – мои ближайшие соседи, большой круг внимания – вся комната, группа, здание.

  1. «Цирк», этюды на тему «Цирк» в м-группах.
  2. Зачет по передаче чувств.

     Голосо-речевой тренинг

  1. Разминка: дыхание, массаж
  2. Зачет по интонациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по актерскому мастерству "Творческий этюд"

Творческий этюд - воплощенные в действиях жизненные наблюдения, которые постоянно обогощают и совершенствуют творческую личность....

Конспект занятия по актерскому мастерству "Сотвори себя сам"

Желаете избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу?Организуйте занятие "Сотвори себя сам"!...

Занятие по актерскому мастерству:«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Концентрация внимания на одном или нескольких объектах.Знакомство с дополнительными выразительными средствами актера....

Примерный план занятия по актерскому мастерству с применением игровых технологий

Занятие по теме "Действие" (актерское мастерство). В материал включены конкретные упражнения....

Занятие по актерскому мастерству «Искусство быть разным»

Материал содержит план занятия по актерскому мастерству для детей 9-12 лет, презентацию. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....

Презентация к занятию по актерскому мастерству "Искусство быть разным"

Материал содержит презентацию к  занятию по актерскому мастерству для детей 9-12 лет. Материал предназначен для педагогов образовательных организаций....

Конспект занятия по актерскому мастерству «Работа над созданием сценического образа»

Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов...