Путь Фильки к добру в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы по ФГОС в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_paustovskiy_tyoplyy_hleb.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Путь Фильки к добру в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное. Формируется желание прощать, совершать добрые поступки.
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану, формулирует тему, задачи урока.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование урока: учебник-хрестоматия, словари, карточки с заданиями.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Метод – проблемно-поисковый.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап мотивации | - Начать наш урок хочу с восточной притчи. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение? - Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей). - Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. - Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? | Слушают. Размышляют, выстраивают монологические высказывания. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) это радость, спокойствие. О добре и зле в сказке Паустовского. | Умение слушать, размышлять. Строить монологические высказывания. |
Постановка учебных задач | - Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему? | Рассмотреть противостояние добра и зла, какие-то человеческие качества на примере сказки «Тёплый хлеб». Дорогу Фильки от зла к добру. | Формулирование темы и задач урока |
Совместное исследование проблемы | - Вы прочли сказку «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка. - Ну а теперь предлагаю пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки. - Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. - Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»
- «Он умер от охлаждения сердца. Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу». Как вы понимаете эти слова? - Что понял Филька после услышанного? Как мы называем такое душевное состояние? - Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? Как? - Какое же решение принимает Филька? - Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? Правильно ли они поступили?
А мы всегда отвечаем добром на зло?
- С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо? - Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!» | Доказывают, рассуждают. Зачитывают предложения, слова. Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». Пересказ истории, которую рассказала бабушка.(индивид. задание) Филька понял, что совершил зло. Раскаяние. Панкрат, бабка. Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать. Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти. Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло. Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя. Читают эпизод. Рассуждают. На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости. Он просил прощения. Читают. Рассуждают. Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь. | Умение рассуждать, строить монологические высказывания, читать выразительно, доказывать свои рассуждения. |
Этап самостоятельной работы | Давайте обозначим путь Фильки от зла к добру. Класс делится на группы. Даются карточки с заданиями каждой группе. 1.2.3. Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор. Злодеяние осознание раскаяние преодоление искупление благодарность 4. Найти в словаре значение слова «тёплый». В каком лексическом значении употреблено слово теплый в названии сказки «Теплый хлеб»? Как называется это средство выразительности? 5. Найти в словаре значение имени Филька. - Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? | Работают в группах. Работают со словарём. Рассуждают, спорят, доказывают. Нагретый, дающий или содержащий тепло. Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб – это результат общего дела. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика Филипп – любящий лошадей. Он заранее предполагал хороший финал | Осуществлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач. |
Этап построения выводов | Итак, какой волк победил в Фильке? Какие человеческие качества «вскормили этого доброго волка»? Какие человеческие качества помогли ему прийти к добру? | Раскаяние, осознание вины, добрые поступки, благодарность, желание помочь, исправить ошибки | Умение обобщать, делать выводы. |
Этап объяснения дом.зад. | На выбор: Вопрос № 3, 4 на стр. 82. Письмо Фильке. | Записывают дом. зад. | |
Этап рефлексии | На какие мысли натолкнул вас сегодняшний урок? Как вы будете кормить своего волка? У вас листочки бумаги на столах, обведите ладошки и на каждом пальчике напишите, чем вы будете «кормить своего волка». | Работают в группах. Подводят итоги урока. Добрые поступки, помощь родителям, хорошая учёба, прощение, раскаяние, вежливость, радость, красота… | Умение выражать свои мысли, эмоции. |
Материал к уроку
Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор.
благодарность
злодеяние
раскаяние
искупление
осознание
преодоление
Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор.
благодарность
злодеяние
раскаяние
искупление
осознание
преодоление
Расположите в логической последовательности ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор.
благодарность
злодеяние
раскаяние
искупление
осознание
преодоление
1. Найти в словаре значение слова «тёплый».
2. В каком лексическом значении употреблено слово теплый в названии сказки «Теплый хлеб»?
3. Как называется это средство выразительности?
4. Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?
5. Итак, в чем смысл названия сказки?
1. Найти в словаре значение имени Филька.
2. Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя?
3. Что в сказке реальное, а что фантастическое?
Реальное | Фантастическое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
На уроке используется презентация, тест на знание текста....
Урок литературы в 6 классе Тема «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
урок закрепления изученного...
Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...
Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»....
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")
Урок литературы в 5-м классе по теме "Трудный путь к добру" (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб")...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....