МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА:
«ДОРОГА ДОБРА В СКАЗКЕ К. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МКОУ "ООШ х.Дубянск"
Даневич А.В.
Пояснительная записка
Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь
познания.
Сенека
В связи с требованиями ФГОС общего образования мы говорим о современных требованиях к уроку русского языка и литературы. Инновационное развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития; учащийся действует как субъект собственной УД; нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;
развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
В работе представлен открытый урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной В.Я). Тип урока - урок «открытия» новых знаний, который включает в себя деятельностную цель (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия) и содержательную цель (расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов).
На уроке опиралась на принципы деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Использовала исследовательскую деятельность (повторяли, вспоминали, читали, пересказывали), поисковую (доказывали, объясняли, оценивали, сравнивали). Обучающиеся получили домашнее задание оптимального объема, дифференцированное, доступное.
Конспект урока
УМК: учебник В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из сказки, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Цели:
Метапредметные:
Развивать личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.
Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.
Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.
Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.
Предметные цели:
-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;
-Совершенствовать навыки выразительного чтения;
-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
1. Участие в целеполагании учебной деятельности.
- Формулирование и письменная фиксация цели урока.
- Слушание, устная и письменная работа по произведению.
- Выразительное чтение вслух фрагментов художественного текса.
- Анализ прочитанного и заполнение таблицы.
- Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.
- Составление ассоциативных схем.
Виды деятельности учителя на уроке:
- Направление в целеполагании.
- Направление в овладевании знаниями.
- Контроль над выполнением заданий.
- Стимулирование учебной деятельности обучающихся.
Планируемые личностные результаты:
-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой природы).
-Повышение уровня ответственности за свои поступки.
-Осознание своей положительной роли в обществе.
-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.
-Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского и осознание ценности творчества писателя в русской литературе.
Планируемые метапредметные результаты:
-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственное отношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;
-Умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;
-Умение работать в группе, строить общение с классом, учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;
-Уметь отбирать материал и работать с ним.
Планируемые учебные результаты:
-Развитие навыков анализа художественного текста;
-Совершенствование навыков выразительного чтения;
-Расширение знаний о реальном и фантастическом.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята! -Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Наши глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные. Нам сразу становится тепло на душе, хочется творить добро. | Обучающиеся готовятся к уроку.
| Личностные: мотивация учения. Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2.Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.
| Организация актуализации изученных способов действий, для проблемного изложения нового материала. Сформулировать тему урока.
| Чтение учителем стихотворения М.Шехтера "Добрые слова" -Найдите ключевые слова в этом стихотворении. -Ребята, так о чем же сегодня мы будем говорить? -Сейчас прозвучало слово «добро», а как вы его понимаете? Что для вас означает слово "добро"? -К.Г.Паустовский писал:«Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной…» -Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. -Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, изучая сказку Паустовского? Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова. -Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Учитель вместе с детьми выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в листах самооценки.) -Тему добра мы рассмотрим в движении. -Итак, тема нашего урока - «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб». -Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, сформулировав по заданному началу: сегодня на уроке я…
|
Добрые слова, добро... О добре.
Под руководством учителя составляют кластер «добро»
Ответы уч-ся: Познакомимся с понятием что такое добро, найдем добрых и злых героев ит.д.
Уч-ся: Доброта в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
( Варианты детей. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке- проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…)
| Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: целеполагание, планирование. |
3. Пробное учебное действие | Открытие нового через пробное учебное действие
| - Теперь проверьте себя. насколько точно вы помните содержание текста. На столах у Вас лежат тесты. Ответьте на вопросы и запишите ответ. - Ребята, закончив выполнять задание, передайте его соседу по парте. Проверьте работу одноклассника. Оцените ее, посмотрев на слайд. - Поставьте свою отметку в оценочный лист.
| Работа с тестом.
Взаимопроверка.
Работа с оценочным листом.
| Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация. Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез. Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль. |
4. Проблемное объяснение нового знания.
| Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. | 1) Анализ текста. Беседа по вопросам: -Кто такой Филька? -Почему его прозвали «Ну тебя»? -А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей. Соответствует ли имя мальчика его поступкам? (Просмотр мультфильма) (02.47.-04.46.) -Ну, как вам мальчик Филька, понравился? -Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конем? - Что последовало за его злобным поступком? - Филька один такой жестокий? Есть ли ещё в сказке упоминание о злом человеке? Зачитайте в тексте. - Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи? | -Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!»
-Жестоким, злым.
-За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала на землю лютый мороз. Выразительное чтение отрывка. С.75-76 учебника
-Филька похож на человека с охлажденным сердцем.
| Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация. Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез. Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль. |
5. Минута релаксации.
|
|
Проводит физкультминутку. |
|
|
6. Первичное закрепление. | Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации. Закрепление знаний. | Ответы на вопросы. -Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? -Что решает сделать главный герой? -Как мальчик исправил свою вину? -Сейчас я предлагаю проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушки, и каким он стал после. Самостоятельная работа. -Перед вами лежат заготовленные кластеры- таблицы, заполните таблицу.
| Филька до | после | разговора с бабушкой | Отношение к окружающим |
| Отношение к лошади |
| Речевая характеристика |
|
-Как произошло примирение Фильки и коня? Найдите в тексте. -Какое правило соблюдается во всех сказках? А в сказке "Теплый хлеб"? - Ребята, когда вы читали это произведение, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? -Что же сказочного можно здесь увидеть? |
Ответы учеников.
Работа у доски в парах, остальные учащиеся продолжают беседу.
Читают отрывок с.80-82
-Добро побеждает зло.
| Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция. |
7. Включение в систему знаний. | Формирование системы знаний об окружающей действительности. | 1)Беседа:- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? Символом примирения в сказке становится хлеб. Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: «…Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба…» -Итак, мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. - Посмотрите на слайд. Это тоже «теплый» хлеб, он особенный. Это кусочек блокадного хлеба – хлеба жизни. Хлеб в годы блокады Ленинграда стал практически единственной пищей. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные - по 125 г. При этом "блокадный" хлеб состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки) , был сырой. - А кто знает, как относились на Руси к хлебу? -Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. 2)-Давайте напишем синквейн на тему «Хлеб». Работа в группах - Когда хлеб становится теплым? 3)Словарная работа. Значение слова тёплый по словарю Ожегова: А) дающий, источающий тепло ; Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер); В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната); Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый. -В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?
| -Хлеб примирил Фильку и коня.
Ответы учеников.(Хлеб издавна являлся главной пищей крестьян, он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство).
Составляют в группах синквейн. Читают варианты.
Чтение статьи словаря.
Ответы детей. | Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляци.
|
8.Анализ учебной деятельности совместно с учащимися.
| Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | Вернёмся к нашей теме «Дорога добра в сказке…» -Удалось Фильке вернуться на эту дорогу? -Филька прошел трудный путь. Дорога была непростой. Он смог осознать свой плохой поступок, смог преодолеть себя и стал хорошим мальчиком. Какой вывод сделаем? Каждому свойственно ошибаться, и если ты осознал свой поступок, смог его исправить, это хорошо. -Итак, ребята, мы рассмотрели дорогу добра, которую прошел Филька. |
Да. Хотя было не просто…
| Регулятивные: умение оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. |
9. Рефлексия. | Самооценка, самоанализ | Домашнее задание: 1) Создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу пословицу; 2)Продолжите фразу: Дорога добра – это... -На партах у вас лежат смайлики, дорисуйте их, чтобы было понятно ваше настроение. Заполните оценочный лист. Включает песню «Дорогою добра», прослушивание. -Я желаю всем вам, дети, идти только дорогою добра и никогда не сворачивать с этого пути. Спасибо за работу. Урок закончен. | Работа с оценочным листом, листом- рефлексии. | Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: разрешение конфликтов. Регулятивные: оценка, саморегуляция. |