Путь Фильки к добру в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Чеснокова Елена Ивановна

Конспект урока литературы по ФГОС в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass_paustovskiy_tyoplyy_hleb.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путь Фильки к добру в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Метапредметные УУД:

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное. Формируется желание прощать, совершать добрые поступки.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану, формулирует тему, задачи урока.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Тип урока:  урок  «открытия» новых знаний.
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, словари, карточки с заданиями.
Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Метод – проблемно-поисковый.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап мотивации

- Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

- Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).

- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет.

- Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?

Слушают.

Размышляют, выстраивают монологические высказывания.

(Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) это радость, спокойствие.

О добре и зле в сказке Паустовского.

Умение слушать, размышлять. Строить монологические высказывания.

Постановка учебных задач

- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему?

Рассмотреть противостояние добра и зла, какие-то человеческие качества на примере сказки «Тёплый хлеб». Дорогу Фильки от зла к добру.

Формулирование темы и задач урока

Совместное исследование проблемы

- Вы прочли сказку «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.

- Ну а теперь предлагаю пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его.

- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»

- Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?


- Что изменилось после этого поступка? 
- Как бабушка объяснила наступивший холод?

- «Он умер от охлаждения сердца. Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу». Как вы понимаете эти слова?

- Что понял Филька после услышанного? Как мы называем такое душевное состояние?

- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? Как?

-  Какое же решение принимает Филька?

- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? Правильно ли они поступили?

 

А мы всегда отвечаем добром на зло?


- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Прочитайте выразительно последний эпизод. 

-  С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо?

- Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»
- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
- Почему конь простил Фильку?

Доказывают, рассуждают.

Зачитывают предложения, слова.

Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.

«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».
«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».
«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.

Пересказ истории, которую рассказала бабушка.(индивид. задание) 

Филька понял, что совершил зло. Раскаяние.

Панкрат, бабка. Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.

Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти.

Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.  

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

Читают эпизод. Рассуждают.

 На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости. Он просил прощения.

Читают.

Рассуждают.

Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.

Умение рассуждать, строить монологические высказывания, читать выразительно,  доказывать свои рассуждения.

Этап самостоятельной работы

Давайте обозначим путь Фильки от зла к добру. Класс делится на группы. Даются карточки с заданиями каждой группе.

 1.2.3. Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор. Злодеяние           осознание        раскаяние       преодоление        искупление  благодарность

4. Найти в словаре значение слова «тёплый».  В каком лексическом значении употреблено слово теплый в названии сказки «Теплый хлеб»? Как называется это средство выразительности?
- Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? 
- Итак, в чем смысл названия сказки?

5. Найти в словаре значение имени Филька.

- Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя?

Работают в группах. Работают со словарём. Рассуждают, спорят, доказывают.

Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб – это результат общего дела. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика

Филипп – любящий лошадей. Он заранее предполагал хороший финал

Осуществлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Этап построения выводов

 Итак, какой волк победил в Фильке?

Какие человеческие качества «вскормили этого доброго волка»? Какие человеческие качества помогли ему прийти к добру?

Раскаяние, осознание вины, добрые поступки, благодарность, желание помочь, исправить ошибки

Умение обобщать, делать выводы.

Этап объяснения дом.зад.

На выбор:

Вопрос № 3, 4 на стр. 82.

 Письмо Фильке.

Записывают дом. зад.

Этап рефлексии

На какие мысли натолкнул вас сегодняшний урок? Как вы будете кормить своего волка?

У вас листочки бумаги на столах, обведите ладошки и  на каждом пальчике напишите, чем вы будете «кормить своего волка».

Работают в группах. Подводят итоги урока.

Добрые поступки, помощь родителям, хорошая учёба, прощение, раскаяние, вежливость, радость, красота…

Умение выражать свои мысли, эмоции.


Материал к уроку

Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор.

благодарность

злодеяние    

 раскаяние    

  искупление 

  осознание      

 преодоление       

 Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор.

благодарность

злодеяние    

 раскаяние    

  искупление 

  осознание      

 преодоление       

Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор.

благодарность

злодеяние    

 раскаяние    

  искупление 

  осознание      

 преодоление       

1. Найти в словаре значение слова «тёплый».

2.  В каком лексическом значении употреблено слово теплый в названии сказки «Теплый хлеб»

3. Как называется это средство выразительности?
4.  Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? 
5.  Итак, в чем смысл названия сказки?

1. Найти в словаре значение имени Филька.

2.  Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя?

3. Что в сказке реальное, а что фантастическое?

Реальное

Фантастическое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока:  Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»....

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")

Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....